Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




ЛЕКЦИЯ

по дисциплине «Пожарно-строевая подготовка»

 

РАЗДЕЛ № 1 «Пожарно-строевая подготовка пожарных и отделений»

 

ТЕМА № 7 «Огневая полоса психологической полготовки пожарных»

Цели лекции:

Учебные:

- изучить основные методы обучения и организации психологической подготовки личного состава противопожарных подразделений;

- изучить порядок прохождения психологической полосы.

Воспитательные:

- показать роль пожарно-строевой подготовки в боевой подготовке личного состава Государственной противопожарной службы МЧС России;

Развивающие:

- использование методики подготовки и обучения на огневой полосе руководителем занятия при работе в экстремальных условиях.

 

Метод занятия:Информационно-познавательный.

Время:2 часа.

Место проведения:лекционный зал.

Учебно-материальное обеспечение: мультимедийный видеопроектор.

Литература, используемая при подготовке лекции:

1. Рекомендации по методике проведения занятий на огневой полосе психологической подготовки пожарных и ее оборудованию. Москва 1983г.

2. В.В.Теребнев и др. «Пожарно-строевая подготовка» стр. 273 - 280.

3. Приказ МЧС РФ № 630 от 31.12.02. г. «Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России».

4. Пожарно-строевая подготовка. Рабочая программа.

5. Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

 

1. Организационная часть занятия: принимается рапорт о готовности группы к занятию, отмечаются в журнале отсутствующие

(время- 3-5 минут).

2. Введение (время 3-5 минут)

Вопросы лекции: (время 60 минут)

1. Назначение цели и задачи психологической подготовки.

2. Оборудование и порядок преодоления снарядов, методика организации занятий на огневой полосе.

3. Порядок подготовки к занятиям на ОППП. Требования мер безопасности при проведении занятий на огневой полосе.

3. Заключение (время- 10 минут)

Проблема психологической подготовки пожарных привлекает к себе все более пристальное внимание практических работников пожарной охраны. И это не случайно. Увеличение промышленного потенциала нашей страны, особенно развитие нефтяной, газовой, нефтеперерабатывающей, химической и других взрыва и пожароопасных отраслей промышленности, применение в строительстве новых легкогорючих материалов, рост городов в высоту предъявляют к профессиональной подготовке пожарных повышенные требования.

Психологическая подготовка пожарных к работе в сложных условиях тушения пожаров и ликвидации их последствий — основа не только эффективности боевой деятельности по спасению людей и сохранению материальных ценностей от уничтожения огнем, но и основа безопасности самих пожарных. Подготовка личного состава пожарных подразделений к действиям в экстремальных условиях неразрывно связана с формированием у них моральных и психологических качеств. Нельзя пассивно ждать, когда сформируется личность пожарного, или уповать на то, что все придет с опытом. Нужно с первых же дней зачисления пожарного на службу формировать у него такие моральные и психологические качества, которые гарантировали бы постоянную профессиональную и психологическую готовность к действиям в сложных, опасных для жизни условиях.

В современных условиях перед руководством аппаратов и подразделений пожарной охраны ставятся новые задачи. Прежде всего, они касаются поиска новых, более совершенных методов подготовки пожарных подразделений. А это значит, что требуется коренной пересмотр устоявшихся форм управления учебным процессом.

1. Назначение цели и задачи психологической подготовки.

Психологическая специфика деятельности участников тушения пожара связана с особенностями выполняемых задач, условий, средств и способов осуществления своей деятельности. Дым ограничивает видимость, раздражает слизистую оболочку и носоглотку, вызывает слезотечение, зат­рудняет дыхание, иногда приводит к отравлению организма, затрудняет ведение боевых действий, вызывает повышенное напряжение, снижает ориентировку и т.д.

Ядовитые газы в окружающей среде при тушении пожаров могут быть как на объектах химической промышленности, так и при горении синтетических веществ и материалов на многих других объекта. Постоянный спутник пожаров — повышенная концентрация окиси углерода.

Плохая видимость, темнота порождаются задымлением, контраста­ми яркого света и неосвещенных мест, а также тушением пожаров в ночное время. Большая яркость огня нередко слепит глаза, темные объекты рядом с яркими воспринимаются плохо. Ночью активизируются явления темновой и световой адаптации зрения (после ослепления ярким светом человек в течение 4-5 мин плохо видит в темноте).

Все это вызывает утомление зрительного анализатора, затрудняет ориентировку, повышает напряженность, делает возможным совершение неожиданных промахов. В обстановке плохой видимости ослаблено "чувство локтя", обостряются ощущения одиночества, заброшенности, которые могут стать причиной страха.

Шум всегда сопутствует процессу тушения пожаров, он нередко достигает очень высокой интенсивности, затрудняющей голосовую связь и сопутствующей снижению работоспособности и ускорению утомления.

Воздействие шума на пожарных может сопровождаться неуверен­ностью, сомнением в защитных свойствах индивидуальных средств защиты. Ведение боевых действий с использованием индивидуальных средств защи­ты всегда более затруднительно и утомительно, требует выработки специ­альных навыков и особой привычки.

Угроза радиоактивного заражения психологически сильно действует на людей, дополнительно обостряется невидимостью радиации, сознанием катастрофичности последствий радиоактивного облучения, необычностью и неизвестностью этого фактора.

Основными целями и задачами психологической подготовки личного состава являются:

-выработка умения работать с пожарно-техническим вооружением в условиях пожара;

-развитие физической выносливости, необходимой для тушения пожаров;

-тренировка личного состава в аппаратах КИП в условия задымленной атмосферы и ограниченной видимости;

-отработка основных видов работ, чаще всего встречающихся при тушении пожаров (разведка пожара, отыскание и вынос пострадавшего, вынос грузов работа в теплодымокамере).

Процесс психологической подготовки длительный, он требует умения и опыта командиров в воспитании пожарного. Поэтому среди многообразных форм тактической психологической подготовки пожарных, наиболее действенными является тренировка личного состава на специальных полигонах, где заданные рубежи тождественны заданной обстановки, которая помогает на пожарах.

Огневая полоса по возможности располагается вдали от производственных, общественных, и жилых зданий. Место выбора строительства огневой полосы должно быть согласовано с соответствующими органами госнадзора.

С учетом особенностей охраняемых объектов и района выезда части допускается производить замену снарядов, родственных по функциональному значению.

Занятия на огневой полосе планируются планом профессиональной подготовки и тематическим планом по подготовке дежурных смен на год, которые разрабатываются и утверждаются руководителем подразделения ГПС. При разработке годового графика учитывается периодичность проведения занятий с пожарными различного срока службы.

Занятия на огневой полосе без воздействия на личный состав огня и дыма проводятся под руководством начальника караула или вышестоящих руководителей, а при воздействие огня и дыма под руководством начальника части (отряда) или его заместителя, дежурного по отряду, сотрудника штаба пожаротушения или вышестоящего руководителя.

Контроль за уровнем адаптации личного состава на снарядах огневой полосы осуществляется с помощью методики пульсометрии.

Перед началом прохождения отдельных снарядов или полностью всей огневой полосы личный состав должен быть проинструктирован по правилам мер безопасности на огневой полосе.

Занятия на огневых полосах с воздействием на личный состав огня и дыма проводятся только в присутствии на месте проведения медицинских работников.

Перед началом проведения занятий личный состав отделения строиться по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятия производит необходимую подготовку соответствующих снарядов. По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

 

2. Оборудование и порядок преодоления снарядов, методика организации занятий на огневой полосе.

Огневые полосы психологической подготовки (далее ОППП) представляют собой комплексы, состоящие из различных объектов, препятствий и учебно-служебных ситуаций, связанных в единую цепь и ставящих обучаемых перед необходимостью практически решать сложные задачи в процессе выполнения отдельных профессиональных действий.

Перед началом проведения занятий личный состав отделения (караула) строится по номерам боевого расчета у пожарного автомобиля, установленного на стартовой площадке. С учетом выполняемых упражнений, в зависимости от срока службы пожарных, руководитель занятий производит необходимую подготовку соответствующих снарядов (внешний осмотр исправности снарядов, подготовка средств имитации, обеспечение необходимым количеством рукавов и т.д.). По сигналу руководителя занятий на снарядах зажигаются средства имитации (горючая жидкость, промасленная ветошь) и подается команда отделению (караулу) на выполнение упражнения.

При преодолении отделением (караулом) всей ОППП перед снарядом № 3 (подземная открытая емкость с горящей жидкостью) устанавливается разветвление, создается запас рукавов и боевое развертывание выполняется с установкой автомобиля на водоисточник. При выполнении боевого развертывания в составе отделения прокладывается одна рукавная линия по всей длине ОПППП, и со снаряда №.7 подается ствол "А". У снаряда № 3 запас рукавов должен быть не менее четырех штук.

Снаряд № 1. Металлический фрагмент трехэтажного дома представляет собой сварную металлическую конструкцию Г - образной формы с размерами по длине 7,2 м и 5,5 м, шириной 0,7 м и имеющую по вертикали четыре площадки на разных уровнях. Наиболее удаленная от нулевой отметки площадка находится на высоте 8 м, две площадки - на высоте 5,5 м и одна - на высоте 2,2 м. Площадка на отметке 8 м оборудована оконной рамой. Подъем на площадку высотой 8 м осуществляется по выдвижной трехколенной лестнице, а спуск - по стационарным лестницам. Площадки и лестницы снаряда оборудованы металлически­ми поручнями высотой 1м.

В ходе выполнения упражнений отрабатываются приемы и способы подъема личного состава с пожарным оборудованием на высоты, а также приобретаются навыки действий пожарных в сложных условиях подъема и спуска. Задача пожарных заключается в установке выдвижной трехколенной лестницы, подъеме по ней через оконный проем на площадку, расположенную на высоте 8 м, и спуске по стационарным лестницам.

Снаряд № 2. Лабиринт представляет собой объемную конструкцию с размерами в плане 12x7,2 м, выполненную из сварных металлических прутьев, расположенных на расстоянии 10 см друг от друга. Внутренняя часть снаряда состоит из сети металлических преград с изменяющейся планировкой и шириной проходов 1,2 м. Снаряд имеет два основных проема - вход и выход, а также три аварийных выхода. Для создания дымового и огневого эффектов внутри лабиринта имеются семь емкостей для промасленной ветоши, расположенных на высотах 0,8-1,0 м.

Перед пожарными стоит задача преодолеть сложный лабиринт в условиях задымления и ограниченной видимости. В процессе преодоления снаряда личный состав отрабатывает навыки работы в условиях задымленной среды, совершенствует умение ориентироваться в сложной незнакомой обстановке, возникающей в процессе преодоления сооружения (объекта) при наличии внешних эффектов пожара (шумовых, дымовых, световых и т.п.).

Снаряд № 3. Подземная открытая емкость с горящей жидкостью представляет собой бетонированный приямок для горящей жидкости с площадью зеркала 30 м2, разделенный на три отсека (15 м2; 7,5 м2 и 7,5 м2 ). Приямок заглублен в землю на 0,7 м.

В задачу отделения при выполнении упражнений на снаряде входит прокладка рукавной линии, подача огнетушащих средств и ликвидация горения жидкости, в приямке. Выполнение упражнения на третьем этапе способствует отработке личным составом прие­мов и способов ликвидации горения ЛВЖ и ГЖ водой, пеной, порошком и другими огнетушащими веществами.

Снаряд № 4. Фрагмент эстакады с горловиной от емкости железнодорожной цистерны, представляет собой сварную металлическую конструкцию высотой 2 м, длиной 8 м и шириной 0,8 м. В центре эстакады находится резервуар емкостью 3 м, с горловиной диаметром 0,6 м. Под эстакадой на высоте 1 м установлены металлические лотки шириной 10 см с промасленной ветошью или горючей жидкостью. С обеих сторон под углом по ходу движения имеются металлические лестницы. Площадка и лестницы на всем протяжении оборудованы металлическими поручнями высотой 1 м.

При выполнении упражнений на данном снаряде задача пожарных сводится к тому, чтобы, поднявшись на фрагмент эстакады и преодолев зону высокой температуры и задымления, ликвидировать горение в емкости путем герметизации горловины асбестовым покрывалом и продолжить прокладку рукавной линии. В ходе выполнения упражнения у пожарных формируется психологическая устойчивость и приобретаются навыки работы по тушению пожаров в железнодорожных цистернах.

Снаряд № 5. Трап над приямком с горящей жидкостью состоит из сварных металлических конструкций длиной 6,5 м и шириной 0,9 м. По всей длине трап оборудован ограждающими поручнями высотой 1 м. Трап расположен над бетонированным приямком с размерами в плане 6x3 м и глубиной 0,5 м. Приямок заполняется промасленной ветошью или горючей жидкостью. Вдоль приямка с обеих сторон проложен сухотруб диаметром 77 мм и четырьмя соединительными рукавными головками.

Пятый этап пожарные преодолевают после присоединения магистральной линии к одной из соединительных головок сухотруба. Выполнение упражнения способствует преодолению чувства страха к высокой температуре, выработке уверенности в возможности кратковременного пребывания в зоне огня и дыма при использовании простейших средств зашиты.

Снаряд № 6. Кабельный коллектор представляет собой удлиненное в виде ломаной линии сооружение из типовых сборных железобетонных лотков. Лотки по отношению друг к другу расположены под углом 30-400. В промежутках между лотками размещены противни с горючей жидкостью или промасленной ветошью.

В задачу отделения на данном этапе входит преодоление кабельного коллектора в стесненных и задымленных условиях. Задымление в коллекторе создается путем сжигания горючей жидкости (промасленной ветоши) в противнях, установленных в разрывах между блоками коллектора. Снаряд позволяет формировать у личного состава готовность к преодолению трудностей и опасностей, воспитывать у них смелость, решительность и самообладание при попадании в необычные стесненные условия окружающей обстановки.

Снаряд № 7. Металлическая площадка эстакады с поврежденным технологическим оборудованием состоит из площадки размером в плане 2x10 м, укрепленной на железобетонных опорах и расположенной на высоте 4 м. На площадку ведет наклонная металлическая лестница шириной 0,8 м. С левой стороны площадки смонтирован "поврежденный'' технологический трубопровод диаметром 100 мм с задвижками. Правая сторона площадки оборудована наклонной поверхностью под углом 450, имитирующей скат крыши. В конце площадки стационарно установлен лафетный ствол и на расстоянии 0,5 м от края площадки столб (труба) диаметром 15-20 см или вертикальная металлическая лестница для спуска пожарных на землю. Площадка по периметру оборудована ограждающими поручнями высотой 1 м.

При подходе личного состава к этому снаряду включается насос по перекачке ЛВЖ в трубопровод, имеющий повреждение во фланцевом соединении. В результате горючая «жидкость под давлением 2-3 атм. истекает из фланцевого соединения и, вспыхнув, создает зону пламени у входа на эстакаду. Поднявшись на площадку, один из пожарных перекрывает задвижку поврежденного трубопровода. Другие пожарные отделения прокладывают по площадке эстакады рукавные линии к лафетному стволу. Ствольщик струей воды из лафетного ствола поражает мишень, расположенную на расстоянии 15-20 м от эстакады. Поразив мишень, пожарные по столбу (трубе) или лестнице производят спуск с площадки эстакады, завершив тем самым полностью преодоление огневой полосы. Выполнение упражнений на седьмом этапе позволяет отработать действия личного состава по ликвидации аварийных ситуаций в технологических установках, приемы и способы работы на наклонных плоскостях в условиях высоты и подачи огнетушащих средств в имитируемый очаг пожара (мишень).

Снаряд № 8 Мишень состоит из емкости для заполнения ее водой от лафетного ствола, установленного на снаряде № 7. Мишень расположена на расстоянии 15-20 м от снаряда № 7 на высоте 5 м от нулевой отметки.

Наряду с приведенным вариантом, возможно включение в состав ОПППП и других учебных объектов, но всегда необходимо стремиться, чтобы они способствовали формированию типичной ситуации тушения пожара, проявления и развития профессионального мастерства и создавали психологические нагрузки. Правомерно в разных подразделениях создавать ОПППП, отражающие их собственную специфику.

Для усложнения условий обучения, их быстрого изменения необходимо иметь легко трансформируемые объекты: заборы, небольшие эстакады, мишени, перегородки, огневые барьеры, качающиеся мосты, трубы и т.п. Их можно устанавливать в разных местах ОПППП, между стационарными объектами, создавая участки повышенной трудности их проходимости. Целесообразно, чтобы на ОПППП можно было тренировать как отдельных пожарных, так и отделение, и караул в целом.

Если ОПППП делается короткой, то можно размещать учебные объекты в линию. Но лучше образовывать из них круг, овал, квадрат или прямоугольник с размещением в центре водоема. Превосходство такого размещения определяется удобством организации и проведения занятий, контроля за действиям обучаемых и возможностью повторного многократного прохождения ОПППП, что важно для выработки выносливости к устойчи­вости личного состава.

Для приближения условий к реальным целесообразно в непосредственной близости устанавливать мощные громкоговорящие установки, с помощью которых воспроизводятся различные звуки, сопутствующие тушению пожара: шум горения, треск обрушений, ветра, команды, крики о помощи, стоны пострадавших, крики собравшейся толпы, шум уличного движения, а также специальные звуковые помехи (неприятные звуки, бессвязные фразы, хаотические команды и т.п.), оказывающие раздражающее действие, требующие большой концентрации внимания и воли для решения поставленной задачи. Повышению психологического эффекта способствует установка ярких прожекторов, установок, имитирующих дождь, ветер.

Организационно - методические указания по проведению занятий на ОППП. Практическим занятиям на ОППП предшествует теоретическое изучение снарядов огневой полосы, приемов и способов их преодоления, вопросов охраны труда. Перечисленные темы изучаются в специальных классах, оборудованных схемами огневой полосы психологической подготовки личного состава. Теоретические занятия проводятся накануне практической тренировки на ОППП. Теоретическое занятие, которым открывается курс психологической подготовки личного состава пожарной охраны на ОППП, следует посвятить вопросам первоначальной теоретической подготовки пожарных в области психологии и разъяснения, значения психологической подготовки в деле совершенствования их боевого мастерства.

Перед каждым практическим занятием приказом определяют последовательность, время проведения занятий с подразделениями, назначают руководителей занятий, ответственных за правила охраны труда.

Практические занятия на ОПППП при воздействии на личный состав огня и дыма проводятся в присутствии медицинского работника, способного оказать квалифицированную помощь, а также боевого расчета отделения со стволом и рукавной линией, проложенной от пожарной авто­цистерны.

Все занятия, как правило, следует начинать с проверки знаний материала, правильности выполнения упражнений, изученных на предыдущем занятии. Основным методом обучения на ОПППП должен быть прак­тический показ с кратким объяснением руководителя занятия, поэтому перед практической отработкой вопроса следует с помощью опытных пожарных показать приемы и способы преодоления каждого снаряда.

Предварительное ознакомление с ОПППП проводится для вновь прибывших пожарных. В дальнейшем же при каждом занятии ОПППП сразу проходится целиком в максимальном темпе на время. Руководитель должен обеспечить максимальные изменения и усложнения условий при повторных упражнениях с помощью следующих приемов:

- применяя средства имитации (звуки, ветер, дождь, огонь, яркий свет, дым) изолированно и в комплексе;

- изменяя положение и концентрацию объектов на отдельных участках полосы (заборы, мишени, небольшие эстакады, качающиеся мостики, ящики, огневые барьеры и пр.);

- ставя дополнительные учебные задачи: на простое прохождение, прокладку рукавных линий, оказание помощи пострадавшему по пути движения, вынос из огня пострадавшего товарища, имущества (с прохождением части или всей полосы);

- выбирая сложные погодные условия и время суток (дождливая и ветреная погода, метель, мороз, темнота);

- давая задание на многократное (двойное, тройное и более) прохождение полосы без отдыха, в обратном порядке, в различных средствах защиты.

 

3. Порядок подготовки к занятиям на ОППП. Требования мер безопасности при проведении занятий на огневой полосе.

 

1. Основным методом обучения на огневой полосе считать практический показ с кратким объяснением.

2. Все занятия начинать с проверки: знаний материала. Во время занятий необходимо тщательно наблюдать за самочувствием обучаемых.

3. При появлении у обучаемых переутомления снизить темп движения, освободить или на­
править к врачу.

4. Отработку упражнений по преодолению препятствий надо производить в строгой последовательности, переходя от легких простых к трудным и сложным, с постепенным увели­чением нагрузки на организм.

5. Продолжительность каждого тренировочного занятия на огневой полосе должна быть не более 2 часов.

Время отведенное на занятие, рекомендуется распределять следующим образом:

- подготовительная часть 10-15 мин. Построение, проверка внешнего вида, постановка задачи, инструктаж по мерам: безопасности, разминка

- основная часть - 60-70 мин. Это время отводится для правильного выполнения упражне­ний на этапах, совершенствования приемов работы: с оборудованием в условиях прибли­женных к боевой обстановке, отработке взаимодействия между номерами боевого расчета.

- заключительная часть - 10-15 мин. Это время отводится на подведение итогов занятия.
Она включает в себя объявления результатов тренировки, оценок каждому пожарному и вы­ дачу заданий для самостоятельной подготовки.

Дня обеспечения высокого уровня подготовки обучаемых на.занятии начальник караула, должен постоянно совершенствовать свои знания и методическое мастерство, тща­тельно готовиться и качественно проводить занятия, воспитывать у обучаемых чувство от­ветственности за успешное овладение изучаемыми вопросами. В ходе обучения: следует вырабатывать у личного состава высокие морально-психологические и боевые качества, необходимые при работе на пожарах, На каждом занятии должна создаваться обстановка, которая вызывала бы напряжение умственных и физических способностей обучаемых и приучала их к предельной стойкости, выносливости и находчивости.

Подготовка руководителя к занятиям должна состоять из следующих основных эле­ментов:

1. Определение учебной пели занятия, его содержание последовательность и методики
проведения.

2. Изучение учебной и специальной литературы, а также документов по вопросам, относящимся к содержанию занятия и методике его проведения.

3. Подбор и подготовка наглядных пособий (схем, плана огневой полосы, слайдов, фо­тографий средств имитации), необходимых дня проведения занятий в кабинете и на огне­ вой полосе.

4. Составление методического плана, который должен быть содержательным, конкретным и аккуратно оформленным. Во всех случаях он должен состоять из общей части и раз­ работки. В общей части указывается: наименование темы занятая, учебная цель, время, да­та, проведения, метод проведения, порядок проведения занятий, перечень литературы ис­пользуемой для подготовки к занятию.

Обучение приемам выполнения упражнения на снарядах осуществляется в следую­щей последовательности:

- ознакомление с упражнением (приемом, действием);

- разучивание упражнения;

- тренировка выполнения: упражнения;

Ознакомление должно способствовать созданию у обучаемых правильного представ­ления об упражнении. Для: ознакомления необходимо назвать упражнение на снаряде и рассказать о его назначении, самому или при помощи показчика показать выполнение уп­ражнения на снаряде или наиболее сложные элементы, сопровождая их объяснением: тех­ники выполнения.

При разучивание упражнения на снаряде начальника караула рекомендуется руково­дствоваться следующими методами::

- путем выполнения упражнения: в целом, если оно не сложное. При этом начальник караула сразу указывает на ошибки, допущенные при исполнении, и добивается их устра­нения;

- путем деления сложною упражнения на отдельные элементы, а затем: выполнения его в целом. Тренировки начинается после того, как упражнение на снаряде хорошо изуче­но и усвоено. Тренировка путем многократных повторений упражнения вырабатывает у пожарных автоматизм действий, способность выполнить тот или иной прием с минималь­ными затратами сил и времени, что особенно важно в боевой обстановке.

В подготовку начальника караула к занятию на огневой полосе входит: отработка уп­ражнений на снаряде на инструктивно - методическом занятии, ознакомление с объектом, на котором будет проводиться занятие, подготовка страховщиков и показчиков, подготовка места занятия, техники, оборудования и страхующих приспособлений, составление мето­дического плана, и утверждение его.

Инструктивно - методические занятия проводятся с целью совершенствования орга­низаторских навыков и методических знаний. Они позволяют также проверять знания ру­ководящих документов по вопросам обучения личного состава.

Необходимым условием успеха подготовки пожарных на, огневой полосе, является строгое соблюдение последовательности прохождения снарядов, включаемых в маршрут тренировочного занятия. Соблюдение периодичности тренировок позволит в оптимально короткий q)OK освожгь программу психологической подготовки, предупредить детренированность пожарных с большим сроком службы, а также поддержать их заинтересованность проведения занятий на огневой полосе.

Дня пожарных со сроком службы до шести месяцев тренировки рекомендуется проводить на следующих снарядах огневой полосы:

- металлический фрагмент трехэтажного дома;

- лабиринт;

- подземная: открытая емкость с горящей жидкостью;

- табельный коллектор.

Интервал между двумя первыми занятиями (теоретическим и первым практическим)
не должен превышать двух недель, между остальными-одного месяца. Количество тренировок, обеспечивающее удовлетворительный уровень адаптации к тем или иным факторам,
моделируемым на отдельных снарядах: огневой полосы: должно быть девять.

В период службы от 6 месяцев до 2-х лет рекомендуется включать все снаряды и теплодымокамеру. Периодичность: первые 6 месяцев – через месяц, затем не реже одного раза в 3 месеца. Для пожарных со сроком свыше 2-х лет занятия проводятся на всех снарядах с прокладкой рукавной линии и воздействием опасных факторов пожара. Основная цель – предотвращение детренированости. Периодичность – один раз в 4 месяца.

Многие приемы и способы, использованные с процессе проведения занятий на огне­вой полосе с л/с, небезопасны. Однако речь идет не о полном ограждении занятий пожар­ных от трудностей и опасностей, а о необходимости научить их умело преодолевать эти трудности в боевой обстановке, исключив при этом: возможность несчастных: случаев. Не­обходимых мер безопасности не должны превращаться в перестраховку, мешать постоян­ному совершенствованию боевого мастерства л/с формированию готовности правильно и смело действовать в сложной ситуации.

1. Ответственность за обеспечение мер безопасности л/с в период занятий на огневой по­лосе возлагается: на руководителя занятия.

2. К занятиям по отработке упражнений на полосе при огневом: воздействии допускаются
лица, прошедших курс обучения в объеме первоначальной подготовки и сдавшие зачет.

4. Во всех случаях при проведении на огневой полосе руководитель занятий назначает от­ветственного замеры безопасности из лиц начальствующего состава,

4.Все виды: тренировок с л/с выполняются в боевой: одежде и снаряжении, а в отдельных случаях и теплоотражательных костюмах.

5. Для имитации пожара в емкостях огневой полосы необходимо применять нетоксичные горючие жидкости и вещества.

6. Запрещается наполнение неохлажденных емкостей и лотков снарядов нефтепродуктами.

7. Для быстрого оповещения людей об опасности руководителем занятий устанавливается единый сигнал.

8. Территория огневой полосы должна быть ограждена. Запрещается допуск посторонних лиц на территорию без сопровождения работников пожарной охраны.

9. Аппараты, насосы, емкости, трубопроводы и другое оборудование огневой полосы после
занятий необходимо очищать от остатков ЛВЖ, ГЖ и промоченной ветоши.

10.Для розжига горючей жидкости на снарядах изготавливаются специальные факелы дайной не менее метра

11.Для контроля за обстановкой на этапах следует расставлять посты безопасности (пожарный со стволом), рукавная линия должна быть заполнена водой под рабочим давлением.

12.При преодолении препятствий огневой полосы каждый пожарный должен следить за впереди идущим товарищем не терять его из вида

13.Передтгачалшзанятайнеобдадимо проверить исправность каждого снаряда огневой полосы

14.Следует ограничивать применение ЛВЖ и Г'Ж с открытым зеркалом жидкости. Целесообразно применять в качестве средств горения и задымления тряпки, ветошь и т. п. отходы, пропитанными отра­ботанными маслами.

15.Проведение занятий та огневой полосе в ночное время запрещается.

16.Для оказания первой доврачебной помощи в случае получения пожарными травм или стрессового перенапряжения необходимо иметь аптечки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.232 сек.