Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практические методы

Эмпирические методы

Эмпирические или экспериментальные методы — методы по­знания, основанные на опыте или наблюдениях. Эти методы находят широкое применение в товароведении. Благодаря им стали возможны исследования химической, физической и био­логической природы товаров. В зависимости от используемых технических средств измерения и принципов естественных на­ук экспериментальные методы подразделяются на: измеритель­ные физические. физико-химические, химические, биологи­ческие; органолептические, регистрационные и социологические. Разновидностями физических, физико-химических и химиче­ских методов исследования являются хромотографические, спектрофотометрические, фотоколориметрические, реалогиче­ские, рефрактометрические и другие методы, которые используются для научных исследований характеристик товаров, а также для целей сертификационных испытаний.

Измерительный метод — метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе техни­ческих средств измерений.

Органолептический метод — метод определения значений по­казателей качества с помощью органов чувств. В научной и практической товароведной оценке качества товаров этот ме­тод, имеющий физиолого-психологические основы, получил самое широкое распространение.

Регистрационный метод — метод, основанный на наблюдени­ях и учете определенных объектов (товаров, процессов и услуг) и их характеристик. Разновидностью этого метода является монито­ринг.

Мониторинг — метод, основанный на постоянном наблюде­нии за каким-либо процессом с целью выявления его соответ­ствия желаемому результату или первоначальному предложе­нию. Достаточно часто мониторинг проводится за качеством и безопасностью пищевых продуктов, для определения заболева­ний, связанных с нерациональным питанием, а также для вы­явления фальсифицированной и контрафактной продукции.

Социологический метод — метод, основанный на проведении опросов с помощью специально разработанных анкет. Он нахо­дит широкое применение для выявления запросов потребите­лей в отношении определенных товароведных характеристик, мнений и оценок экспертов.

 

Практические методы — методы, используемые или учиты­ваемые товароведами в профессиональной деятельности для обеспечения рационального товародвижения. Часть практиче­ских методов совпадает с эмпирическими.

Некоторые практические методы одновременно являются и эмпирическими.

К практическим методам относятся методы оценки качест­ва, хранения, транспортирования, товарной обработки и др.

Методы оценки качества — методы, предназначенные для измерения значений показателей качества и установления их соответствия определенным требованиям.

Оценку качества товароведы проводят с использованием органолептических, реже измерительных, методов. Причем наи­более часто используется визуальный метод как разновидность органолептического.

Технологические методы — методы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров, их рационального товаро­движения.

Часть этих методов (например, методы хранения и товарной обработки) непосредственно применяются товароведами в про­фессиональной деятельности. В то же время методы упаковы­вания, маркирования, транспортирования используются спе­циалистами производственных и транспортных организаций. Однако товароведы должны знать эти методы, их достоинства и недостатки, при необходимости обеспечивать их и целях минимизации потерь.

Методы упаковывания — способы, предназначенные для обеспечения сохраняемости товаров с помощью упаковки. Эти методы определяются видом и размером упаковки, ее назначе­нием.

Методы маркирования — способы, предназначенные для ин­формационною обеспечения товаров и их идентификации.

Методы транспортирования — способы, предназначенные для перемещения товаров и обеспечения их сохранности в пу­ти. Эти методы подразделяются в зависимости от вида транс­портных средств и способа размещения в них товаров.

Методы хранения — способы, предназначенные для сохране­ния товаров на складах производственных предприятий опто­вой и розничной торговли.

Методы товарной обработки — способы подготовки товаров к продаже с целью улучшения их качества и сохраняемости. К ним относятся методы сортировки, калибровки, фасования товаров и др.

Указанные методы подробно рассматриваются в частных разделах товароведения.

 

Тема №4 Классификация и кодирование товаров

План:

1. Классификация: понятие, структура методов, разновидности, достоинства и недостатки

2. Кодирование: понятие, структура методов, разновидности, достоинства и недостатки

3. Общегосударственные классификаторы, понятие назначение, структура

4. Классификация потребительских товаров, общая и частная

 

1. Классификация: понятие, структура методов, разновидности, достоинства и недостатки

Классификация — разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Объект — элемент классифицируемого множества. В товароведении таким элементом выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения выделяются потребительские товары, товары промышленного назначения и товары для управленческой деятельности (оргтехника).

Признак классификации — свойство или характеристика объекта, по которому производится классификация.

В приведенном выше примере в качестве одного из наиболее распространенных в товароведении признаков ис­пользовано назначение. Признаки, наиболее часто применяемые среди множества других, — сырьевой, технологический, конструкторский, рецептурный, компонентный, структурный.

Признаки могут иметь качественное или количественное выражение, называемое значением признака классификации. Из перечисленных выше признаков назначение, сырьевой и технологический чаще всего выражаются качественно, а компонентный и структурный — количественно и качественно. Например, один из признаков классификации молока, сливок, сметаны, творога, сыров на виды — содер­жание жира (молоко 1,5%-; 2,5%-; 3,2%-; 3,6%-; 6%-ной жирности), а для тканей — это сырье (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные и т. п.).

В результате деления множества на подмножества соз­даются классификационные группировки, которые могут иметь общие и различные признаки, а также могут быть взаимозависимыми или независимыми: Различают две разновидности метода классификации: иерархический; фасетный.

Иерархический метод классификации — последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки. Схематично сущность метода показана на схеме 4.1.


Схема 4.1.Иерархический метод классификации

Особенностью иерархического метода является тесная связь между отдельными классификационными группировками, выявляемая через общность и различия основополагающих признаков. В основу деления множества на подмножества по основополагающему для данного этапа при­знаку положена ступень классификации.

Ступень классификации — этап классификации при иерархическом методе, в результате которого получается совокупность классификационных группировок. Каждая ступень и группировка выделена пo своему основополагающему признаку. Различия между группировками заключается в разных признаках. Поэтому выбор основополагающих признаков — ответственная операция деления множества, от которого во многом зависит конечный результат. В основу этого выбора должно быть положено целевое назначение классификации.

Количество признаков и ступеней определяет глубину классификации. На схеме 4.1. показана классификация иерар­хическим методом, глубина которой равна 3.

Глубина классификации теоретически бесконечна, но на практике такая классификации чересчур громоздка и за­путана, многие низшие ступени дублируют друг друга. Все это затрудняет практическое применение классификации. Поэтому на практике глубина классификации обычно не превышает 10. Именно такая глубина применяется во многих классификаторах.

При необходимости увеличить число признаков применяют фасетный метод.

Фасетный метод классификации — параллельное разделение множества объектов на независимые класси­фикационные группировки.

Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой. Термин этот произошел от французского слова facette — грань отшлифо­ванного камня. Действительно, как каждая грань камня су­ществует независимо от других граней, так и разные клас­сификационные группировки при фасетном методе неза­висимы и не подчиняются друг другу (см. схему 4.2.).

 

Схема 4.2. Фасетный метод классификации

Благодаря этому фасетная система отличается боль­шой гибкостью, возможностью ограничивать число призна­ков и группировок, что создает определенные удобства при использовании. Вместе с тем ее информационная емкость может быть увеличена путем выделения общих и частных классификационных группировок.

Примером фасетного метода классификации может слу­жить классификация вин: по срокам выдержки — моло­дые, ординарные, марочные, коллекционные; по цвету — белые, розовые, красные; по технологии — тихие, игристые. Количество признаков может быть увеличено многократно: по упаковке, по изготовителям и т. п.

Каждая разновидность методов классификации характеризуется определенными преимуществами и недостат­ками (табл. 1), знание которых позволяет рационально при­менять эти методы с учетом целевого назначения.

Таким образом, преимущества одного метода класси­фикации выступают в качестве недостатков другого, т. е. обе разновидности дополняют друг друга. Поэтому в ряде случаев их используют совместно.

Приведенная выше классификация виноградных вин фасетным методом всегда дополняется иерархическим ме­тодом классификации вин по технологическому признаку, причем на разных ступенях в качестве классификационных признаков выступают определенные операции, формирующие качество вин и обусловливающие их особенности. Так, тихие вина в зависимости от характера брожения и применяемых добавок подразделяются на столовые и специального назначения. На следующей ступени столовые вина делятся на типы по полноте сбраживания и применяемым операциям (вина сухие, полусухие, полусладкие и др.).

Таблица 1

Преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации

Метод Преимущества Недостатки
Иерархический     Возможность выделения общности и сходства признаков объектов на одной и разных ступенях, высокая информационная насыщенность При большой глубине: чрезмерная громоздкость, высокие затраты, иногда необоснованные трудность применения  
Фасетный Гибкость системы, удобство использования, возможность ограничения количества признаков без утраты достаточности охвата объектов При небольшой глубине: информационная недостаточность, неполный охват объектов, и признаков. Невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках

В этом случае можно говорить о системе классифика­ции как совокупности методов и правил классификации, ее результатов.

Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по.которым осуществляется деление множества на подмножества. Важнейшим пра­вилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения.

Назовем правила классификации объектов при иерар­хическом методе:

1. Деление множества следует начинать с наиболее об­щих признаков.

2. На каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа.

3. Разделение объектов должно осуществляться последовательно от большего к меньшему, от общего к частному.

4. Необходимо установить оптимальное число признаков, ступеней и глубины.

Рассмотренные методы классификации широко используются в товароведении. Эти методы могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Теоретические методы | Кодирование: понятие, структура методов, разновидности, достоинства и недостатки
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.