Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровень и качество жизни населения. Социальная работа и другие социальные науки

Социальная работа и другие социальные науки

Для социальной работы актуальны связи практически со всеми областями социального знания.

Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики трактуется в России по-разному. Например, специалист в области социальной педагогики А.В. Мудрик считает, что любой социальный педагог – это социальный работник, но не всякий социальный работник – социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа – это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т.д.), в то время как социальная педагогика – это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи. При таком понимании социальная работа – это понятие с намного более широким объёмом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика – это самостоятельные образовательные и научные программы. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.

Особое внимание заслуживает взаимосвязь социальной работы и антропологии, как науки, изучающей человека, преимущественно ранние формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Важнейшим звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство – социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека.

Среди множества дисциплин, имеющих большой теоретический и прикладной смысл для социальной работы, обычно также выделяют правоведение, так как оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства.

В научной литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным явля­ется и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее ста­тистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется прежде всего как со­вокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, се­мья или социальная группа населения.

При этом одним из наиболее важ­ных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель дохо­дов домашних хозяйств, определяющий их возможность приобретать то­вары, услуги и различные активы. Доходы используются на финансирова­ние потребительских расходов и сбережение, которое может быть источ­ником будущих расходов на потребление или использоваться для финан­сирования приобретения населением финансовых активов и имущества (дома, земля и др.), владение которыми также влияет на уровень жизни.

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующе­го уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной ка­тегории и сгруппированных в следующие основные блоки:

· показатели доходов населения;

· показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

· сбережение;

· показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

· показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бед­ности;

· социально-демографические характеристики;

· обобщающие оценки уровня жизни населения.

Приведенная подсистема показателей уровня жизни занимает особое место в общей системе показателей социально-экономической статисти­ки, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разра­ботки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения. Уровень жизни – это количественная характеристика условий жизни населения

Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демогра­фической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структу­ры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и др. Указан­ные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Как было отмечено выше, некоторые показатели в этой системе (до­ход, потребление) обычно рассматриваются как наиболее важные для ана­лиза уровня и качества жизни.

В специальной литературе обсуждается вопрос о возможности и целесообразности исчисления единого обобщающего по­казателя уровня и качества жизни. Многие специалисты весьма скептически отно­сятся к возможности его построения. Тем не менее время от времени пред­принимаются попытки предложить схему исчисления обобщающего по­казателя благосостояния населения. Например, в рамках ООН исчисляется «индекс развития человеческого потенциала».

Определяющим фактором благосостояния общества является уровень экономического развития страны, поэтому основные индикаторы состо­яния экономики часто используются в качестве обобщающих показате­лей уровня жизни. К ним относятся

1) объем валового внутреннего продукта;

2) национальный;

3) чистый национальный располагаемый доход.

В стати­стической практике наиболее широко применяется показатель объема ВВП, являющегося конечным результатом производственной деятельно­сти. Для анализа уровня жизни, его динамики и проведения сравнитель­ной характеристики по регионам объем ВВП рассчитывается в реальном выражении (в постоянных ценах) на душу населения. При проведении международных сопоставлений данный показатель оценивается в долла­рах на основе паритета покупательной способности валюты.

Одним из существенных недостатков указанных стоимостных обоб­щающих показателей, используемых для анализа уровня жизни, является то, что они содержат элементы, прямо не связанные с уровнем жизни. Например, ВВП включает расходы на содержание армии, государствен­ного аппарата и т. д. Поэтому для оценки уровня и качества благосостояния населе­ния предлагается использовать натуральные показатели, тесно коррели­рующие с указанными макроэкономическими показателями:

1) коэффи­циент младенческой смертности;

2) ожидаемая продолжительность жизни при рождении.

Преиму­щество этих демографических показателей состоит в том, что они отра­жают не только количественную характеристику благосостояния населения, но и ка­чественную.

Для обобщающей характеристики благосостояния общества раньше широко использовался также индекс стоимости жизни, рас­четы которого в нашей стране начали проводиться еще в 20-е гг. ХХ века. Стои­мость жизни изменяется в зависимости от динамики потребительских цен и структуры потребления, на которую влияют такие факторы, как изменение потребительского спроса, состояние рыночной конъюнкту­ры и др.

Индекс стоимости жизни должен был отражать влияние цен на уровень благосостояния населения. С этой целью сопоставлялись рас­ходы, необходимые для поддержания фиксированного уровня жизни, при изменении цен на потребительские товары и услуги. При исчисле­нии данного показателя определялся набор потребительских благ (по­требительская корзина), типичный для структуры расходов определен­ной группы населения. Стоимость этого набора рассчитывалась в теку­щих и базисных ценах, а затем проводилось сопоставление полученных величин.

Однако при такой методологии расчета фактически отражает­ся не изменение стоимости жизни, а влияние на нее потребительских цен. Поэтому в конце 50-х - начале 60-х гг. в большинстве зарубежных стран, в которых регулярно публиковался индекс стоимости жизни, из­менили его название: он стал именоваться «индексом потребительских цен». Данный индекс рассчитывается и в Российской Федерации. Он характеризует изменение стоимости жизни в зависимости от одного фактора - динамики цен на товары и услуги, входящие в состав потребительской корзины.

Несмотря на то, что имеется несколько показателей уровня общественного благосостояния, вопрос о построении единого агрегатного показателя оста­ется актуальным. В качестве примера такого показателя обычно рассматривается ин­декс развития человеческого потенциала (ИРЧП), предложенный группой специалистов Программы развития Организации Объединенных Наций.

ИРЧП является составным индексом, включающим три показателя, отражающих наиболее важные аспекты уровня и качества жизни:

1) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

2) достигнутый уровень образования;

3) реальный объем ВВП в расчете на душу населения (в долларах США на основе паритета покупательной способности (ППС).

ИРЧП определяется как средняя арифметическая из индексов трех ука­занных показателей.

Если вдуматься, то этот показатель - ИРЧП - опосредованно вбирает в себя фактически все компоненты развития страны: и экономику, и политику, и социальное положение населения. Ибо, если люди в стране живут долго и счастливо, то это означает, что в стране правильная налоговая система, позволяющая людям зарабатывать на достойную жизнь, и врачи в состоянии лечить как положено, а чиновники не занимаются вымогательством, и оборонные расходы соответствуют реальным нуждам страны.

В течение уже нескольких десятилетий ООН рассчитывает ИРЧП и на его основе ранжирует страны. Методика расчета доступна всем желающим, за исходные данные берется официальная статистика каждого государства, т.е. для России - данные Госкомстата. Например, в 1999 году Россия занимала в этом рейтинге 55 место.

Далее позиция России менялась следующим образом:

г од место
2000 60
2001 63
2002 57
2003 62
2004 65
2005 67

Чтобы не создавалось впечатления, что рейтинг - это просто какие-то незначащие цифры, которые кто-то переставляет так или этак - несколько цифр, благодаря которым наша страна по качеству жизни находилась в 2005 году за Боснией и Герцеговиной (66 место).

  • Вероятность при рождении не дожить до 60 лет - 32,4% (В развитых странах 7-8%). Из других стран СНГ хуже всего в Казахстане, но и то - 31,1%.
  • Вероятность до жить до 65 лет: женщины - 76%, мужчины - 42,1%.
  • Население, живущее меньше, чем на 4$ в день - 45,3% (2000-2005 годы). Ни в Греции, ни в Португалии, ни в Италии таких людей вообще нет. Причем, 4$ - это по паритету покупательной способности, то есть по фактическому обменному курсу - примерно 2$ в день.
  • Расходы на здравоохранение - 603$/чел. (в Бразилии – 1.520$). Про ту же Норвегию не стоит и говорить.
  • Туберкулез (на 100.000 человек) - 150. В развитых странах - меньше 10.
  • Отношением суммарных доходов 10% самых богатых к доходам 10% самых бедных по данным российской официальной статистики – 15. Кстати, академик Львов утверждал, что этот коэффициент - 25.

Согласно Индексу развития человеческого потенциала за 2011 год, Норвегия признана самой благополучной страной в мире. Россия занимает 66 место в этом ежегодном рейтинге.

Возглавляет рейтинг качества жизни Норвегия, которая занимала первое место с 2001 по 2006 год, затем уступила его Исландии, однако в 2008 году вернулась на вершину списка и все это время продолжает лидировать. ИРЧП Норвегии равен 0,943. Уровень продолжительности жизни в этом государстве один из самых высоких в мире — 81 год, ВНД на душу населения — $ 58 810 в год. Бедных здесь практически нет, а так называемые «классовые» различия выражены очень слабо. В значительной степени благосостояние зависит от нефте- и газодобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, так как Норвегия — один из крупнейших в мире и крупнейший в Западной Европе производитель и экспортер нефти и газа. В стране традиционно низкая инфляция и безработица по сравнению с остальной Европой, но в то же время — это одна из самых дорогих стран мира.

В десятку лидеров рейтинга — стран с очень высоким уровнем развития — также вошли Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты, Ирландия, Лихтенштейн, Нидерланды, Канада, Швеция и Германия.

В Индексе развития человеческого потенциала 2011 года Россия занимает 66 место с ИРЧП 0,755. Она находится после Белоруссии (65) и перед Гренадой (67) в середине списка высокоразвитых, по оценке ООН, государств. Основные показатели Российской Федерации таковы: средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении — 67,2 года; средняя продолжительность получения образования — 8,8 года; ожидаемая продолжительность получения образования — 14,1 года; ВНД на душу населения — $ 15 258 в год. Россия занимает 42 место в рейтинге социально-экономического неравенства и 41 место в рейтинге гендерного неравенства. Стоит отметить, что Россия, тем не менее, опережает в рейтинге своих соседей по БРИК. Среди крупнейших стран с быстрорастущей экономикой Бразилия занимает в рейтинге 73 место, Китай — 89, а Индия — 119.

Из всех государств бывшего СССР лишь Эстония смогла войти в первую группу государств с очень высоким уровнем человеческого развития — она занимает 34 место. Другие страны Балтии входят в группу развитых государств — Литва занимает 44 место, Латвия — 48.

В некоторых странах за последние десятилетия наблюдался серьезный регресс — особенно в области здравоохранения, — который порой в течение нескольких лет сводил на нет достижения нескольких десятилетий. Так, в девяти государствах мира средняя ожидаемая продолжительность жизни за последние 30 лет не только не выросла, но и сократилась. Шесть из них относятся к группе неблагополучных стран Африки к югу от Сахары, пораженных эпидемией ВИЧ/СПИД, а три — к группе стран бывшего Советского Союза. Это Беларусь, Украина и Россия, где средняя ожидаемая продолжительность жизни упала ниже показателей 1970-х годов. В Российской Федерации она сократилась с 69 лет в 1970 году до 67 лет в 2011 году, в Беларуси — с 71 до 70 лет, в Украине — с 71 до 69 лет.

Рейтинг от «Newsweek» по уровню здравоохранения, образования,

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Медицинская защита населения и спасателей в чрезвычайных ситуациях. По учебной дисциплине (ГОС)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.