Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




ФГКОУ ВПО

Уфимский юридический институт

 

кафедра экономических дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры экономических дисциплин

полковник полиции

__________ У.З.Сафин

«27» февраля 2012 г.

 

 

лекция

по учебной дисциплине «Судебная бухгалтерия»

 

по теме №13

«Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по делам о преступлениях материально-ответственных лиц и работников бухгалтерского аппарата»

по специальности 030501.65 Юриспруденция

 

 

Время – 2 часа

 

Лекция подготовлена: доцентом кафедры, кандидатом экономических наук А.С. Ишмеевой, преподавателем кафедры, кандидатом юридических наук майором полиции Э.Х.Рахимовым

 

 

Обсуждена и одобрена

на заседании кафедры

27 февраля 2012г., протокол № 12

 

 

УФА 2012

Вопросы лекции:

1. Ситуации, требующие назначения документальной ревизии для реализа­ции оперативных данных о противоправной деятельности материально-ответственных лиц.

2. Типичный круг вопросов, формулируемых в задании ревизору. Опре­деление обоснованности выводов инвентаризационной комиссии о фактах и периоде образования недостач (излишков), о размере материального ущерба.

3. Проверка деятельности материально-ответственных лиц на основе бух­галтерской документации с учетом предполагаемого способа совершения преступления.

4. Определение недостатков документального оформления операций, способствовавших возникновению недостач (излишков).

 

 

Основными задачами ревизии по делам о преступлениях материально-ответственных лиц являются: проверка и установление наличия или отсутствия недостачи, излишков материальных ценностей, периода и места их образования, а также размера причиненного материального ущерба, проверка документальной обоснованности расходов товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверка и определение факта совершения хозяйственных операций, не получивших должного отражения в данных бухгалтерского учета, проверка и выявление фактов отклонений от требований налоговой, бюджетно-сметной и кассовой дисциплины, определение и анализ недостатков в системе бухгалтерского учета и отчетности (или неправильности) методики и проведения документальной ревизии и недостатков предварительного, текущего и последующего финансового контроля.

 

 

Вопрос 1. Ситуации, требующие назначения документальной ревизии для реализа­ции оперативных данных о противоправной деятельности материально-ответственных лиц.

Трудно переоценить значение для сотрудников правоохранительных органов умений квалифицирован­но подготовить, назначить и организовать проведение документальной ревизии. Именно эти вопросы особен -но часто встречаются в практической деятельности оперативных работников ЭБ и ПК, а так же следователей, по­скольку ни одно из преступлений, связанных с хозяй -ственной деятельностью, не обходится без назначения ревизии.

В связи с тем, что движение и состояние имущества организации находит отражение в различных учетных документах, преступные действия, совершаемые в сфере производственной и финансово-хозяйственной деятельности, всегда оставляют следы в этих докумен­тах в виде различных подлогов, отклонений от нор­мального оборота ценностей. Такие подлоги, как пра­вило, выявляются при проведении документальных ре­визий, результаты которых могут служить средством собирания доказательств по уголовным делам.

Акт ревизии как источник доказательств относится к иным документам. С его помощью следователь уста­навливает фактические данные, имеющие значение для дела, которые используются при доказывании фактов преступной деятельности.

Материалы документальной ревизии становятся источником доказательств лишь тогда, когда они при­общены к уголовному делу, а те или иные фактические данные, отраженные в них, приобретают значение до­казательств только после того, как их установит следо­ватель с помощью указанных материалов и использует их в процессе предварительного следствия. Отсюда вывод: доказательства собирает не ревизор, а следова­тель, который использует материалы ревизии и выяс­няет с их помощью определенные фактические дан­ные. Вместе с тем, поскольку в процессе ревизии соби­раются материалы, в которых отражена преступная де­ятельность, и при этом устанавливаются данные, могу­щие иметь значение доказательств, проведение реви­зии по требованию правоохранительных органов можно считать одним из способов собирания доказа­тельств.

Ревизии по требованию органов дознания, следст­вия проводятся до возбуждения уголовного дела при наличии фактических оснований по проверочному ма­териалу или в связи с материалами уголовного дела.

Следует помнить, что следователь может требовать производства не только первичной ревизии, но также повторной и дополнительной.

Фактическими основаниями для проведения пер­вичной ревизии могут быть: наличие в деле данных об отдельных фактах пре­ступления, из которых усматривается необходимость проверки по первичным документам всей деятельности организации и должностных лиц, если за этот период времени плановая ревизия не проводилась; обоснованное ходатайство обвиняемого (подозре­ваемого) о проверке его показаний, опровергающих предъявленное обвинение или возникшее подозрение (например, истребование первичных документов, кото­рые не были полностью проверены, возражения по выводам инвентаризационной комиссии). Зачастую материально ответственные лица, у которых обнаруже­ны недостачи или излишки, ссылаются на ошибоч­ность бухгалтерских записей и запущенность учета. К подобным ходатайствам необходимо относиться весьма критически и назначать ревизию следует только в тех случаях, когда ходатайства обоснованны; необходимость проверки по первичным докумен­там признательных показаний обвиняемого (подозре­ваемого) о совершении преступных действий с исполь­зованием бухгалтерских документов.

Сотрудникам правоохранительных органов следует всегда помнить, что согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству признание обвиня­емым (подозреваемым) своей вины является лишь одним из доказательств, поэтому оно должно быть обязательно сопоставлено с другими доказательствами. Одним из наиболее достоверных доказательств, под­тверждающих признание обвиняемого (подозреваемо­го) в совершении преступления, связанного с исполь­зованием учетно-бухгалтерских документов, может быть акт документальной ревизии с прилагаемыми к нему документами; обнаружение преступных связей проверяемо го объ­екта с другими организациями, включенными в сферу расследования; установление факта работы обвиняемого в другой организации на аналогичной должности; сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение по поставленным перед ним вопросам без предварительного проведения ревизии.

Фактическими основаниями для проведения по­вторной или дополнительной ревизии могут быть:

противоречия между выводами акта первичной до­кументальной ревизии и другими материалами дела, подтверждающими преступную деятельность;

проведение первичной ревизии.в отсутствие заин­тересованного лица, за исключением тех случаев, когда установлено, что оно преднамеренно уклонялось от участия в ней;

поверхностность предшествующей ревизии, т.е. когда первичная ревизия проводилась только по вто­ричной документации без проверки первичных учетно-бухгалтерских документов;

неприменение ревизором тех приемов и методов исследования данных бухгалтерского учета, которые, по мнению сотрудников правоохранительных органов, могут способствовать выявлению следов преступной деятельности;

необоснованность выводов ревизии, т.е. когда сле­дователь установит, что выводы ревизора не подтверж­даются другими материалами дела;

проведение первичной ревизии без участия в ней специалистов других областей знаний, когда для все­стороннего исследования поставленных перед реви­зией вопросов их участие было крайне необходимо;

неполнота ревизии, когда в процессе предваритель­ного следствия (дознания) будет установлено, что предыдущей ревизией проверены не все направления деятельности предприятия, при осуществлении кото­рых совершались преступные действия, в частности не проверена деятельность тех должностных лиц, в отно­шении которых возбуждено уголовное дело;

наличие обоснованных возражений по существу выводов ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых и обвиняемых);

сообщение эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без предварительного проведения по­вторной или дополнительной ревизии;

проведение первоначальной ревизии выборочным методом, а не сплошным.

По инициативе сотрудников правоохранительных органов дополнительные ревизии назначаются в тех случаях, когда предшествующей ревизией проверена лишь часть хозяйственных операций, при которых могли совершаться преступления. Повторные же доку­ментальные ревизии чаще всего назначаются, когда установлен низкий методический уровень первичной ревизии или недобросовестность ревизора.Следственная практика показывает, что следовате­ли и органы дознания вынуждены требовать проведе­ния повторных и дополнительных ревизий по боль­шинству уголовных дел о хозяйственно-должностных преступлениях, когда материалы предшествующей ре­визии служили лишь основанием для возбуждения уго­ловного дела. Необходимость в назначении и проведении любой ревизии может возникнуть как на этапе предваритель­ной проверки имеющихся проверочных материалов, так и на любом этапе расследования. Поэтому сотруд­ники правоохранительных органов должны всегда учи­тывать это обстоятельство, постоянно помня о том, что процесс назначения, организации и проведения квали­фицированной документальной ревизии занимает весьма продолжительный период времени, а это влечет за собой увеличение сроков расследования. Кроме того, в результате проведения вновь назначенной реви­зии могут быть получены данные о других фактах зло­употреблений, которые также потребуют дополнитель­ной следственной проверки.

В связи с этим назначение и организацию проведе­ния ревизии следует осуществлять сразу же, как только возникает необходимость в документальной проверке финансово-хозяйственных операций. Позднее, в зави­симости от хода и результатов расследования, задание ревизору может быть скорректировано в сторону рас­ширения или сужения круга проверяемых обстоя­тельств.

Вопрос 2. Типичный круг вопросов, формулируемых в задании ревизору. Опре­деление обоснованности выводов инвентаризационной комиссии о фактах и периоде образования недостач (излишков), о размере материального ущерба.

 

Недостачи могут возникнуть в связи со злоупотреблениями материально ответственных лиц, хищениями, ошибками учета при приеме и отгрузке материальных ценностей, естественной убылью и прочими факторами.

В торговых компаниях часто возникает «пересортица», приводящая к возникновению излишков одних товаров и недостачам других.

Выявление недостач может происходить в процессе заготовки материальных ценностей, их хранения, перемещения, продажи, а так же при проведении инвентаризаций.

Следует помнить, что одной из важнейших задач ведения бухгалтерского учета на предприятии, является осуществление контроля за эффективностью использования ресурсов и сохранностью имущества организации.

Обязанность рационального использования ресурсов организации возлагается на тех сотрудников, которые работают с этими ресурсами и несут за них материальную ответственность. При этом бухгалтерия обеспечивает контроль за движением и потреблением материальных ценностей, соответствием осуществляемых хозяйственных операций действующему законодательству, своевременным проведением инвентаризаций для подтверждения остатков МПЗ и прочих материальных активов.

Как своевременно обнаружить недостачу? Что делать с пересортицей? Нужно ли включать суммы транспортных расходов и таможенных пошлин в стоимость списываемых товаров?

В нашей лекции мы постараемся дать ответы на эти и другие вопросы, возникающие в связи с особенностями бухгалтерского и налогового учета недостач и потерь от порчи материальных ценностей.

В соответствии со ст.12 Федерального закона "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 N 129-ФЗ, а так же на основании п.26 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.98 N 34н, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Обязательная инвентаризация проводится в следующих случаях:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года).
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

За исключением обязательных инвентаризаций, организация самостоятельно устанавливает приказом руководителя:

  • Количество инвентаризаций в отчетном году;
  • Даты проведения инвентаризаций;
  • Перечень проверяемого имущества и обязательств и т.п.

Выявленные в процессе инвентаризации излишки относятся на финансовые результаты в сумме рыночной стоимости обнаруженного имущества.

Если в процессе инвентаризации были выявлены недостачи, то сумма недостач относится:

  • на издержки производства или обращения - в пределах норм естественной убыли (см. Приложение 1);
  • за счет виновных лиц – сверх норм естественной убыли;
  • к прочим расходам организации – в случаях, если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков.

Данные о фактическом наличии ТМЦ вносятся в инвентаризационную опись ТМЦ по форме ИНВ-3.

Отклонения, выявленные при проведении инвентаризации между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием ценностей, отражаются в сличительной ведомости ИНВ-19.

В графах 12-17 этой ведомости отражаются сведения, скорректированные в связи с обнаружением ошибок в учете ТМЦ.

В графах 18-23 нужно отразить сведения о перекрывающихся излишками недостачах в связи с пересортицей.

Обратите внимание: в соответствии с п.5.3Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных Приказом Минфина от 13.06.1995г. №49, взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении ТМЦ одного и того же наименования и в тождественных количествах.

В графах 24-26 ИНВ-19 отражаются итоговые данные по излишкам. В графах 27-32 – итоговые данные по недостачам.

Итоговые данные по проведенной инвентаризации отражаются в ведомости ИНВ-26 «Результаты ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3127; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.