Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. по учебной дисциплине «КРИМИНОЛОГИЯ»

ЛЕКЦИЯ

Г.

И.А. Кравцов

по учебной дисциплине «КРИМИНОЛОГИЯ»

 

по теме № 6

«ЛИЦО, СОВЕРШИВШЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, КАК ОБЪЕКТ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

по специальность 030501.65 Юриспруденция

 

Время – 2 часа

 

Лекция подготовлена старшим преподавателем кафедры криминологии и психологии к.ю.н. подполковником милиции А.А.Зеленцовым

 

 

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры криминологии и психологии

___________ 2009 г., протокол №

 

УФА 2009


Содержание

  Стр.
Введение …………………………………………………………………..  
Вопрос 1. Сущность и содержание понятия «лицо, совершившее преступление», его соотношение с другими смежными понятиями ……..  
Вопрос 2. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления ……………………  
Вопрос 3. Соотношение и взаимодействие социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления...  
Вопрос 4. Классификация и типология лиц, совершивших преступления ………………………………………………………………………  
Вопрос 5. Значение, объем, способы и основные направления изучения лиц, совершивших преступления, в практической деятельности органов внутренних дел …………………………………………………    
Заключение ……………………………………………………………….  
Литература ………………………………………………………………..  

Одним из принципиальных положений российского уголовного законодательства является субъективное вменение. Субъективное вменение основано на презумпции того, что у человека есть возможность выбора. И лишь в силу того, что он плохой, что у него есть дурные качества, субъект делает выбор в пользу преступления.

Соответственно схема анализа причин преступления такова:

1) уяснение, какие плохие качества привели человека к преступлению;

2) изучение причин их образования и условий устойчивости;

3) исследование обстоятельств, позволивших им реализоваться в преступлении.

Первая группа предпосылок преступного поведения - личностные, субъективные детерминанты. Чтобы изучить их, необходимо исследовать личность того, кто совершает преступление. И лишь на этой основе становится возможным анализ объективных факторов преступности. Получив ответ на первый вопрос (какие отрицательные качества личности могут обусловить преступление - что означает в криминологическом смысле термин “плохой человек”), мы можем приступить к поиску ответа на второй вопрос (почему человек становится плохим). Таким образом, исследованию причин преступности должен предшествовать анализ личности преступника.

Проблема личности преступника относится к числу наиболее актуальных в отечественной криминологии. С самого начала слушатель должен уяснить значение комплексного подхода к изучению личности преступника и понять суть такого решения проблемы. Комплексный характер изучения личности преступника заключается в том, что любой исследователь, практик пытается познать механизм преступного поведения в направлениях: социологическом, социально-психическом, психологическом и психофизиологическом.

Социологическое направление охватывает связи преступного поведения с негативными сторонами социальных, экономических, демографических явлений и процессов, протекающих в обществе.

На социально-психологическом уровне исследуют криминологические свойства специфических явлений (традиций, настроений, ценностных ориентаций, правосознания) и механизмов межличностного общения, формирования общественного мнения, внушения, подражания.

Психологический аспект раскрывает связи психических состояний и процессов (интеллектуальных, эмоциональных, волевых), психических свойств личности (темперамента, способностей, характера) с преступным поведением.

На психофизиологическом уровне предпринимается попытка выяснить влияние различных аномалий психики, других пограничных состояний, явлений и процессов биологического характера на преступное поведение.

Однако, следует признать условность такого деления. К примеру, изучение мотивации преступного поведения требует интеграции достижений всех отмеченных выше направлений исследований. Надо иметь в виду и то, что такие юридические науки как: уголовное право, исправительно-трудовое право, криминалистика, судебная психология изучают личность преступника со своих позиций.

По данной теме перед слушателем ставится задача на основе марксистско-ленинского подхода к изучению личности, используя накопленный наукой криминологии фактический материал, разобраться с понятием личности преступника, дать характеристики наиболее значимым социальным признакам типологизации преступников, показать особенности мотивационной сферы преступного поведения.

 

Вопрос 1. Сущность и содержание понятия «лицо, совершившее преступление», его соотношение с другими смежными понятиями.

Для уяснения понятия “личность преступника” необходимо рассмотреть такие близкие и взаимосвязанные понятия как “личность”, “осужденный” и “субъект преступления”.

Личность, общежитейский и научный термин который обозначает:

1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества;

2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности1.

В своем первоначальном значении слово личность обозначало маску, роль, исполнявшуюся актером в греческом театре. В общей психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность и устойчивость. В зависимости от того, в чем именно усматривается такое начало, теории личности подразделяют на психобиологические, биосоциальные, психостатистические и т.д. К психологическим свойствам личности относятся характер, темперамент, способности человека, а также особенности протекания психологических процессов. Изменение психологического склада личности является следствием тех изменений, которые происходят в бытии человека, следствием процесса общественного воспитания. Личность - это связанная совокупность внутренних черт и особенностей человека, через которые преломляются все внешние воздействия[1].

Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание - продукт общественного развития “... Сущность человека, - писал Маркс, - не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений”[2]. Отсюда вытекает, что свойства, присущие личности, не могут быть врожденными, а в конечном счете определяются исторически, данным строем общества.

Вл. Даль определяет понятие “осужденный” как лицо, “присужденное к наказанию”, или как “преступника, обвиненного, приговоренного судом”[3]. Преступник по Далю, - это “нарушитель закона, совершивший преступление, виновный перед законами в важном нарушении их”[4].

Под понятием “ субъект ” в русском языке понимают “человека как носителя каких-нибудь свойств”[5]. “ Субъект преступления ” - понятие правовое, которому присущи определенные уголовным законом признаки, совокупность которых позволяет привлечь лицо к уголовной ответственности.

Термин “личность преступника” - научный факт. Но он не относится к числу устоявшихся и неоспоримых. В связи с его использованием возникают две проблемы.

Во-первых, в научной и учебной литературе в отдельных случаях не только ставится под сомнение возможность дать общее определение понятия личности преступника и доказывается его практическая ненужность[6], но и отмечается, что сохранение общего понятия “личность преступника” сдерживает развитие науки с точки зрения углубления наших знаний, связанных с изучением тех, кто совершал и совершает преступления[7].

Во-вторых, различные авторы, используя понятие личности преступника, толкуют его далеко не однозначно, в один и тот же научный термин вкладывают различный смысл. Суммируя все использовавшиеся в научной литературе определения личности преступника, можно выделить несколько их групп.

К первой группе следует отнести определения ученых, которые считают невозможным применение понятия личности преступника ко всем лицам, совершившим преступления. Ю.Д. Блувштейн отмечал, что личность преступника - это особое качество тех лиц, в отношении которых исследование установит решающую или весьма важную роль личностных особенностей при совершении преступления[8]. Аналогичную позицию мы видим в публикации Г.М. Резника: “О личности преступника можно говорить лишь применительно к весьма узкому контингенту лиц, для которых совершение преступлений стало основой, ведущей деятельностью”[9].

Подход указанных авторов может быть продуктивен при изучении злостных и профессиональных преступников. Однако он обедняет криминологический анализ феномена личности преступника, поскольку из поля зрения исследователя выпадают случайные и ситуационные типы преступников. При последовательном развитии такого взгляда на природу преступного поведения можно прийти к выводу о том, что определенная часть преступников совершает преступления лишь в силу неблагоприятных внешних обстоятельств, в то время как их личность включает лишь положительные качества. Такой неверный вывод, с одной стороны, может оправдывать практику объективного вменения. А с другой - препятствует выявлению отрицательных качеств личности случайных и ситуационных преступников (таких, например, как недостаток профессионального опыта, подготовленности, необходимых умений, небрежность, неосмотрительность, невыдержанность, безответственность и т.п.), а также причин их образования и устойчивости.

Вторая группа объединяет определения, смысл которых заключается в том, что “ личность преступника - это личность человека, виновно совершившего общественно опасное деяние, запрещенное законом под угрозой уголовной ответственности”[10]. Внимательно изучив это определение, можно сделать вывод, что оно раскрывает понятие преступника, а не его личности. Из данного определения видно, что преступник - это личность. Этим его продуктивность и исчерпывается, объяснительная и прогностическая ценность указанного определения весьма невелика.

Следующая группа объединяет определения, согласно которым личность преступника - это совокупность криминологически значимых свойств человека, обусловивших совершение им преступления[11]. Логика рассуждений этих авторов проста. В мотивации преступного поведения участвуют не все качества личности, а лишь их часть: убеждения, взгляды, привычки, навыки, которые определяют отношение к закону, другим людям, уголовному наказанию и т.п. Эту совокупность личностных качеств необходимо проанализировать, чтобы понять механизм преступного поведения. По мысли указанных авторов, соотношение личности человека и личности преступника (применительно к тому же лицу) аналогично целому и части.

Такой подход является значительно более продуктивным, чем предыдущие. Практическое и научное значение понятия личности преступника в указанном смысле заключается в следующем:

- во-первых, такое понимание личности преступника нацеливает практических работников (и ученых), изучающих причины преступлений, на выявление определенной группы личностных качеств, охватываемых именно этим понятием;

- во-вторых, анализ указанной группы личностных качеств (личности преступника) позволяет объяснить истоки преступного поведения;

- в-третьих, изучив качества личности, обусловившие преступление, можно по количеству и качеству этих отрицательных качеств отнести преступника к определенному типу (случайному или злостному), а соответственно и прогнозировать вероятность совершения этим человеком преступлений в будущем и с учетом этого прогноза выбирать меры реагирования на совершенное преступление;

- в-четвертых, знание отрицательных качеств, обусловивших преступление, позволяет организовать процесс исправления преступника в соответствующих учреждениях и принимать обоснованное решение об условно-досрочном освобождении;

- в-пятых, вскрыв отрицательные качества человека, которые обусловили совершение им преступления, можно, взяв их за отправную точку, углубить анализ истоков преступного поведения - выявить причины образования негативных свойств личности и условий их устойчивости.

Ряд ученых определяет личность преступника как абстрактное явление, не имеющего аналога в реальной действительности. Понятие личности преступника предстает как научное обобщение особенностей всех тех, кто совершает преступления. По мысли Ю.М. Антоняна: “Индивидуальный подход в познании личности преступника должен сочетаться с изучением всех лиц, совершивших преступления, на статистическом уровне. Криминологическое познание охватывает всю совокупность преступников, их отдельные группы (типы, классы), конкретных преступников и преступника как научную абстракцию”[12].

В указанной трактовке личность преступника предстает как совокупность всех отрицательных качеств, которые могут обусловить какое-либо преступление. Это явление поддается анализу лишь на массовом, статистическом уровне и по сути представляет не что иное, как список различных криминогенных качеств людей.

При всем том, что данная научная абстракция отражает умозрительную конструкцию, она имеет значительную научную и практическую ценность, поскольку основой ее построения являются реально существующие криминогенные качества, которые выявляются у различных преступников. Понятие личности преступника есть результат обобщения данных изучения личностей этих преступников. Лишь на основе таких обобщений возможно выявление определенных особенностей, присущих лицам, нарушающим закон. Как верно отмечала А.И. Долгова: “Нет смысла говорить о личности преступника как о научной проблеме, если преступникам не присущи некоторые черты, отличающие их от тех, кто не совершает преступлений”[13].

Указанные обобщающие исследования позволяют проводить типологию личности преступников, то есть выявление наиболее часто встречающихся криминогенных качеств преступников определенного типа (например, корыстных).

Практическая ценность данной абстракции заключается в том, что на основе теоретических знаний о том, какие криминогенные качества могут быть у преступников, можно выдвигать версии, в процессе проверки которых следственным или судебным путем добывается информация о тех отрицательных качествах, которые привели человека к преступлению. Эта информация позволяет разрабатывать соответствующие методики изучения личности преступника.

Изучение причин образования и условий проявления в преступлении криминогенных качеств личности преступника открывает широкие перспективы анализа не только причин отдельного преступления, но и преступности в целом.

Такой подход к определению личности преступника, как мы видим, является органическим развитием предыдущего. Поэтому к двум последним подходам применим принцип дополнительности: на практике и в научных исследованиях их целесообразно использовать, не отрывая один от другого (и тем более не противопоставляя), что значительно повышает их научную и практическую ценность.

Итак, в заключении мы можем сделать вывод, что личность преступника - дефиниция, которая является научным инструментом, позволяющим углубить наши познания об истоках преступного поведения и причинах преступности. Наиболее продуктивным представляется определение личности преступника как совокупности отрицательных, криминогенных качеств личности, которые обусловили (или могли обусловить) совершение человеком преступления.

По поводу сомнений в правомерности использования данного научного термина достаточно убедительно высказался немецкий криминолог Г. Кайзер. В учебнике по криминологии он писал: “Основное положение, согласно которому преступники отличаются от непреступников свойствами личности, оказалось столь устойчивым, что до настоящего времени не поколебленно решительным образом”[14].

Таким образом, задача исследователей заключается в том, чтобы глубже проникнуть в сущность данного феномена, выявлять новые криминогенные качества и типологические особенности преступников, закономерности образования и проявления в преступном поведении этих отрицательных свойств человека, а также возможности исправительного воздействия на них, разрабатывать методики выявления криминогенных качеств и прогнозирования на этой основе индивидуального преступного поведения.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Показатели использования основных фондов и пути улучшения их использования | Вопрос 2. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.