Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема №6 Качество товаров

План:

1. Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень, технический уровень качества

2. Классификация свойств и показателей качества потребительских товаров: номенклатура, характеристика, критерии выбора

3. Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товаров

 

1. Основные понятия: качество, свойства, показатели, уровень, технический уровень качества

 

Качество товара является одной из его основополагаю­щих характеристик, оказывающих решающее влияние на создание потребительских предпочтений и формирование конкурентоспособности. Это обусловлено сущностью кате­гории качества.

Качество — совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.1)

Обычно потребности выражаются через определенные характеристики на основе установленных критериев, которые формулируются в виде требований к качеству.

Требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и про­верки (МС ИСО 8402: 1994 г. п. 2.3).

Свойство — объективная особенность продукции (или товара), проявляющаяся при ее создании, оценке, хранении и потреблении (эксплуатации). Свойства продукции могут быть простыми и сложными.

Простое свойство характеризуется одной особенностью, например, кислотность, жирность молока и др.

Сложное свойство — комплекс особенностей, проявляющихся в совокупности. Примером сложного свойства может служить пищевая ценность продуктов питания, включающая целый комплекс свойств — энергетическую, биологическую, физиологическую, органолептическую ценность, а также усвояемость и безопасность.

Показатель качества - количественное и качественное выражение свойств продукции (или товара). Каждый показатель имеет наименование и значение.

Наименование показателя служит качественной характеристикой товара.

Значение показателя является результатом количественного и качественного измерения (размера и размерности). Значение показателя применяется для установления соответствия или несоответствия определенным требова­ниям или для констатации результатов измерений.

Уровень качества товаров — относительная ха­рактеристика, определяемая путем сопоставления дейст­вительных значений показателей с базовыми значениями тex же показателей.

При оценке уровня качества как базовые могут быть использованы показатели эталонов — образцов, которые могут отражать требования к качеству лучших мировых или отечественных изделий, а также требования (запросы) потребителей. Выбор показателей зависит от целей оцен­ки качества.

Технический уровень качества — относительная сравнительная характеристика технического совершенства товаров, основанная на сравнении действительных значений показателей, характеризующих техническое совершенство с их базовым показателем, отражающим передовые научно-технические достижения в этой области. Технический уровень качества применяется обычно для характеристики сложнотехнических товаров.

Таким образом, качество товаров представляет собой совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение разнообразных потребностей в соответствии с назначением конкретных товаров.

 

2. Классификация свойств и показателей качества потребительских товаров: номенклатура, характеристика, критерии выбора

 

Показатели качества по наименованиям делятся на группы в зависимости от характеризуемых свойств (единичные и комплексные) или от назначения (базовые и определяющие). Классификация показателей качества и их значений представлена на схеме 6.1

Единичные показатели — показатели, предназначенные для выражения простых свойств товаров. Например, к единичным показателям относятся цвет, форма, целостность, кислотность и др.

Комплексные показатели — показатели, предназначенные для выражения сложных свойств товаров. Так, состояние мякиша хлеба — комплексный показатель, характеризуемый через ряд единичных показателей: цвет, пористость, эластичность и др.

Базовые показатели — показатели, принятые за основу при сравнительной характеристике показателей качества. Примером базового показателя может служить цвет эталона, соответствующий цвету муки определенного сорта.

Определяющие показатели — показатели, имеющие решающее значение при оценке качества товаров. К ним носятся многие органолептические показатели — внешний вид, цвет всех потребительских товаров/вкус и запах пищевых продуктов; физико-химические показатели: массовая доля жира (в жиросодержащих продуктах масло ко­ровье, молоко, маргарин и др.), этилового спирта (в алко­гольных напитках) и т. д.

Всем перечисленным показателям присущи определенные значения, которые делятся на следующие виды: оптимальные, действительные, регламентированные, предельные и относительные.

Оптимальное значение показателя — значение, позво­ляющее достигнуть наиболее полного удовлетворения части потребностей, которые обусловливает данный показа­тель.

Такое значение по­казателя свидетельствует о способности этих товаров наи­более полно удовлетворить потребности: физиологические — по функциональному назначению, эстетические и безопасности благодаря отсутствию микробиологической порчи и микотоксинов.

Схема 6.1

       
   
 
 

 


 

 


Классификация показателей качества.

Довольно часто оптимальное значение применяется в качестве нормы, устанавливаемой стандартами и ТУ. Тогда это значение приобретает статус регламентированного. Оптимальное значение показателя наиболее желательно, но на прак­тике не всегда достижимо. Поэтому при оценке качества определяется действительное значение показателя качества.

Действительное значение показателя — значение, определяемое однократным или многократным измерением его. Например, при оценке качества двух образцов сливочного масла определено содержание жира: в первом— 80,5%, во втором — 82,5%. Полученные результаты являются действительными значениями показателя жирности масла.

Регламентированное значение показателя — значение установленное действующими нормативными документами. Содержание (массовая доля) жира в сливочном масле устанавливается действующим ГОСТом — не менее 82%. Указанное значение является регламентированным и одно­временно предельным.

Предельное значение — значение показателя качества, превышение или снижение которого регламентируется как несоответствие действующему НД.

Предельное значение показателей качества может быть или минимальным, или максимальным, или диапазонным. При минимальном предельном значении в НД устанавливается регламентированное значение — не менее, при максимальном— не более, а при диапазонном—не менее и не более.

Минимальное предельное значение показателей применяется в тех случаях, когда показатель способствует улучшению качества. В приведенном выше примере содержание жира в масле оказывает решающее влияние на его качество, причем чем выше значение показателя, тем более ценным будет товар. При значении показателя ниже минимального предела зачастую ухудшается качество товара.
Если действительное значение показателя ниже минимального предельного, но не связано с потерей безопасности продукции, то выявленное несоответствие может стать основанием не только для снижения сорта и категории но­ и товара (например, перевод его в пониженный сорт или нестандарт), но и для уценки его.

Максимальное предельное значение используется для показателей, ухудшающих качество, если установленные пределы будут завышены. Возникающее при этом несоответствие может привести к значительным или критическим дефектам, которые не позволяют использо­вать товар по назначению или приводят к потере безопас­ности. В этом случае товар переходит в градацию непри­годного для использования по назначению, опасного для по­требления и подлежит переработке или уничтожению.

Значения всех показателей безопасности устанавлива­ются как максимально предельные, и в случае превыше­ния их товар нельзя использовать по назначению.

Вместе с тем есть целый ряд показателей, которые хотя и снижают качество, но при их значении большем, чем предельное, товар не опасен для потребления. К таким по­казателям относится массовая доля воды во многих про­дуктах питания. При повышенном содержании воды сни­жается пищевая ценность продукта. Вода не влияет непо­средственно на безопасность, но при повышенном содержа­нии ее некоторые товары становятся потенциально опас­ными, так как очень высока вероятность микробиологичес­кой порчи.их. Однако, если эта порча не произойдет, товар пригоден для потребления.

Диапазонные предельные значения устанавли­ваются в тех случаях, когда и превышение, и понижение регламентированных пределов вызывают ухудшение каче­ства. Например, размер корнеплодов устанавливается не менее и не более (так, размер корнеплодов моркови дол­жен быть не менее 2 см и не более 6 см), так как у мелких корнеплодов (менее 2 см по наибольшему поперечному диаметру) меньше выход съедобной части, и они хуже сохра­няются, а крупные (более 6 см) характеризуются понижен­ной пищевой ценностью.

К предельным значениям показателей можно отнести и допускаемые отклонения.

Допускаемые отклонения — значения показате­лей качества, устанавливающие нормированные пределы отклонений от регламентированного или оптимального зна­чения того же показателя.

Допускаемые отклонения применяются для многих то­варов. Это вызвано тем, что при существующем уровне развития техники и технологии чрезвычайно трудно и с экономической точки зрения невыгодно выпускать продук­цию только с оптимально высокими значениями показателей качества» Многие из допускаемых отклонений в уста­новленных пределах существенно не влияют на качество товаров. Изменение качества наблюдается лишь при пре­вышении этих допусков.

К товарам, для которых предусматривается значитель­ное количество допускаемых отклонений или допусков, от­носятся свежие, сушеные плоды и овощи, крупы, консервы. Так, в свежих плодах и овощах допускаемые отклонения устанавливаются по ряду повреждений: механических, сель­скохозяйственными вредителями, физиологических и микробиологических.

В ряде случаев допускаемые отклонения обозначаются как допуски или примеси других либо аналогичных объектов пониженного качества или ухудшающих его. Напри­мер, в яблоках высшего сорта допускается наличие 10% яблок 1-го сорта.

Относительное значение показателя — значение, определяемое как отношение действительного значения показателя к базовому или регламентированному значению эго же показателя.

Для мно­гих товаров, используемых как сырье или полуфабрикат для производства кулинарных, кондитерских изделий (мука, сахар, жиры и т. п.) или новых изделий (ткани, кожа, меха и т. п.), функциональное назначение обусловлено в том чис­ле и отдельными технологическими свойствами. Поэтому приведенное выше деление свойств на классы носит услов­ный характер и предназначено для выделения свойств ка­чества для конечного потребителя (потребительские свой­ства) и изготовителя (исполнителя) продукции, работ и ус­луг (технологические свойства).

Номенклатура потребительских свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворение реальных или предполагаемых потребнос­тей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

В пределах номенклатуры потребительские свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потреб­ностей схема 7.

Потребительские свойства и показатели качества
Схема 6.2

 


           
   
   
 
 
 

 



Потребительские свойства и показатели качества

 


Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребите­ля по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность. Например, если одежда и обувь недостаточно защищает организм человека от неблагоприятных внешних воздействий, то их надежность, эстетические и другие свойства для большинства потребителей не имеют существенного значения.

В зависимости от удовлетворяемых потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы; функционального социального, классификационного и универсального назначения.

Свойства функционального назначения (функциональ­ные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции.

Эта подгруппа свойств и показателей чаще всего удов­летворяет физиологические потребности (пищевые продук­ты, одежно-обувные и т.п.) или выполняют вспомогатель­ные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.). Так, для всех продуктов питания определяющими свой­ствами функционального назначения являются энергетичес­кая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров — это защитные свойства (от неблагоприятных внешних воздействий).

Каждое из указанных свойств может быть охарактери­зовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (Дж), а биологическая оцени­вается по количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных веществ. Функциональ­ные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством и качеством выстиранного белья.

В то же время существует достаточно многочисленная группа непродовольственных товаров, функциональные свой­ства которых обусловливают удовлетворение только соци­альных потребностей, например ювелирные изделия, анти­кварные предметы, музыкальные товары.

При определении функциональных свойств необходимо установить основное назначение товара и условия исполь­зования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.

Свойства социального назначения — способность това­ров удовлетворять индивидуальные или общественные со­циальные потребности.

Для большинства товаров (за исключением ранее пере­численных) степень значимости этой подгруппы потреби­тельских свойств ниже, чем функциональных. Например, для модной одежды, обуви социальное значение имеет боль­шое значение, но функциональное назначение все же важ­нее. Аналогичная зависимость отмечается, например, и для деликатесных пищевых продуктов.

Показателями социального назначения зачастую выступают внешний вид товаров, состав и содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камей, ароматических веществ и т. п.). Нередко эти показатели могут быть измерены лишь качественно и связаны с психолого-физиологическим восприятием товара потребителем. К таким показателям относятся имидж товара, внешний (например, модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремов и т. п.) или звук (для аудиотехники). В отличие от показателей функционального назначения, которые характеризуются относительной стабильностью в течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж товаров) подвержены значительным изменениям, порой в течение сравнительно коротких периодов. Не случайно многие изготовители прибегают к стратегии постоянного поддержания имиджа фирмы и товарных марок своих товаров как части общего имиджа товара, его социального назначения.

Классификационное назначение — способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классифика­ционных признаков.

Классификационными признаками могут служить мно­гие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает не­жирный и жирный; молоко — 1,5%-; 2,5%-; 3,2%-; 6,0%-ной жирности; рыба — особо жирная, жирная, среднежирная и тощая.

Разные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному назначению (грузовые, легковые) и другим признакам.

Универсальное назначение — способность свойств и по­казателей удовлетворять разнообразные потребности.

Содержание жира в пищевых продуктах обусловливает энергетическую ценность, а незаменимых жирных кислот — биологическую ценность, т. е. определяет функциональное назначение жиросодержащих пищевых продуктов. В то же время пропаганда здорового образа жизни, частью которой является разъяснение рациональных подходов к питанию за счет уменьшения калорийности пищевых продуктов, сформировала спрос на традиционные продукты питания пониженной калорийности. В результате показатель содержания жира стал выполнять и социальное назначение. Выше уже указывалось на возможность использования его в качестве классификационного признака.

Показатели и свойства универсального назначения мо­гут относиться и к другим группам потребительских свойств. Например, многие показатели, обусловливающие социальные потребности в самосохранении, могут выступать и как показатели безопасности, например, содержание, токсичных веществ в продуктах питания.

Надежность — способность товаров сохранять функци­ональное назначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) в течение заранее оговоренных сроках.

Надежность постоянно, изменяется вследствие процес­сов, происходящих при хранении, потреблении и эксплуа­тации товаров. Это свойств не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надеж­ности измеряемом определенным отрезком времени в те­чение которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что позволяет их использовать в соответствии с назначением.

В зависимости от критерия надежности различают следующие подгруппы: долговечность, безотказность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Долговечность — способность товаров сохранять работоспособностьдо наступления предельного состояния или установленного времени технического обслуживания и ре­монта.

Показателями долговечности могут служить срок экс­плуатации изделий, ресурс и др.

Срок эксплуатации — продолжительность эксплу­атации товаров, в течение которой они выполняют свои основные функции.

Ресурс - предельная возможность эксплуатации товаров, зафиксированная в нормативных документах.

Безотказность - способность товаров выполнять функциональное назначение без возникновения дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация.

Безотказность характеризуется сроками, в течение, которого товары эксплуатируются без сбоев и отказов, а также количеством возникающих в течение обусловленного периода дефектов.

Ремонтопригодность — способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функцио­нальное назначение, после устранения выявленных дефектов. Ремонтные работы проводятся для восстановления ос­новных свойств товаров, утраченных при эксплуатации, вследствие возникновения дефектов. Ремонт возмо­жен лишь при наличии запасных деталей или комплек­тующих изделий.

Ремонтопригодность тесно связана с долговечностью, так как позволяет увеличивать срок эксплуатации товаров. Это потребительское свойство наряду с долговечностью может быть положено в основу формирования предпочтений для того сегмента потребителей, которые отличается береж­ливостью или не имеют достаточных материальных средств для частых повторных покупок товаров аналогичного назначения.

Сохраняемость — способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданны.

Сохраняемость присуща всем потребительским товарам, так как хранение — неизбежный этап любого товародвижения. Особенно важно это свойство для пищевых про­дуктов. Хранение начинается с момента выпуска готовой продукции и продолжается до утилизации товара.

Этап хранения условно можно разделить на два периода складского хранения у изготовителя, в оптовой и розничной торговле; домашнего хранения у потребителя.

Сохраняемость тесно связана с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых продуктов, так как важнейшей целью хранения является обеспечение безопасности.

Эргономические свойства — способность товаров создать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и психолого-физиологическими характеристиками потребителя. Эргономика — наука, комплексно изучающая человека в конкретных условиях его деятельности с целью оптимизации средств и процессов труда или эксплуатации либо потребления.

Эргономические свойства удовлетворяют физиологичес­кие и психологические потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависи­мости от этих характеристик эргономические свойства под­разделяются на подгруппы: антропометрические, психоло­гические и психолого-физиологические.

Антропометрические свойства — способность това­ров при потреблении (эксплуатации) соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам по­требителя.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобст­ва при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропо­метрических замерах населения, на основании которых ус­танавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.

В разных регионах земного шара антропометрические1 характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина, ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимые в разных странах, не соответствуют друг другу.[1]

Так, итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информировать потребителя.

Для устранения этих барьеров в международной тор­говле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количест­ва (для одежды, некоторых чулочно-носочных изделий). Так, для одежды во многих азиатских и некоторых евро­пейских странах применяют всего пять размеров: S, M, L, XL и XXL.

Показателями антропометрических свойств могут слу­жить не только размеры одежды, обуви, головных уборов, но и размеры рабочих деталей оргтехники, бытовой техни­ки, канцелярских товаров и др. Диаметры ручек, каранда­шей, фломастеров не случайны, они отражают антропо­метрические характеристики руки человека и обеспечива­ют удобство и рациональность использования.

При больших или меньших их размерах наступает быстрое утомле­ние, возникает ощущение неудобства.

Психологические свойства — способность товаров обеспечивать при потреблении (эксплуатации) душевную ком­фортность потребителю.

Душевный комфорт — состоящие внутреннего спокойствия, отсутствия разлада с собой и окружающим миром. Душевный комфорт одним потребителям могут создать любимые, привычные вещи, а другим необходимо постоянное обновление их. Психологические требования могут выражаться через восприятие вкуса, цвета,

громкости и тембра звучания, яркости изображения и т. п. например, восприятие отдельных пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, семейными и другими обычаями. Мясо лягушек, которое французы считают деликатесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечистым продуктом, а индусы — говядину, так как корова в Индии — священное животное.

Психолого-физиологические свойства — способность товаров обеспечивать соответствие психолого-физиологическим возможностям потребителя. Эти свойства комплексно удовлетворяют психологические и физиологические потребности человека. Одной из разновидностей этих свойств являются органолептические свойства, основу которых составляет психолого-физиологическое восприятие человеком отдельных товаров с помощью органов чувств. Органолепти­ческие ощущения зависят от физиологического и психологического состояния конкретного человека, что и предопределяет его потребности. С точки зрения физиологии человека это вполне объяс­нимо. При сильных вкусовых и обонятельных ощущениях происходит переключение возбудимости одних участков коры головного мозга на другие, обеспечивающие восприятие вку­са и запаха. Древние цивилизации неосознанно выработали приемы снятия нервных напряжений с помощью различных запахов, создаваемых благовониями, душистыми травами.

Одни и те же пищевые продукты у разных людей вы­зывают неодинаковое восприятие, а главное — чувства удов­летворения. Так, любители чая наибольшее удовлетворе­ние (ощущение комфорта) получают от чашки чая, а кофе­маны — от чашки кофе. Большинство российских потреби­телей предпочитают квашеную капусту или соленые огур­цы хрустящей консистенции, а размягченная консистенция воспринимается как значительный дефект.

Эстетические свойства — способность товаров выра­жать в чувственно-воспринимаемых признаках формы об­щественные ценности и удовлетворять эстетические по­требности человека.

Эстетические свойства вещей изучает эстетика — нау­ка о сущности и формах прекрасного в природе, предме­тах, художественном творчестве и жизни.

Большинству потребителей присуще стремление к красоте, гармонии, однако представления о них у разных лю­дей, проживающих в различных регионах земного шара и в разные эпохи, неодинаково. Неодинаковы эти представления и у людей одной страны, местности, даже одной семьи. Пси­хологические потребности и их разновидность — эстетичес­кие потребности, очень индивидуальны, что предопределяет сложность обеспечения эстетических свойств товаров.

Показателями эстетических свойств товаров могут слу­жить внешний (товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационная выразительность, совершенство производственного исполнения.

Экологические свойства — способность товаров не оказывать вредного воздействия на окружающую среду при эксплуатации или потреблении.

Все большее загрязнение окружающей среды ставит существование человечества на грань катастрофы. В этих условиях резко возрастает степень значимости экологических свойств. Несмотря на это, в действующих нормативных документах редко устанавливаются показатели экологических свойств товаров, хотя многие потребительские товары обладают такими свойствами.Примером экологических свойств автомобилей может служить содержание вредных веществ в выхлопных га­зах; для тканей и одежды — это прочность красителей; для порошкообразных товаров (муки, крахмала, мела, цемента, стиральных порошков) — надежность транспорт­ных средств или упаковки, которые должны предохра­нять от распыла.

Для многих пищевых продуктов экологические свой­ства могут быть выражены через возможность утилиза­ции отходов, упаковки или товаров, опасных для пище­вых целей. Показателями экологических свойств быто­вой техники являются характеристики электромагнитных полей, которые нарушают стабильность окружающей среды, громкость звучания (для аудиотехники), так как превышение установленных норм вызывает шумовое за­грязнение.

Безопасность — состояние, при котором риск вреда или ущерба ограничен допустимым уровнем (Рук. ИСО/МЭК 2).

Применительно к качеству потребительских товаров безопасность может быть определена как отсутствие недо­пустимого риска для жизни, здоровья и имущества потре­бителей при эксплуатации или потреблении товаров.

Безопасность — важнейшее свойство качества, кото­рым должны обладать все потребительские товары. В от­личие от других потребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит к потерям функционального или социального назначения, превышение допустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию в катего­рию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, а продукция, утратившая иные потребительские свойства, или относится к условно пригодной и может быть исполь­зована на промпереработку, или ее утраченные свойства могут быть восстановлены после соответствующего устранения дефектов.

В зависимости от природы воздействий, влияющих на безопасность, различают следующие ее виды.

Химическая безопасность — отсутствие недопустимо­го риска, который может быть нанесен токсичными веще­ствами жизни, здоровью и имуществу потребителей.

Вещества, влияющие на химическую безопасность то­варов, подразделяются на следующие группы: токсичные элементы (соли тяжелых металлов); микотоксины; нитра­ты и нитриты; пестициды; антибиотики; гормональные пре­параты; высшие спирты и альдегиды; сложные эфиры; фур­фурол и оксиметилфурфурол; мономеры; запрещенные пищевые добавки; красители для упаковки; запрещенные полимерные материалы.

Для непродовольственных товаров токсичные элементы регламентируются: для посуды — кадмий (для всех групп), свинец (для керамической посуды); упаковочных материалов — свинец.

Токсичные элементы оказывают вредное воздействие на организм человека при потреблении внутрь (пищевые продукты), а также при контакте с незащищенными частя­ми тела. Превышение ПДК токсичных элементов может вызвать отравления разной степени тяжести, иногда даже со смертельным исходом.

Радиационная безопасность — отсутствие недопусти­мого риска, который может быть нанесен жизни, здоровью и имуществу потребителя радиоактивными элементами (изо­топами) или ионизирующим излучением этих элементов.

Из непродовольственных товаров наиболее опасны в радиационном отношении некоторые строительные мате­риалы (шифер, асбест, цемент и др.), минеральные удобре­ния, ювелирные изделия с драгоценными и полудрагоцен­ными камнями ряда месторождений.

Механическая безопасность — отсутствие недопусти­мого риска для жизни, здоровья и имущества потребите­лей, который может быть нанесен вследствие различных механических воздействий (ударов, трения, проколов, де­формации и т. п.),

Показатель механической безопасности устанавливается в основном для непродовольственных товаров: одежды, обуви (коэффициент толщины швов — для чулочно-носоч­ных изделий, требования к швам и срезам — для бельевых швейных изделий, величина деформации подноска и зад­ника — для обуви и т. п.), автомеханических средств (нали­чие ремней безопасности, амортизаторов, отсутствие в са­лоне и на кузове выступающих деталей).

Для пищевых продуктов механическая безопасность не нормируется.

Электрическая, магнитная и электромагнитная безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может быть нанесен воздействием электрических, магнитных и электромагнитных полей при эксплуатации сложнотехнических товаров.

Термическая безопасность — отсутствие не допустимого риска, наносимого потребителю воздействием высоких температур при эксплуатации и потреблении товаров. Термической безопасностью должны обладать нагревательные приборы. Ее необходимо обеспечивать также при подаче и реализации готовых пищевых продуктов в горячем состоянии.

Санитарно-гигиеническая безопасность — отсутствие недопустимого риска, который может возникнуть при различного рода биоповреждениях потребительских товаров. К биоповреждениям относятся повреждения микробиологические и зоологические.

Микробиологические повреждения (заболевания) вызывают разнообразные микроорганизмы. Различают бактериальные и грибные заболевания, являющиеся наиболее ­распространенными причинами, по которым пищевые продукты утрачивают санитарно-гигиеническую безопасность.

Противопожарная безопасность — отсутствие недо­пустимого риска для жизни, здоровья и имущества потре­бителей при хранении и эксплуатации товаров в резуль­тате их возгорания или самовозгорания.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Документы, регламентирующие ассортимент товаров | Оценка качества: понятие, структура и результаты оценочной деятельности
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 11816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.