Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Организация деятельности государственных инспекторов по пожарному




Надзор

Вопрос 2. Органы, осуществляющие федеральный государственный пожарный

 

Федеральный государственный пожарный надзор, за исключением федерального государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы ГПН), являющимися государственными инспекторами по пожарному надзору.

Органы ГПН осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.

Органами ГПН являются:

– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности, в лице структурного подразделения его центрального аппарата, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального ГПН – департамент надзорной деятельности МЧС России;

– структурные подразделения региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, созданные для организации и осуществления федерального ГПН на территориях федеральных округов – управления надзорной деятельности региональных центров МЧС России;

– структурные подразделения территориальных органов управления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, созданные для организации и осуществления федерального ГПН на территориях субъектов Российской Федерации – управления надзорной деятельности Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и их территориальные отделы (отделения, инспекции) надзорной деятельности;

– структурные подразделения специальных и воинских подразделений – отделы (отделения, инспекции, группы) надзорной деятельности специальных и воинских подразделений ФПС МЧС России, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.

Деятельность органов ГПН осуществляется на основе подчинения нижестоящих органов ГПН вышестоящим.

Органы ГПН руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России.

Органы ГПН входят в состав ФПС МЧС России (ст. 5 [7]). Организационная структура, полномочия и функции органов ГПН, а также порядок осуществления федерального ГПН установлены:

Положением о федеральном государственном пожарном надзоре (постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290) [15];

Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28 июня 2012 г. № 375) [18].

Система управления органами ГПН приведена на рисунке 2.1.

 

 

Рис. 1 - Система управления органами государственного пожарного надзора

 

Органы ГПН в рамках своей компетенции:

а) организуют и проводят проверки деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты;

б) производят в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности;

в) ведут в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности;

г) осуществляют официальный статистический учет и ведение государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям;

д) осуществляют взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

е) рассматривают обращения и жалобы организаций и граждан по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

ж) осуществляют прием и учет уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов работ и услуг по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации.

Орган ГПН может привлекаться судом к участию в деле для дачи заключения по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, вреда, причиненного животным, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу вследствие нарушений требований пожарной безопасности.

Органы ГПН имеют штампы и бланки установленного образца со своим наименованием.

Предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является [18]:

соблюдение требований пожарной безопасности органами власти, в том числе на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности;

соблюдение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества;

соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, требованиям пожарной безопасности;

выполнение предписаний органов ГПН;

проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, имуществу организаций и граждан, государственному или муниципальному имуществу, угрозы возникновения пожара.

Органы ГПН и должностные лица органов ГПН в соответствии с компетенцией:

1) организуют и проводят проверки органов власти, организаций и граждан;

2) принимают предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по результатам проверок в отношении:

руководителей органов власти;

собственников имущества;

лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций;

лиц, в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностных лиц в пределах их компетенции;

граждан.

Организация и проведение проверок, а также принятие мер по результатам проведения проверок в отношении указанных лиц осуществляется в соответствии с принципами законности и презумпции их добросовестности [18].

При исполнении государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности установлена следующая компетенция органов ГПН:

1. Департамент надзорной деятельности МЧС России:

руководит работой и контролирует деятельность органов ГПН региональных центров МЧС России, органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и территориальных отделов (отделений, инспекций) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации;

осуществляет по согласованию с Департаментом пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России организационно-методическое руководство органами ГПН специальных и воинских подразделений;

организует и проводит проверки объектов защиты, а также проверки в отношении федеральных органов исполнительной власти;

информирует в установленном порядке органы государственной власти о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов и организаций;

проводит работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан;

организует и осуществляет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях;

ежегодно подготавливает и представляет в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в установленном порядке доклад об осуществлении федерального государственного пожарного надзора и его эффективности.

2. Органы ГПН региональных центров МЧС России:

организуют и контролируют деятельность органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и территориальных отделов (отделений, инспекций) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации при осуществлении федерального государственного пожарного надзора;

организуют и проводят проверки в отношении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

вносят в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

организуют и осуществляют в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях;

осуществляют сбор, обобщение и анализ показателей, характеризующих деятельность по осуществлению федерального государственного пожарного надзора;

обобщают практику надзорной деятельности и готовят предложения для проведения корректирующих мероприятий в области организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора;

осуществляют организационно-методическое обеспечение нижестоящих органов ГПН;

проводят работу с письмами и обращениями организаций и граждан;

информируют полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, органы государственной власти субъектов Российской Федерации о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов;

организуют учет и проверку соответствия заполнения поступивших деклараций пожарной безопасности на объекты защиты установленным формам, их регистрацию в установленном порядке.

3. Органы ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

руководят работой и контролируют деятельность территориальных отделов (отделений, инспекций) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора на обслуживаемой территории;

ведут официальный статистический учет пожаров;

организуют и проводят проверки в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на объектах защиты, расположенных на территории субъекта Российской Федерации;

информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов защиты на соответствующей территории;

организуют и осуществляют в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях;

организуют контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;

проводят работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан.

4. Территориальные отделы (отделения, инспекции) органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации:

организуют и осуществляют проведение проверок в отношении территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на объектах защиты, расположенных на обслуживаемой территории;

осуществляют в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях;

информируют органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов защиты на соответствующей территории;

проводят работу с письмами и обращениями органов власти, организаций и граждан;

обеспечивают контроль за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними.

5. Органы ГПН специальных и воинских подразделений осуществляют функции в объеме, установленных для органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации.

Информирование о порядке исполнения государственной функции осуществляется:

посредством размещения информации о порядке исполнения государственной функции на официальном сайте МЧС России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - официальный сайт МЧС России) (www.mchs.gov.ru), а также в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг) (www.gosuslugi.ru);

непосредственно в органах ГПН, исполняющих государственную функцию;

с использованием средств телефонной связи, а также при устном или письменном обращении.

Сведения о местонахождении и контактных телефонах Департамента надзорной деятельности МЧС России, органов ГПН региональных центров МЧС России, органов ГПН главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации размещаются на официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов МЧС России в сети Интернет.

Сведения о графике (режиме) работы органов ГПН сообщаются по телефонам для справок (консультаций), а также размещаются:

на официальном сайте МЧС России и официальных сайтах территориальных органов МЧС России в сети Интернет;

на информационной табличке перед входом в здание, в котором располагается орган ГПН.

На информационных стендах в помещениях органов ГПН и официальных сайтах территориальных органов МЧС России в сети Интернет, а также на Едином портале государственных и муниципальных услуг размещается следующая информация:

номера телефонов для справок (консультаций) и адреса электронной почты (при наличии таковых) органов ГПН;

порядок рассмотрения обращений и получения консультаций;

порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов ГПН;

план проведения плановых проверок на год (далее - ежегодный план) или выписка из него на квартал;

информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах;

текст Административного регламента с приложениями.

При ответах на телефонные звонки и устные обращения по вопросам исполнения государственной функции должностные лица органа ГПН подробно и в корректной форме информируют обратившихся по интересующим их вопросам. Ответ на телефонный звонок должен начинаться с информации о фамилии, имени, отчестве (последнее - при наличии), должности и специальном звании лица, принявшего телефонный звонок.

При невозможности самостоятельно и компетентно ответить на поставленные вопросы лицо, принявшее телефонный звонок, должно переадресовать (перевести) его на другое должностное лицо или же сообщить обратившемуся лицу телефонный номер, по которому можно получить необходимую информацию.

Информирование по вопросам исполнения государственной функции осуществляется должностными лицами органов ГПН следующими способами:

при личном контакте с гражданами (консультирование);

посредством почтовой связи; посредством телефонной связи;

посредством электронной почты (при наличии таковой).

Посредством автоинформатора (при наличии такового), который работает круглосуточно в органе ГПН, обратившийся информируется о:

режиме работы соответствующего органа ГПН, исполняющего государственную функцию;

адресах МЧС России, территориальных органов МЧС России и адресах официальных сайтов МЧС России, территориальных органов МЧС России в сети Интернет;

номерах телефонов и адресах электронной почты МЧС России, территориального органа МЧС России.

Для органов ГПН установлен следующий график (режим) работы (по местному времени): понедельник - четверг 9.00 - 18.00, пятница 9.00 - 16.45. Продолжительность перерыва рабочего дня для отдыха и питания устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы ГПН осуществляют прием граждан не реже двух раз в неделю из расчета 4 часа в день. График приема граждан утверждается начальником органа ГПН и размещается на информационном стенде в органе ГПН в доступном для граждан месте.

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры (рис. 2):

Рис.2. Блок-схема исполнения государственной функции по надзору

за выполнением требований пожарной безопасности

 

1. Ведение учета объектов защиты, органов власти и планирование проверок в органах ГПН.

Выполнение административной процедуры заканчивается включением объектов защиты, органов власти в журнал учета объектов защиты, органов власти и контрольно-наблюдательных дел, опубликованием и размещением в установленном порядке разрабатываемых планов проверок.

2. Проведение проверок.

3. Оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам.

Выполнение административных процедур проведение проверок, оформление результатов проверок и принятие мер по их результатам заканчивается составлением и вручением органом ГПН акта проверки или акта проверки органа власти, акта проверки физического лица-правообладателя, а также процедурой или совокупностью следующих процедур:

выдачей предписаний об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара (далее - предписание об устранении нарушений) и о проведении мероприятий в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов (далее - предписание по устранению несоответствия);

возбуждением дела об административном правонарушении;

вынесением постановления или решения по делу об административном правонарушении;

внесением представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам;

подготовкой и направлением ответа по результатам рассмотренных обращений физического или юридического лица, информации от органов власти;

подготовкой и направлением, при необходимости, информации в органы внутренних дел, прокуратуры и другие органы власти для принятия ими мер согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации);

4. Регистрация и учет проверок.

Выполнение административной процедуры заканчивается докладом начальнику органа ГПН или его заместителю о проведении проверки и регистрации проверки в журнале органа ГПН по учету проверок.

5. Рассмотрение письменных заявлений организаций и граждан, являющихся соискателями лицензий либо лицензиатами в случаях, предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, о выдаче заключений о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Выполнение административной процедуры заканчивается составлением акта обследования по результатам рассмотрения заявления, на основании которого органом ГПН выдается заключение о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

6. Рассмотрение межведомственных запросов из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих государственные услуги.

Выполнение административной процедуры заканчивается направлением в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющие государственные услуги, сведений из заключения о соответствии (несоответствии) объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

7. Проведение консультаций по исполнению государственной функции и вопросам, входящим в компетенцию органов ГПН.

Выполнение административной процедуры заканчивается устным ответом, разъяснением или направлением письменного разъяснения.

В соответствии с решением коллегии МЧС России от 26 апреля 2005 г. № 2 в целях совершенствования государственного регулирования вопросов пожарной безопасности приказом МЧС России от 21 июля 2005 г. № 584 создан Координационный совет по вопросам ГПН (далее – Совет), который является совещательным органом по рассмотрению и проработке наиболее актуальных вопросов обеспечения пожарной безопасности и организации деятельности ГПН.

В своей работе Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МЧС России, а также «Положением о координационном совете по вопросам государственного пожарного надзора».

Основными задачами Совета являются:

– подготовка предложений по совершенствованию организации и проведения единой государственной политики в области пожарной безопасности и внесение предложений по организации и проведению комплексного анализа законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность ГПН;

– рассмотрение и решение, в пределах компетенции Совета, вопросов по основным направлениям деятельности ГПН и выработка предложений по его дальнейшему совершенствованию и развитию;

– выработка предложений по дальнейшему развитию международного сотрудничества в области пожарной безопасности и ГПН;

– участие в разработке и рассмотрении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МЧС России по вопросам пожарной безопасности;

– предварительное рассмотрение вопросов координации деятельности органов ГПН и других надзорных органов Российской Федерации для защиты жизни и здоровья граждан, их имущества, охраны окружающей среды;

– участие в определении приоритетных направлений научно-технической политики в области пожарной безопасности;

– анализ законодательных и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности, выработка соответствующих предложений по их совершенствованию;

– совершенствование государственного регулирования вопросов пожарной безопасности;

– рассмотрение других концептуальных вопросов, входящих в компетенцию органов ГПН.

Совет возглавляется председателем Совета – главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору [28].

Заседание Совета проводит председатель Совета или по его поручению его заместитель в соответствии с утвержденным в установленном порядке планом работы Совета и повесткой дня заседания Совета.

Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Работа Совета проводится на основе планов, утверждаемых Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на каждое полугодие, которыми определяется периодичность заседаний.

Члены Совета имеют право внести на рассмотрение Совета любой вопрос, входящий в компетенцию органов ГПН, и Совет должен принять решение в пределах его компетенции по существу поставленного вопроса.

Повестка дня заседания Совета формируется секретарем Совета на основе плана работы Совета на полугодие, предложений членов Совета за месяц до начала заседания Совета. Итоги обсуждения вопросов на Совете подводит председательствующий на заседании Совета и принятые Советом в пределах его компетенции решения оформляются протоколом заседания Совета в установленном порядке.

В протоколе заседания Совета отражаются решения, принятые Советом, включая поручения о подготовке по результатам рассмотрения вопросов, проектов, распорядительных документов МЧС России.

Протокол подписывает председатель Совета – главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору или его заместитель, председательствовавший на заседании Совета.

В случае разногласий между председателем Совета и членами Совета председатель проводит свое решение, докладывая о возникших разногласиях Министру МЧС России, или первому заместителю Министра, а члены Совета, имеющие особое мнение по принятому решению, в свою очередь, могут изложить его в письменном виде для доклада Министру МЧС России или первому заместителю Министра.

Решения Совета носят рекомендательный характер. Совет имеет право:

– приглашать в установленном порядке для участия в работе Совета руководителей и специалистов структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, региональных центров МЧС России и главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, пожарно-технических, образовательных и научно-исследовательских учреждений МЧС России и иных организаций, подведомственных МЧС России. Вызов приглашенных, осуществляется по инициативе председателя Совета или его заместителя;

– запрашивать и получать от органов ГПН, пожарно-технических, образовательных и научно-исследовательских учреждений МЧС России пожарно-технического профиля сведения и материалы, необходимые для работы Совета.

Организационно-техническое обеспечение работы Совета, а также оформление протоколов заседания Совета и ознакомление с ними членов Совета возлагается на секретаря Совета. При необходимости, решения Совета публикуются в средствах массовой информации в установленном порядке [28].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.