Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное обеспечение в особых условиях, его функции, компоненты, задачи, силы и средства




Основная часть

(СЛАЙД) Информационное обеспечение войск в особых условиях представляет собой систему целенаправленных мероприятий, осуществляемых органами военного управления и воспитательной работы по единому замыслу и плану и направленных на оперативное получение достоверной и полной информации, необходимой для успешной реализации поставленных задач, управления морально-психологическим состоянием личного состава, а также своевременного информирования войск (сил) о складывающейся военно-политической обстановке и разъяснения принятых органами государственной власти и военным командованием решений.

(СЛАЙД) Система информационного обеспечения воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ – это совокупность сил, организационных структур и средств информационной деятельности в армии и на флоте, ее видов, функций и принципов, а так же разнообразных форм и методов информационного взаимодействия субъектов и объектов, объединенных общностью целей и задач воинской службы.

В Вооруженных Силах Российской Федерации информационное обеспечение в интересах системы воспитательной работы в мирное и военное время осуществляют Главное управление по работе с личным составом ВС РФ через соответствующие органы в оперативных стратегических командованиях, объединениях, соединениях и частях видов ВС РФ в соответствии с законодательством РФ, государственной военной и информационной политикой, а также указаниями министра обороны РФ.

Непосредственные функции управления информационным обеспечением (планирование, организация, взаимодействие, контроль, оказание помощи войскам (силам)) осуществляют помощники командиров (начальников) по работе с личным составом через соответствующие управления, отделы, отделения и аппараты.

(СЛАЙД) Основными компонентами информационного обеспечения войск (сил) в особых условиях, осуществляемого воспитательными структурами, являются:

- информационно-аналитическая работа – сбор, изучение и анализ сведений, а также разработка информационных и справочных материалов, необходимых для организации управления войсками (силами, оружием), морально-психологического обеспечения и проведения информационно-воспитательной работы с личным составом в интересах оптимального решения поставленных задач;

- информационно-психологическое противодействие – упреждающая (превентивная) или ответная деятельность органов военного управления, воспитательной работы и специальных подразделений, направленная на предотвращение или снижение эффективности предпринимаемых противником информационно-психологических операций и акций;

- информационно-воспитательная работа с различными категориями военнослужащих;

- информационно-психологические и пропагандистские акции среди населения.

(СЛАЙД) Главные задачи информационного обеспечения в особых условиях сводятся:

- к созданию необходимых для войск (сил) информационных ресурсов;

- оценке военно-политической обстановки на ТВД;

- разъяснению целей и характера войны, решений высших органов государственной власти и военного управления, задач, стоящих перед войсками (силами);

- анализу сильных и слабых сторон противника, изучению и прогнозированию информационных ситуаций в районе действий частей и подразделений;

- формированию высокого морально-психологического состояния войск (сил);

- оперативному информированию личного состава, взаимодействию с органами государственной власти в целях использования средств массовой информации и полиграфической базы для организации и проведения воспитательной работы среди военнослужащих.

(СЛАЙД) Силами информационного обеспечения являются - должностные лица и органы, занимающиеся непосредственно организацией и проведением этого вида деятельности. Они подразделяются на штатные и нештатные. К штатным относятся:

- в бригаде – офицер (специалист) по общественно-государственной подготовке и информированию, сотрудники отделения воспитательной работы;

- в дивизии - старший помощник начальника отделения, по общественно-государственной подготовке и информированию, сотрудники отделения воспитательной работы;

- в армии - отдел воспитательной работы;

- во Фронте - виде Вооруженных Сил– отдел воспитательной работы.

К нештатным силам относятся: командиры, начальники родов войск и служб, боевой и информационный актив подразделений и частей, включающий информаторов,редакторов боевых листков илистков-молний, лиц, имеющих опыт ведения боевых действий или работы в экстремальных условиях, и другие.

Средствами информационной работы являются - современные каналы доведения информации до военнослужащих, «набор инструментов» эмоционального воздействия на сознание и чувства людей. К ним относятся:

- военные средства массовой информации;

- множительное, фотопечатное и полиграфическое обору­дование (ксероксы, фотолаборатория, наборное, и печатное оборудование и.т.д.);

- средства наглядной информации (специально оформленные на улице и в помещениях, щиты, планшеты, несущие определённую информационную нагрузку);

- стенная печать (стенные и фотогазеты, боевые листки и др.);

- технические средства информации и воспитания (радиоприемники, магнитофоны и видеомагнитофоны, телевизоры, фотоаппараты и т.д.);

- культурно-досуговые учреждения (клубы, библиотеки, дома офицеров, комнаты информации и досуга и др.);

- средства связи и управления.

Таковы основные компоненты, задачи, силы и средства информационного обеспечения при подготовке боевых действий и в ходе их. Рассмотрим некоторые вопросы организации информационной работы в боевой обстановке.

2. Информационная работа – основная часть информационного обеспечения, ее сущность, содержание, основные формы и методы. Эффективность проведения информационной работы.

Информационная работа, наряду с другими видами морально-психологического обеспечения призвана, прежде всего, способствовать успешному решению задач учебно-боевой деятельности войск в мирное и военное время.

(СЛАЙД) Информационная работа – это комплекс мероприятий, проводимых командующими (командирами), штабами, органами воспита­тельной работы по информированию военнослужащих в интересах формирования у них осознанного отношения к воинскому долгу, качеств, необходимых для успешного выполнения поставленных боевых (учебно-боевых) задач.

(СЛАЙД) Информационная работа включает:

- изучение и разъяснение военнослужащим военно-политической обстановки, решений высших органов государственной власти и управления, приказов и распоряжений командующих (командиров), задач, стоящих перед войсками (силами);

- воспитание военнослужащих на традициях Отечества, его Вооруженных Сил, в духе патриотизма, верности конституцион­ному и воинскому долгу, войскового товарищества, самоотверженной защиты Родины;

- организации совместно с органами государственной власти использования средств массовой информа­ция, полиграфической базы в интересах выполнения войсками (силами) поставленных задач, военно-патриотического воспитания населения;

- своевременное обеспечение войск (сил) периодической печатью, техническими средствами информации и воспитания.

Цель, задачи, условия достижения высокой эффективности информационной работы.

Информационная работа организуется и проводится во всех видах боевых действийс целью военно-политического ориентирования личного состава и мобилизации на самоотверженную защиту Отечества в условиях применения всех средств вооруженной борьбы.

(СЛАЙД) Информационная работа направлена на решение следующих задач:

а) постоянное отслеживание, анализ и прогноз военно-политической обстановки в мире, стране, театре военных действий, подготовка выводов и предложений органами управления;

б) оперативное распространение военно-политической информации в войсках;

в) непрерывное военно-политическое информирование личного состава, разъяснение ему причин, характера и целей войны, международного и внутриполитического положения России, осо­бенностей предстоящих боевых действий;

г) своевременное доведение до личного состава военно-политических решений высших органов власти и управления, приказов и распоряжений Верховного Главнокомандующего, Главнокомандующих, командующих и командиров, стоячих перед войсками задач;

д) организация военно-политической (общественно-госу­дарственной) подготовки личного состава резерва, тыловых частей и войск, выводимых на переформирование;

е) информация о боевых традициях российского народа и его армии, популяризация опыта отличившихся в боях военнослужащих;

ж) постоянное изучение общественного мнения и настроений личного состава, их оценка и подготовка выводов для совершенствования воспитательной работы;

з) активное взаимодействие с информационными структура­ми союзных армий, государственных органов общественных организаций в интересах усиления единства фронта и тыла военно-политического воспитания населения, боевого содружества с войсками союзников.

(СЛАЙД) Эффективность и действенность информационной работы в боевой обстановке во многом зависит от умелого использова­ния разнообразных форм воздействия на сознание и поведение личного состава.

Опыт, накопленный в боевой обстановке, в ходе тактических учений показывает, что наиболее целесообразными формами информационной работы в воинской части являются: общественно-государственная подготовка офицеров, прапорщиков, солдат, сержантов, гражданского персонала; различные виды устного информи­рования (военно-политическое, правовое, техническое, медицинское и др.; научно-практические конференции; прослушивание и просмотр информационных радио- и телепередач, аудио- и видеоматериалов; ми­тинги, тематические вечера, собрания личного состава; прямое обраще­ние к нему командования; обмен опытом личного состава, ранее участ­вовавшего в боевых действиях; работа офицеров-воспитателей в боевых порядках подразделений; индивидуально-воспитательная работа; дове­дение приговоров военных судов об осуждении за воинские преступле­ния, содержания обращений военных советов, выпуск стенгазет, боевых листков и листков-молний и другие.

Среди форм информационной работы в период под­готовки к боевым действиям основной и наиболее эффективной являет­ся общественно-государственная подготовка.

(СЛАЙД) Общественно-государственная подготовка - является одним из основных предметов обучения личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания (приказ МО РФ 2005 года № 170).

В ходе занятий по общественно-государственной подготовке воины получают сведения и информацию социально-политического, военно-технического и бытового характера.

Она проводится дифференцированно с различными категориями военнослужащих преимущественно по исторической, героико-патриотической, психолого-педагогической и правовой проблематике. Общественно-государственная подготовка осуществляется в соответст­вии с расписанием занятий по учебно-боевой и гуманитарной подготов­ке военнослужащих на основе установок, планов и программ Главного управления воспитательной работы Вооружённых Сил РФ.

Возможности проведения плановых занятий по общественно-государственной подготовке в боевой обстановке определяются кон­кретной обстановкой и сложившимися условиями. Так, например, как показал опыт боевых действий федеральных войск в Чечне, в боевой обстановке общественно-государственная подготовка проводилась лишь в тыловых частях и подразделениях, а также в частях и подразделениях, находившихся на переформировании, и в период боевого слаживания.

В частях, выполняющих боевые задачи, вместо занятий по общест­венно-государственной подготовке проводится боевое и политическое информирование личного состава, направленное на оперативное пре­доставление военнослужащим необходимых сведений для успешного выполнения ими боевых задач.

(СЛАЙД) Информирование личного состава - это деятельность командиров, органов военного управления и структур воспитательной работы, направленная на предоставление личному составу необходимой для жизнедеятельности социально-политической, военно-технической, правовой и другой информации.

В зависимости от времени, сроков и частоты предоставляемой ин­формации информирование бывает плановым и оперативным (по фак­ту события), а в зависимости от содержания сообщаемых сведений - военно-политическим, боевым, военно-техническим, правовым, меди­цинским и др.

(СЛАЙД) Оперативное информирование представляет собой це­ленаправленное периодическое или экстренное доведение до личного состава актуальных сведений военно-политического, оперативно-тактического характера в реальном масштабе времени.

Оперативное информирование осуществляется по факту события в период изменения военно-политической обстановки, в течение развития того или иного явления, имеющего военное значение, с учётом динамики различных военно-социальных процессов, происходящих в обществе. В боевой обстановке значительно возрастает роль информации, получаемой вои­нами от командиров, офицеров-воспитателей. Так, если в мирных по­вседневных условиях воины получают около 20% различной информа­ции, то, как показали исследования, в боевой обстановке они получают до 40-70% информации.

Это ещё раз подтверждает положение, что важным средством укреп­ления морального духа и психологической стойкости воинов является оперативное и достоверное информирование командирами, офицерами-воспитателями личного состава. Основными элементами информацион­но-воспитательной работы командиров, воспитательных структур явля­ется политическое и боевое информирование.

(СЛАЙД) В процессе политического информирования первостепенное внима­ние уделяется освещению военно-политической обстановки в мире и сопредельных с Россией государствах, доведению до личного состава сведений о социально-политической и психологической ситуации в сво­ей стране, в районе боевых действий, местах дислокации войск, а также на территории противника. Командиры, офицеры воспитательных структур в своей работе широко опирались на законодательные, госу­дарственные и правительственные документы. Приоритетными инфор­мационными материалами являлись решения органов государственной власти и военного управления.

Политическое информирование организуется со всеми катего­риями военнослужащих. В подготовительный период к бою оно про­водится в предусмотренное планом воспитательной работы время, в ходе боевых действий - решением командира во время, когда непосредственно боевые действия, не ведутся (в перерывах между боями, на привалах и т.д.). Методика проведения политического информирования может быть разнообразной. Обычно руководитель изла­гает содержание тем, а затем отвечает на вопросы, слушателей. Но политическая информация может проходить и в форме живой беседы, особенно если тема ее связана с внутренней жизнью подразделений, подготовкой к решению определенной боевой (учебно-боевой) задачи. В этом случае информатор в процессе изложения материала обращается к присутствующим с вопросами, вовлекая их в оживлённый разговор. Непосредственный обмен мнениями способствует более глубокому усвоению материала, выявлению и разъяснению непонятных вопросов.

Проводящий политическую информацию офицер в каждом отдель­ном случае строго дифференцированно подходит к выбору способов и форм изложения. При этом он учитывает характер темы инфор­мации, настроение людей, уровень их общеобразовательной подготовки, военную специальность, национальность и возрастные особенности.

В ходе информации могут возникнуть вопросы, на которые руководитель должен дать предельно ясные ответы. Если в данный момент он затрудняется ответить, то в следующий раз, ему нужно обязательно разъяснить положение, дел.

(СЛАЙД) Опыт боевой обстановки и тактических учений в организации политического информирования определяет следующую структуру и время, отводимое на него:

- доведение материалов и документов высших органов государственной власти и управления, военных советов – 20 % всего отводимого времени;

- разъяснение сложности современной военно-политической обстановки в мире и на театрах военных действий – 20% всего отводимого времени;

- воспитание бдительности, высокой боевой готовности – 15% всего отводимого времени;

- изучение боевых традиций, примеров героизма российских воинов - 15% всего отводимого времени;

- разъяснение требований военной присяги, воинских уста­вов, законов - 15% всего отводимого времени;

- вопросы укрепления воинской дисциплины, сплочения воинских коллективов, недопущения случаев неуставных взаимо­отношений - 10% всего отводимого времени;

- другие вопросы - 5% всего отводимого времени.

Особый практический интерес представляет опыт организации поли­тического информирования в Чеченской Республике и Дагестане. В подготовительный период оно проводилось в предусмотренное распо­рядком дня время, с офицерским составом, прапорщиками (мичманами) - 2-3- раза в неделю по 30 минут, с солдатами и сержантами - ежеднев­но в течение 10-15 минут. В ходе же боевых действий по решению ко­мандира политическое информирование проводилось во время остано­вок (привалов) на марше либо когда боевые действия не ведутся.

(СЛАЙД) Боевое информирование характерно для этапа боевых действий и направлено на разъяснение личному составу целей и характера войны, решаемых частями и подразделениями боевых задач, сильных и слабых сторон противника, доведение результатов боев, распространение пере­дового боевого опыта, пропаганду подвигов и примеров героизма вои­нов.

Боевое информирование должно широко раскрывать инициативу, смекалку, бесстрашие и героизм российских воинов при выполне­нии своего воинского долга. Оно проводится как непосредственно перед выполнением, так и в процессе выполнения учебно-боевых задач. Главное место здесь отводится личному контакту, отдаче приказов, распоряжений и разъяснению, передаче информации по техническим средствам связи, посредством боевых листков, и листовок-молний.

Так, в частях 40-й армии в период боевых действий на территории Афганистана боевое информирование посвящалось анализу выполнения боевых задач, подведению суточных итогов боёв, тактике и вооруже­нию противника, эффективным приёмам борьбы с ним, особое внима­ние обращалось на соблюдение мер безопасности, связанных с выпол­нением задач в горной местности, в населённых пунктах, при преодоле­нии минных заграждений.

Боевое информирование, как правило, проводилось с офицерами в масштабе полка, батальона, с сержантами и солдатами - в роте (бата­рее). Зачастую информирование личного состава подразделений, веду­щих боевые действия, осуществлялось во время ночного обхода коман­дирами, офицерами-воспитателями боевых позиций и проведения инди­видуальных бесед.

В проведении боевого информирования личного состава принимали участие начальники оперативных групп соединений, командиры полков, батальонов, офицеры штабов и воспитательных структур. С боевыми информаторами проводились инструктивные занятия, на которых дово­дились сведения о результатах боевых действий, характере и тактике действий противника, его вооружении.

В ходе боевых действий хорошо зарекомендовали себя и такие фор­мы информационно-воспитательной работы, как специальные памятки (об особенностях боевых действий в городах, в горно-лесистой местно­сти, способах обнаружения и обезвреживания минно-взрывных заграж­дений, о новых видах оружия противника и способах борьбы с ним), бюллетени (о приёмах саморегуляции, профилактике заболеваний), лис­товки (о передовом боевом опыте, о подвигах воинов).

Подобная информация способствует нейтрализации отрицательного влияния на воинов информационно-психологического воздействия про­тивника, предупреждает панические настроения, слухи, позволяет обес­печить безопасность в бою. Не потеряли свою актуальность и традици­онные формы: митинги, общие собрания, индивидуальные и групповые беседы, читки обращений Верховного Главнокомандования, военных советов, инструктажи информационного актива, плакаты, лозунги, стенды, листовки-молнии, боевые листки и т.д.

Опыт показывает, что при проведении информационной работы в месяц командир части, его заместители и командиры подразделений проводят не менее 1-2 информации, начальники служб, родов войск, другие офицеры привлекаются по мере необходимости, исходя из тематики, также не менее 1-2 раз в месяц. Таким образом, 4-6 информации в месяц проводят командиры рот и их заместители по воспитательной работе.

Перед проведением каждой информации, по возможности, орга­низуются методические занятия с офицерами, проводящими инфор­мацию, где излагается методика проведения и основные тезисы, факты.

Во взводах, расчетах, экипажах и отделениях назначаются информаторы из числа солдат, сержантов, прапорщиков и офице­ров. Они привлекаются, как правило, при проведении отдельных тем боевого и политического информирования.

(СЛАЙД) Военно-техническое информирование направлено на повышение уровня военно-технических знаний личного состава, содержит сведения о новых видах вооружения, его тактических и технических характери­стиках, способах применения. Значительное место отводится информи­рованию воинов о вооружении и боевой технике противника.

(СЛАЙД) Правовое информирование личного состава включает в себя меро­приятия, направленные на освещение правовых норм воинской деятель­ности, законодательных и других нормативных актов, касающихся прав, обязанностей и ответственности военнослужащих при выполнении сво­его служебного долга.

Медицинское информирование предусматривает сообщение лично­му составу сведений о санитарно-эпидемиологической обстановке в местах дислокации и в районе боевых действий, вооружение воинов знаниями, умениями и навыками, касающимися сохранения здоровья, медицинского обеспечения и оказания первой помощи раненым и боль­ным в боевой обстановке.

Информирование в части осуществляется командирами, офицерами штабов, воспитательных структур в целях предоставления личному составу сведений, необходимых для формирования у воинов правильных представлений о внутренней и внешней политике государ­ства, целях и задачах войны, характере боевых действий и мобилизации личного состава на эффективное выполнение поставленных боевых за­дач.

Так, при ведении боевых действий в Чеченской Республике особое внимание обращалось на чётко организованное информирование воинов о характере выполняемых задач, особенностях боя в лесистой местно­сти, в горах, в населённом пункте, способах преодоления минных за­граждений. Большое внимание уделялось разъяснению воинам вопро­сов, касающихся тактики и вооружения бандформирований, наиболее эффективных способов борьбы с противником. Большое значение имела информация, поступающая из частей и подразделений командиру, шта­бу, отделению воспитательной работы. Данная информация помогает командованию бригады лучше знать о положении дел в под­чинённых частях (подразделениях), морально-психологическом состоя­нии личного состава, положительных и отрицательных явлениях, о ходе выполнения боевых задач и оперативно реагировать на складывающую­ся обстановку.

В целях информирования используются различные формы устной и печатной информации, а также личное общение командиров и офице­ров-воспитателей с личным составом, их непосредственное участие в боевых действиях. Боевой опыт свидетельствует, что информация даёт положительный эффект тогда, когда является оперативной и правдивой. При этом решающую роль играет непосредственное изучение команди­рами, офицерами штабов, воспитательных структур состояния дел в частях и подразделениях, постоянное общение со всеми категориями личного состава.

Хорошо налаженное информирование - важная составная часть технологии управления. Основные формы информационной работы при подготовке и в ходе боевых действий реализуются с помо­щью конкретных методов.

(СЛАЙД) Методы - это способы, приёмы воздействия на воинов и воинские коллективы, используемые для достижения высокого морально-психологического состояния личного состава. Они обусловливаются характером боевых задач, психологическим состоянием личного соста­ва, уровнем воинской дисциплины и другими социально-политическими, духовно-нравственными, психологическими и военно-техническими факторами.

При анализе морально-психологического обеспечения важно учиты­вать и внутреннюю структуру духовного фактора, включающего два тесно связанных между собой и в определённой степени самостоятель­ных компонента: духовно-нравственный и психологический.

Практика показывает, что каждому из этих компонентов присущи свои методы морально-психологической подготовки и обеспечения бое­вой деятельности частей и соединений. Так, при решении задач форми­рования морально-политических качеств используются в основном ме­тоды воспитания, а в процессе психологической подготовки - методы обучения. Все эти методы тесно связаны между собой и взаимно допол­няют друг друга.

Основным методом духовно-нравственной подготов­ки является убеждение. Главная задача убеждения состоит в том, чтобы сформировать у воинов глубокую уверенность в правильности государ­ственной политики, справедливости военных действий, требований Во­енной присяги и уставов, приказов командиров и начальников. В про­цессе убеждения политические, нравственные, правовые идеи превра­щаются в личные убеждения, систему мотивов поведения, в руково­дство к действию при выполнении боевых задач.

В процессе убеждения командиры, офицеры воспитательных струк­тур используют различные приёмы и способы: разъяснение, доказатель­ство, опровержение, информирование, личный пример и др. Метод убе­ждения особенно характерен при проведении информационно-воспитательной работы. Успех применения метода убеждения зависит от многих условий, и, прежде всего от личной убеждённости командира, офицера-воспитателя, его правдивости, эмоциональности, умения рас­положить к себе подчинённых.

Искусство убеждения связано с умением воспитателя учитывать национальные, психологические, возрастные и другие особенности раз­личных категорий военнослужащих. Очень важно найти индивидуаль­ный подход к военнослужащему, опереться на его достоинства и на их основе побудить его к преодолению негативных привычек, вовлечь в активную подготовку к выполнению боевой задачи.

Широкое применение в практике информационной работы находит метод поощрения, который представляет собой систе­му средств и приёмов морального и материального стимулирования воинов в боевой обстановке. Стимулирование поднимает боевой дух личного состава, побуждает воинов к решительным действиям в дости­жении победы над врагом. В годы Великой Отечественной войны ко­мандиры, политические органы, штабы делали всё возможное для того, чтобы воины достойно выполняли воинский долг, проявляли героизм и мужество в бою. Так, широко использовались различные формы поощ­рения, в т.ч. награждение воинов боевыми орденами и медалями, а луч­шим из лучших присваивалось звание Героя Советского Союза.

Подобная практика активно применялась и при ведении боевых дей­ствий в Афганистане, и в ходе контртеррористической операции на Се­верном Кавказе. Так, за время боёв в Афганистане в 108 мсд награжде­ны государственными наградами: орденом Ленина - 28 человек, орде­ном Красного Знамени - 196 человек, орденом Красной Звезды - 7693 человека, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» - 722 человека, медалью «За отвагу» - 6958 человек, медалью «За боевые заслуги» - 6669 человек, 9 военнослужащих удостоены звания Героя Советского Союза.

Поощрять воинов, отличившихся в бою, - важная обязанность ко­мандира (начальника). Поощрение - эффективное средство воспитания. Как показывает войсковой опыт, оно оказывает положительное воздей­ствие на сознание и поведение воинов. Важно, чтобы поощрение было своевременным и гласным, соблюдались чувство меры и последова­тельность в применении различных поощрений, сочетались материаль­ные и моральные виды поощрений воинов.

Первостепенная роль среди методов информационно-воспитательной работы в боевой обстановке принадлежит личному примеру командира, начальника и офицера-воспитателя. Сила при­мера как важного метода воспитания состоит в том, что он, будучи од­ним из основных мотивов поведения, одновременно является и идеалом для подражания. Там, где командир, офицер-воспитатель подходит к своей работе с подчинёнными ответственно, старается быть для воинов не только начальником, но и старшим, более опытным товарищем, там ему удаётся оказывать эффективное воздействие на личный состав. При этом важно иметь в виду, что эффективность воспитания на примере достигается при условии обеспечения нравственного содержания образ­ца для подражания, продуманного отбора и умелого раскрытия соци­альной ценности примера самокритичности воина в оценке своего поведения, авторитетности офицера.

В практике информационно-воспитательной работы определённое применение находит метод критики действий и поступков воинов и воинских коллективов. Суть этого метода заключается в постоянном анализе командирами, офицерами-воспитателями деятельности каждого военнослужащего, выявлении в ней недостатков, открытом и обосно­ванном высказывании суждений об ошибках и упущениях в работе лич­ного состава, причинах, их порождающих, и путях их устранения.

Метод критики действий и поступков воинов способствует утверждению в части, подразделении атмосферы нетерпимости к недостат­кам, способствует формированию общественного мнения, осуждающего их, высокой ответственности за выполнение приказов командиров и начальников. Критика должна быть объективной и принципиальной, доброжелательной, не допускающей унижения достоинства человека, а распространяющейся только на совершённые им негативные действия и проступки. Подвергая осуждению недостатки подчинённых, командир, офицеры-воспитатели должны соблюдать чувство меры, учитывать ин­дивидуальные особенности воинов, их отношение к критике и реагиро­вание на неё. При применении метода критики действий и проступков важно учитывать особенности воинской организации, не допускать критики приказов и распоряжений командиров (начальников).

Вспомогательным методом информационно-воспитательной работы является метод принуждения, применяющийся к отдельным военно­служащим, чьи действия противоречат требованиям уставов и приказов командиров (начальников). Суть метода принуждения заключается в использовании определённой системы приёмов и средств воздействия на воинов, нарушивших закон, воинские уставы и нормы морали, с це­лью исправить их поведение, а в некоторых случаях и заставить выпол­нить воинский долг в интересах задач, стоящих перед воинскими кол­лективами. При этом требование командира может быть выражено в форме запрещения, предупреждения, наложения дисциплинарного взы­скания и привлечения к судебной ответственности.

Воспитательное значение принуждения, его положительное воздей­ствие на сознание и поведение воина определяются многими обстоя­тельствами, важнейшими из которых являются: его обоснованность и необходимость, справедливость и соответствие взыскания тяжести про­ступка; своевременность, неотвратимость, гласность наказания и обяза­тельность его исполнения. Командиры, офицеры-воспитатели должны исходить из того, что принуждение, различные наказания необходимо применять в крайних случаях. При этом особенно важно умело сочетать принуждение с убеждением, разъяснением воину его вины, тяжести проступка, оказанием ему помощи в исправлении.

В процессе информационной работы могут использо­ваться и другие методы воздействия на сознание, и поведение воина. Существенная роль принадлежит индивидуальному дифференцирован­ному подходу к военнослужащим, неформальному общению команди­ров, офицеров-воспитателей с подчинёнными.

Важную роль в общей системе морально-психологического обеспе­чения наряду с формами и методами играют силы и средства инфор­мационной работы. К организации и проведению ин­формационной работы в части привлекаются:

командиры всех степеней, офицеры штабов;

сотрудники (офицеры) отделения воспитательной работы, помощники ко­мандиров частей (подразделений) по работе с личным составом;

нештатные группы информирования в органах управления;

агитационно-пропагандистский актив частей (подразделений);

типографии;

наглядные средства информации (стенная печать);

средства массовой информации (газеты, журналы, радио, теле­видение);

технические средства воспитания;

информационные пункты.

Опыт боевых действий в Чечне показал, что для организации информационной работы на период подготовки и ведения боевых действий разрабатывается план информационной работы.

(СЛАЙД) В плане определяются:

конкретные мероприятия по выполнению директив Верховного Главнокомандующего, боевых приказов командиров на боевые дейст­вия;

организация руководства информационно-воспитательными структурами и порядок доведения до них задач;

расстановка офицеров, выполняющих задачи по информацион­но-воспитательной работе, порядок их инструктирования;

организация информирования личного состава;

обеспечение частей (подразделений) печатными изданиями и информационно-техническими средствами. При ведении боевых дейст­вий обеспечение частей и подразделений печатными изданиями, дос­тавка писем, телеграмм, посылок может осуществляться по такой схеме: фронтовой узел (ФПС) доставляет их своими силами непосредст­венно в соединения (возможный вариант доставки из объединения), ди­визия (бригада) доставляет своими силами (или силами полков) в части, полки доставляют в подразделения;

организация восполнения потерь среди кадров информацион­ных структур и пополнение выведенных из строя информационно-технических средств.

Могут также разрабатываться необходимые для командира, штаба информационно-справочные материалы, характеризующие военно-политическую обстановку, морально-психологическое состояние лич­ного состава частей и войск противника, населения в районах боевых действий.

Дополнительно могут разрабатываться также планы информацион­но-воспитательной работы по восстановлению боеготовности частей (подразделений), по организации их взаимодействия, по подготовке ак­тива информационно-воспитательных структур.

(СЛАЙД) Боевая практика, войсковой опыт свидетельствуют, что эффективность информационной работы достигается:

• своевременной постановкой задач;

• оперативным инструктированием командиров, их заместителей по воспитательной работе и участвующих в информационно-воспитательной работе актива;

• конкретным планированием и умелым определением сил и средств информационно-воспитательной работы, их творческим приме­нением в соответствии с задачами боевых действий;

• целенаправленной организацией воспитательной работы непосредственно в отделении, экипаже, расчёте, взводе;

• постоянной связью с военнослужащими и корректированием форм, методов работы с учётом их запросов и настроений;

• постоянно осуществляемым анализом, точным прогнозировани­ем военно-политической и оперативной обстановки, своевременным реагированием на её изменения;

• глубоким знанием задач, отданных приказов и распоряжений, их учётом при организации информирования личного состава;

• поддержанием постоянной связи и обменом информацией меж­ду воспитательными структурами и штабами;

• организацией умелого руководства информационно-воспитательной работой;

• пропагандой передового боевого опыта, грамотных и решитель­ных действий в условиях боевой обстановки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5238; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.