Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы глоттогенеза в современной науке

Генезис социальной коммуникации: гипотезы о происхождении языка.

Язык - это орудие и средство общения- это система знаков, средств, и правил говорения, общая для всех членов данного сообщества.

Речь - это проявление и функционирование языка, сам процесс общения.

Гипотезы:

1) религиозная концепция: бог дал человеку язык. Дал человеку право назвать все окружающее.

2) Научные гипотезы - естественное происхождение языка.: 1. Звукоподражательная или ономатопоэтическая (от Греч. Ономато - имя, пея - творить) демокрит и платон первые высказали эту теорию. Лейбец в 18 в: язык возникает как подражание звукам природы. ТО слова есть подражание и звучание слова воспроизводит сущность предмета Лейбниц. Гав гав мою мяю.

3) Междометная - эпикур, Дарвин, фон гумбольдт, потебня, первотолчком создания слов Яв эмоц состояния человека. Сначала человек выражал свои эмоции с помощью звуков и жестов... Тьфу-тьфу, ау, Ай.

4) Теория соц договора. - гоббс, руссо,: язык это сознательное из обретение людей. Люди чтобы выжить решили объединиться в государство и заключить договор между собой, а доя того чтобы из обрести договор они изобрели язык.

5) Деятельностная: 1) теория инстинктивных трудовых выкриков Нуаре конец 70х 19в- люди выкрикивали в ходе деятельности и так формировался язык. 2) трудовая теория Энгельс существовала у обезьян сигнальная система - предпосылки для формирования языка. Выготский, Лурия.

Этапы развития языка: 1. Формирует имя собственное указывающее на индивидуальный предмет 2. Родовое имя комплекса или группы предметов 3. Абс. ракетное имя или понятие.

Глоттогенез - процесс становления человеческого естественного звукового языка, отличного от других системных знаков.

 

Эталогия. Генетика, психолингвистика, этнология, нейрофизиология, археология - науки которые задействованы в решении проблем глоттогенеза.

 

Ученные выявили: в истории существовала след эволюция сигналов животных.

1. У низших животных врожденными яв форма сигнала и его смысл. Сигнал подается инстинктивно и смысл заложен, он постоянно повторяется. Реакция на сигналы яв врожденной и стереотипной.

2. Иерархические сигналы: форма яв врожденной, но смысл сигнала устанавливается в каждой конкретной группе и может меняться в ходе взаимодействия животных.

3. Ad-hoc - сигналы - сигналы по ходу дела. Они не врожденные, группа на них реагирует, смысл меняется по ходу дела. Ситуативные сигналы

4. Человеческий язык- ситуативные сигналы наследуются культурой.

 

Физиологические основания формирования человеческого языка:

1) опущенная гортань. Гортань ребенка очень высока, приспособлена только для поглащения пищи.

2) Механизмы нервной системы, управляющие мышцами языка. Для того чтобы язык произносил звуки, нужны особые нервные волокна, чтобы управлять им.

3) Тонкий контроль дыхания. Особым образом настроено дыхание. Очень сложный механизм, чтобы совпало наше дыхание и слова, который позволяет говорить и дышать одновременно.

4) Развитые теменные и лобные отделы головного мозга, которые отвечают за многие функции формирования языка.

5) Зеркальные нейроны. Нейроны, которые зарожаются тем действием которое человек видит (зевает один, зевают все, смеется один, смеются все). Позволяют копировать действия любого человека или у обезьян особи. Доя того чтобы учиться яыку, мы воспроизводим человеческие действия.

6) Ген на седьмой хромосоме: выполняет функцию существования языка. Наша способность к речи зафиксирована на генетическом уровне.

 

Способности для формирования языка:

1. Подражать

2. Подавлять лишние эмоции (если человек будет звуково оформлять каждую свою эмоцию то шумов будет так много, что мы перестанем распознавать речь).

3. Составлять и доводить до автоматизма поведенческие программы (осободится от чрезмерной рефлексии, если по каждому поводу будем думать как мы это делаем, то не сможем это делать. Не задумываемся каждую минуту какое слово мы должны сказать).

4. Делать действия стандартным образом (умение которое вырабатывается у человека, автомотизм но другое)

5. Чувствовать ритм, действовать ритмично (ритм языка, только у человека).

6. Иметь "теорию ума" (есть у обезьян. Способность догадываться о состоянии ума другого человека. Догадываться о том что он думает, как реагирует).

 

Каковы критерии человеческого языка?

Обезьяны в природе умеют:

Оперируют знаками в новых контекстах, в новых ситуациях могут применять сигналы.

Они могут замещать предметы их обозначениям. Те могут оперировать цифрами, могут без пищи указывать количество пищи которое было предложено изначально.

Способны ассоциировать, создавать ассоциации.

Оперируют словами потом, сейчас.

Способны обманывать.

Способны предавать языковые навыки потомству

Обученные обезьяны:

Они могут соотносить звуки речи с языком глухонемых или символами на клавиатуре. Она может слышать речь и накладывать ее на жесты или видеть жесты и понимать о чем идет речь.

Могут поддерживать диалоги.

Понимают влияние порядка слов на смысл высказывания.

Способны составлять достаточно сложные предложения.

Способны придумать собственные слова.

Способны шутить.

Способны предавать языковые навыки потомству.

 

У обезьян уровень развития около 2х ребенка.

У человека:

Разная реакция на сигнал. (у животных сразу начинаются действия, у человека начало интерпретация (она всегда уникальна для каждого человека (думает) и только потом действует).

Животное переживает опыт, но не делится им. Оно не может говорить о своем прошлом и будущем.

Уникальна для человека обилие слов.

У человека существуют иерархические связи в ступктуре предложений, которые еще по всему прочему выделяются интонацией.

Человек говорит по собственной воле.

 

Моногенез или полигенез языка.

Язык произошел из одного праязыка или было много праязыков. Возможно зарождения языка в разных местах одновременно.

Сторонники моногенеза приводят доказательства: 1) в разных языках мира много схожих элементов по звучанию и значению. 2) все известные языки устроены похожим образом: есть гласные, согласные, местоимения, глаголы, существительные... 3) все люди способны усвоить различные языки.

Теория полигенеза. Барулин - ученный отстаивает эту теорию. Основной аргумент: в технике соединения звуковых и значащих элементов в разны языках различны.

 

Сложился ли язык сразу как звучащая речь или он сформировался раньше в не звуковой форме и только потом перешел в звуковую?

Эволюция языка заключалась не в том чтобы врожденный звуковой сигнал стал управляемым, а в том что на ряду с инстинктивными сигналами сформировались новые речевые сигналы.

Язык сформировался как самостоятельная сигнальная система. Не из инстинктивных выкриков.

 

А зачем вообще нужен язык?

Животные в ироде без языкамогут:

Поддерживать отношения с родственниками

Дружить

Создавать иерархических структуры

Добиваться статуса

Образовывать пары

Избегать рнцеста

Заботится. Кормящих материях

Обороняться.

Теория зачем нужен язык

Коннетивная - хомский - язык нужен для обеспечения мышления.

Коммуникативные теории:

1. Индивидоцентрированные язык повышает индивидуальные возможности особи: манипулировать обманывать, повышать собственный статус, превосходить в споре и беседе.

2. Социоцентрированные - язык позволяет успешно организовать жизнь сообщество и дает адаптивное преимущество которое позволяет выжить.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Генезис социальной коммуникации: коммуникация у животных | Эволюция средств письма
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 1598; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.