Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды воображения




Воображение может функционировать на различных уровнях. Различие их определяется, прежде всего, тем, насколько активно, сознательно относится человек к этому процессу. По степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать.

Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстрой 1ствах. полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения является галлюцинация, при которой человеком воспринимается несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден в его реальности. Вольное воображение рисует чертей, чудовищ, опасные ситуации, В отличие от пассивного воображения активное воображение может быть воссоздающим и творческим. Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Этот вид воображения является непременным атрибутом любой учебной деятельности и проявляется при чтении литературы, изучении географических карт исторических описаний, рассмотрении чертежей и проектов. Создание образов воссоздающего воображения может происходить со слов других людей на основании письменных и вещественных документов. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему/словесную, графическую, нотную и т д. имеющимися у него знаниями.

Творческое воображение выражается в создании нового, оригинального образа, идеи. В данном случае понятие «новые» может иметь двоякое значение как объективно новое и как субъективно новое Объективно новые образы это образы таких предметов, которые не существует в действительности ни в материальном, ни в идеальном виде. Субъективно новое - это то, что ново для данного человека. Творческое воображение представляет собой активное, целеустремленное оперирование наглядными представлениями в поисках путей удовлетворения потребностей Отличительной особенностью. Творческого воображения является то, что объект создаваемого образа не существует в действительности, что формируется нечто новое. Создание образа стимулируется не только потребностями человека, но и интересами всего общества, уровнем его развития. Творческое воображение проявляется во всех видах искусства, в изобретения и в области науки и техники. Продукт творческого воображения не всегда может быть реализован, т.е. воплощен в виде вещи, но образ может оставаться на уровне идеального содержания, поскольку реализовывать его на практике невозможно.

Нужно отметить относительно различий между воссоздающим и творческим воображением. При воссоздающем воображении, гак же и при творческом, образы объектов создаются, творятся вновь. С Л Рубинштейн предлагает также различать конкретное и абстрактное воображение, различны, по могут быть образы единичные, вечные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы Возможна целая иерархия или ступенчатая система наглядных образов, отличающихся друг от друга различными в каждом из них соотношением единичного и общего. Соответственно этому существуют многообразные виды воображения - более конкретного и более абстрактного.

Особым видом воображения является мечта как образ желаемого будущего. Мечтать - значит создавать образы будущего, приятные для нас, образы того, что человек хотел бы осуществить, но в данный момент времени не может, того, что удовлетворяет самые сокровенные желания. Мечта выступает необходимым условием претворения в жизнь творческих сил человека. Можно говорить о реальности и нереальности мечты. В первом случае мечта по своей сути тождественна, цеди деятельности, и человек отчетливо представляет ее содержание и пути достижения. Для нереальной мечты характерно лишь ее содержание при отсутствии пли невозможности путей реализации. Нереальная мечта практически неотделима от грез, которые захватывают человека и позволяют компенсировать жизненные проблемы в плане воображения

В отличие от грез мечта всегда активна и выступает в качестве побудительной причины, мотива деятельности, результат который по каким-то причинам оказался отсроченным. По сути дела достичь мечты невозможно, т.к. на этом моменте заканчивается развитие. Воплощенная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность вызывает новую мечту

Английский ученый Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества:

1. подготовка /зарождение идеи/,

2. созревание /концентрация, «стягивание» знаний, прямо косвенно относится к данной проблеме, добывания недостающих сведений,

3. озарение /интуитивное схватывание искомого результата/.

4. проверка

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость, возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операции анализа и синтеза В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений па составные части (анализ) и последующим их соединением в новые сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер.

Наиболее ярко аналитико-синтетический характер воображения проявляется в приеме агглютинации (в перевозе с греческого «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так например, образ водяной русалки представлениях создался из образов женщины (голова, туловище) рыба (хвост) и зеленых водорослей (волосы) Таким are образом созданы кентавр и сфинкс.

Аналитическим процессом создания образов можно считать и акцентирование, которое заключается в том, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяя по величине и делая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала -иначе было бы не известно кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолют другие черты.

Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола) или уменьшив его (литола). Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего телосложения, ростом «выше леса».

Конструирование представлений воображения может идти и интерическим путем. В том случае если представления, из которых создается фантастический образ, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выходят на первый план, то говорят о схематизации. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира.

Схематизация является как бы подготовительным этапом в наиболее сложному приему творческого воображения - типизации, процессу разложения и соединения. В результате чего выкристализировывается определенный образ. В образе художник обычно стремится передать определенный более или менее осознанный замысел. Одни черты опускаются, как бы выпадают из внимания, другие упрощаются, освобождаются от частности, третьи же усиливаются, а в целом весь образ преобразуется.

Воображение ребенка шестилетнего возраста.

I. характеристика образов воображения ребенка

Воображение в этом возрасте проявляется особенно ярко по сравнению с предшествующими годами. Неуемной фантазии шестилетнего ребенка трудно не поразится.

«Отлет» же детского фантазирования от действительности заключается главным образом в том, что ребенок, как справедливо отмечал Л.С. Выгодский, не знает основных закономерностей объективной действительности и поэтому легко нарушает жизненную реальность. И видимое богатство детской фантазии является в действительности проявление скорее слабости критической мысли ребенка, чем силы его воображении.

Воображение ребенка, возникнув на границе раннего и дошкольного возраста, переживает серьезные изменения в дошкольном возрасте. Наряду с дальнейшим развитием непроизвольного воображения появляется качественно новый тип воображения - произвольное воображение. Его появление и дальнейшее развитее психологи связывают с возникновением новых, более сложных видов деятельности, с изменением содержания и форм общения ребенка с окружающими, в первую очередь со взрослыми.

В начале образы произвольного воображения возникают под влиянием словесных воздействии взрослого в сюжетно-ролевой игре.

Несколько позже произвольное воображение проявляемся и в других видах деятельности, требующих предварительного планирования/рисование, лепка, конструирование, труд, учение и другое.

К шестилетнему возрасту возрастает целенаправленность воображения ребенка, устойчивость его - замыслов. Это в частности находит выражение в увеличении продолжительности игры на одну тему, в большей устойчивости ролей, в более детальном предварительном планирования ее хода/Т.А Репина, А.П Усова и др./

Важную роль в развитии воображения ребенка играет внешняя опора. Если на первых этапах, в период своего зарождения, воображение школьника практически неотделимо or реальных действий с игровым материалом и определяется характером игрушек, атрибутами роли, сходством предметов заместителей с заменяемыми предметами, то у детей 6-7 лет уже нет столь тесной зависимости игры от игрового материала и воображения уже может находить опору в таких предметах, которые непохожи не заменяемы.

Образам воображения в этом возрасте присуще особая яркость, наглядность, подвижность и изменчивость.

Нельзя не обратить внимание на большую эмоциональную окрашенность образов детского воображения Она особенно заметно проявляется в творческих играх. Дети стремятся к привлекательным, с их точки зрения, эмоционально насыщенным ролям. И огромное значение игры в психическом развитии ребенка в значительной степени объясняется тем, что чувства, испытываемое играющим ребенком, - настоящее. Немало искренности вкладывает ребенок в созданные им образы, lie зря советский крупнейший режиссер КС. Станиславский советовал актерам учится игре у детей. Высокой эмоциональностью отличаются и рисунки, стихи, сказки детей шестилетнего возраста.

Воображение шестилетнего ученика часто носит воссоздающий /репродуктивный характер. Оно помотает представить то, о чем говорит учитель, что написано в книге, чего еще не было в непосредственном опыте, памяти ребенка/события истории и будущее, дальние страны, удивительные, редкие животные, растения и т.п./. но воображение ребенка этим не ограничивается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.