Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И учебной дисциплины




История и направления развития товароведения как науки

Развитие науки товароведения. Методология науки рассмат­ривает развитие теоретических знаний как определенную сис­тему, для которой характерны объективные этапы абстракции и описание соответствующих явлений. (Таблица1).

Первый этап развития науки характеризуется накоплени­ем фактов, описанием классификаций, объектов, явлений, со­бытий, констатацией свойств и называется феноменологический, или описательный. Второй этап — аналитико-синтетический, предсказательный. На этом этапе теория позволяет дать эле­ментарное объяснение природы, свойств объектов, закономер­ностей явлений, а также создается возможность для предсказа­ния возможных исходов явлений и процессов. На третьем этапе — прогностическом — происходит моделирование основных процессов с аналитическим представлением законов и принци­пов, прогнозированием сроков и конечного результата процес­сов и явлений. Четвертый этап — аксиоматический — характе­ризуется высокой степенью обобщения явлений с глубоким про­никновением в их сущность. Возможен точный и долгосрочный прогноз.

Таблица 1.

Этапы развития науки товароведения

Этапы развития науки товароведения Значение этапа Примеры
1 этап. Феноменологический,(описательный)   Характеризуется накоплени­ем фактов, описанием классификаций, объектов, явлений, со­бытий, констатацией свойств. Середина 16 века. Предшество­вало накопление большого практического опыта по производ­ству и торговле товарами ремесленниками, крестьянами, куп­цами, которые на практике методами наблюдений, проб и ошибок постигали свойства товаров, передавая свои знания по­следующим поколениям. Необходимость в познании и оценке свойств товаров появи­лась, как только начался обмен одних товаров на другие. Чтобы этот обмен был эквивалентным, сравнивались полезные свой­ства обмениваемых товаров, затраты на их получение. Более то­го, ряд товаров (меха, золото, серебро, бобы какао и др.), до по­явления металлических и бумажных денег выполняли функции эквивалента обмениваемых товаров. В 1575 г. в России вышла «Торговая книга, как молодым людям торг вести и знати всему цену». В книге даны подробные для того времени характеристики ряда товаров, в том числе и заморских.
2 этап. Аналитико-синтетический (предсказательный) Теория позволяет дать эле­ментарное объяснение природы, свойств объектов, закономер­ностей явлений, а также создается возможность для предсказа­ния возможных исходов явлений и процессов. Наряду с работами описательного характера появляются работы, осно­ванные на испытаниях. К первым следует отнести труд М. Себициуса (1630 г.), в котором дано описание многих пря­ностей, а также способов приготовления хлеба, сыра, вин и других пищевых продуктов, способов удлинения сроков хранения фруктовых соков путем нагревания. Публикация в 1756 г. Книги И. Людовицы «Основы полной торговой системы». К концу 18 века в России сложилось сословие купцов, нуждавшихся в товароведных знаниях.
3 этап. Прогностический Моделирование основных процессов с аналитическим представлением законов и принци­пов, прогнозированием сроков и конечного результата процес­сов и явлений. Товароведение черпает сведения из смежных наук: химии, физики, биологии, агрономии. Элементы товароведных исследований имеются в трудах М.В. Ломоносова, Д.И. Менделеева, Л.Пастера. Развитие современного товароведения на прогностической ступени происходит путем интеграции с другими фундамен­тальными и прикладными науками (биохимией, физической химией, биофизикой, маркетингом, менеджментом качества и логистикой).
4 этап. Аксиоматический Характе­ризуется высокой степенью обобщения явлений с глубоким про­никновением в их сущность. Возможен точный и долгосрочный прогноз. Интеграция различных отраслей научных знаний. Эта проблема сегодня стоит и перед товароведением как приклад­ной наукой. Станут возможными точ­ные и долгосрочные прогнозы.

 

Необходимость в развитии этих этапов, требовало большой подготовки специалистов в области товароведения. Благодаря подготовке таких кадров товароведение получило мощный стимул для дальнейшего развития научного направления.

Однако переход на рыночные отношения выявил приоритет товароведных знаний в коммерческой деятельности и ослабление контроля за качеством товаров на государственном и внутрифирменном уровне привело к насыщению рынка некачественными, фальсифицированными, а порой опасными товарами отечественного и импортного производства.

В результате было принято постановление Правительства Российский федерации «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров» (от 12 июля 1996 г.)

В связи с этим усилился интерес практических торговых работников к товароведным знаниям, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях увеличился конкурс на товароведные специальности. Все это обязывает на современном этапе развития товароведения гармонизировать оба направления и практическое и научное, так как они дополняют и обогащают друг друга, а также выявлять новые проблемы и пути развития товароведения.

Одним из важнейших является использование в товароведении маркетинговых принципов, в частности, рассмотрение предмета товароведения не только как объекта коммерческой деятельности, но и как средства удовлетворения реальных и предполагаемых потребностей. Такой подход вызывает необходимость поиска современных путей развития товароведения — прогнозирования новых товаров, разработки их характеристик с учетом предполагаемых потребностей.

  1. Подготовка специалистов-товароведов в России и за рубежом

Мощным стимулом развития научного направления товаро­ведения послужило открытие в России и за рубежом коммерче­ских учебных заведений, в учебные планы которых постепенно вводился курс товароведения. Это было обусловлено тем. что интенсивное развитие промышленности и торговли требовало подготовки высококвалифицированных кадров, обладающих достаточными знаниями товаров.

Впервые в мировой истории преподавание товароведения растительных, животных и фармацевтических материалов было начато в Падуанском университете, где в 1549 г. была учрежде­на кафедра товароведения. Преподавание товароведения в Геттингенском университете началось в 1774 г., в Венском поли­техническом институте — в 1866 г., в Будапештской коммерче­ской академии труда — в 1877 г.

В России преподавание товароведения началось в Москов­ском коммерческом училище, которое было открыто в Москве в 1772 г., а в 1799 г. переведено в Санкт-Петербург. В 1804 г. в Москве появилось новое коммерческое училище. В этих учили­щах товароведение вначале преподавалось как часть физики и химии. Лишь с 1842 г. в коммерческих учебных заведениях то­вароведение начали изучать как самостоятельную учебную дис­циплину.

Одним из первых торговых учебных заведений России, ко­торое предусмотрело эту направленность, включив в учебные планы товароведение в качестве самостоятельной учебной дис­циплины, была Московская практическая академия коммерче­ских наук, созданная в 1810 г.

К концу XIX — началу XX в. в России насчитывалось уже около 400 коммерческих учебных заведений. В Москве, Петер­бург и Киеве были открыты торговые институты с экономиче­ским и товароведным отделениями, имевшие товароведные ла­боратории, оборудованные современными но тем временам приборами для испытаний и оценки качества потребительских товаров. В Московском коммерческом институте (позднее — Московский институт народного хозяйства им. Г. В. Плеханова (МИНХ), а сейчас — Российская экономическая академия), которой в 2007 г., исполнился 100-летний юбилей, многие из этих лабораторий сохранились и поныне.

Московский коммерческий институт был открыт в 1907 г, на базе Высших коммерческих курсов, которые размещались в здании Московского коммерческого училища. В институте бы­ло создано два отделения: экономическое и коммерческо-технологическое (товароведное).

На коммерческо-технологическом (товароведном) отделе­нии были следующие циклы: основной — для подготовки това­роведов широкого профиля; лабораторный и педагогический — для подготовки преподавателей товароведения и лаборантов; промышленный — для подготовки товароведов отделов сбыта и закупки на промышленных предприятиях; промышленный с фабричной инспекцией — для подготовки инспекторов на про­мышленных предприятиях, а также торгового агентства - для подготовки коммерческих агентов, предназначенных для коммерческо-промышленной деятельности и для международных торговых связей. Кроме того, отдельные циклы имели такие специализации, как лабораторная, педагогическая, промыш­ленная и фабричная инспекция.

Циклы отличались перечнем специальных дисциплин. На­пример, лабораторно-педагогический цикл включал следующие педагогические дисциплины: историю педагогики, педагогиче­скую технологию, коммерческое образование и педагогический семинарий по товароведению.

Таким образом, впервые в России была организована диф­ференцированная подготовка специалистов в разных сферах торговой и торгово-промышленной деятельности, включая и внешнеторговую. Происходит деление этих специалистов по двум направлениям: экономическому и товароведному. Впер­вые научно обоснована необходимость выделения товароведов в качестве самостоятельной подготовки специалистов. Так, в Обзоре преподавания па 191(1/11 учебный год. выпущенном Московским общее том распространения коммерческого обра­зования и Коммерческим институтом |21|. указывалось па «не­обходимость постановки изучения товароведения на особом от­делении высшей коммерческой школы, резко отличающемся от экономическою отделения и учебным планом, и всем своим строем».

До этого в России и за рубежом отсутствовала специальная подготовка товароведов, в том числе и преподавательских кад­ров. Представляет интерес и тот факт, что подготовка коммер­сантов (коммерческих агентов) шла параллельно с подготовкой товароведов на отделении товароведения.

Подводя итоги дореволюционного этапа развития подготов­ки товароведных и торговых кадров, следует отменить сущест­вование четырех уровней коммерческого образования: ученичество: начальное (низшее), среднее и высшее профессиональ­ное.

Современный этап развития подготовки товароведов начал­ся в 1991 г. и продолжается в настоящее время. Перемены дан­ного периода были обусловлены теми изменениями, которые произошли в стране за это время.

В условиях рыночных отношений изменились и требования работодателей к качеству подготовки специалистов-товарове­дов, расширилась сфера их применения не только в торговле. но и в сбытовых службах производственных предприятий, в сфере обслуживания, органах сертификации и государственного контроля. Поэтому в настоящее время подготовку специали­стов-товароведов проводят более 200 колледжей и техникумов и 80 вузов.

Зарубежный опыт подготовки товароведов. Обзор доступной отечественной и иностранной литературы показал, что подготовка специалистов для торговли осуществлялась во многих странах мира давно. Коммерческие школы и училища разных уровней открываются в Италии, Германии, Франции. Австрии и других странах еще в XVIII ХIХ вв. В начале XXв. наиболее известными коммерческими образовательными учреждениями, в которых готовили специалистов по коммерции, были Берлин­ская высшая школа коммерции, Академия социальных и ком­мерческих наук во Франкфурте-на-Майне, Кельнская коммер­ческая высшая школа. Королевский институт коммерческих наук в Риме и др.

Опыт подготовки рабочих профессии и специалистов западноевропейских учебных заведений в области коммерции (тор­говли) в значительной мере помог и России начать в конце XVIII в. подготовку коммерсантов на первых порах с началь­ным и средним, а затем и высшим профессиональным образо­ванием.

Подготовка товароведов за рубежом началась значительно позже, чем в России, несмотря на то, что приоритетная дисци­плина «товароведение» была включена в учебные планы намного раньше.

Так в Кельнской высшей школе преподавались товарове­дение, механическая и химическая технология, физика с электротехникой, химия; в Академии социальных и коммерческих наук во Франкфурте- на-Майне — общее товароведение, хнмико-технологическое товароведение, физика, химия, бактерио­логия; и Берлинской высшей школе — товароведение, техноло­гия, промышленная гигиена; в Высшей коммерческой шкоде в Ахене товароведение, машиноведение, механическая техно­логия, механическое оборудование и устройство фабрик, хими­ческая технология, промышленная гигиена. В Королевском ин­ституте коммерческих наук в Риме был организован четырехго­дичный факультет торговли и товароведения, причем его выпускники получали диплом доктора коммерческих наук и товароведения. На факультете преподавались химия общая и техническая, товароведение, химическая и механическая техно­логия.

Известный знаток высшей коммерческой школы того вре­мени Макс Ант erne в 1907 г. предсказывал, что товароведе­ние — «область, которая должна получить дальнейшее развитие.

В середине XX в. специалистов-товароведов со средним и высшим образованием начинают готовить в странах Восточной Европы (Польше. Чехословакии, Венгрии, Болгарии), а также в Китае, т.е. в странах социалистического лагеря.

 

  1. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России

 

Критериями современного состояния потребительского рынка могут служить: состояние источников наполнения рынка товарами; соотношение спроса и предложения, которое, в свою очередь, определяет насыщенность рынка товарами, степень удовлетворения спроса, широту, полноту и структуру ассортимента; качество товаров.

Источниками наполнения рынка товарами являются отечественное промышленное и сельскохозяйственное производство, а также импорт товаров, состояние которых определяет полноту и характер предложения.

Если отечественное производство не удовлетворяет полностью спрос в силу недостаточного развития или спада, то это приводит к дефициту товаров или увеличению удельной доли импортных товаров. Для современного состояния потребительского рынка характерны спад отечественного производства и увеличение доли импортных товаров в структуре ассортимента.

Вытеснение с рынка отечественных товаров импортными вызвано двумя основными причинами. Во-первых, — это низкая конкурентоспособность отдельных российских товаров вследствие плохого качества упаковки и маркировки (внешне многие импортные товары превосходят оте­чественные), а иногда и качества самих товаров, недостаточности или полного отсутствия рекламы и других средств информации о товаре, слабо-налаженных каналов распределения, повышенных цен. Во-вторых, сказывается былая привлекательность импортных товаров, закупаемых централизованно через государственные внешнеторговые организации, хотя в последние годы качество импортных товаров, поступающих на наш рынок, резко снизилось. По дан­ным Роспотребнадзора, бракуется от 30 до 80% партий импортных товаров.

Начиная с 2000 г. спад отечественного производства частично преодолен, насыщенность рынка товарами постоянно растет не только за счет импорта товаров, но и вследствие увеличения платежеспособного спроса и доходов населения.

В условиях насыщенного конкурентного рынка качество отечественных товаров постепенно улучшается, так как производители товаров начинают осознавать, что качество — один из важнейших критериев конкурентоспособности товаров. Однако такое осознание пришло еще далеко не ко всем производителям, что, оказывает негативное влияние на имидж российских товаров в целом.

Перспективы развития потребительского рынка связаны с мерами государственного регулирования сферы торговли путем поддержки отечественного производите­ля, а также социально незащищенных слоев населения. Наряду с этим важное значение имеют создание и укрепление инфраструктуры торговли, конкурентной среды, проведение всероссийских и межрегиональных ярмарок; усиление контроля за качеством товаров и соблюдением правил торговли.

С учетом конъюнктуры, сложившейся на российском потребительском рынке важное значение приобретают рациональное управление ассортиментом, товарными потоками, обеспечение качества товаров и количества на разных этапах товародвижения. Решение этих задач требует высокой квалификации специалистов в различных областях знаний — в товароведении, экономике, праве, маркетинге и др., а также умения комплексно использовать их в профессиональной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.