Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция: социальная работа с молодежью

Молодежь – социально-демографическая группа, которая выделяется на основе совокупности возрастных характеристик, социального положения, социально-психических свойств, определяющихся общественным строем. Возрастные границы – от 16–17 до 25–30 лет.

В соответствии с Законом Украины “О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине” создана система социальных служб для молодежи, которая выполняет государственные задания в отрасли молодежной политики. Совокупность социальных заведений, образованных соответственно нормативным актам, составляет трехуровневую систему центров социальных служб для молодежи – государственного, регионального, местного уровней, которые представляют собой разные формирования (методические кабинеты, экспериментальные площадки, школы передового опыта); специализированные службы (центры молодые, группы риска, молодежные биржи занятости, телефоны доверия, воскресные школы для детей-инвалидов). Такая разветвленная система социальной помощи, защиты и поддержки молодежи разных категорий действует в Украине сегодня.

Следовательно, поле деятельности социального педагога с молодежью многоаспектное. Определим основные направления работы социального педагога с молодежью:

- профориентационная работа с молодежью;

- профилактическая работа среди молодежи (профилактика ВИЧ-инфекции, СПИДа, употребления наркотиков и психоактивных веществ среди подростков и молодежи);

- трудоустройство молодежи;

- организация деятельности трудовых объединений молодежи Украины;

- работа с призывной молодежью, военнообязанными;

- социально-педагогическая работа с волонтерами;

- социально-педагогическая работа с молодыми семьями;

- социальная работа с молодыми женщинами;

- подготовка молодежи к семейной жизни;

- содержательный досуг молодежи и др.

Рассмотрим содержание некоторых направлений работы социального педагога с молодежью.

Проблема трудоустройства комплексная и глобальная. Именно безработица приводит к росту криминализации, количества совершенных молодежью преступлений, люмпенизации населения, потери молодым лицом адаптационных возможностей к жизни, что вызывает социальную апатию, психологическую и политическую инертность молодежи, вызывает суицид. Согласно с исследованиями американских социологов, повышение лишь на 1% уровня безработицы приводит к росту числа самоубийств на 4%, убийств – на 5,75%, к увеличению числа пациентов психиатрических клиник на 4%. Выезд работоспособного населения за пределы страны – еще одно из негативных последствий безработицы, что приводит к интеллектуальному обнищанию нации.

Помощью в решении этих вопросов может стать, во-первых, предоставление социально-психологической и юридической помощи, которая основывается на выполнении социальными работниками таких нормативно-законодательных документов:

- Закона Украины “О занятости населения”;

- Закона Украины “О содействии социальному становлению и развитию молодежи Украины”, “Государственной программы занятости населения” 1997–2000 гг.;

- Национальной программы “Дети Украины”;

- Указа Президента Украины от 06.10.1999 г. “О мероприятиях по обеспечению трудоустройства молодые”;

- Постановления Кабинета Министров Украины № 1059 от 18.06.1999 г. “О состоянии реализации государственной молодежной политики”.

Формами и методами работы стали:

1. Информационная помощь: формирование, составление специальных банков данных об учебных заведениях, условия обучения в них, о льготных категориях молодых, предоставление информации о возможностях повышения квалификации, переквалификации; телефонное информирование (прямые линии), сотрудничество со средствами массовой информации; издание рекламных информационно-справочных материалов.

2. Профориентационная работа: лекции, беседы, индивидуальная, групповая помощь в получении достаточной информации об избранной профессии (“основы профориентации”, “Молодежь на рынке труда”), тестирование, анкетирование, социально-психологические тренинги.

3. Содействие трудоустройству и вторичной занятости молодежи. Ежегодно безработица имеет тенденцию к росту и включает в себе ряд социальных проблем. Армия незанятых молодых людей, а численность таких в 1999 году составляла 374 589 чел., что составляет 31,1% от общей численности безработных, вызывает, с одной стороны, обеспокоенность, а с другого – поиск путей, мероприятий с целью обеспечения производительной занятости молодежи, социальной защиты несовершеннолетних, молодежи, инвалидов, сирот, выпускников общеобразовательных школ и высших учебных заведений, а также женщин, которые воспитывают детей до 6 лет.

Методы работы социального педагога с молодежью:

1. Анкетирование, тестирование, опрос.

2. Лекции, беседы, диспуты, встречи, конференции, семинары, телефонное информирование.

3. Организации и проведение клубных объединений.

4. Патронажное обслуживание, рейды-проверки.

5. Временное трудоустройство.

6. Волонтерское движение.

7. Подготовка и распространение информационных открыток, методических разработок.

8. Работа со средствами массовой информации.

Острой в нашей стране стала проблема ухудшения здоровья девушек и женщин. Так, в Украине свыше 93 тыс. женщин-инвалидов и их количество растет. Только 3 млн. женщин погибли из-за беременности и родов, ежегодно в репродуктивный возраст вступает 12–14 тыс. девочек с тяжелой соматической патологией, которая в будущем влияет на беременность и роды; высокий уровень абортов в стране, но особенно настораживает тот факт, что каждый год регистрируется почти 300 абортов среди девочек до 14 лет.

Одним из негативных явлений является рост сексуальной эксплуатации молодых женщин, как результат – увеличение количества венерических болезней, заболевания на СПИД.

Насилие относительно девушек и женщин является очень актуальной проблемой. Данные социологических опросов показывают, что 12% опрашиваемых молодых женщин становятся жертвами физического и психологического насилия. Растет количество преступлений, которые совершили женщины. Так, в некоторых регионах Украины этот показатель вырос к 10% от общего уровня преступности.

Социальные педагоги в своей работе с женской молодежью используют разные формы и методы работы:

- индивидуальные, групповые, массовые;

- курсы лекций по темам: “Девушка, женщина и мать”, “Влияние временных половых связей на психику девушки-подростка”, “Физиологичные и психологические особенности девушки-подростка”, “Половое дозревание и гигиена женщины”, “Половые отношения и методы предотвращения беременности”, “Конфликты и пути управления ими”, “Профессиональное самоопределение, торговля женщинами” и др.

К проведению лекций привлекаются специалисты (врачи, гинекологи, психологи, педагоги), которые проводят:

- семинары-практикумы по проблеме;

- круглые столы (“о ликвидации всех форм дискриминации женщин”);

- семинары-дискуссии (“женщина и наука”);

- конференции (“белое рабство”);

- тренинги по вопросам правовой защиты женщин; психологической защиты и тому подобное;

- конкурсы (“Юная мама”, “Мисс молодость”, “Мисс обворожительность”);

- культурно-массовые мероприятия по случаю 8 Марта, Международного дня семьи, Дня Матери и тому подобное.

Сложные явления военной жизни (специфика службы, дедовщина, экономические, психологические проблемы) ведут к потере адаптационных возможностей и к люмпенизации, маргинализации, пауперизации, криминализации.

Поэтому деятельность социального педагога по военно-патриотическому воспитанию молодежи, подготовка к службе в Вооруженных Силах, по вопросам социальной адаптации до службы является актуальной в наше время.

Эта деятельность социального педагога предусматривает такие разновидности:

- исследовательская деятельность (относительно старшеклассников);

- организационная деятельность (создание клубов, проведения семинаров);

- информационная деятельность (создание информационных материалов);

- социально-профилактическая деятельность (лекции, тренинги, консультации);

- социальный патронаж (проведение вечеров, фестивалей, встреч с военнослужащими);

- социальная реабилитация (создания реабилитационного центра, пункта).

Среди форм индивидуальной работы можно назвать консультации, “почту доверия”, “телефон доверия”, индивидуально-консультативные встречи.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сложносочиненные предложения в сопоставлении со сложноподчиненными и бессоюзными | Но Христос является не только основателем, но и бессменным Главой Церкви
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1186; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.