Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Соотношение и взаимодействие социального и биологического в структуре личности субъектов, совершивших преступления

 

Суть проблемы соотношения социального и биологического в личности преступника и преступном поведении заключается в следующем - от каких качеств человека зависит преступное поведение:

- от тех, которые достались ему по наследству, переданы генетически (например, способности, темперамент, время реакции, особенности реагирования на окружающий мир, генетически переданные программы поведения);

- от тех, которые он приобрел в процессе жизни в обществе (в результате воспитания, обучения, общения, т.е. процесса социализации).

На заре развития криминологии ученые видели в преступнике особый тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции. Причем одни видели в преступниках людей, “отмеченных печатью “Каина”, в полном соответствии с распространенными теологическими концепциями. Другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, например, кражами, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое, начавшись с учений френологов и получив законченный вид в теории Ломброзо и его последователей, в течении длительного времени было господствующим. Третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход. Четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности.

Существует три точки зрения на данную проблему:

1. Определяющую роль в генезисе преступного поведения играют социальные факторы.

2. Главными факторами преступного поведения являются биологические.

3. В отношении одних преступлений главными оказываются социальные факторы, а биологические выступают как вспомогательные, и наоборот, в отношении других главными выступают биологические, а социальные вспомогательные.

С позиций правового подхода данная проблема решается достаточно просто на логическом уровне. Если исходить из того, что преступность - антинормативное явление, необходимо признать, что одним из признаков ее является уголовно-правовой характер. Преступность в данной трактовке - это сложная совокупность преступлений с некоторыми признаками системы. Таким образом, преступность вторична по отношению к правовому регулированию человеческого поведения: нарушение запрета появляется после установления запрета.

Говоря о сущности правового (и иного нормативного) регулирования человеческого поведения, следует иметь в виду, что норма может регулировать поведение лишь в том случае, если человек способен:

- во-первых, сознательно, адекватно ее воспринять;

- во-вторых, сознательно руководить своим поведением, то есть у человека должна быть свобода выбора: поступать в соответствии с законом или вопреки ему.

Биологические доминанты так называемого прирожденного преступника отрицают свободу воли: так же, как тигр не может питаться травой, клептоман не может не красть, а маньяк не в силах противостоять кровожадным импульсам, побуждающим его к убийству. Нормативный запрет изначально не способен удержать их от этих действий, а следовательно, такие “прирожденные преступники” находятся за пределами правового регулирования, и, несмотря на внешнюю похожесть этих деяний на преступления, их к разряду преступных отнести нельзя (да и сама правовая система исключает оценку таких деяний как преступлений в связи с отсутствием вменяемости).

Если же решающим фактором общественно опасного деяния были не непреодолимые биологические доминанты, а, например, социально обусловленное чувство мести или желание жить не хуже других в сочетании с надеждой на безнаказанность, то социальная природа преступления налицо.

Эти идеи в конце прошлого века в весьма яркой форме изложил выдающийся русский юрист А.Ф. Кони: “В каждом человеке, несмотря на духовное развитие его, сидит зверь, стремящийся при раздражении или возбуждении, растерзать, истребить, удовлетворить свою похоть и т.д. Когда человек владеет этим сидящим в нем зверем, он нормален в своих отношениях к людям и обществу; когда он сознательно дает зверю возобладать в себе и не хочет с ним бороться - он впадает в грех, он совершает преступление; но когда он бессилен бороться сознательно - тогда он больной. Призовите первого в судьи, покарайте второго, но не наказывайте, а лечите третьего, и если есть повод к сомнению, кто стоит перед вами - второй или третий - призовите на помощь науку и не стесняйтесь потерей времени и труда. Исследование истины стоит этой потери!”[16].

Особенности личности, обусловливающие антиобщественное поведение, формируются при определенных условиях жизни, воспитания, под воздействием среды, ближайшего окружения. Они приводят к совершению преступлений не автоматически и фатально, а при участии сознания и воли лица, имеющего возможность оценить сложившуюся ситуацию и выбрать приемлемый вариант поведения.

При характеристике личности преступника, исходя из положения о социальной обусловленности человеческого поведения, необходимо отметить, что без учета психофизиологических особенностей человеческого организма (сам по себе факт биологический) любые объяснения причин противоправного поведения будут неполными. На личность наряду с детерминантами, имеющими, безусловно, социальную природу, оказывают формирующие воздействие и биологические факторы. Генетическая программа, тип нервной системы человека, его психическое состояние, эмоциональные и интеллектуальные свойства и т.д. Не учет этих факторов может повлечь ошибки как при уголовно-правовой оценке поведения личности и определения вида наказания, так и при разработке мер исправления осужденных в местах лишения свободы. Как отмечал К.К. Платонов, боязнь выйти на биологический аспект проблемы приводила многих в конечном счете к вульгарной социологизации личности.

Вопрос 4. Классификация и типология лиц, совершивших преступления.

 

Сложность изучения личности тех, кто совершает преступления определяется помимо всего прочего и тем, что социальное расслоение общества велико, что разные страты общества имеют разные интересы и потребности, они отличаются по уровню образования и культуры, характеру трудовой деятельности, наконец, принадлежностью к полу, по возрасту. Все это и есть основания для того, чтобы глубоко изучать личности людей, вставших на преступный путь, избравших его образом жизни, профессией, способом “улучшения” материальных условий жизни, или человека случайно совершившего преступление, втянутого кем-то в преступную деятельность. Для этого и нужна классификация и типология преступников, уяснение конкретных социальных типов преступников, когда речь идет об устойчивой формуле их поведения.

Для того чтобы правильно решить сложные вопросы классификации и типологии преступников, что имеет большое научное и практическое значение, необходимо определить принципиальные методологические подходы к этим приемам научного познания. Прежде всего отметим, что классификация и типология, при всей их схожести, не одно и то же.

Классификация, являясь более низким уровнем обобщения, представляет собой устойчивую группировку исследуемых объектов по их отдельным признакам и строится на весьма жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место. Типология же не содержит такой жесткой дифференциации.

Классификация - это система соподчиненых понятий, классов объектов, какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связи между этими понятиями или классами объектов. Классификация содействует движению науки от эмпирического накопления знаний до ее теоретического осмысления, в частности, с помощью типологического анализа. При классификации объекты всегда разделяются по единым основаниям. Так, в одной и той же классификации нельзя делить часть преступников по признакам возраста, а часть, скажем, по повторности совершенных преступлений. Кроме того, в классификации должны быть представлены все группы классифицируемых объектов, а не только часть этих объектов. Например, классификация преступников по признаку возраста не может состоять только из несовершеннолетних преступников и лиц в возрасте 25-30 лет. Классификация по этому признаку должна быть построена следующим образом: лица до 18 лет, от 19 до 25 лет, от 26 до 30 лет, от 31 до 40 лет, старше 41 года.

В уголовной статистике можно встретить следующие классификации преступников:

1. По социально-демографическим признакам: пол, возраст, уровень образования и т.д.

2. По признакам социально-экономического положения и роду занятий: факт наличия или отсутствия ПМЖ (бомжи, вынужденные переселенцы, беженцы); проживание в городской или сельской местности; источники доходов; постоянные жители или мигранты; рабочие, служащие, учащиеся, предприниматели, фермеры, пенсионеры и т.п.

3. Гражданство.

4. По данным интенсивности и характера преступной деятельности: повторность, рецидив; в группе, в организованной группе и т. п.

5. По данным о состоянии лица в момент совершения преступления: в состоянии алкогольного опьянения, в состоянии наркотического возбуждения и т. п.

6. По характеру преступного поведения: умышленное или неосторожное; насильственное или имущественное; первичное или повторное и т.п.

Эти виды классификации не отражают всего их разнообразия. Кроме таких простых, учитывающих только один какой-то признак, используются более сложные, учитывающие две-три переменные. При многомерной классификации, использующей более трех личностных характеристик, применяются математические методы.

Вероятно, неоднократно приходилось слышать выражения: “типичный вор”, “типичный мошенник”, “следы, типичные при взломе запоров” и т.д. В любых человеческих поступках всегда отражаются особенности его характера, образ поведения, способ действий. Можно сказать, что тип поведения характеризует тип личности.

Типичное - есть наиболее вероятное для личности система особенностей поведения в различных ситуациях, а также совокупность факторов, формулирующих эти особенности.

Метод типологии - это выделение наиболее существенных качеств и особенностей (типичных черт) личности в виде обобщений на основе многократных наблюдений за ее поведением в типичных ситуациях получило в науке название.

Типологический подход в криминологии имеет давнюю историю и поэтому существует множество вариантов решения рассматриваемой проблемы. Они весьма разнородны, поскольку в их основе лежат различные теоретические посылки и методические приемы.

Учитывая, что криминологическая типология должна быть подчинена диагностической, генетической и прогностической задачам, в ее основание традиционно закладывались три группы признаков:

а) отражающие степень криминологической зараженности личности;

б) отражающие характер такого заражения (общественной опасности);

в) раскрывающие социальный генезис становления личности на преступный путь.

С учетом изложенного следует оценивать предложенные в литературе типологии преступников.

В частности, Т.М. Миньковский, учитывая степень зависимости преступления от общей направленности к ориентации личности подростка выделил четыре типа несовершеннолетних, преступление со стороны которых:

1) противоречит общей направленности личности является случайным;

2) реально возможно с учетом общей устойчивости личностной направленности;

3) соответствует антиобщественной направленности личности, но случайно с точки зрения повода и ситуации;

4) соответствует преступной установке личности и результатам активного поиска или создания повода и ситуации. Таким образом, здесь речь идет о разной степени криминологической деформации.

Несколько иные критерии классификации преступников у А.Б. Сахарова, который выделяет следующие их типы:

1) случайные;

2) ситуационные;

3) неустойчивые;

4) злостные;

5) особо опасные.

За основу взяты уже сформированные личностные качества преступников, которые характеризуют их общественную опасность.

А.К. Ковалев выделяет на основании степени криминогенной зараженности личности три типа.

Первый - глобальный преступный тип с полной преступной зараженностью. Представители этого типа асоциальны, отрицательно относятся к труду и людям, не мыслят жизни вне преступлений, которые сулят им основные радости. Все их чувства и помыслы связаны с преступными замыслами.

Второй тип - парциальный, с частичной криминогенной зараженностью, в котором уживаются черты преступника и черты нормального социального типа личности.

Третий тип - предкриминальный, представители которого обладают такими свойствами, которые определяют совершение преступлений в определенных ситуациях. Это люди либо с чрезвычайной эмоциональной возбудимостью и недостаточным самообладанием, либо легкомысленные лентяи, которые любят хорошо попить, не утруждая себя.

К.И. Игошев выделяет по мотивации преступных действий такие типы как: насильственный, корыстный, корыстно-насильственный.

Корыстный и насильственный тип личности не исчерпывает всего разнообразия лиц, совершивших преступления. Имея в виду это разнообразие, авторы монографии “Личность преступника” выделили четыре типа:

Первый, характеризующийся негативно-пренебрежительным отношением к человеческой личности и ее важнейшими благам: жизни, здоровью, чести, достоинству и т.п.

Второй тип с корыстными тенденциями, связанными с игнорированием принципа распределения по труду, права общественной и личной собственности.

Третий тип отличается индивидуалистическим отношением к различным социальным установкам и предписаниям, к своим общегражданским, семейным, служебным обязанностям, что определяет совершение ряда хозяйственных преступлений, преступлений против порядка управления.

Четвертый тип характеризуется легкомысленно-безответственным отношением к установленным социальным ценностям и своим обязанностям по отношению к ним, что проявляется в различных неосторожных преступлениях.

Долгова А.И. выделяет:

1. Случайный преступник.

2. Криминогенный тип:

а) последовательно-криминогенный;

б) ситуативно-криминогенный;

в) ситуативный.

Социальный тип криминогенной личности выражает определенную целостность личностных характеристик. Для него характерно:

формирование личности в условиях интенсивного противоправного и аморального поведения окружающих (семья, товарищи);

в прошлом - система аморальных поступков и разного рода правонарушений, которые продолжали повторяться и после принятия установленных законом мер воздействия;

отрыв от ценностно-нормативной системы общества и государства;

привыкание к отрицательной оценке своего поведения, использование социально-психологических механизмов самозащиты;

активность в ситуации совершения преступления и, как правило, совершение преступления без достаточно обоснованных внешних поводов.

Внутри типа криминогенной личности выделяются подтипы: последовательно-криминогенный, ситуативно-криминогенный, ситуативный.

Критерием разграничения указанных подтипов служит характер взаимодействия социальной ситуации и личности, ведущая сторона в таком взаимодействии - ситуация либо личность.

Последовательно-криминогенный подтип формируется в микросреде, где нормы морали и права систематически нарушаются; преступление вытекает из привычного стиля поведения и обуславливается стойкими антиобщественными взглядами, социальными установками и ориентациями субъекта. Как правило, ситуация совершения преступления активно создается такими лицами. Представители этого типа способны при необходимости приспосабливать в своих интересах конкретную среду, их преступное поведение относительно автономно.

Ситуативно-криминогенный подтип характеризуется нарушением моральных норм и совершением правонарушений непреступного характера, ненадлежащим исполнением требований общественно приемлемых социальных ролей; формируется и действует в противоречивой микросреде; преступление в значительной мере обусловлено неблагоприятной с социально-экономической, нравственной и правовой точек зрения ситуацией его совершения (пребывание в преступном формировании, конфликты с другими лицами и т.п.). В этом случае решающим является взаимодействие имеющихся у личности характеристик с характеристиками социальной Среды. К преступлению такое лицо приводят его микросреда и весь предшествующий образ жизни, закономерным развитием которого оказывается ситуация преступления.

Ситуативный подтип безнравственные элементы сознания и поведения такой личности и ее микросреды, если и имеются, то выражены незначительно. Более существенны дефекты механизма взаимодействия социальной Среды и личности в сложной ситуации, в том числе в результате неподготовленности к ней личности.

Преступление совершается представителями данного подтипа под решающим влиянием ситуации, возникшей не по вине этого лица, в известной мере для него необычной, в которой другими субъектами нарушаются установленные нормы поведения. В то же время такая личность (в отличие от случайного преступника) может оправдывать в данных ситуациях свое и чужое противоправное поведение, даже преступное. Либо она не знает правомерных и нравственных способов решения конфликтов.

Среди преступников немало лиц с ярко выраженной индивидуальностью, большой предприимчивостью и инициативой, с устойчивой системой взглядов, с тем, что можно назвать мировоззрением. Эти качества обычно выделяют лидеров преступных групп, особенно так называемых воров в законе, крупных расхитителей имущества, являясь существенной характеристикой последних. Они могут служить одним из показателей общественной опасности их личности и общественной опасности их преступного поведения.

Слушатель изучая данную проблему должен уяснить, что если изучение причин и условий преступности позволяет объяснить и саму преступность и то, почему люди вступают на преступный путь, то изучение личности преступника позволяет с одной стороны, найти пути к их исправлению, постигая их внутренний мир, психологию, нравственные установки, а, с другой стороны, “выйти” на наиболее типичные, индивидуальные причины и условия, толкающие людей на преступный путь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 2. Структура и основные черты криминологической характеристики лиц, совершивших преступления | Вопрос 5. Значение, объем, способы и основные направления изучения лиц, совершивших преступления, в практической деятельности органов внутренних дел
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.