Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №5 Ассортимент товаров




Классификация потребительских товаров, общая и частная

Общегосударственные классификаторы, понятие назначение, структура

 

Методы классификации и кодирова­ния находят совместное применение в классификаторах, хотя область их распространения значительно шире.

Классификатор — официальный документ, представляющий собой систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и/или объектов классификации.

Структура классификатора предусматривает его позицию и емкость.

Позиция классификатора — наименование и код классификационной группировки или объекта классификации. Например, код 81 означает классификационную группиров­ку продукции текстильной промышленности (без пряжи, тка­ней, нетканых материалов и трикотажных изделий).

Емкость классификатора — наибольшее число позиций, которое может содержать классификатор. Так, при десятиразрядном построении, наиболее часто применяемом для классификаторов, все классифицируемые объекты подразделяются на десять классов, подклассов, групп, подгрупп, видов и подвидов. В результате емкость такого классифи­катора составит миллион позиций. Возможно, что не все позиции будут заполнены и в этом случае образуется ре­зервная емкость классификатора, обозначающая количе­ство свободных позиций в классификаторе.

Классификаторы подразделяют на категории.

Категория классификатора — признак, указывающий на принадлежность классификатора к определенной груп­пе в зависимости от уровня его утверждения и сферы при­менения. Различают классификаторы общероссийские, от­раслевые и предприятий.

Общероссийский классификатор — государственный классификатор, утвержденный Госстандартом России для применения в автоматизированных системах управления (АСУ).

Отраслевой классификатор — классификатор, введен­ный в установленном порядке для применения в АСУ от­расли.

Классификатор предприятия — классификатор, введенный в установленном порядке для применения в АСУ предприятия.

Наиболее широко распространены общероссийские клас­сификаторы. В настоящее время в нашей стране применя­ют следующие виды общероссийских классификаторов (ОК): ОКОНХ — ОК отраслей народного хозяйства; ОКПО — ОК предприятий и организаций; ОКП — ОК сельскохозяйствен­ной и промышленной продукции; ОКСТУ — ОК стандартов и технических условий; ОКУН — ОК услуг населению.

ОКОНХ и ОКПО применяют при представлении статис­тических данных в заинтересованные государственные орга­ны (Госкомстат и др.) для учета предприятий и организаций, численности работающих, форм собственности и т. п.

Классификация и кодирование товаров (продукции) осу­ществляются с помощью ОКП, поэтому остановимся на этом виде ОК более подробно.

Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленнос­тью видов и наименований продукции (несколько десятков миллионов), невозможностью ее учета без применения ЭВМ. ОКП служит основой информационного обеспечения учета промышленной и сельскохозяйственной продукции. В ОКП товарная продукция систематизирована в виде клас­сификационных группировок и конкретных наименований продукции, а также свода кодов.

ОКП состоит из двух частей: классификационной — К-ОКП и ассортиментной — А-ОКП. К-ОКП — свод кодов и наименований классификационных группировок, систе­матизирующих продукцию по определенным общим при­знакам, в основном потребительского характера.

А-ОКП представляет собой свод кодов и наименований, относя­щихся к определенной группировке и позволяющих иден­тифицировать продукцию, ее типы, марки и другие эле­менты ассортимента.

Классификационная часть ОКП была издана в 1985 г. и включала около 60 тыс. классификационных группировок в порядке возрастания кодов. При построении ее был ис­пользован иерархический метод классификации. Вся продукция распределена по наиболее существенным призна­кам на пять ступеней классификации — класс, подкласс, группа, подгруппа, вид.

Последняя ступень классификации конкретизируется в ассортиментной части ОКП и представляет собой многотом­ное издание кодов и наименований конкретной продукции.

Классы являются первой ступенью иерархического де­ления в ОКП и кодируются двухразрядными кодами от 01 до 99. Например, код 81-90 присвоен продукции легкой промышленности (пряжа, ткани, изделия швейные, трико­тажные и кожаные, меха, обувь и т. п.); 91-92 — продукции пищевой промышленности (продукты молочные, мясные, рыбные, хлебные и т. п.); 97-98 — продукции растениевод­ства и животноводства.

Вторая ступень классификации — подклассы, конкре­тизирует содержание класса.

Класс 23 0000 Материалы лакокрасочные, полупродукты, кино-, фото- и магнитные материалы и товары бытовой химии.

Подкласс 23 1000 Материалы лакокрасочные товары

Группа 23 1100 Лаки на конденсационных смолах

Подгруппа 23 1110 Лаки на природных смолах

Виды 231111 — канифольные

231112 — янтарные

Классификация продукции в К-ОКП завершается на 4-, 5 или 6-м разряде кода. Глубина классификации опреде­ляется необходимым и достаточным количеством призна­ков, позволяющих решить задачи использования класси­фикационных группировок.

В ассортиментной части — А-ОКП применяются все последующие 5-, 6- и 7-й разряды кода. Если какую-либо продукцию трудно отнести к одной из классификационных группировок, то ее включают в дополнительную группи­ровку с названиями «прочая» или «различного назначения», например, 21 9000 — «Удобрения прочие».

Для поиска классификационных группировок ОКГ по на­именованию разработан и издан «Алфавитно-предметный указатель (АПУ) к Высшим классификационным группиров­кам Общегосударственного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ВКГ ОКП)», который представляет собой перечень наименований продукции, рас­положенных в алфавитном порядке с кодовым обозначением соответствующих классификационных группировок.

Ассортиментная часть ОКП включает наименование, продукции конкретных марок, типоразмеров, сортамента, артикулов, моделей, что позволяет идентифицировать их по коду. В А-ОКП применяют все разновидности метода коди­рования, но наиболее часто — порядковый и серийно-по­рядковый. Последовательный и параллельный методы ко­дирования практически продолжают классификацию про­дукции в ассортиментной части, поэтому их применение допускается при сравнительно небольшой номенклатуре кодируемой продукции.

Каждая позиция А-ОКП содержит десятиразрядный код изделий, двухразрядное контрольное число (КЧ), наимено­вания изделия по нормативному документу (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ).

 

Товароведная классификация товаров

Товары как объекту коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной — назначение.

По назначению все товары подразделяют на следующие роды:

потребительские товары — товары, предназначенные для ин­дивидуальных потребителей для личного использования;

товары промышленного назначения — товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и техно­логическое обеспечение;

оргтехнические товары — товары, предназначенные для улучшения организации админи­стративно-управленческой деятельности.

Каждый род товаров подразделяется на классы.

Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.

Род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары. В основу деления на классы положены также назначение и удовлетворяемые товарами потребности. Так, продовольственные товары, нередко называемые пищевыми продуктами, предназначены в основном для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях.

Класс непродовольственных товаров, которые называ­ли ранее промышленными, удовлетворяет разнообразные потребности: физиологические (защита от неблагоприятных внешних воздействий окружающей среды), социальные и др.

Класс - медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.

Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные и марочные.

Подкласс товаров — множество товаров, удовлетворя­ющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» удовлетворяет физиологические потребности в специфических: питательных веществах, присущих только этой группе, — углеводах, растительных маслах, белках, волокнах и т. п.

Группа товаров — подмножество товаров, удовлетво­ряющих более специфичные группы потребностей, что обусловлено особенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и другие группы товаров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенном комплексе веществ и имеет специфичное назначение.

Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Так, группа кондитерских товаров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением основных компонентов (сахара, муки и жиров).

Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть множества обязательно имеет общее назначение с более крупными структурными единицами, отличаясь от них индивидуальным назна­чением. К другим отличительным признакам вида относятся показатели, позволяющие идентифицировать вид товара.

Довольно часто вид товаров распознают по внешнему виду, а вид пищевых продуктов — дополнительно по вкусу, запаху, консистенции. Хотя эти признаки и не являются безусловными, но в силу доступности и простоты их чаще всего используют на практике. Так; виды сахаристых изделий—карамель и конфеты — отличаются в первую очередь внешним видом и консистенцией (структурой). Они имеют общее назначение — должны удовлетворять потребность в ощущении приятного сладкого вкуса, и индивидуальное - потребность в разной консистенции.

Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида, отличающегося рядом частных признаков. Так, по признаку содержание начинки различают две разновидности карамели — леденцовая и с начинкой.

Наименование товаров — совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием (именем) и индивидуальными особенностями, обусловленными подбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.

Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями, Например, карамель Театральная, конфеты Маска Цитрон и др.

Марочное наименование — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспе­чивает защиту авторского права марочного наименования. Например, обувь «Саламандра», игристое вино «Абрау Дюрсо».

Классы, подклассы и группы составляют общую това­роведную классификацию потребительских товаров (табл 3 и 4). Деление групп однородных товаров на.подгруппы, виды, разновидности и наименования относится к частной товароведной классификации и рассматривается в соответствующих разделах товароведения.

В основу деления потребительских товаров на роды, классы и подклассы положен иерархический метод классификации. При делений на группы могут быть использованы совместно иерархический и фасетный методы.

Таблица 4.3

№/п Класс: продовольственные товары, или пищевые продукты
   
подклассы группы однородных товаров
1. 2.     3.   4. Вспомогательные Товары растительного происхождения Товары животного происхождения Комбинированные 1.Пищевые добавки 2.Пряности 3.Приправы 4.Натуральные улучшители консистенции 1.зерномучные 2.плодоовощные 3.вкусовые 4.сахар и его заменители 5.крахмал и крахмалопродукты 6.кондитерские товары 7.растительные масла и маргариновая продукция 1.пищевые животные жиры 2.молочные 3.мясные 4.рыбные 5.яйцо и яйцепродукты 1.Продукты детского питания 2.Пищевые концентраты

 

Общая классификация продовольственных товаров

Приведенная общая товароведная классификация про­довольственных и непродовольственных товаров не совпадает с классификацией сельскохозяйственной и промышленной продукции в ОКП. Это объясняется тем, что товароведная классификация исторически сложилась раньше и была основана на потребностях торговли. В ОКП в наибольшей степени проявляются интересы отраслей, производящих продукцию. Поэтому обе эти классификации могут применяться каждая в своей сфере. Вместе с тем существуют и альтернативные товароведные классификации потребительских товаров.

 

 

Раздел 2. Товароведные характеристики товаров

 

Тема №5 Ассортимент товаров

Тема №6 Качество товаров

Тема №7 Оценка качества товаров

Тема №8 Количественная характеристика товаров

Тема №9 Физические свойства товаров

 

 

План:

1. Основные понятия: ассортимент, номенклатура товаров и классификация ассортимента

2. Свойства и показатели ассортимента, определение, назначение, расчет

3. Управление ассортиментом, понятие, факторы, нормативные документы, регламентирующие ассортимент товаров

4. Ассортиментная политика: понятие, цели, задачи, направления

 

1. Основные понятия: ассортимент, номенклатура товаров и классификация ассортимента

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная, которая определяет принципиальные раз­личия между товарами разных видов и наименований.

Ассортимент товаров — набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнооб­разные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Термин произошел от французского слова «assortment», что означает подбор различных видов и сортов товаров. Однако в товароведении принято набор товаров ограничи­вать их наименованиями, а сорта как градации качества то­варов одного вида и наименования относить к сортаменту.

Товарная номенклатура — перечень однородных и раз­нородных товаров общего или аналогичного назначения.

Так, товарная номенклатура внешнеэкономической дея­тельности (ТН ВЭД) — это перечень товаров, предназна­ченных для экспортно-импортных операций. Номенклату­ра продукций, подлежащей подтверждению соответствия по показателям безопасности, предназначена для целей обя­зательной сертификации.

Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение — для регламентирования определенной про­фессиональной деятельности или иной сферы применения.

Профессиональная деятельность товароведов, коммерсантов, маркетологов связана в основном с ассортиментом товаров, поэтому в дальнейшем рассматриваются вопросы, относящиеся именно к этому понятию.

Классификация ассортимента товаров

Ассортимент потребительских товаров подразделяется на группы — по местонахождению, на подгруппы — по широте охвата товаров, на виды— по степени удовлетво­рения потребностей, на разновидности — по характеру потребностей. Классификация ассортимента товаров представлена на схеме 5.1. По местонахождению товаров различают ассортимент промышленный и торговый.

Промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей.

Промышленный ассортимент товаров разных организаций-изготовителей, в том числе и предприятий общественного питания, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России.

В качестве примера можно привести промышленный ассортимент кондитерской фабрики имени Бабаева, вклю­чающий около 100 наименований карамельных, конфетных и шоколадных изделий.

Торговый ассортимент — набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В отличие от промышленного торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины организаций-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретной фирмы. Так, в торговый ассортимент любого кондитерского магазина входят товары, изготавливаемые многими кондитерскими фабриками, а иногда и предприятиями общественного питания, хлебозаводами, которые выпускают мучные кондитерские изделия. Если кондитерские магазины не имеют холодильного оборудования, то из их ассортимента должны быть исключены кремовые торты и пирожные.

Широта охвата товаров, входящих в ассортимент, определяется количеством групп, подгрупп, видов, разновидностей, марок, типов, наименований.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Простой ассортимент характерен для магазинов, реализующих товары повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями. Например, хлебобулочные и молочные магазины в рабочих районах, сельских местностях.

Схема 5. 1

Классификация ассортимента товаров

       
 
 
   
рациональный

 


 

 


Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах.

Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или уни­вермагов, ориентирующимся на покупателей с разным спросом.

Групповой ассортимент — набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности.

Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодоовощные, молочные, обувные, одеж­ные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молоде­жи, для отдыха — социального.

Групповой ассортимент положен в основу организационной структуры многих торговых предприятий. Так, на непродовольственных оптовых базах склады различаются групповым ассортиментом. По тому же признаку в уни­вермагах создаются разные секции (одежные, обувные, га­лантерейные и т. п.).

Видовой ассортимент набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные по­требности. Он является составной частью группового ас­сортимента. Например, ассортимент молока — пастеризо­ванное, стерилизованное и др. — часть ассортимента мо­лочных товаров.

Марочный ассортимент набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе мароч­ных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологи­ческих потребностей в значительной мере нацелены на удов­летворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются престижными марками авто­мобилей, одежды, обуви, духов, марочных вин и др.

Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, раз­новидностей; наименований в том числе марочных, относя­щихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем ко­личество групп однородных товаров может быть сравни­тельно небольшим. Так, в торговый ассортимент магазинов, специализирующихся на продаже аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизо­ры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим количеством товаров разных клас­сов сложности и торговых марок.

Сопутствующий ассортимент — набор товаров, кото­рые выполняют вспомогательные функций и не относятся к основным для данной организации. Товары сопутствую­щего ассортимента в обувном магазине — это предметы ухода за обувью, а в продовольственном магазине — мыло, спички, некоторые другие хозяйственные товары.

Смешанный ассортимент — набор товаров разных: групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент — набор товаров, наиболее полно удовлетворяющий реально обоснованные потребности которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологий.

Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициенты оптимальности (Коп).

В зависимости от характера потребностей ассор­тимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным

Реальный ассортимент — действительный набор това­ров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца.

Прогнозируемый ассортимент — набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности.

Учебный ассортимент — перечень товаров, системати­зированный по определенным научно обоснованным при­знакам для достижения обучающих целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 5180; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.