Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №3 Методы товароведения

План:

1. Классификация методов, структурно-логическая схема

2. Теоретические методы

3. Эмпирические методы

4. Практические методы

 

 

1. Классификация методов

Метод (от греч. methodos) — способ познания, исследования явлений природы или общественной жизни, а также способ или прием действия, обеспечивающий достижение поставленной цели.

В товароведении как прикладной естественнонаучной дис­циплине наряду с собственными методами (например, органолептическими, экспертными и измерительными методами оп­ределения значений показателей качества) применяются и за­имствованные из других, в основном фундаментальных наук — физики, химии, математики, философии и др. В науке такое заимствование распространенное явление. Так, во многих науках применяются философские (индукция и дедукция, абст­ракции, обобщения, анализ и синтез) и математические (расче­ты, моделирование и т. п.) методы. В химии широко распро­странены физические методы (рефрактометрические, поляри­метрические и т. п.). Современный этап развитии науки характеризуется интеграцией различных ее областей, что находит отражение и в заимствовании методов деятельности.

Таким образом, для товароведения как науки характерны свойственные и другим областям знаний тенденции: интегра­ция знаний, их постоянное совершенствование и развитие для повышения эффективности результатов.

Применяемые в товароведении методы подразделяются на три группы: теоретические, эмпирические и практические (схема3.1). В свою очередь каждая группа методов делится на ви­ды. Кроме того, в зависимости от характера деятельности мето­ды делятся на методы -- последовательные действия (напри­мер, обследование, мониторинг, эксперимент) и методы-опера­ции (анализ, синтез, сравнение и др.).

Методы-действия — это совокупность приемов или операций практического или теоре­тического познания действительности либо достижения конкретного результата.

Методы-операции — конкретные приемы деятельности. Например, маркирование кик метод-действие включает следующие методы-операции: разработка текста маркировки, выбор его носителя, нанесение текст на носитель или товар, прикрепление (приклеивание) носителя па товар. Характерным признаком методов-действий является наличие конкретной цели (например, цель маркирования — идентифи­кация и доведение товарной информации до заинтересованных лиц, цель эксперимента — получение фактических данных о свойствах исследуемого объекта).

Теоретические методы — методы, основанные на мыслитель­ных действиях и/или операциях в целях познания и/или иссле­дования деист вительности. К ним относятся анализ, сравнение, синтез, диагностика и другие методы-операции.

Эмпирические методы - методы, основанные па познава­тельных действиях и операциях с использованием средств из­мерений (технических устройств или органов чувств) для опре­деления действительных значений характеристик исследуемых объектов. Данные методы включают как методы-операции (из­мерительные, органолептические и др.), так и методы-действия (обследование, мониторинг).

Практические методы — методы, основанные на технологи­ческих действиях и операциях, предназначенных для определе­ния характеристик товара (качества, количества, товарной ин­формации) и обеспечения их сохранения при товародвижении. Практические методы включают технологические методы-дей­ствия (маркирование, упаковывание и т. п.), а также методы-операции опенка качества и измерение количества.

Следует отметить, что практические методы опенки качества и измерения количества базируются на таких эксперименталь­ных методах, как измерительные, органолептические и регист­рационные (например, определение видов и количества приме­сей, дефектов, градаций качества).

В практической товароведной деятельности широко исполь­зуются технологические методы хранения, осуществление кото­рых входит в должностные обязанности товароведов (напри­мер, выбор и заявка техническим службам на обеспечение оп­тимального режима хранения, контроль за режимом хранения и качеством товаров и т. п.). В отношении других технологических методов товароведы проводят лишь контроль за соответст­вием конечных результатов этих методов, осуществленных дру­гими лицами.

В этом вопросе будут подробно рассмотрены лишь теоре­тические методы товароведения, что соответствует (задачам рас­сматриваемой учебной, дисциплины. Эмпирические методы (за исключением методов обследования и мониторинга) рассмат­риваются в дисциплинах «Товарная экспертиза», а практические методы — в частных разделах товароведения.

 

 

 
 

 


 

 

Схема 3.1. Классификация методов, применяемых в товароведении

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Права и обязанности | Теоретические методы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.