Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специфика процесса дизайн-проектирования и его этапы

Тема 15

Приближать появление идеи модно идя ей навстречу. Один из приёмов такого движения заключается в расчленении проектной задачи на отдельные её аспекты, осмысливая каждый из них отдельно, но углублённо. Работа, предшествующая появлению концептуального эскиза-идеи, строится как развёрнутая клаузура, постепенно приводящая к осмысленному появлению проектного замысла. Расчленяем сложную проблему на ряд промежуточных. Практически это выглядит следующим образом. Например проект общественного здания – городской гостиницы. Сначала определяем структуру внутреннего пространства, апеллируя к функционально эргономическим задачам и эмоционально художественным ощущениям. Эти задачи расчленяются на ряд более локальных.

Первая – ритмическая структура внутреннего пространства, построенная на сгущениях и разрежениях, сужениях и расширениях, ритмах простых и сложных, острых и смягчённых, закономерных и неожиданных.

Вторая – цветовая структура, построенная на материале ритмической структуры, обнаруживающая предпочтения колористики простой или сложной, спектральной или смешанной, сплошной или фрагментарной, функциональной или свободной.

Результатом в первом и втором случаях является законченная плоскостная композиция в произвольной технике и материалах.

Третья – создание макета скульптуры, условной модели внутреннего пространства, реализация цвето-ритмической структуры.

Художественные ориентации, выбор стилистической направленности проектирования, конечно же, могут быть очень разными в зависимости от социально-культурной реальности, ожиданий заказчика, применяемых технологий и материалов, наконец, настроений проектировщика. И всё же в этом многообразии самое интересное – понимание того, что принадлежит духу времени, того, что можно называть современным.

По каким же конкретным пластическим характеристикам можно назвать вещь современной?

1. По «прямолинейности», эскизности, спонтанности пластических решений, приводящих к неожиданности, парадоксу. Мотивы пластической немативированности, «естественной случайности» являются органическим, эмоциональным вкладом в сознательно выстроенную определённость, «случайность» возникает вместе со структурой вещи. Принципиальная незавершённость моделировки формы, дополняющая умную её организованность, эскизность решений проявляется в отсутствии заботы об абсолютной чистотой линий, силуэта, объёма, в обращении к безыскусным качествам поверхности, к бесхитростному колориту.

2. По артикулярности, демонстрации приёма формообразования – принципа компановки или конструктивного приёма, характера геометрии формы, либо её колористического строя. Даже функция может выступать темой создания образа функциональной вещи, серьёзность решения которой подаётся через флёр рефлексивности – своего рода полемика с будущим потребителем и самоирония.

3. По традиционному интересу к простым объёмам, которые строятся на основе куба, цилиндра, пирамиды, шара, дополняемому интересом к естественной многослойности, неисчерпаемости впечатлений, производимых вещью.

4. Современную вещь можно узнать по интересу проектировщика к «абсолютным пластическим ценностям», к ценностям нестареющей традиционной предметности, очищенной от затёртости, возникшей в результате долгого употребления, и её смысловым первоосновам. Отсюда интерес к натуральным материалам и рукотворным способам её обработки.

Объёмное подвижное диалогичное художественное сознание рождает своеобразную профессиональную этику. Сегодняшний проектировщик стремится использовать всякую возможность для того, чтобы выйти за пределы своих сегодняшних профессиональных представлений, чтобы не повторятся. «Выходы» осуществляются на почве включения в конкретную ситуацию, в контекст проектной задачи через тесную связь с потребителем, заказчиком, через использование мотивов исторических, этнографических, региональных, через привнесённую извне образность и метафору, через интерес к самодеятельному, обыденному, непрофессиональному и многое другое.

Следующий существенный этический принцип заключается в стремлении к непростоте, равной непростоте жизни; отсюда нелюбовь к традиционным, ясным планировочным, объёмным схемам и завершённым формам. Нетрадиционная профессиональная этика рождает новую эстетику, которую можно пытаться не только воспринимать чувством, но и характеризовать словом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проектный анализ | Этап – концептуальное решение
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.