КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Трудовое и профориентационное воспитание
Лекция №5 Воспитание учащихся в процессе изучения химии Воспитание подрастающего поколения всегда было одной из основных функций школы. Каждая общественная формация предъявляет свои требования к воспитанию подрастающего поколения. Если раньше большое значение имело атеистическое воспитание, партийно-политологическое воспитание, то сейчас на первый план выходит эколого-экономическое наряду с профориентационным, трудовым и т.д. Для успешного осуществления воспитывающего обучения необходимы следующие условия: 1. Научность содержания. 2. Реализация межпредметных связей. 3. Единство теории практики. 4. Учет уровня предыдущей подготовки и возрастных особенностей учащихся, учет их познавательной способности.
Необходимым условием трудового воспитания является наиболее полное осуществление принципа политехнизма, при этом важнейшим является формирование практических умений и навыков. Выполняя на лабораторных и практических занятиях разнообразные экспериментальные задания, учащиеся привыкают работать аккуратно, бережно обращаться с реактивами и лабораторным оборудованием, учатся планировать свои действия. Трудовому воспитанию способствует работа в учебно-воспитательных комбинатах (УПК), прохождение практики в ВУЗах. Содержание учебного материала направлено на формирование системы понятий, которые входят в круг профессиональных знаний рабочих массовых химических профессий. Задачи трудового и допрофессионального воспитания служат: рациональная организация учебного труда школьников на уроках и практических занятиях, использование творческих заданий, проведение уроков «ролевая игра», проведение уроков-экскурсий, практическая подготовка учащихся в соответствии с профессиональной программой химика-лаборанта на базе школьной лаборатории, показ кино- и диафильмов, оформление тематических стендов, включающих сведения о крупных химических предприятиях города.
Урок «ролевая игра». Ролевую игру можно рассматривать с одной стороны как форму организации учебного процесса, а с другой как форму учебной деятельности учащихся, в которой они выступают в роли представителей различных профессий химического производства. Главная цель урока «ролевая игра» - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями, осуществление профессиональной ориентации учащихся посредством учебного материала предмета химии. Кроме того, ролевые игры в немалой степени способствуют обучающий и развивающей функции обучения. Обучающая функция – у учащихся формируются более глубокие и прочны знания, на таких уроках наиболее ярко проявляется возможность применения приобретенных знаний, практической деятельности специалистов на производстве. Развивающая функция – ролевые игры способствуют развитию интеллектуальных умений (осуществлять сравнения, выделять, обобщать). Эти уроки дают возможность учителю постепенно вовлекать учащихся в творческую самостоятельную деятельность ученик каждый раз применяет свои знания в ролевой игре на различных уровнях. Важнейшие особенности этих уроков: профориентационные знания, трудовые навыки различных специалистов, характеризуются и рассматриваются в связи с изучением программного материала. Виды ролевых игр: совет бригадиров, совещание при директоре, инструктаж молодого специалиста, разработка проекта лаборатории или КБ, репортаж с места события. Уроки «ролевая игра» могут быть разных типов: · изучение нового материала, · обобщение и систематизация, · урок-контроль.
1. До урока учить делит учащихся на группы, совместимые по характеру и интересам, которые будут выполнять различные должностные обязанности данного химического предприятия. 2. Разрабатывает задания для каждой группы специалистов, определяет время и формы отчетности. 3. Готовит 2-3 учеников на роль руководителя производства и составляет перечень рабочих специальностей по данному производству. 4. В кабинете химии задолго до урока вывешиваются стенды, которые содержат следующую информацию: тема урока, посвященная конкретному производству, перечень рабочих профессий данного производства и где их можно получить, должностные инструкции каждого специалиста, географическую карту с указанием поставщиков сырья и потребителей. 5. В процессе подготовки к уроку учащиеся работают со схемами, таблицами, литературой, получают консультации учителя. Каждая группа «специалистов» получает задание в виде инструкции, которое включает в себя список должностных обязанностей и перечень основных знаний и умений по программе курса, которыми должен владеть ученик, выполняя данную обязанность.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |