Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Собственность в экономической системе общества




3.1. Сущность, типы и формы собственности.

3.2. Собственность и экономические интересы.

3.3. Необходимость и сущность преобразований собственности при переходе от одной экономической системы к другой.

 

3.1. Сущность, типы и формы собственности

Потребности→экономические интересы субъектов хозяйствования→система производственных отношений.

Категория собственности является сложной и многогранной, затрагивает экономические, политические, правовые, социальные и др. стороны общественной жизни. Мы рассмотрим отношения собственности с точки зрения экономических, юридических и исторических аспектов.

Собственность – отношения между людьми по поводу присвоения жизненных благ.

Субъекты собственности – индивидуум, семья, коллектив, учреждение, фирма, общество, государство, несколько государств.

Объекты собственности – произведенные товары и услуги, животный и растительный мир, сам человек, его рабочая сила, средства производства и т.д.

Выделяют 2 стороны присвоения:

1) присвоение как всеобщее условие взаимодействия человека и природы в процессе труда;

2) присвоение результатов экономической деятельности, что составляет главный внутренний смысл отношений собственности.

С экономической точки зрения собственность следует рассматривать в диалектическом единстве двух ее сторон – присвоения и отчуждения (ри.3.1).


 

Рис. 3.1. Взаимозависимость двух сторон собственности.

 

Присвоение одним субъектом объекта собственности возможно лишь в силу отчуждения его у другого субъекта.

Различают личные и общественные блага. Если личное благо предполагает возможность отчуждения его у другого субъекта, то общественное благо – это то, что потребляется только коллективно.

Отчуждение труда, т.е. опреречивание рабочей силы человека в созданных им товарах и услугах, является условием развития производительных сил и разделения труда. Отношения собственности является средством разрешения противоречий общественного разделения труда.

Специализация и кооперирование заставляют субъектов вступать в отношения присвоения-отчуждения объектов, то есть в отношения собственности. Собственность связана с вещью (объектом присвоения), но она не сама вещь, а отношение между людьми по поводу вещи, то есть по поводу ее присвоения-отчуждения.

Собственность как экономическая категория представляет совокупность отношений между людьми по поводу присвоения материальных и нематериальных благ и услуг в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Отношения собственности определяют:

1) целевую функцию экономического строя и характер действия экономических законов, по которым происходит развитие этого строя;

2) кому принадлежат средства производства и результаты производственной деятельности;

3) способ соединения работника со средствами производства;

4) классовую структуру общества (социальную структуру).

Экономические отношения собственности находят ограничение в юридических нормах и законах.

Собственность, как юридическая категория, отражает отношения владения, распоряжения и пользования объекта собственности, закрепленные в нормах права.

Право владения – реальное и практическое обладание вещью, полная власть над ней на определенный период.

Право пользования – это процесс извлечения из вещи полезных свойств.

Право распоряжения – это возможность определять судьбу вещи и направление ее использования. Только распорядитель имеет право продать, обменять, сдать в аренду и совершать любые действия, не противоречащие закону.

Собственность – это результат исторического развития общества. Главной движущей силой изменения отношений собственности является развитие производительных сил.

Пути изменения отношений собственности:

1) эволюционный – на основе конкурентной борьбы разных форм собственности в процессе общественного производства.

Развитие производительных сил и углубление разделения труда приводит к изменению процесса производства, что влечет изменение организационно-экономических отношений. Обостряются противоречия между уровнем развития производительных сил и господствующими производственными отношениями собственности. Разрешение этого конфликта ведет к изменению отношений собственности.

Схематично это можно представить:

потребности→производительные силы→технологический способ производства →организационно-экономические отношения→социально-экономические отношения →отношения собственности на средства производства, блага и услуги.

2) революционный – смена форм собственности осуществляется под влиянием и давлением со стороны государства или заинтересованных классов;

3) смешанный – соединяет черты первого и второго пути.

Типы собственности (согласно закону Украины): индивидуальная, коллективная и государственная.

Коллективная собственность разделяется на собственность трудовых коллективов, хозяйственных обществ, кооперативов и т.д.

Государственная собственность разделяется на: городскую и коммунальную.

Частная собственность разделяется на: индивидуальную и коллективную.

3.2. Собственность и экономические интересы.

Общественная собственность Частная собственность

       
 
   
 

 


Индивидуум

 

Рис.3.2. Взаимодействие экономических интересов в общественной и частной формах собственности.

 

Экономические интересы – это движущая, побудительная сила деятельности экономических субъектов. Взаимодействие экономических интересов различно при различных формах собственности.

Тема 4. Основы товарного производства и рынка

4.1. Формы общественного производства. Натуральное и товарное хозяйство.

4.2. Товар и его свойства. Стоимость товара. Закон стоимости.

4.3. Альтернативные взгляды на сущность и функции денег. Закон денежного обращения.

4.4. Рынок: сущность, субъекты, функции.

4.5. Структура и инфраструктура рынка.

4.6. Рыночный механизм.

 

4.1. Формы общественного производства. Натуральное хозяйство, товарное производство.

Формы хозяйства в самом общем виде отражают исторически определенное состояние общественного разделения труда (его специализацию и кооперации) и развития отношений собственности.

Выделяют три формы хозяйствования (марксистская концепция):

- эпоха личной зависимости (натуральное хозяйство при первобытнообщинном, рабовладельческом и феодальном строе);

- эпоха вещной, материальной зависимости (товарное производство при капитализме);

- эпоха свободной индивидуальности (общество будущего).

Натуральное хозяйство – это организационная форма хозяйствования, при которой продукты труда предназначаются для собственных нужд производителя и поступают к потребителям путем прямого распределения.

Черты натурального хозяйствования:

1) изолированные хозяйственной единицы (первобытная община, патриархальное семейное хозяйство, рабовладельческие и феодальные поместья);

2) жесткое закрепление рабочей силы за хозяйственными единицами;

3) хозяйственные единицы производят все необходимое для своего существования преимущественно с помощью ручных орудий труда;

4) общественные связи замыкаются в рамках отдельных хозяйственных единиц, практически отсутствуют внешние связи;

5) хозяйственные процессы регулируются многовековыми традициями, прогресс характеризуется медленными темпами.

Причины возникновения товарного хозяйствования:

- общественное разделение труда;

- экономическое обособление товаропроизводителей и потребителей на основе появления частной собственности.

Товарное хозяйство - это организационная форма хозяйствования, при которой продукт труда производится обособленными товаропроизводителями, каждый из которых специализируется на изготовлении определенных товаров, что вызывает необходимость обмена продуктами.

Черты товарного производства:

- специализация товаропроизводителей;

-обособление товаропроизводителей;

- товар производится на продажу.

Исторически товарное производство проходит две стадии развития - простое товарное производство и капиталистическое товарное производство (табл. 4.1.).

Таблица 4.1

Основные черты простого и капиталистического товарного производства.

Простое товарное производство Капиталистическое товарное производство
1) Производство базируется на личном труде товаропроизводителя.   2) Производитель – собственник средств производства. 3) Продукт труда – собственность производителя. 4) Низкий уровень развития производства и рабочей силы.   5) Развитие связей между товаропроизводителями. 1) Производство базируется на применении наемного труда. Рабочая сила становится товаром. 2) Производитель (работник) лишен средств производства. 3) Производитель не является собственником результатов труда. 4) Совершенствование средств производства и повышение квалификации их работников. 5) Развитие структуры и инфраструктуры рынка.

 

Причины перехода от простого товарного пр-ва к капиталистическому:

- углубление общественного разделения труда на основе развития научно-технического прогресса;

- развитие отношений собственности;

- появление нового вида товара – рабочая сила.

 

4.2. Товар и его свойства. Стоимость товара. Закон стоимости.

Товар – это продукт труда, предназначенный для продажи.

Свойства товара:

- удовлетворять потребности людей;

- обмениваться на другие товары.

Полезность вещи, то есть ее свойства, с помощью которых она может удовлетворять потребности людей, делают ее потребительной стоимостью. Сторонники потребительной теории стоимости (ПТС) утверждают, что субстанцией стоимости товара является ее полезность. Чтобы вещь стала товаром, она должна обладать потребительной стоимостью. Сторонники трудовой теории стоимости (ТТС) считают, что стоимость товара есть воплощенный в товаре труд товаропроизводителя. Общей основой для обмена товаров является общественно-необходимый труд, затраченный на их производство.

Меновая стоимость – количественное отношение, в котором потребительные стоимости одного вида обмениваются на потребительные стоимости другого вида.

Двойственность товара позволяет выделить двойственность труда по его созданию. Труд одновременно является частным (по форме), т.е. выполняется отдельным товаропроизводителем на свой страх и риск, и общественным (по содержанию), поскольку предназначен для удовлетворения потребностей людей.

Меновая стоимость

 

Потребительная стоимость Стоимость

 

Конкретный труд Абстрактный труд

 

Частный труд Общественный труд

 

Стоимость товара – это овеществленный в товаре общественно необходимый труд.

Величина стоимости измеряется количеством общественно-необходимого рабочего времени, то есть времени, которое требуется для изготовления продукта в нормальных условиях производства при среднем в данном обществе уровне производительности и интенсивности труда. Величина стоимости товара прямо пропорциональна интенсивности труда и обратно пропорциональна производительности труда. Производительность труда – количество продукции, изготовленной в единицу времени. Интенсивность труда – это количество труда, затраченного в единицу времени.

Конкретный труд – это труд, затраченный в конкретной форме (например, труд столяра), который создает потребительскую стоимость товара.

Абстрактный труд – это труд товаропроизводителя, выступающий как затрата человеческой рабочей силы вообще, которые образуют стоимость товара.

Стоимость товара – это отношения между людьми, выраженные в товарной форме, которые проявляются только через отношения самих товаров (через меновую стоимость). Меновая стоимость товара и стоимость товара проявляются в момент купли-продажи, и таким образом, частный труд признается общественным трудом.

Развитие формы стоимости товара:

1. Простая форма стоимости. Товар В обладает потребительной стоимостью, является мерилом товара А.

Особенность простой формы стоимости – товар-эквивалент носит единичный и случайный характер.

хтовар А = yтовар В

2. Полная (развернутая) форма стоимости. Стоимость товара А выражается в бесчисленном количестве других товаров, которые находятся в развернутой (относительной) форме стоимости. Таким образом, товар А вступил в общественные отношения с множеством других товаров. Роль эквивалента играет любой товар. Потребительная стоимость каждого их них является особенной эквивалентной формой.

хтовара А = yтовара В = vтовара С

3. Всеобщая форма стоимости. Товар А приобретает способность обмениваться на все другие товары. Товар А выполняет роль эквивалента, функционирующего в качестве денег.

yтовар В

zтовар С = xтовара А

:

:

4. Денежная форма стоимости.

xтовар А

yтовар В = α золота

zтовар С

:

Закон стоимости отражает причинно-следственную связь товаропроизводителей, которая проявляется в отношениях между товарами как продуктами общественного труда. Закон регулирует производственные отношения товаропроизводителей по поводу включения индивидуального (частного) труда в общественный труд с помощью количественного сопоставления через единую меру - общественно необходимые затраты труда.

Механизм действия закона стоимости состоит в следующем. Товаропроизводители связаны с обществом посредством продажи своих товаров. Количественное значение общественно-необходимых затрат определяет то, какие производители вовлечены в изготовление товара, каково соотношение между товаропроизводителями по уровню индивидуальных затрат. Величина необходимых затрат труда характеризуется интервалом с размытыми границами. Цена, существовавшая в каждый отдельный момент времени находится внутри этого интервала.

 

Функции закона стоимости:

1) измерительная, т.е. сопоставление соизмерение рыночных потребительных стоимостей с помощью цены как денежной формы стоимости.

2) стимулирующая, т.е закон стоимости стимулирует тех производителей, затраты которых ниже общественно необходимых, что стимулирует изменение объемов производства продукции разных отраслей, рост производительности труда, развитие производительных сил.

3) дифференцирующая, т.е. закон стоимости обуславливает дифференциацию товаропроизводителей, распределение ресурсов по отраслям, приближение структуры производства к общественным потребностям.

 

4.3. Альтернативные взгляды на сущность и функции денег. Закон денежного обращения.

Деньги – это система отношений, возникающая между субъектами в условиях товарного производства. Денежные знаки – это форма овеществления этих отношений. Происхождение и природу денежных отношений связывают с процессом развития обмена, с расширением товарного производства (табл. 4.2.). функции денег приводятся в табл. 4.3.

Деньги – это «колесо обращения» (А.Смит), «всеобщий эквивалент» (К.Маркс), «шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными» (О. Бальзак).

 

Таблица 4.2.

Сущность денег и закон денежного обращения

Марксистская концепция Неоклассическая концепция
1) деньги – это товар особого рода, всеобщий эквивалент. Происхождение и сущность денег связывается с развитием формы стоимости товара; 2) современные деньги – «представители» золота, стоимость которого определяется общественно необходимыми затратами на его изготовление. Современные бумажные деньги стоимости не имеют, только те затраты, которые связаны с их изготовлением. 1) деньги – это общепринятое средство платежа, которое применяется в обмен на товары и услуги, а также при оплате долгов; 2) обладают непосредственной стоимостью. Стоимость денег определяется их полезностью, возможностью обменивать на них любой товар.  
Закон денежного обращения Закон денежного обращения
М = M*V = P*Q
М – масса денег, V – скорость обращения денежной единицы, P – уровень цен, Q – товарная масса, P*Q – сумма цен реализованных товаров, К - сумма цен товаров, проданных в кредит, а – сумма платежей по кредиту, срок оплаты которых наступил, b – сумма взаимопогашаюшихся платежей.

 

Функции денег

Название функции Содержание Марксистская концепция Неоклассическая концепция
1. Мера стоимости     2. Средство обращения   3. Средство платежа   4. Средство накопления     5. Мировые деньги Измерение стоимости товаров, цена товара, относительное выражение стоимости в деньгах. Зависит от: 1. стоимости самого товара (прямая зависимость), 2. от стоимости денег, золота (обратная зависимость); 3. от спроса и предложений на товар.   Посредничество в операциях купли-продажи Товар – деньги - товар Развитие этой функции привело к появлению бумажных денег.   Разделение купли – продажи во времени, односторонний поток денег не противостоит потоку товаров, развитие этой функции привело к появлению банкнот, векселей.     Изъятие денег из обращения и накопление в виде сокровищ.   Обслуживание общеэкономических операций   +   +     +     +     +   +   +     +     -     -

 

 

4.4. Рынок: сущность, субъекты, функции.

Рыночная экономика – это система экономических отношений по поводу купли-продажи товаров и услуг в условиях разнообразия форм собственности, свободной конкуренции и ценообразования.

Рынок – это механизм, сводящий вместе покупателей и продавцов товаров (неоклассическая концепция).

Рынок – это совокупность производственных отношений, которые возникают в сфере обмена и денежного обращения в связи с куплей-продажей товаров и услуг (марксистская концепция).

Субъекты рыночных отношений: человек, семья, фирма, отрасль, государственные органы, представители других государств и т.д.

Объекты рыночных отношений: ресурсы, здания, недвижимость, сырье, материалы, права собственности и т.д. Экономическая связь производителя и потребителя имеет следующие отличительные признаки:

- равноправное положение участников, отсутствие принуждения к установлению связей.

- полная экономическая ответственность за выбор принимаемых решений и за их последствия.

- реализация принципа экономической выгоды.

- правовые гарантии и защита со стороны государства, невмешательство его в рыночные связи.

Рынок формируется в ходе становления товарного производства и является неотъемлемым его компонентом. Причины возникновения и развития рынка аналогичны причинам существования товарного производства:

- общественное разделение труда;

- обособленность товаропроизводителей;

- растущий уровень производительности труда, который позволяет производить продукты в количестве, превышающем потребности товаропроизводителей.

Рынок – это важное связующее звено между производством и потреблением, сигнализирующее о реальных потребностях общества. На рынке происходит окончательное признание общественной значимости продуктов, соизмерение индивидуальных и общественно необходимых затрат труда. С помощью рынка осуществляется контроль потребителей над производством. Рынок стимулирует производителя к ускорению научного технического прогресса и экономии времени.

Рынок – важный элемент хозяйственного механизма, основной инструмент саморегулирования экономики. Он сигнализирует о нарушении пропорции между общественным потреблением и производством о необходимости распределения и перераспределения ресурсов между областями.

Функции рынка:

- Информационная. Рынок способствует распространению информации с помощью цен и других сигналов.

- Посредническая. Рынок напрямую соединяет покупателя и продавца.

- Ценообразующая. Взаимодействие спроса и предложения дает равновесную цену на товары и услуги.

- Регулирующая. Рынок оказывает влияние на формирование структурных пропорций и объема производства.

- Стимулирующая. Рынок стимулирует эффективное использование ограниченных ресурсов человека и общества.

- Оздоравливающая. Через механизм конкурентной борьбы происходит отбор конкурентоспособных экономических субъектов, ресурсов и товаров.

 

4.5. Структура и инфраструктура рынка

Рынок имеет сложную структуру. Структура рынка – это его составные элементы в их взаимозависимости и взаимодействии.

Структура рынка анализируется по различным критериям:

1) по уровню хозяйственных субъектов. В экономике выделяется микроуровень (уровень отдельных экономических субъектов, отраслей) и макроуровень (уровень национальной экономики);

2) по экономическому предназначению объектов:

· рынок средств производства или рынок ресурсов (рабочей силы, оборудования, природных ресурсов, инвестиционных), недвижимости, научно-технических разработок;

· финансовые рынки (рынок денег, ценных бумаг, ссудных капиталов, валюты, золота, предметов потребления). Эти рынки системно взаимосвязаны. Нарушение функционирования одного из них влечет изменение других;

· особенности отдельных товаров (рынок угля, молока и т.д.);

· особенности товарных групп (рынки продуктов питания, машин и т.д.);

· по видам торговли (розничная, оптовая);

· по степени развития конкуренции (рынки совершенной и несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия);

· по видам собственности (частная, государственная, коллективная);

· по региональному размещению (внутренний рынок - местный либо национальный, и внешний – международный);

· по соответствию законодательству (официальный, теневой).

Инфрастуктура рынка – это ряд базовых институтов и вспомогательных организационных систем, которые обеспечивают функционирование рынков и определяют поведение экономических субъектов рыночных отношениях.

К наиболее возможным элементам инфрастуктуры относятся:

- средства коммуникации и информации (связь, ЭВМ, Интернет, банки данных, компьютерные центры);

- банковская система;

- система бирж (товарные, фондовые, трудовые, другие);

- кредитная система;

- оптовые базы, магазины, дома;

- система маркетинга;

- система торговых посредников;

- лизинг;

- аудит;

- страхование;

- лицензирование.

 

4.6. Рыночный механизм.

Механизм функционирования рынка определяют два условия:

1. свободное предпринимательство, т.е. самостоятельность субъекта в хозяйствовании и полная экономическая ответственность;

2. наличие конкуренции.

Важнейшие рычаги рыночного механизма: спрос, предложение, рыночная цена.

Спрос – это платежеспособная потребность (D), представленная на рынке.

Закон спроса отражает обратную взаимосвязь между количеством товара (Q) и ценой (P).

Чем больше цена, тем меньше спрос, чем меньше цена, тем больше спрос.

Предложение – это количество товаров, представленных на рынке (S).

Закон предложения отражает прямую зависимость между ценой и количеством товара. Чем больше цена, тем больше предложение, чем меньше цена, тем меньше предложение (рис. 4.2.).

Факторы спроса:

· цена товара;

· величина дохода потребителя;

· вкусы и предпочтения потребителя;

· величина ранее накопленного богатства;

· цена товаропроизводителя.

P перепроизводство

S

 

P*

дефицит D

Qs Q* Qt Q

Рис.4.2. Рыночное равновесие (Qs=Qd), дефицит (Qd > Qs) и перепроизводство (Qd < Qs).

S = D – равновесие; D – спрос, S – предложение.

Факторы предложения:

· цены на ресурсы;

· применяемые технологии;

· налоги и государственные дотации.

Состояние рынка, при котором количество и структура спроса соответствуют предложению, называется равновесием рынка. Цена, при которой спрос равен предложению (QS= QD) называется равновесной (рис.4.3.).

Равновесное положение рынка непрерывно меняется в связи с изменением различных факторов. Рынок стремится к равновесию, но никогда его не достигает. Проблемы стабильности или нестабильности равновесия рынка демонтируется паутинообразная модель рынка (рис.4.3.).

Рис.4.3. Паутинообразная модель рынка.

 

Для предложения фактор времени играет большую роль, чем для спроса, так как производители меняют объем производства, ориентируясь на цены, установившиеся на рынке в предыдущем периоде, спрос – это обычно зависимость спроса от цены данного периода. Если в экономической системе возникают силы, возвращающие экономику в равновесное состояние, то такое равновесие называется стабильным.

P

спрос больше предложения (Qd > Qs)

 

спрос равен предложению (Qd = Qs)

       
 
 
   


стоимость

спрос меньше предложения (Qd < Qs)

 

Рис. 4.4. График зависимости цены от стоимости товара, его спроса и предложения.

Благодаря рыночному механизму:

1) оптимально формируются структурные пропорции и объем производства разных товаров и услуг;

2) формируется рациональное распределение ограниченных производственных ресурсов;

3) вырабатываются наиболее технологические способы производства, достигается минимизация издержек при повышении качества продукции;

4) обеспечивается распределение национального продукта и обмен в соответствии с получаемыми доходами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.134 сек.