КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Три школы объективной психологии
Психология должна изучать также внешние проявления в деятельности организма, поскольку они являются выражением его психической жизни. В.М. Бехтерев До конца 19 века психология была исключительно субъективной наукой (основной метод – интроспекция, буквально «заглядывание внутрь»). Нужны другие подходы. Это объективная психология. Объективная психология основана на количественном измерении моторных и висцеральных функций. Одно из различий между направлениями объективной психолгии связано с выбором реакций организма, которые используются в качестве показателей психических функций. Использование гормональных реакций характерно для русской школы. Русская школа Бывал обманут сердцем я, Бывал обманут я рассудком. Но никогда еще, друзья, Обманут не был я желудком. Е.А. Баратынский Иван Петрович Павлов (1849-1936) сыграл значительную роль в развитии объективной психологии. Объективно измерил психические процессы, применяя висцеральные реакции организма. Использовал активность пищеварительных желез. Количество капель сока позволяет оценить процессы, формирующие поведение. Работы И.П. Павлова насильственно внедряли в психологию и педагогику. Другой ученый Владимир Иванович Бехтерев (1857-1927) – невропатолог, психиатр, физиолог и психолог. Основал Психоневрологический институт в Санкт-Петербурге. Одним из центральных учреждений стал институт мозга и психической деятельности. Изучались гуморальные факторы психики. Школа Бехтерева была в тени Павловской школы. Причины: неприязнь друг друга; Бехтерев умер раньше. В школе В.М. Бехтерева для объективного изучения психики использовались моторные реакции. Бехтерев развил положение И.М. Сеченова мозг есть орган души». Его интересовало строение головного мозга и спинного мозга. Ориентировался на поведение человека, а не животных. Также как и Павлов исходил из рефлекторной природы поведения. Различия в том, что он использовал двигательные рефлексы.
Бихевиоризм – возникло под влиянием идей Павлова и Бехтерева. (behavior/ англ.) – поведение, которое рассматривается как постоянный процесс обучения. Основатель – Дж.Б.Уотсон. Поведение – это тип взаимоотношений между стимулом и двигательной реакцией. Бихевиористы как и Бехтерев судили о психических процессах по двигательным актам. Они не считают сознательные, подсознательные и бессознательные процессы предметом психологии. Не видят разницы между поведением крысы и человека в лабиринте (пример – сухой закон). Бихевиористы считают, что любого можно обучить чему угодно. Анекдотичный пример с дрессировкой котят как проводников. Они игнорировали индивидуальные различия между особями одного вида. Ими в настоящее время разработаны методы обучения. Например, весьма специфическая задача, как борьба с противопехотными минами. Обучают, живущих в Африке гигантских Хомяковых крыс (Cricetomys ganbianus) 70см до 2кг. Сейчас в Бельгии их обучают искать мины. Основной метод бихевиоризма – инструментальный условный рефлекс. Отличается от классического Павловского наличием обратной связи.
Выработка условного рефлекса на основе безусловного идет быстрее, чем на основе + или – эмоций, не имеющих врожденных связей с определенной двигательной реакцией (пример – испуг и бегство котенка при крике кота). Изучением таких специфических для конкретного биологического вида – видоспецифичных – реакций занимается еще одна наука о поведении – этология (этос – нрав) сформирована зоологами – наука о комплексном поведении в естественных условиях обитания животного. Основным объективным параметром для количественного измерения психических процессов служит движение. Австралиец Конрад Лоренц, голландец Николас Тинберген и немец Карл фон Фриш в 1973 получили Нобелевскую премию. Биологические корни поведения человека – это существование у него, как у всех других биологических видов, врожденных, наследственно обусловленных психических форм, которые невозможно удалить или подавить. Например, у человека существует врожденная потребность получать удовольствие. У одних эта потребность выражена сильнее, у других слабее. Невозможно построить общество, в котором все будут жертвовать своими жизненными интересами ради абстрактного «общественного блага». Этология изучает врожденные (инстинктивные) формы поведения. К врожденным психическим формам относятся не только потребности, но и двигательные акты, т.е. формы поведения. Например, кошку легко обучить открывать дверь, если она открывается на себя – это движение присутствует в ее врожденном поведенческом репертуаре. (табл. Стр.40-41).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 363; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |