КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационное обеспечение в особых условиях, его функции, компоненты, задачи, силы и средства
Основная часть (СЛАЙД) Информационное обеспечение войск в особых условиях представляет собой систему целенаправленных мероприятий, осуществляемых органами военного управления и воспитательной работы по единому замыслу и плану и направленных на оперативное получение достоверной и полной информации, необходимой для успешной реализации поставленных задач, управления морально-психологическим состоянием личного состава, а также своевременного информирования войск (сил) о складывающейся военно-политической обстановке и разъяснения принятых органами государственной власти и военным командованием решений. (СЛАЙД) Система информационного обеспечения воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ – это совокупность сил, организационных структур и средств информационной деятельности в армии и на флоте, ее видов, функций и принципов, а так же разнообразных форм и методов информационного взаимодействия субъектов и объектов, объединенных общностью целей и задач воинской службы. В Вооруженных Силах Российской Федерации информационное обеспечение в интересах системы воспитательной работы в мирное и военное время осуществляют Главное управление по работе с личным составом ВС РФ через соответствующие органы в оперативных стратегических командованиях, объединениях, соединениях и частях видов ВС РФ в соответствии с законодательством РФ, государственной военной и информационной политикой, а также указаниями министра обороны РФ. Непосредственные функции управления информационным обеспечением (планирование, организация, взаимодействие, контроль, оказание помощи войскам (силам)) осуществляют помощники командиров (начальников) по работе с личным составом через соответствующие управления, отделы, отделения и аппараты. (СЛАЙД) Основными компонентами информационного обеспечения войск (сил) в особых условиях, осуществляемого воспитательными структурами, являются: - информационно-аналитическая работа – сбор, изучение и анализ сведений, а также разработка информационных и справочных материалов, необходимых для организации управления войсками (силами, оружием), морально-психологического обеспечения и проведения информационно-воспитательной работы с личным составом в интересах оптимального решения поставленных задач; - информационно-психологическое противодействие – упреждающая (превентивная) или ответная деятельность органов военного управления, воспитательной работы и специальных подразделений, направленная на предотвращение или снижение эффективности предпринимаемых противником информационно-психологических операций и акций; - информационно-воспитательная работа с различными категориями военнослужащих; - информационно-психологические и пропагандистские акции среди населения. (СЛАЙД) Главные задачи информационного обеспечения в особых условиях сводятся: - к созданию необходимых для войск (сил) информационных ресурсов; - оценке военно-политической обстановки на ТВД; - разъяснению целей и характера войны, решений высших органов государственной власти и военного управления, задач, стоящих перед войсками (силами); - анализу сильных и слабых сторон противника, изучению и прогнозированию информационных ситуаций в районе действий частей и подразделений; - формированию высокого морально-психологического состояния войск (сил); - оперативному информированию личного состава, взаимодействию с органами государственной власти в целях использования средств массовой информации и полиграфической базы для организации и проведения воспитательной работы среди военнослужащих. (СЛАЙД) Силами информационного обеспечения являются - должностные лица и органы, занимающиеся непосредственно организацией и проведением этого вида деятельности. Они подразделяются на штатные и нештатные. К штатным относятся: - в бригаде – офицер (специалист) по общественно-государственной подготовке и информированию, сотрудники отделения воспитательной работы; - в дивизии - старший помощник начальника отделения, по общественно-государственной подготовке и информированию, сотрудники отделения воспитательной работы; - в армии - отдел воспитательной работы; - во Фронте - виде Вооруженных Сил– отдел воспитательной работы. К нештатным силам относятся: командиры, начальники родов войск и служб, боевой и информационный актив подразделений и частей, включающий информаторов,редакторов боевых листков илистков-молний, лиц, имеющих опыт ведения боевых действий или работы в экстремальных условиях, и другие. Средствами информационной работы являются - современные каналы доведения информации до военнослужащих, «набор инструментов» эмоционального воздействия на сознание и чувства людей. К ним относятся: - военные средства массовой информации; - множительное, фотопечатное и полиграфическое оборудование (ксероксы, фотолаборатория, наборное, и печатное оборудование и.т.д.); - средства наглядной информации (специально оформленные на улице и в помещениях, щиты, планшеты, несущие определённую информационную нагрузку); - стенная печать (стенные и фотогазеты, боевые листки и др.); - технические средства информации и воспитания (радиоприемники, магнитофоны и видеомагнитофоны, телевизоры, фотоаппараты и т.д.); - культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, дома офицеров, комнаты информации и досуга и др.); - средства связи и управления. Таковы основные компоненты, задачи, силы и средства информационного обеспечения при подготовке боевых действий и в ходе их. Рассмотрим некоторые вопросы организации информационной работы в боевой обстановке. 2. Информационная работа – основная часть информационного обеспечения, ее сущность, содержание, основные формы и методы. Эффективность проведения информационной работы. Информационная работа, наряду с другими видами морально-психологического обеспечения призвана, прежде всего, способствовать успешному решению задач учебно-боевой деятельности войск в мирное и военное время. (СЛАЙД) Информационная работа – это комплекс мероприятий, проводимых командующими (командирами), штабами, органами воспитательной работы по информированию военнослужащих в интересах формирования у них осознанного отношения к воинскому долгу, качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных боевых (учебно-боевых) задач. (СЛАЙД) Информационная работа включает: - изучение и разъяснение военнослужащим военно-политической обстановки, решений высших органов государственной власти и управления, приказов и распоряжений командующих (командиров), задач, стоящих перед войсками (силами); - воспитание военнослужащих на традициях Отечества, его Вооруженных Сил, в духе патриотизма, верности конституционному и воинскому долгу, войскового товарищества, самоотверженной защиты Родины; - организации совместно с органами государственной власти использования средств массовой информация, полиграфической базы в интересах выполнения войсками (силами) поставленных задач, военно-патриотического воспитания населения; - своевременное обеспечение войск (сил) периодической печатью, техническими средствами информации и воспитания. Цель, задачи, условия достижения высокой эффективности информационной работы. Информационная работа организуется и проводится во всех видах боевых действийс целью военно-политического ориентирования личного состава и мобилизации на самоотверженную защиту Отечества в условиях применения всех средств вооруженной борьбы. (СЛАЙД) Информационная работа направлена на решение следующих задач: а) постоянное отслеживание, анализ и прогноз военно-политической обстановки в мире, стране, театре военных действий, подготовка выводов и предложений органами управления; б) оперативное распространение военно-политической информации в войсках; в) непрерывное военно-политическое информирование личного состава, разъяснение ему причин, характера и целей войны, международного и внутриполитического положения России, особенностей предстоящих боевых действий; г) своевременное доведение до личного состава военно-политических решений высших органов власти и управления, приказов и распоряжений Верховного Главнокомандующего, Главнокомандующих, командующих и командиров, стоячих перед войсками задач; д) организация военно-политической (общественно-государственной) подготовки личного состава резерва, тыловых частей и войск, выводимых на переформирование; е) информация о боевых традициях российского народа и его армии, популяризация опыта отличившихся в боях военнослужащих; ж) постоянное изучение общественного мнения и настроений личного состава, их оценка и подготовка выводов для совершенствования воспитательной работы; з) активное взаимодействие с информационными структурами союзных армий, государственных органов общественных организаций в интересах усиления единства фронта и тыла военно-политического воспитания населения, боевого содружества с войсками союзников. (СЛАЙД) Эффективность и действенность информационной работы в боевой обстановке во многом зависит от умелого использования разнообразных форм воздействия на сознание и поведение личного состава. Опыт, накопленный в боевой обстановке, в ходе тактических учений показывает, что наиболее целесообразными формами информационной работы в воинской части являются: общественно-государственная подготовка офицеров, прапорщиков, солдат, сержантов, гражданского персонала; различные виды устного информирования (военно-политическое, правовое, техническое, медицинское и др.; научно-практические конференции; прослушивание и просмотр информационных радио- и телепередач, аудио- и видеоматериалов; митинги, тематические вечера, собрания личного состава; прямое обращение к нему командования; обмен опытом личного состава, ранее участвовавшего в боевых действиях; работа офицеров-воспитателей в боевых порядках подразделений; индивидуально-воспитательная работа; доведение приговоров военных судов об осуждении за воинские преступления, содержания обращений военных советов, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний и другие. Среди форм информационной работы в период подготовки к боевым действиям основной и наиболее эффективной является общественно-государственная подготовка. (СЛАЙД) Общественно-государственная подготовка - является одним из основных предметов обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания (приказ МО РФ 2005 года № 170). В ходе занятий по общественно-государственной подготовке воины получают сведения и информацию социально-политического, военно-технического и бытового характера. Она проводится дифференцированно с различными категориями военнослужащих преимущественно по исторической, героико-патриотической, психолого-педагогической и правовой проблематике. Общественно-государственная подготовка осуществляется в соответствии с расписанием занятий по учебно-боевой и гуманитарной подготовке военнослужащих на основе установок, планов и программ Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил РФ. Возможности проведения плановых занятий по общественно-государственной подготовке в боевой обстановке определяются конкретной обстановкой и сложившимися условиями. Так, например, как показал опыт боевых действий федеральных войск в Чечне, в боевой обстановке общественно-государственная подготовка проводилась лишь в тыловых частях и подразделениях, а также в частях и подразделениях, находившихся на переформировании, и в период боевого слаживания. В частях, выполняющих боевые задачи, вместо занятий по общественно-государственной подготовке проводится боевое и политическое информирование личного состава, направленное на оперативное предоставление военнослужащим необходимых сведений для успешного выполнения ими боевых задач. (СЛАЙД) Информирование личного состава - это деятельность командиров, органов военного управления и структур воспитательной работы, направленная на предоставление личному составу необходимой для жизнедеятельности социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации. В зависимости от времени, сроков и частоты предоставляемой информации информирование бывает плановым и оперативным (по факту события), а в зависимости от содержания сообщаемых сведений - военно-политическим, боевым, военно-техническим, правовым, медицинским и др. (СЛАЙД) Оперативное информирование представляет собой целенаправленное периодическое или экстренное доведение до личного состава актуальных сведений военно-политического, оперативно-тактического характера в реальном масштабе времени. Оперативное информирование осуществляется по факту события в период изменения военно-политической обстановки, в течение развития того или иного явления, имеющего военное значение, с учётом динамики различных военно-социальных процессов, происходящих в обществе. В боевой обстановке значительно возрастает роль информации, получаемой воинами от командиров, офицеров-воспитателей. Так, если в мирных повседневных условиях воины получают около 20% различной информации, то, как показали исследования, в боевой обстановке они получают до 40-70% информации. Это ещё раз подтверждает положение, что важным средством укрепления морального духа и психологической стойкости воинов является оперативное и достоверное информирование командирами, офицерами-воспитателями личного состава. Основными элементами информационно-воспитательной работы командиров, воспитательных структур является политическое и боевое информирование. (СЛАЙД) В процессе политического информирования первостепенное внимание уделяется освещению военно-политической обстановки в мире и сопредельных с Россией государствах, доведению до личного состава сведений о социально-политической и психологической ситуации в своей стране, в районе боевых действий, местах дислокации войск, а также на территории противника. Командиры, офицеры воспитательных структур в своей работе широко опирались на законодательные, государственные и правительственные документы. Приоритетными информационными материалами являлись решения органов государственной власти и военного управления. Политическое информирование организуется со всеми категориями военнослужащих. В подготовительный период к бою оно проводится в предусмотренное планом воспитательной работы время, в ходе боевых действий - решением командира во время, когда непосредственно боевые действия, не ведутся (в перерывах между боями, на привалах и т.д.). Методика проведения политического информирования может быть разнообразной. Обычно руководитель излагает содержание тем, а затем отвечает на вопросы, слушателей. Но политическая информация может проходить и в форме живой беседы, особенно если тема ее связана с внутренней жизнью подразделений, подготовкой к решению определенной боевой (учебно-боевой) задачи. В этом случае информатор в процессе изложения материала обращается к присутствующим с вопросами, вовлекая их в оживлённый разговор. Непосредственный обмен мнениями способствует более глубокому усвоению материала, выявлению и разъяснению непонятных вопросов. Проводящий политическую информацию офицер в каждом отдельном случае строго дифференцированно подходит к выбору способов и форм изложения. При этом он учитывает характер темы информации, настроение людей, уровень их общеобразовательной подготовки, военную специальность, национальность и возрастные особенности. В ходе информации могут возникнуть вопросы, на которые руководитель должен дать предельно ясные ответы. Если в данный момент он затрудняется ответить, то в следующий раз, ему нужно обязательно разъяснить положение, дел. (СЛАЙД) Опыт боевой обстановки и тактических учений в организации политического информирования определяет следующую структуру и время, отводимое на него: - доведение материалов и документов высших органов государственной власти и управления, военных советов – 20 % всего отводимого времени; - разъяснение сложности современной военно-политической обстановки в мире и на театрах военных действий – 20% всего отводимого времени; - воспитание бдительности, высокой боевой готовности – 15% всего отводимого времени; - изучение боевых традиций, примеров героизма российских воинов - 15% всего отводимого времени; - разъяснение требований военной присяги, воинских уставов, законов - 15% всего отводимого времени; - вопросы укрепления воинской дисциплины, сплочения воинских коллективов, недопущения случаев неуставных взаимоотношений - 10% всего отводимого времени; - другие вопросы - 5% всего отводимого времени. Особый практический интерес представляет опыт организации политического информирования в Чеченской Республике и Дагестане. В подготовительный период оно проводилось в предусмотренное распорядком дня время, с офицерским составом, прапорщиками (мичманами) - 2-3- раза в неделю по 30 минут, с солдатами и сержантами - ежедневно в течение 10-15 минут. В ходе же боевых действий по решению командира политическое информирование проводилось во время остановок (привалов) на марше либо когда боевые действия не ведутся. (СЛАЙД) Боевое информирование характерно для этапа боевых действий и направлено на разъяснение личному составу целей и характера войны, решаемых частями и подразделениями боевых задач, сильных и слабых сторон противника, доведение результатов боев, распространение передового боевого опыта, пропаганду подвигов и примеров героизма воинов. Боевое информирование должно широко раскрывать инициативу, смекалку, бесстрашие и героизм российских воинов при выполнении своего воинского долга. Оно проводится как непосредственно перед выполнением, так и в процессе выполнения учебно-боевых задач. Главное место здесь отводится личному контакту, отдаче приказов, распоряжений и разъяснению, передаче информации по техническим средствам связи, посредством боевых листков, и листовок-молний. Так, в частях 40-й армии в период боевых действий на территории Афганистана боевое информирование посвящалось анализу выполнения боевых задач, подведению суточных итогов боёв, тактике и вооружению противника, эффективным приёмам борьбы с ним, особое внимание обращалось на соблюдение мер безопасности, связанных с выполнением задач в горной местности, в населённых пунктах, при преодолении минных заграждений. Боевое информирование, как правило, проводилось с офицерами в масштабе полка, батальона, с сержантами и солдатами - в роте (батарее). Зачастую информирование личного состава подразделений, ведущих боевые действия, осуществлялось во время ночного обхода командирами, офицерами-воспитателями боевых позиций и проведения индивидуальных бесед. В проведении боевого информирования личного состава принимали участие начальники оперативных групп соединений, командиры полков, батальонов, офицеры штабов и воспитательных структур. С боевыми информаторами проводились инструктивные занятия, на которых доводились сведения о результатах боевых действий, характере и тактике действий противника, его вооружении. В ходе боевых действий хорошо зарекомендовали себя и такие формы информационно-воспитательной работы, как специальные памятки (об особенностях боевых действий в городах, в горно-лесистой местности, способах обнаружения и обезвреживания минно-взрывных заграждений, о новых видах оружия противника и способах борьбы с ним), бюллетени (о приёмах саморегуляции, профилактике заболеваний), листовки (о передовом боевом опыте, о подвигах воинов). Подобная информация способствует нейтрализации отрицательного влияния на воинов информационно-психологического воздействия противника, предупреждает панические настроения, слухи, позволяет обеспечить безопасность в бою. Не потеряли свою актуальность и традиционные формы: митинги, общие собрания, индивидуальные и групповые беседы, читки обращений Верховного Главнокомандования, военных советов, инструктажи информационного актива, плакаты, лозунги, стенды, листовки-молнии, боевые листки и т.д. Опыт показывает, что при проведении информационной работы в месяц командир части, его заместители и командиры подразделений проводят не менее 1-2 информации, начальники служб, родов войск, другие офицеры привлекаются по мере необходимости, исходя из тематики, также не менее 1-2 раз в месяц. Таким образом, 4-6 информации в месяц проводят командиры рот и их заместители по воспитательной работе. Перед проведением каждой информации, по возможности, организуются методические занятия с офицерами, проводящими информацию, где излагается методика проведения и основные тезисы, факты. Во взводах, расчетах, экипажах и отделениях назначаются информаторы из числа солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров. Они привлекаются, как правило, при проведении отдельных тем боевого и политического информирования. (СЛАЙД) Военно-техническое информирование направлено на повышение уровня военно-технических знаний личного состава, содержит сведения о новых видах вооружения, его тактических и технических характеристиках, способах применения. Значительное место отводится информированию воинов о вооружении и боевой технике противника. (СЛАЙД) Правовое информирование личного состава включает в себя мероприятия, направленные на освещение правовых норм воинской деятельности, законодательных и других нормативных актов, касающихся прав, обязанностей и ответственности военнослужащих при выполнении своего служебного долга. Медицинское информирование предусматривает сообщение личному составу сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке в местах дислокации и в районе боевых действий, вооружение воинов знаниями, умениями и навыками, касающимися сохранения здоровья, медицинского обеспечения и оказания первой помощи раненым и больным в боевой обстановке. Информирование в части осуществляется командирами, офицерами штабов, воспитательных структур в целях предоставления личному составу сведений, необходимых для формирования у воинов правильных представлений о внутренней и внешней политике государства, целях и задачах войны, характере боевых действий и мобилизации личного состава на эффективное выполнение поставленных боевых задач. Так, при ведении боевых действий в Чеченской Республике особое внимание обращалось на чётко организованное информирование воинов о характере выполняемых задач, особенностях боя в лесистой местности, в горах, в населённом пункте, способах преодоления минных заграждений. Большое внимание уделялось разъяснению воинам вопросов, касающихся тактики и вооружения бандформирований, наиболее эффективных способов борьбы с противником. Большое значение имела информация, поступающая из частей и подразделений командиру, штабу, отделению воспитательной работы. Данная информация помогает командованию бригады лучше знать о положении дел в подчинённых частях (подразделениях), морально-психологическом состоянии личного состава, положительных и отрицательных явлениях, о ходе выполнения боевых задач и оперативно реагировать на складывающуюся обстановку. В целях информирования используются различные формы устной и печатной информации, а также личное общение командиров и офицеров-воспитателей с личным составом, их непосредственное участие в боевых действиях. Боевой опыт свидетельствует, что информация даёт положительный эффект тогда, когда является оперативной и правдивой. При этом решающую роль играет непосредственное изучение командирами, офицерами штабов, воспитательных структур состояния дел в частях и подразделениях, постоянное общение со всеми категориями личного состава. Хорошо налаженное информирование - важная составная часть технологии управления. Основные формы информационной работы при подготовке и в ходе боевых действий реализуются с помощью конкретных методов. (СЛАЙД) Методы - это способы, приёмы воздействия на воинов и воинские коллективы, используемые для достижения высокого морально-психологического состояния личного состава. Они обусловливаются характером боевых задач, психологическим состоянием личного состава, уровнем воинской дисциплины и другими социально-политическими, духовно-нравственными, психологическими и военно-техническими факторами. При анализе морально-психологического обеспечения важно учитывать и внутреннюю структуру духовного фактора, включающего два тесно связанных между собой и в определённой степени самостоятельных компонента: духовно-нравственный и психологический. Практика показывает, что каждому из этих компонентов присущи свои методы морально-психологической подготовки и обеспечения боевой деятельности частей и соединений. Так, при решении задач формирования морально-политических качеств используются в основном методы воспитания, а в процессе психологической подготовки - методы обучения. Все эти методы тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга. Основным методом духовно-нравственной подготовки является убеждение. Главная задача убеждения состоит в том, чтобы сформировать у воинов глубокую уверенность в правильности государственной политики, справедливости военных действий, требований Военной присяги и уставов, приказов командиров и начальников. В процессе убеждения политические, нравственные, правовые идеи превращаются в личные убеждения, систему мотивов поведения, в руководство к действию при выполнении боевых задач. В процессе убеждения командиры, офицеры воспитательных структур используют различные приёмы и способы: разъяснение, доказательство, опровержение, информирование, личный пример и др. Метод убеждения особенно характерен при проведении информационно-воспитательной работы. Успех применения метода убеждения зависит от многих условий, и, прежде всего от личной убеждённости командира, офицера-воспитателя, его правдивости, эмоциональности, умения расположить к себе подчинённых. Искусство убеждения связано с умением воспитателя учитывать национальные, психологические, возрастные и другие особенности различных категорий военнослужащих. Очень важно найти индивидуальный подход к военнослужащему, опереться на его достоинства и на их основе побудить его к преодолению негативных привычек, вовлечь в активную подготовку к выполнению боевой задачи. Широкое применение в практике информационной работы находит метод поощрения, который представляет собой систему средств и приёмов морального и материального стимулирования воинов в боевой обстановке. Стимулирование поднимает боевой дух личного состава, побуждает воинов к решительным действиям в достижении победы над врагом. В годы Великой Отечественной войны командиры, политические органы, штабы делали всё возможное для того, чтобы воины достойно выполняли воинский долг, проявляли героизм и мужество в бою. Так, широко использовались различные формы поощрения, в т.ч. награждение воинов боевыми орденами и медалями, а лучшим из лучших присваивалось звание Героя Советского Союза. Подобная практика активно применялась и при ведении боевых действий в Афганистане, и в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Так, за время боёв в Афганистане в 108 мсд награждены государственными наградами: орденом Ленина - 28 человек, орденом Красного Знамени - 196 человек, орденом Красной Звезды - 7693 человека, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» - 722 человека, медалью «За отвагу» - 6958 человек, медалью «За боевые заслуги» - 6669 человек, 9 военнослужащих удостоены звания Героя Советского Союза. Поощрять воинов, отличившихся в бою, - важная обязанность командира (начальника). Поощрение - эффективное средство воспитания. Как показывает войсковой опыт, оно оказывает положительное воздействие на сознание и поведение воинов. Важно, чтобы поощрение было своевременным и гласным, соблюдались чувство меры и последовательность в применении различных поощрений, сочетались материальные и моральные виды поощрений воинов. Первостепенная роль среди методов информационно-воспитательной работы в боевой обстановке принадлежит личному примеру командира, начальника и офицера-воспитателя. Сила примера как важного метода воспитания состоит в том, что он, будучи одним из основных мотивов поведения, одновременно является и идеалом для подражания. Там, где командир, офицер-воспитатель подходит к своей работе с подчинёнными ответственно, старается быть для воинов не только начальником, но и старшим, более опытным товарищем, там ему удаётся оказывать эффективное воздействие на личный состав. При этом важно иметь в виду, что эффективность воспитания на примере достигается при условии обеспечения нравственного содержания образца для подражания, продуманного отбора и умелого раскрытия социальной ценности примера самокритичности воина в оценке своего поведения, авторитетности офицера. В практике информационно-воспитательной работы определённое применение находит метод критики действий и поступков воинов и воинских коллективов. Суть этого метода заключается в постоянном анализе командирами, офицерами-воспитателями деятельности каждого военнослужащего, выявлении в ней недостатков, открытом и обоснованном высказывании суждений об ошибках и упущениях в работе личного состава, причинах, их порождающих, и путях их устранения. Метод критики действий и поступков воинов способствует утверждению в части, подразделении атмосферы нетерпимости к недостаткам, способствует формированию общественного мнения, осуждающего их, высокой ответственности за выполнение приказов командиров и начальников. Критика должна быть объективной и принципиальной, доброжелательной, не допускающей унижения достоинства человека, а распространяющейся только на совершённые им негативные действия и проступки. Подвергая осуждению недостатки подчинённых, командир, офицеры-воспитатели должны соблюдать чувство меры, учитывать индивидуальные особенности воинов, их отношение к критике и реагирование на неё. При применении метода критики действий и проступков важно учитывать особенности воинской организации, не допускать критики приказов и распоряжений командиров (начальников). Вспомогательным методом информационно-воспитательной работы является метод принуждения, применяющийся к отдельным военнослужащим, чьи действия противоречат требованиям уставов и приказов командиров (начальников). Суть метода принуждения заключается в использовании определённой системы приёмов и средств воздействия на воинов, нарушивших закон, воинские уставы и нормы морали, с целью исправить их поведение, а в некоторых случаях и заставить выполнить воинский долг в интересах задач, стоящих перед воинскими коллективами. При этом требование командира может быть выражено в форме запрещения, предупреждения, наложения дисциплинарного взыскания и привлечения к судебной ответственности. Воспитательное значение принуждения, его положительное воздействие на сознание и поведение воина определяются многими обстоятельствами, важнейшими из которых являются: его обоснованность и необходимость, справедливость и соответствие взыскания тяжести проступка; своевременность, неотвратимость, гласность наказания и обязательность его исполнения. Командиры, офицеры-воспитатели должны исходить из того, что принуждение, различные наказания необходимо применять в крайних случаях. При этом особенно важно умело сочетать принуждение с убеждением, разъяснением воину его вины, тяжести проступка, оказанием ему помощи в исправлении. В процессе информационной работы могут использоваться и другие методы воздействия на сознание, и поведение воина. Существенная роль принадлежит индивидуальному дифференцированному подходу к военнослужащим, неформальному общению командиров, офицеров-воспитателей с подчинёнными. Важную роль в общей системе морально-психологического обеспечения наряду с формами и методами играют силы и средства информационной работы. К организации и проведению информационной работы в части привлекаются: командиры всех степеней, офицеры штабов; сотрудники (офицеры) отделения воспитательной работы, помощники командиров частей (подразделений) по работе с личным составом; нештатные группы информирования в органах управления; агитационно-пропагандистский актив частей (подразделений); типографии; наглядные средства информации (стенная печать); средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение); технические средства воспитания; информационные пункты. Опыт боевых действий в Чечне показал, что для организации информационной работы на период подготовки и ведения боевых действий разрабатывается план информационной работы. (СЛАЙД) В плане определяются: конкретные мероприятия по выполнению директив Верховного Главнокомандующего, боевых приказов командиров на боевые действия; организация руководства информационно-воспитательными структурами и порядок доведения до них задач; расстановка офицеров, выполняющих задачи по информационно-воспитательной работе, порядок их инструктирования; организация информирования личного состава; обеспечение частей (подразделений) печатными изданиями и информационно-техническими средствами. При ведении боевых действий обеспечение частей и подразделений печатными изданиями, доставка писем, телеграмм, посылок может осуществляться по такой схеме: фронтовой узел (ФПС) доставляет их своими силами непосредственно в соединения (возможный вариант доставки из объединения), дивизия (бригада) доставляет своими силами (или силами полков) в части, полки доставляют в подразделения; организация восполнения потерь среди кадров информационных структур и пополнение выведенных из строя информационно-технических средств. Могут также разрабатываться необходимые для командира, штаба информационно-справочные материалы, характеризующие военно-политическую обстановку, морально-психологическое состояние личного состава частей и войск противника, населения в районах боевых действий. Дополнительно могут разрабатываться также планы информационно-воспитательной работы по восстановлению боеготовности частей (подразделений), по организации их взаимодействия, по подготовке актива информационно-воспитательных структур. (СЛАЙД) Боевая практика, войсковой опыт свидетельствуют, что эффективность информационной работы достигается: • своевременной постановкой задач; • оперативным инструктированием командиров, их заместителей по воспитательной работе и участвующих в информационно-воспитательной работе актива; • конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационно-воспитательной работы, их творческим применением в соответствии с задачами боевых действий; • целенаправленной организацией воспитательной работы непосредственно в отделении, экипаже, расчёте, взводе; • постоянной связью с военнослужащими и корректированием форм, методов работы с учётом их запросов и настроений; • постоянно осуществляемым анализом, точным прогнозированием военно-политической и оперативной обстановки, своевременным реагированием на её изменения; • глубоким знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учётом при организации информирования личного состава; • поддержанием постоянной связи и обменом информацией между воспитательными структурами и штабами; • организацией умелого руководства информационно-воспитательной работой; • пропагандой передового боевого опыта, грамотных и решительных действий в условиях боевой обстановки.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |