КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность руководителя
1. Руководитель и коллектив Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессиональных качеств кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя. Руководитель — это лицо, наделенное правом принятия решений и выступающее единоначальником в пределах данных ему полномочий. С возникновением понятий «руководитель», «руководство» появилось множество их определений, теорий руководства и лидерства. Эти вопросы были рассмотрены нами выше в контексте психологического анализа управленческой деятельности. В этом разделе рассмотрим основные аспекты влияния руководителя на эффективность работы группы. Деятельность современного руководителя является многоплановой. Она соединяет деятельность по определению основных целей организации и ее подразделений, а также путей их достижения, стратегии развития: влияние на подчиненных, выполнение определенных функций как по отношению к подчиненным и организации в целом, так и по отношению к вышестоящим органам. Деятельность руководителя предусматривает также определенный тип отношения во взаимодействиях с другими лицами — участниками управленческих систем. Влияние руководителя на сотрудников имеет своей целью побуждение их к определенному служебному поведению, которое соответствовало бы как требованиям организации, так и собственным представлениям. Известны два способа воздействия на сотрудников: прямой (приказ, задание) опосредствованный, мотивирующий (через стимулы). В первом случае возникает ситуация, когда невыполнение необходимых действий приводит к наказанию. Такая формула отношений между руководителем и подчиненным называется принуждением, т. е. в этом случае цели руководителя непосредственно не связаны с интересами исполнителей, а иногда могут и противоречить им. В другом случае складывается ситуация, когда за выполнение необходимых действий поощряют, оказывают влияние на потребности и мотивы сотрудников. Реальное влияние руководителя на деятельность коллектива основывается не только на его официальных полномочиях, но и на личном авторитете, т. е. имеет две составляющие: формального руководителя и неформального лидера. Оптимальным является тип руководителя с высоким официальным, профессиональным и личным статусом. Выше мы рассматривали признаки, по которым в теории управления различаются руководители и лидеры. Это различие связано с тем, что в любой организационной структуре имеются два типа отношений между людьми: формальные (должностные) и неформальные (эмоционально-психологические). Лидером никогда нельзя стать, если члены группы не воспримут конкретное лицо как лидера. Руководителя же нередко назначают на должность независимо от того, воспринимают его подчиненные таковым или нет. Как руководство, так и лидерство являются способами организации и управления деятельностью людей только в одном случае — это управление в области официальных должностных отношений, в другом — в области неофициальных межличностных отношений. Как для руководства, так и для лидерства характерна определенная субординация отношений, только в первом случае она выступает очень четко и закреплена должностными инструкциями, а в другом — ее присутствие менее заметно и проявляется в форме традиций, привычек. Важным свойством руководителя-лидера является умение быть управляющим, не афишируя этого. Если руководитель завоевывает авторитет и становится лидером группы, то его приказания выполняются не из страха перед наказанием, а из веры в его компетентность, талантливость. Он воспринимается членами группы как «один из нас», как «лучший из нас». Управляющий как руководитель на основе данных ему полномочий распределяет обязанности, осуществляет контроль, учет, поощрения, наказания. Управляющий как лидер влияет на членов группы путем личного авторитета, морально-психологического воздействия, проявления инициативы, энергии, привлекательных личных качеств. Если хороший руководитель воспринимается как «мозг группы», то лидер — как «сердце группы». Руководитель-лидер должен объединять в себе эти качества, т. е. быть одновременно мозгом и сердцем группы. Один из важных вопросов управления касается диапазона деятельности руководителя, границ распространения власти отдельного руководителя. О сложности этой проблемы говорят часто появляющиеся в различных руководящих структурах приказы о перераспределении обязанностей между руководителями на уровне министерств, ведомств, управлений, администраций учебных заведений и производственных предприятий. Диапазон управления определяется количеством людей или групп (подразделений), которые находятся в непосредственном подчинении руководителя и которыми он может успешно руководить при нормальных условиях деятельности. Это количество должно быть таким, чтобы не затруднять эффективное использование времени и способностей руководителя, а также позволяло бы подчиненным поддерживать с ним необходимые контакты. Конкретных рекомендаций, поэтому поводу нет, поскольку диапазон оптимального контроля зависит от многих факторов: способностей и опыта руководителя, характера деятельности и профессионального состава групп. Однако существуют эмпирические данные о том, что деятельность руководителей оптимальна, если в подчинении руководителей верхнего и нижнего звеньев "находится от трех до пяти подразделений (групп), а в подчинении руководителей первичных групп — от пяти до девяти индивидов. Сфера и успешность влияния руководителя зависит от ряда факторов. 1. Степень централизации решений. Если руководитель предоставляет широкие полномочия подчиненным, то он может управлять большим их числом, потому что ему не приходится тратить время на консультирование относительно конкретных приемов и методов работы. 2. Характер и степень сложности деятельности. 3. Состояние средств связи. Если руководитель в любой момент может получить необходимую ему информацию о деятельности своих подчиненных и использовать современные технические средства для передачи своих указаний, то он сможет управлять многочисленным персоналом. 4. Способность и готовность подчиненных к сотрудничеству. Если подчиненные владеют профессиональными навыками, обладают чувством ответственности и заинтересованы в результатах работы, то их количество может быть увеличено; если же этих качеств недостает, то необходимо сокращать штаты. 5. Личные качества руководителя. Благодаря им одни субъекты управления функционируют более эффективно и разносторонне, тогда как другие имеют для этого меньше возможностей. Место, которое занимает руководитель в иерархии управленческих структур, а также степень осознания возможностей влияния на подчиненные подразделения (группы), наглядно раскрываются в процессе управления. Роль руководителя организации выявляется в его способности реализовать цели высших управленческих структур путем осуществления возложенных на него функций. Руководитель должен быть не только проводником требований вышестоящих органов для своих подчиненных, но и обязан довести до их сознания содержание поставленных задач, сделать их целью деятельности каждого сотрудника и коллектива в целом. Руководитель-лидер добивается этого путем утверждения своего авторитета и установления деловых и неформальных отношений со всеми членами группы. Характер сложившихся в группе межличностных отношений очень важен для взаимодействия руководителя и подчиненных, а также членов группы одного статуса. Они включают в себя общение, восприятие и понимание людьми друг друга. Изучая своих подчиненных, руководитель-лидер должен знать, что понимание другого человека может быть различной глубины проникновения в сущность его индивидуальности. Нижнему, поверхностному уровню понимания свойственно лишь восприятие внешнего «рисунка» поступка человека без проникновения в его мотивы и цели, а отсюда и самая общая оценка в черно-белых тонах: «хорошо» или «плохо». На втором, среднем уровне понимания анализируются отдельные качества человека (ум, черты характера, темперамент), поэтому оценка идет преимущественно по уровню интеллекта — умный или глупый; по характеру — жесткий или мягкий, вспыльчивый или уравновешенный. Третий, самый высокий уровень дает глубокое понимание человека, включая выявление системы ведущих мотивов и целей поведения, выявление связи между отдельными поступками и личностью в целом, умение проникнуть в скрытые резервы и способности человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания его индивидуальности. Для руководителя коллектива очень важно глубокое понимание человека. Оно способствует более гибкому поведению, уменьшению мелких руководящих воздействий, росту ответственности, самостоятельности и творческой отдачи сотрудников группы. Руководитель должен также знать о характере складывающихся в группе межличностных отношений в формирующемся психологическом климате. Сотрудники, собравшиеся в производственную группу, вступают в общение, начинают формироваться межличностные отношения. Что же происходит дальше? На основе общения формируется отношение группы к каждому ее члену, т. е. каждый человек получает свой социометрический статус. Как уже известно, этот статус имеет определенные градации — от положительного, через нулевой, к отрицательному. В соответствии с этим группа делится на несколько слоев: «звезды»-лидеры, предпочитаемые, принимаемые, изолированные и отвергаемые. Положение, занимаемое по социометрическому статусу, человек чувствует по отношению к нему людей, и это сказывается на его настроении, поведении. Эмоциональное отношение группы проявляется в том, что одних очень любят (любимчики), других не любят (нелюбимые),, третьих просто не замечают (незамечаемые). Положение последних самое неприятное, поэтому они глубоко переживают трудную ситуацию в группе. Любимцы же («звезды»-лидеры) иногда относятся к группе вовсе не так положительно, как группа к ним. Кого же любят в группе? Обычно к таковым относятся универсалы, люди веселые и общительные, профессионалы, умеющие все делать своими руками. А не любят, как правило, нравоучительных теоретиков, зануд, нытиков, зазнаек. Когда в производственной группе сложилась определенная система межличностных отношений, то формируются малые контактные неформальные группы со своими лидерами. Сила малых неформальных групп заключается в том, что их трудно юридически и организационно определить, поскольку в них обычно имеются свои неписанные правила, обязательные для всех членов группы. Эти группы могут как помогать официальному руководителю коллектива, так и вставать к нему в оппозицию, оказывать постоянное сопротивление, провоцируя конфликты. Уничтожить административными актами неформальные группы невозможно, поскольку это вызывает открытое враждебное отношение к руководителю. Руководителям надо учиться сотрудничать с этими группами, а также создавать в коллективе малые психологические группы, объединяя людей, тянущихся друг к другу, общими делами, задачами, интересами. Это очень помогает созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Большим мастером формирования таких малых групп в коллективах подростков был А. С. Макаренко. Социально-психологическая структура коллектива завершается выдвижением лидеров в неформальных малых группах и в коллективе в целом. В основе этого лежит способность лидеров влиять на поведение членов группы, притягивать к себе, бессознательно вызывать восхищение, обожание. Существуют различные классификации типов лидеров. Так, психоаналитики выделяют 10 типов лидеров. 1. «Соверен» (патриарх). Лидер в образе строгого, но любимого отца. Он способен вытеснить отрицательные эмоции и внушить людям уверенность в себе. Его любят и почитают. 2. «Вожак». В нем люди видят выражение, концентрацию своих желаний, соответствующих определенному групповому стандарту, как правило, силу. Личность вожака — носитель этих стандартов. Ему стараются 3. «Тиран». Он становится лидером, потому что вну 4. «Организатор». Он выступает для членов группы как сила для поддержания самоутверждения и удовлетворения потребностей каждого, снимает чувство вины и тревоги. Такой лидер объединяет людей и его уважают. 5. «Соблазнитель». Он становится лидером, играя на слабостях других членов группы. Он выступает в роли «магической силы», давая выход подавленным эмоциям, предотвращая конфликты, снимая напряжение. Такого лидера обожают и часто не замечают его недостатков. 6. «Герой». Он жертвует собой ради других. Такой тип проявляется особенно в ситуациях группового протеста. Благодаря его храбрости другие ориентируются на него, видят в нем стандарт справедливости. Он способен увлекать за собой людей. 7. «Дурной пример». Выступает как источник заразительности для бесконфликтной личности, эмоционально заражает других, безумно следующих за ним не всегда к положительной цели. 8. «Кумир». Он влечет, притягивает к себе, заражает окружающих положительными эмоциями; его любят, боготворят и идеализируют. 9. «Изгой».не принятый коллективом человек 10. «Козел отпущения». Два последних типа лидеров — это по существу антилидеры. Они становятся объектом агрессивных тенденций, благодаря чему развиваются общегрупповые эмоции. Часто группа объединяется для борьбы с антилидером, но стоит ему исчезнуть, как группа начинает распадаться, поскольку пропадает общегрупповой стимул. Общее лидерство в группе (лидер-руководитель) складывается из следующих компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) — это человек, к которому сотрудник в группе может обратиться с личными проблемами, за советом, сочувствием. С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные деловые взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, может объяснить и помочь найти нужную информацию. Наилучшим будет руководитель-лидер, сочетающий в себе все три компонента. Чаще всего, однако, встречается сочетание двух компонетов: эмоционального и делового, информационного и делового. Взаимоотношения между руководителем и коллективом характеризуются сложностью, многоплановостью и динамичностью. Они складываются, укрепляются, трансформируются в связи с множеством различных факторов. К важнейшим из них относится соответствие социальной роли, выполняемой руководителем, его статус в коллективе. Роль — это социально-психологический феномен, связанный с вхождением личности в ту или иную деятельность в соответствии со своими возможностями. Она является связующим звеном межу социальными требованиями и психологическими возможностями человека. Мы часто не можем понять, откуда исходят отрицательные эмоции, конфликтные ситуации в группе. Их источники можно найти, если рассмотреть схему ролевого поведения, предложенную Г.У. Олпортом. Все начинается с необходимости выполнения социальной роли. Например, человека хотят назначить руководителем. Первое, что при этом нужно делать — это определить насколько он отвечает представлению об идеале руководителя ролевому ожиданию. Критерии ролевого ожидания могут быть различными в разных группах: одни ждут демократического или даже либерального руководителя-лидера (особенно в творческих и научных группах), другие — более строгого и делового авторитарного (в производственных и силовых структурах). Далее эта роль передается человеку, и очень важным становится фактор его личности и индивидуальности. Человек должен понять, чего от него ждут и какие требования к нему предъявляют. Без понимания своей роли и основных функций ему очень трудно справиться со своей ролью. Часто при назначении на это не обращают внимания, а далее при возникновении конфликта оказывается, что человек даже не понял, чего от него ждут. Некоторые люди сознательно принимают на себя роль руководителя, заранее понимая, что не будут или не могут делать того, чего от них хотят, но надеются на благоприятный исход. После того как человек понял роль, он должен принять ее или отклонить как несоответствующую его индивидуально-психологическим особенностям. Принятие роли руководителя — это первый этап его работы. Обычно это сопровождается процессом обучения соответствующим функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. Понимание и принятие новой для человека роли руководителя — очень сложное дело, требующее напряжения умственных и нравственных сил, внутренней перестройки, осознание своего нового положения. В этот момент человеку очень важно обладать знаниями о себе, о своем психологическом портрете, умением понять и использовать свои сильные, а также нейтрализовать свои слабые стороны. Надо дать время начинающему руководителю на освоение этого сложного дела, на процесс вхождения в роль, налаживание деловых и личных отношений с членами группы. Следующий этап в системе ролевого поведения руководителя — исполнение роли. Такое исполнение имеет две стороны: поведение руководителя и оценка окружающих. Такая оценка дается как самим субъектом управленческой деятельности в виде самооценки, так и другими людьми, занимающими разное статусное положение по отношению к нему: сверху (начальником), сбоку (сотрудниками равного статуса) и снизу (подчиненными). Когда составляют специальные экспертные анкеты, то обычно используют эти три типа оценки. Часто бывает, что самооценка и оценка другими людьми очень расходятся, поэтому рекомендуется постоянно иметь обратную связь, т. е. руководителю следует интересоваться, что о нем думают «сверху, сбоку и снизу», и в соответствии с этими оценками корректировать свое поведение. Адекватное понимание и освоение своей роли, способность оправдать ожидания группы — это первое и необходимое условие успешного налаживания руководителем отношений с управляемой группой. Второе условие — это хорошее знание состава группы, профессионально-квалификационных характеристик ее членов (образование, уровень квалификации). Это обеспечивает руководителю понимание интеллектуального и профессионального потенциала группы. Следует учитывать также половозрастной состав группы. Для руководителя понимание этих особенностей очень важно, поскольку каждый возраст имеет свои психологические особенности. В частности» при формировании группы должны рассматриваться перспективы ее развития по возрастному составу и периоды профессиональной деятельности (начало или завершение). При характеристике групп мы уже говорили о специфике отношений в мужских и женских коллективах. Многие социальные психологи считают благоприятным фактором сочетание в производственных группах мужчин и женщин, что способствует развитию группы и созданию положительного психологического климата. Третье условие — это правильный индивидуальный подход к подчиненным. Руководитель должен помнить, что каждый член руководимого им коллектива является личностью и индивидуальностью, обладает особым сочетанием индивидуальных свойств: темпераментом, характером, интересами и идеалами, общими профессиональными способностями. Требовательность руководителя к подчиненным в отношении их профессиональных обязанностей должна сочетаться с адекватной оценкой их деятельности, с учетом их возможностей, способностей, особенностей стиля их деятельности. В период переживаемой нами демократизации общества особенно важно соблюдать принцип гуманизации, т.е. построение отношений с людьми на основе уважения достоинства и прав личности каждого. Руководитель должен знать не только о производственной деятельности членов группы, но также об их личных делах, возникающих трудностях, а по мере возможности способствовать их разрешению. Четвертое условие — культура общения с членами коллектива. Выше мы рассматривали сущность и закономерности человеческого общения. Знание этих закономерностей обязательно для руководителя как с точки зрения его поведения в условиях общения с группой, так и организации и коррекции стиля общения между сотрудниками. Как правило, руководители разных рангов тратят от 50 до 90% своего рабочего времени на общение. Проведение совещаний, заседаний, различных бесед, дискуссий, переговоров, выдача и разъяснение заданий подчиненным, отчеты перед начальством и т.п. — все это различные виды делового общения. И продуктивность этих-видов работы существенно зависит от культуры общения руководителя с членами коллектива.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |