Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок проведения судебно-экологической экспертизы




Возрастающее внимание к охране окружающей среды обуславливает необходимость в экспертном анализе как отдельных объектов живой и неживой природы, так экологической обстановки в целом. Одной из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов является привлечение к юридической ответственности за экологические правонарушения.

В ходе досудебного и судебного производства по уголовным, гражданским и административным делам данной категории требуется использование специальных знаний в области экологии, биологии, почвоведения и других естественных наук. Для установления причинной связи между экологическим правонарушением и наступившими отрицательными последствиями требуется проведение судебных экспертиз.

Судебно-экологические экспертизы, как класс судебных экспертиз, производятся для установления фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия на окружающую среду в целях отправления правосудия.

К задачам судебно-экологической экспертизы относятся следующие:

1. определение вида и местоположения источника негативного антропогенного воздействия;

2. характеристика негативного антропогенного воздействия на окружающую среду во времени и пространстве;

3. установление механизма негативного антропогенного воздействия;

4. выявление масштабов, а также условий и обстоятельств, способствующих усилению негативного антропогенного воздействия;

5. установление обстоятельств, связанных с нарушением природоохранного законодательства, условий эксплуатации потенциально опасных объектов и действий (бездействий) специально уполномоченных лиц в области охраны окружающей среды и природопользования, которые способствовали причинению вреда здоровью человека (смерти человека) или иных тяжких последствий.

Таким образом, судебно-экологическая экспертиза производится в целях установления источника, механизма, характеристики и масштабов негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. При этом выясняются важные фактические обстоятельства, позволяющие в дальнейшем определить виновность субъекта правонарушения и размеры материального ущерба, нанесенного окружающей среде, а также выработать рекомендации по восстановлению экологического равновесия.

Объектами исследований являются пробы атмосферного воздуха, воды, почвы, отобранные на местах выбросов, образцы флоры и фауны, в том числе и на микроуровне, пораженные вредными воздействиями техническая документация, технологические регламенты.

Решение задач судебно-экологической экспертизы возможно путем применения ряда частных методик с выявлением значимых идентификационных и диагностических признаков, в том числе свойств и состава почв, вод и живых организмов. К ним относятся: выявление в исследуемых объектах антропогенных включений; определение элементного состава; физико-химические методы и методики, в том числе хроматографического исследования для установления компонентного состава органических соединений, связанных с событием экологического правонарушения; выявление биоиндикаторов экологического состояния объектов. К выявляемым признакам относятся: содержание основных тяжелых металлов и загрязнителей органической природы, превышение предельно-допустимых концентраций которые негативно влияют на окружающую среду.

При проведении судебно-экологических экспертиз необходимо определение морфологических, физических, химических и биологических свойств различных компонентов экосистем, выявление ухудшения состояния окружающей среды по отклонениям от имеющихся в настоящее время нормативов (ПДК, ПДД и др.).

По мнению Н.А. Духно, Ю.Г. Корухова, Е.И. Майоровой, Е.Р. Россинской и других авторов, при расследовании экологических правонарушений чаще всего назначаются судебные экспертизы: веществ и материалов, судебно-медицинская, зооветеринарная, зоологическая, зоотехническая, орнитологическая, ихтиологическая, энтомологическая, агротехническая, ботаническая, гидрологическая и др. На основе данных, получаемых этими экспертизами, может быть проведена комплексная экспертиза с участием экспертов различных экспертных специальностей, формулирующих общий вывод.

Судебно-экологическая экспертиза является формирующимся классом судебных экспертиз, который может быть в дальнейшем разделен на роды: “Исследование экологического состояния почвенно-геологических объектов”; “Исследование экологического состояния биогеоценозов” и др. Каждый из указанных родов предусматривает создание соответствующей экспертной специальности, отличной от существующих в настоящее время. Экспертное исследование фактических обстоятельств негативного антропогенного воздействия может быть комплексной судебно-экологической экспертизой лишь тогда, когда в комиссию по ее производству включен эксперт хотя бы одной из судебно-экологических экспертных специальностей.

Судебными экспертами в области судебно-экологической экспертизы могут быть специалисты, имеющие высшее экологическое, почвенно-агрохимическое, биологическое, географическое или геологическое образование, прошедшие специальную подготовку, получившие право самостоятельного производства экспертиз по специальностям, сопряженным с оценкой экологического состояния окружающей среды, и специализирующиеся в области исследования различных ее компонентов в целях отправления правосудия.

Курс обучения экспертов в области судебно-экологической экспертизы состоит из общих и специальных дисциплин. Самостоятельная подготовка предусматривает освоение дисциплин “Основы криминалистики”, “Основы судебной экспертизы” и “Основы судебно-экологической экспертизы”, общих для всех судебно-экологических экспертных специальностей. Затем проводится изучение экспертами специальных дисциплин (в соответствии с родами судебно-экологической экспертизы), которые составлены с учетом необходимости освоения экспертами вышеназванных базовых программ.

В настоящее время при отсутствии специалистов, прошедших аттестацию по судебно-экологическим экспертным специальностям, к производству судебно-экологических экспертиз (как комплексных экспертиз в соответствии со ст. 201 УПК РФ, ст. 82 ГПК РФ, ст. 85 АПК РФ) могут привлекаться специалисты в области судебно-биологических, судебно-почвоведческих экспертиз, а также эксперты, специализирующиеся на использовании методов для экспертного исследования объектов судебной экспертизы (например, по специальностям “Применение методов атомной спектроскопии при исследовании объектов судебной экспертизы”, “Применение методов хроматографического анализа при исследовании объектов судебной экспертизы” и др.). Однако специалистам всех вышеперечисленных специальностей можно рекомендовать в целях повышения квалификации пройти специальную подготовку по дисциплине “Основы судебно-экологической экспертизы” и по конкретной судебно-экологической экспертной специальности.

Производство судебно-экологических исследований налажено во многих зарубежных государствах, в том числе Нидерландах, Великобритании, Германии. Спектр объектов, изучаемых зарубежными специалистами, чрезвычайно широк: от установления присутствия вредных для окружающей среды соединений в различных природных средах до экологической характеристики строительных материалов, нефтепродуктов, пестицидов и других потенциально опасных для здоровья человека веществ.

В настоящее время в связи с отсутствием научно-методической базы и экспертов, имеющих право самостоятельного производства судебно-экологических экспертиз, в государственных судебно-экспертных учреждениях они выполняются в случаях необходимости определения видовой принадлежности объектов животного или растительного происхождения, а также установления отдельных фактов события преступления, связанных с нарушениями уголовного и экологического законодательства.

Администрация муниципальных образований Российской Федерации для экспертного исследования экологического состояния окружающей среды в целях определения, например, возможности застройки или реконструкции конкретной территории, нередко обращаются в инстанции, разрешающие или запрещающие строительство, производя тем самым несудебную экспертизу. Несудебные экспертизы также проводятся по инициативе природоохранной прокуратуры или территориальных органов Министерства природных ресурсов России. Производство судебно-экспертных исследований по данным вопросам целесообразно поручать сотрудникам СЭУ Минюста России, что позволит повысить доказательную силу выводов специалистов при возникновении споров, в том числе в случае последующего обращения в суд.

Рассмотрим принципы выделения самостоятельных родов судебных экспертиз на примере исследования экологического состояния почвенно-геологических объектов (эколого-почвоведческой экспертизы). В случае использования специальных знаний в области почвоведения, геологии и других смежных естественных наук при производстве указанных исследований данная экспертиза с одной стороны относится к классу судебно-почвоведческих экспертиз, с другой – к судебно-экологическим экспертизам.

Актуальность производства судебной эколого-почвоведческой экспертизы связана с тем, что значительная часть земельного фонда Российской Федерации характеризуется неудовлетворительным состоянием качества земель.

По данным государственного земельного учета, более 53 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 36.2 млн. га пашни, подвержено эрозии; площадь оврагов составляет 2.4 млн. га и ежегодно увеличивается на 0.1 - 0.2 млн. га. Более 38 млн. га переувлажнены, около 40 млн. га засолены и имеют солонцовые комплексы. Площадь земель, загрязненных выбросами промышленных предприятий, составляет более 62 млн. га. В результате добычи полезных ископаемых и работы предприятий топливно-энергетического комплекса нарушено более 1.0 млн. га и занято свалками более 3.0 млн. га. Одновременно за последние несколько десятилетий значительно возросло количество правонарушений в области землепользования и охраны почв, что также способствует резкому снижению плодородия нарушенных земель, их истощению, загрязнению, захламлению, заболачиванию, засолению, разрушению эрозионными и другими процессами.

Наибольшую опасность среди перечисленных нарушений представляют захламление земель, их загрязнение и порча. Например, в г. Москве наибольшее распространение получило захламление земель (717 случаев на 199 га), в меньшей степени встречается загрязнение и порча почв (соответственно 114 случаев на 77 га и 84 случая на 49 га). Уровень химического загрязнения почв является наиболее устойчивым индикатором экологической обстановки. Основными элементами, влияющими на экологическую обстановку в Москве являются ртуть, свинец, кадмий, цинк и медь. Для оценки степени неблагополучия экологической обстановки в качестве основного показателя загрязнения обычно используется суммарный показатель концентраций (СПК).

Широкое распространение указанных неблагоприятных результатов антропогенной деятельности может в ближайшее время привести к катастрофическим последствиям и создает реальную угрозу национальной безопасности России. Для преодоления наметившейся тенденции помимо создания соответствующей нормативно-правовой базы и реализации неотложных мер, предусмотренных государственными программами по повышению плодородия и реабилитации земель, ведению наблюдений за состоянием земель в целях получения информации и принятия своевременных решений по предупреждению и ликвидации последствий негативных процессов, необходимо более широко использовать заключения экспертов как источника доказательственной информации по делам о нарушениях земельного и экологического законодательства, в том числе при досудебном и судебном производстве уголовных дел по статье 254 “Порча земли”. Сдерживающим фактором, препятствующим применению специальных знаний в области почвоведения и экологии в целях отправления правосудия, является отсутствие методической базы судебных экспертиз в почвенно-экологическом направлении. Таким образом, возникновение судебной эколого-почвоведческой экспертизы как нового самостоятельного рода экспертных исследований является научно и практически обоснованным процессом.

Судебная эколого-почвоведческая экспертиза – комплекс действий, производимых в установленной законом форме специалистами в области почвоведения, экологии и смежных естественных наук, которые дают заключение по вопросам, связанным с исследованием негативного антропогенного воздействия на почвенно-геологические объекты.

Предмет судебной эколого-почвоведческой экспертизы - фактические обстоятельства, устанавливаемые на основе специальных естественнонаучных и правовых знаний, а также исследований материалов дел по фактам негативного антропогенного воздействия на почвенно-геологические объекты.

При этом на разрешение эколого-почвоведческой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Где находится источник негативного антропогенного воздействия на почвенный покров (например, потенциально опасный объект, в результате деятельности которого оно произошло)?

2. Является ли конкретный земельный участок (территория потенциально опасного объекта) местом возникновения негативного антропогенного воздействия?

3. Сколько имелось источников негативного антропогенного воздействия (например, в случае наличия на месте происшествия нескольких потенциально опасных объектов), каковы их взаимосвязь и последовательность негативного воздействия на почвенный покров?

4. В течение какого периода отмечаются отрицательные последствия негативного антропогенного воздействия на почвенный покров?

5. В течение какого периода возможно конкретное негативное антропогенное воздействие на почвенный покров?

6. Имеются ли на почвенно-геологических объектах, представленных на экспертизу, следы загрязняющих и иных веществ, отрицательно влияющих на экологическое состояние окружающей среды? Если да, то каких?

С организационной точки зрения указанную экспертизу могут выполнять сотрудники как отдела судебно-экологической экспертизы, так и лаборатории судебно-почвоведческих и биологических экспертиз, обладающие соответствующими специальными знаниями. Поэтому к производству экспертного исследования экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения рекомендуется привлечение экспертов как отдела судебно-экологической экспертизы, так и лаборатории судебно-почвоведческих и биологических экспертиз. Тем не менее следует подчеркнуть, что эксперты данных подразделений при выполнении судебно-экологической экспертизы (как самостоятельного рода экспертных исследований) должны в обязательном порядке пройти курс специальной подготовки по специальности “Основы судебно-экологической экспертизы” (общей для всех судебно-экологических экспертных специальностей) и по соответствующей экспертной специальности, а также аттестацию на право самостоятельного производства экспертного исследования экологического состояния объектов почвенно-геологического происхождения.

Резюмируя сказанное, следует отнести судебно-экологическую экспертизу почвенно-геологических объектов (как самостоятельный род экспертиз) к классу судебно-почвоведческих экспертиз по предмету, объектам, методам и областям используемых специальных знаний. Организацию данной судебной экспертизы целесообразно осуществлять на базе отдела судебно-экологической экспертизы, так как по ряду оснований, прежде всего задачам и объектам исследования, ее можно отнести к классу судебно-экологических экспертиз.

Подобная ситуация характерна и для организации производства других судебных экспертиз. Например, генотипоскопическая экспертиза с использованием ДНК-анализа может выполняться сотрудниками отдела судебно-биологических экспертиз и в этом случае относится к экспертизам биологических объектов. Аналогичная экспертиза, проводимая судебными медиками, относится к судебно-медицинским экспертизам вещественных доказательств. Сущность экспертизы, ее объект, предмет и задачи при этом во многом пересекаются, однако мы имеем дело с двумя разными экспертными специальностями, в том числе различными по программам подготовки.

Объекты судебной эколого-почвоведческой экспертизы – совокупность объектов почвенно-геологического происхождения, подвергшихся негативному антропогенному воздействию, а также события, факты и другие нематериальные явления, изучение которых осуществляется в процессе досудебного и судебного производства.

Материалами, необходимыми для производства судебно-почвоведческой экспертизы, являются: вещественные доказательства – почвенно-геологические объекты, изъятые с места происшествия (локального земельного участка, подвергшегося негативному антропогенному воздействию); локализующие объекты, изъятые с окружающих место происшествия земельных участков; копии протоколов осмотра места происшествия или выписки из них, касающиеся описания места происшествия, размеров антропогенно-измененного участка, особенностей поверхности; копии протоколов изъятия смешанных проб с указанием способа отбора; схема места происшествия с указанием точек изъятия смешанных проб, глубины отбора и расстояний между ними; сведения об использовании загрязненных предметов с момента происшествия до их изъятия и об изменениях, которые совершились с предметом-носителем или с идентифицируемым участком местности; техническая документация; технологические регламенты.

Смешанные пробы следует отбирать со всех представленных на экспертизу объектов (идентифицируемых, идентифицирующих и локализующих). Если на экспертное исследование представлены как смешанные, так и индивидуальные образцы, то сравнение их между собой недопустимо.

Смешанная проба состоит из индивидуальных образцов и является представительной к объединенной выборке или разовой выборке идентификационного периода. В большинстве случаев пробы (массой 50-100 г) образуется путем смешивания нескольких индивидуальных образцов, отобранных с различной глубины и из разных мест с учетом характера загрязнения, его интенсивности, погодных условий, в целях получения информации об объекте судебной экспертизы. Количество смешанных проб определяется неоднородностью соответствующих земельных участков, а также видом, механизмом и масштабом негативного антропогенного воздействия. При экспертном исследовании из представленных объектов (смешанных проб) эксперту также следует составлять смешанные пробы (методом квадрата).

Осмотр места происшествия в случае назначения судебной эколого-почвоведческой экспертизы целесообразно проводить с участием специалиста, который может оказать квалифицированную помощь следователю в работе по локализации участка, а также в собирании проб.

Для решения поставленных перед экспертами задач могут применяться различные методы для определения комплекса признаков. К ним относятся: выявление в исследуемых объектах антропогенных включений; определение элементного состава; физико-химические методы и методики, в том числе хроматографического исследования для установления компонентного состава органических соединений, связанных с событием экологического правонарушения; выявление биоиндикаторов экологического состояния объектов. К выявляемым признакам относятся: содержание основных тяжелых металлов и загрязнителей органической природы, превышение предельно-допустимых концентраций которых негативно влияет на экологическое состояние объектов почвенного происхождения. В результате судебно-экспертного исследования эксперты устанавливают вид, степень и масштабы антропогенного загрязнения исследуемых объектов.

В ходе производства экспертизы решаются вопросы, связанные с установлением последствий загрязнений почвенно-геологических объектов сточными водами, отходами промышленных и коммунальных предприятий, а также выявлением механизма загрязнения; нарушений правил охраны окружающей среды; ущерба, причиненного природной среде; возможностей предотвращения загрязнений.

В целом возникновение и развитие судебно-экологической экспертизы, как самостоятельного класса экспертных исследований, является научно и практически обоснованным процессом. Проведение судебно-экологической экспертизы позволит давать обоснованные экспертные заключения о характере и степени загрязнения окружающей среды на локальном участке земной поверхности. Исследование компонентов биогеоценозов будет способствовать получению дополнительной информации о механизме нарушений на месте происшествия. На основании их изучения имеются все предпосылки для установления фактических обстоятельств, связанных с экологическим правонарушением.

Заключительная часть.

 

Таким образом, экологическая экспертиза представляет собой самостоятельный вид экологического контроля.

Государственная экологическая экспертиза назначается специально уполномоченным органом государства в области охраны окружающей природной среды.

Ведомственная экологическая экспертиза проводится по приказу соответствующего министерства, ведомства.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе общественных объединений и проводится негосударственными структурами.

Научная экологическая экспертиза проводится по инициативе научных учреждений, высших учебных заведений или по инициативе научных коллективов и отдельных ученых.

Цель экологической экспертизы — обеспечить предупреждение вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны окружающей среды, здоровья человека, экологической безопасности общества, задача — оценить степень экологического воздействия конкретного хозяйственного объекта на окружающую среду и здоровье человека.

Методы выполнения экспертизы — сбор, обобщение, рассмотрение материалов, их оценка, составление заключения, контроль за его выполнением.

Методы экологической экспертизы закреплены в Законе РФ об охране окружающей природной среды.

Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды (ст. 35), государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципахобязательности, научной обоснованности, законности, независимости и вневедомственности в организации и проведении, широкой гласности и участия общественности.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны окружающей природной среды.

Независимость и вневедомственностъ экологической экспертизы призваны обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами.

Широкая гласность в существовании и функционировании объекта или предполагаемом его появлении, назначении по данному поводу государственной экологической экспертизы вытекает из обязанности государственных органов охраны окружающей природной среды об обеспечении населения необходимой и своевременной экологической информацией.

Гласность экологической информации тесно связана с привлечением общественности к участию в проведении экологической экспертизы.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2325; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.217 сек.