Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственный режим




Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий – делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) – испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни).

На ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: содержание и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле – своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

Так, периоду рабовладения присущи деспотические, теократически-монархические, аристократические, олигархические режимы, режим рабовладельческой демократии. Во времена феодализма характерными были режимы абсолютистский, режим своеобразной «феодальной демократии», клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский или режим «просвещенного абсолютизма». При капитализме существуют либеральный, буржуазно-демократический, или конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, а также «фашизмоподобный», например корпоративный или расистско-националистический, а также диктаторски-монополистический и марионеточный, в некоторых исламских странах – клерикально-фундаменталистский.

Опыт социализма свидетельствует о возможности проявления народно-демократических, общенародных политических режимов, но одновременно и авторитарных, тоталитарных режимов, режима рабоче-крестьянской диктатуры.

Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Государственный режим – важнейшая составная часть политического режима, существующего в обществе. Политический режим — понятие более широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут быть демократическими и антиде-мократическими (тоталитарные, авторитарные), поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.

Антидемократический режим характеризуется следующими признаками:

- он определяет характер государственной власти – это соотношение государства и личности;

- характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни: экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;

- ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);

- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;

- реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;

- осуществляется всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

- происходит игнорирование интересов государственных образований, особенно национальных меньшинств;

- не учитываются особенности религиозных убеждений населения.

Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не согласуется с буржуазным федерализмом.

Демократический режим складывается в правовых государствах. Он характеризуется методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.

Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:

- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;

- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;

- создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;

- в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;

- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;

- основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;

- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.

История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Также существует либерально-демократический режим.

 

 

Заключение

1. Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима.

2. Форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределение компетенции между ними.

3. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

4. Государственный режим представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.

Литература:

Основная литература

Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. – М., 2008. - С. 181-198.

Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Мордовца, В.Н. Синюкова. – М., 2005. - С. 77-91.

Теория государства и права: Учебник / Под. ред Ф.Б. Мухаметшина. – Уфа, 2005. С. 50-61.

Теория государства и права: курс лекций: в 2-х частях. Часть 1. / Под. ред Ф.Б. Мухаметшина. – Уфа, 2009. С. 93-111.

Дополнительная литература

Арзамаскин Н.Н. Системный анализ внешних факторов, влияющих на эволюцию формы государства/Арзамаскин Н.Н. //История государства и права. - 2006. - № 8. - С. 7- 10.

Боброва К.Н. Юридическая природа и сущность формы государства/Боброва К.Н. //Вестник Московского университета МВД России.-2006. - № 2. - С. 23-25.

Боброва, К.Н. Форма государства в России / Боброва К.Н., Миронов А.Л. // Вестник Московского Университета МВД России. — 2007.— - № 5.— С. 38-39.

Ведяхин М. Форма российского государства: теория и практика/Ведяхин М. //Право и политика.-2006. - № 3 (75). - С. 63-74.

Иринин, А.Е. Унитарная форма государственного устройства: понятие и основные признаки / Иринин А.Е. // Закон и право. — 2007.— - № 5.— С. 69-70.

Колонтаевская, И.Ф. Форма государства как конституционно-правовая основа организации национальной полицейской системы / Колонтаевская И.Ф. // Закон и право. — 2007.— - № 1.— С. 73-74.

Овчинникова О.Д. Эволюция формы правления Российского государства: историко-теоретический аспект: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. – М., 2008. (СНТИ).

Серов, К.Н. Социально-экономическая политика государства и политический режим: некоторые проблемы взаимосвязи / Серов К.Н. // Юридический мир. — 2007.— - № 4.— С. 50-53.

Сигалов, К.Е. Связь среды права и формы государства / Сигалов К.Е. // История государства и права. — 2008.— - № 4.— С.13-15.

Фальшина, Н.А. Парламентаризм или смешанная (полупрезидентская) форма правления (опыт французской республики / Гензюк Э.Е. // Юристъ-правоведъ. — 2007. - № 4.— С. 91-95

Фитисов, К. С. Демократия как политический режим (современные подходы) / К. С. Фитисов // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. — 2009.— № 2. — 194-200.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.