КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Опалубочные работы
Общие положения. Широкое применение бетона и железобетона в современном строительстве обусловлено их высокими физико-механическими показателями, хорошей сопротивляемостью температурным и влажностным воздействиям, возможностью получения заданных конструкций сравнительно простыми технологическими методами, использование в основном (кроме стали) местных материалов и сравнительно невысокой стоимостью. По способу выполнения бетонные и железобетонные конструкции подразделяются на: · сборные – изготовляют заблаговременно на заводах, комбинатах и полигонах, доставляют на строящийся объект и монтируют в готовом виде; · монолитные – возводят на строящемся объекте в проектном положении; · сборно-монолитные – сборную часть конструкции производят на заводах, транспортируют и устанавливают на объекте, затем бетонируют монолитную часть этой конструкции в проектном положении. Использование монолитного и сборно-монолитного (установка сборных конструкций относится к монтажным работам) железобетона, эффективно при возведении массивных фундаментов, подземных частей зданий и сооружений, стен и перекрытий, пространственных конструкций, сейсмостойких зданий и многих других объектов. Технологический процесс возведения монолитных конструкций можно разделить на процессы, связанные с изготовлением, установкой и разборкой опалубки, изготовлением и монтажом арматуры, изготовлением, укладкой и уходом за бетоном. Опалубка – это временная форма для укладки бетонной смеси, позволяющая обеспечить заданные геометрические размеры и конфигурацию бетонного элемента. Работы, связанные с монтажом опалубки, называются опалубочными.
Опалубка должна быть: · геометрически неизменяемой; · прочной; · быстромонтируемой; · обеспечивающей требуемое качество поверхности бетона; · долговечной и др. Опалубки изготавливаются из различных материалов: · из дерева (в т.ч. из водостойкой фанеры, досок, ДВП, ДСП); · из металла (листовой и профильной стали); · из пластика; · из прорезиненных тканей; · из армоцемента и железобетона (несъёмные); · из сетки и др. Однако наиболее эффективными являются не мономатериальные, а комбинированные опалубки, в которых в наибольшей степени используются специфические характеристики материалов. Опалубку из древесины защищают синтетическими покрытиями, что повышает ее долговечность и качество бетонной поверхности. Известны комбинированные опалубки, в которых на металлическую палубу наносят листовой полипропилен. Применяются опалубки, состоящие из слоёв листового полипропилена, пенопролипропилена и алюминиевого основания. Такие опалубки имеют следующие достоинства: нулевая гигроскопичность, стойкость к механическим повреждениям, долговечность, сверхнизкая адгезия к бетону, значительное снижение массы опалубки, упрощённая очистка поверхности палубы, отсутствие антиадгезионной смазки. Использование композитов с токопроводящим наполнителем позволяет получать греющие покрытия с регулируемыми режимами теплового воздействия на бетон. Количество раз использования опалубки характеризуется параметром – оборачиваемостью. По степени оборачиваемости различают инвентарную опалубку и стационарную или несъемную, которая используется только для одного сооружения. Оборачиваемость опалубок из древесных материалов составляет 5-10 раз; из водостойкой фанеры и пластика 50-100 раз; стальной – 100-700 раз. Конструкции опалубок. Разборно-переставная опалубка собирается из готовых элементов: щитов, коробов, стоек. Она используется для бетонирования фундаментов, балок и плит перекрытий, стен.
Рис.8.1. Деревянная разборно-переставная опалубка для фундамента: 1 – щит; 2 – стойки; 3 – раскрепляющая планка; 4 – подкос; 5 – клин.
Широко используется металлическая разборно-переставная опалубка конструкции ЦНИИОМТП, состоящая из 10 типоразмеров металлических щитов, уголков, швеллеров и стальных листов толщиной 2 мм. Из этих отдельных щитов можно собрать формы самых разнообразных конструкций. Соединение элементов производится при помощи металлических клиньев. Основное преимущество – большая оборачиваемость (100-200 раз). Для уменьшения адгезии (прилипания бетона к опалубке) используются специальные антиадгезионные эмульсии. Блок-форма. Представляет собойжесткую, цельносъемную, как правило, металлическую конструкцию, применяемую для бетонирования однотипных фундаментов. Есть блок-формы, которые имеют возможность трансформироваться – они могут быть использованы для бетонирования нескольких типов фундаментов. Изображена на рис.5.5. в главе 5. Применение конструкции такого типа экономически оправдано, когда бетонируется не менее 50 однотипных фундаментов. Оборачиваемость составляет 200-250 раз. Крупнощитовую опалубку собирают из опалубочных панелей размером на бетонируемую ячейку здания. На рис. 8.2. показана унифицированная крупнощитовая опалубка конструкции ЦНИИОМТП, используемая для бетонирования монолитных зданий с расстоянием между стенами 2,7-6,3 м, толщиной 12-30 см и высотой этажа 2,8-3 м.
Рис.8.2. Унифицированная крупнощитовая опалубка: 1 – направляющая бетонной смеси; 2 – стяжка; 3 – тяж; 4 – подмости; 5 – щит; 6 – вертикальная ферма; 7 – регулируемая оттяжка; 8 – домкрат; 9 – подмости для монтажа наружного щита.
Объемно-переставная опалубка. Представляет собой П-образные и Г-образные разборные секции, конструкция которых позволяет им сдвигаться внутрь. Применяется при возведении монолитных многоэтажных зданий для одновременного бетонирования стен и перекрытий. Оборачиваемость таких опалубок до 200 раз.
Рис.8.3. Унифицированная объемно-переставная опалубка конструкции ЦНИИОМТП: 1 – опалубка маяков; 2 – центральная вставка; 3 – Г-образный щит; 4 – распалубочный винт; 5 – шарнирный распалубочный механизм; 6 – регулируемый подкос; 7 – катки; 8 – винтовой домкрат; 9 – подмости торцевых стен; 10 – щит торцевой стены.
Передвижная опалубка. Бывает трех типов: скользящая, подъемно-переставная и катучая. Скользящая опалубка. Применяется при изготовлении монолитных многоэтажных зданий, ядер жесткости, труб, силосов, градирен и других вертикальных сооружений высотой более 40 м и толщиной стен не менее 25 см. Такая опалубка имеет внутреннюю и наружную оболочку высотой 1,2 м, которые скреплены по периметру жесткими рамами.
Рис.8.4. Унифицированная скользящая опалубка конструкции ЦНИИОМТП: 1 – козырек; 2 – домкрат; 3 – домкратная рама; 4 – рабочий пол; 5 – домкратный стержень; 6 – щиты опалубки; 7, 8 – внутренние и наружные подвесные подмости.
В отличие от других опалубок – скользящая опалубка не отрывается от затвердевшего бетона, а непрерывно скользит, благодаря тяговому усилию домкратов и специальной конструкции щитов. Скорость подъема зависит от скорости набора бетоном прочности и составляет 3-4 м в сутки. Подъемно-переставная опалубка. Применяется при возведении сооружений большой высоты, имеющих постоянное и переменное поперечное сечение (например, труба, у которой по мере увеличения высоты меняется диаметр). Опалубка собирается из наружных и внутренних щитов, которые при подъеме приходится частично разбирать и производить замену отдельных элементов опалубки.
Рис.8.5.Схема подъёмно-переставной опалубки: 1 – шатёр-тепляк; 2 – мачта; 3 – система подъёма рабочей площадки; 4 – рабочая площадка; 5 – наружные опалубочные щиты; 6 – внутренние опалубочные щиты; 7 – бетоноукладчик; 8 – отверстие для подачи бетона.
Катучая опалубка. Применяется при возведении линейно-протяженных сооружений постоянного сечения (например, монолитных тоннелей). Опалубку передвигают в горизонтальном направлении, как правило по рельсам, по мере того, как схватывается бетон.
Рис.8.6. Катучая опалубка для бетонирования проходных каналов: 1 – рама наружной опалубки; 2 – складывающаяся металлическая рама внутренней опалубки; 3 – механизмы для распалубки и приведения опалубки в транспортное положение; 4 – опорная доска; 5 – каток. Пневматическая опалубка. Является разновидностью разборно-переставной опалубки и применяется для бетонирования куполов и сводов, выполняется из прорезиненной ткани. Полотнище опалубки закрепляют на фундаменте и подают во внутренний объем сжатый воздух. Пневмоопалубка занимает проектное положение и способна нести монтажные нагрузки. Далее опалубку армируют и наносят на нее пескобетон. Распалубливание после набора бетоном прочности производят путем отключения подачи воздуха во внутренний объем.
Рис.8.7. Схема бетонирования оболочки на пневмоопалубке: а) – I этап – закрепление полотнища пневмоопалубки на фундаменте; б) – II этап – подъём пневмоопалубки в проектное положение; в) – III этап – укладка арматурных сеток; г) – разновидность III этапа – подъём опалубки вместе с арматурными сетками; д) – IV этап – набрызг бетонной смеси; е) – V этап – распалубливание оболочки; 1 – фундамент; 2 – пневмоопалубка; 3 – подача воздуха; 4 – арматурные сетки; 5 – набрызг бетонной смеси; 6 – оболочка.
Различают пневмостатический способ возведения оболочек (см.рис.8.7.) и пневмодинамический способ, при котором на не надутую опалубку укладывают арматуру и бетон, а затем подают воздух и поднимают все материалы в проектное положение. Пневмоопалубку можно также использовать, как катучую опалубку (для изготовления коллекторов, например). Стационарные опалубки. К ним относятся формы-оболочки, которые после бетонирования остаются в конструкции. Они выполняются из железобетонных плит, армоцементных листов, пластика с отделанной наружной поверхностью, стальных листов, стеклоцементных плит, тканой стальной сетки. Такие опалубки называют еще несъемными. Железобетонные, армоцементные и стеклоцементные опалубки применяют для бетонирования монолитных конструкций с большими опалубливаемыми поверхностями. Иногда используются как декоративная или защитная облицовка. Несъемную опалубку, одновременно выполняющую декоративную или защитную роль называют опалубкой-облицовкой. Несъемные опалубки (армоцементные и железобетонные) устанавливают заподлицо с наружными гранями монолитных конструкций с тем, чтобы габариты последних от установки такой опалубки не увеличивались. Внутренняя поверхность несъемной опалубки шероховата и имеет анкера. Железобетонная несъемная опалубка представляет собой плоские, ребристые, профильные элементы из бетона, армированные стальными сетками. Применяются для бетонирования стен подвалов, насосных станций и фундаментов. Металлическая несъемная опалубка применяется для плотин ГЭС. Существуют несъемные опалубки, которые жестко соединены с пространственным арматурным каркасом – «чемодан» (арматурно-опалубочный блок).
Рис.8.8. Схема арматурно-опалубочного блока: 1 – опалубочный щит несъёмной опалубки; 2 – выпуски арматуры из опалубочного щита; 3 – арматурный каркас.
Сетчатая опалубка. Применяется для стен, к качеству поверхности которых не предъявляют особых требований. Сетка 5х5 или 8х8 мм. Крепят к армокаркасу скрутками или сваркой. Стеклоцементные опалубочные плиты. Имеют толщину δ=12-20 мм. Основной размер 210х210 см. Различают опалубку-гидроизоляцию и опалубку-облицовку. Опалубку-гидроизоляцию используют в агрессивных средах. Опалубка-облицовка имеет гладкую или рельефную фактуру и применяется для отделки.
8. 3.Арматурные работы. Так как затвердевший бетон плохо работает на растяжение и изгиб, то для его усиления в растянутую зону конструктивных элементов вводится арматура. Арматура бывает стержневая, проволочная и из прокатных профилей. Стержневая – получается в ходе горячей прокатки. Проволочная – путем холодного волочения. По профилю различают арматуру гладкую и периодического профиля. Арматура периодического профиля имеет рифлёную поверхность, что обеспечивает её лучшее сцепление с бетоном. Как правило, армирование осуществляется отдельными стержнями, сетками, плоскими или пространственными каркасами. Сетки, стержни и каркасы могут вязаться (мягкой проволокой) или свариваться. Особую группу составляет стальная жёсткая арматура в виде тавровых балок и другого проката, применяемая для армирования высотных зданий и специальных сооружений и дисперсная арматура в виде рубленого стекла или проволоки (применяется в тонкостенных конструкциях) и асбеста (например, в асбестоцементных листах). Наиболее широко применяются следующие виды сварки: · контактная (различают контактно-точечную и контактно-стыковую сварку) – заключается в том, что при прохождении электрического тока по стержню, обладающему определённым сопротивлением, выделяется тепло, которое расплавляет металл в месте контакта стержней и сваривает их; · электродуговая – основана на образовании электрической дуги между свариваемым металлом и электродами; широко применяется в построечных условиях; · ванная – является разновидностью электродуговой; применяется для сварки стержней больших диаметров; в графитовую или медную формочку (ванночку) укладываются стыкуемые стержни под слоем специального порошка – флюса, и производится сварка стержней с помощью электродной проволоки.
Рис.8.9. Виды сварки арматуры: а) – контактная; б) – электродуговая внахлёст; в) – электродуговая встык; г) – ванная; 1 – арматурные стержни; 2 – точки сварки; 3 – сварной шов; 4 – накладка; 5 – ванночка; 6 – флюс.
В строительстве применяются различные виды арматурных изделий. Некоторые из них приведены на рис.8.10. а) б)
в)
г) д)
е) ж)
Рис.8.10. Виды арматурных изделий: а) – плоские сетки; б) – рулонные сетки; в) – плоские каркасы с односторонним и двусторонним расположением продольных стержней; г) – пространственные каркасы; д) – пространственные каркасы круглые; е) – монтажные петли; ж) – закладная деталь; 1 – продольные стержни; 2 – поперечные стержни; 3 – анкерующие стержни.
Арматурные стрежни соединяют (при необходимости) между собой при помощи электродуговой или ванной сварки. При установке арматуры в опалубку необходимо соблюдать проектную толщину защитного слоя бетона. Для этого применяют фиксаторы различного типа: · коротыши (отрезки стержней); · удлинённые стержни; · бетонные прокладки; · подставки из арматуры – «лягушки» и «козелки»; · пластмассовые, капроновые, оцинкованные фигурные элементы.
Рис.8.11. Приемы и приспособления для создания защитного слоя бетона: а) – создание защитного слоя в железобетонной балке; б) и в) – разновидности «лягушек» (для нижней арматурной сетки); г) – «козелок» (для верхней арматурной сетки); 1 – опалубка; 2 – коротыши; 3 – удлинённые стержни; 4 – бетонная прокладка; – защитный слой.
Устанавливаются фиксаторы через 1-1,5 м. Каркасы массой до 100 кг устанавливаются вручную, более 100 кг – с помощью крана. Легкие каркасы устанавливают в заранее выставленную опалубку, тяжелые (с арматурой диаметром более 16 мм) – устанавливают до устройства опалубки. Особенности устройства предварительного напряжённой арматуры. Предварительное напряжение позволяет увеличивать нагрузку на конструкцию или при прежней нагрузке уменьшать расход арматуры и/или уменьшать габариты конструкции. Суть метода: в преднапряжённых конструкциях ещё до установки их в сооружение и передачи на них эксплуатационных нагрузок предполагаемая растянутая зона уже подвергается сжатию. И прежде чем бетон в конструкциях, воспринимая эксплуатационную нагрузку, начнёт работать на растяжение, в нём необходимо сначала погасить предварительно созданное сжатие. Предварительное напряжение осуществляют в основном двумя способами: · натяжением арматуры до укладки бетонной смеси в конструкцию; · укладкой и натяжением арматуры вслед за укладкой бетона и приобретения им не менее 70% прочности. Практикуют несколько способов натяжения арматуры: · механический – обычно с помощью гидравлических домкратов; · электротермический – используют свойство стали удлиняться при нагревании; · электротермомеханический – представляет собой сочетание первых двух способов. Напрягаемую арматуру применяют в виде отдельных стержней, прядей, канатов и проволочных пучков.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 816; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |