Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды иностранных инвестиций




Защита права собственности Российской Федерации за рубежом.

 

В соответствии с Постановлением ВС РФ «О собственности СССР, находящейся за рубежом» 1993 г. вся собственность, находящаяся за рубежом, является федеральной. Этим документом установлено, что от имени РФ все сделки в отношении собственности за рубежом осуществляет ее представитель – Российский Фонд федерального имущества. Вместе с тем, в отношении имущества, закрепленного за Управлением делами Президента РФ, недвижимого имущества, находящегося на балансах Представительства РФ по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, правомочия собственника от имени России может осуществлять Управление делами Президента РФ.

Являясь собственником имущества, РФ не только может владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом за рубежом, но также несет бремя содержания этой собственности, риск случайной гибели или повреждения ее. В собственности РФ могут находиться различные объекты: земельные участки, здания, сооружения, оборудование, сырье, материалы, ценные бумаги и др. РФ может не только отчуждать, но и приобретать имущество, в том числе наследовать его.

Правовое положение собственности РФ за рубежом регулируется законодательством места ее нахождения. Так, например, эта собственность может пользоваться иммунитетом, если используется в публичных целях. На это указывают принятые в некоторых государствах законы об иммунитете иностранного государства.

Вопросы учета, контроля и получения доходов от использования федеральной собственности, находящейся за рубежом, являются предметом постоянного внимания государственных органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. Существуют различные критерии количественной и стоимостной оценки федеральной собственности, находящейся за рубежом, и степени эффективности ее управлением и распоряжением. Различные подходы в оценке данного вида федеральной собственности связаны, прежде всего, с отсутствием достоверных данных о федеральной собственности за рубежом и ее переоценки, с затянувшимся процессом оформления прав Российской Федерации на зарубежную собственность бывшего СССР.

В Российской Федерации основными правовыми актами, составляющими нормативную базу регулирования имущественных отношений Российской Федерации, по объектам федеральной собственности, находящейся за рубежом, являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, международные договоры.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации управление федеральной собственностью в целом, и за рубежом, в частности, возложено на Правительство Российской Федерации. В 1995 году Правительством Российской Федерации, в рамках его конституционных полномочий, были приняты организационно-правовые меры по управлению федеральной собственностью, находящейся за рубежом. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1995 года № 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом» были определены полномочия Правительства Российской Федерации, Минимущества России, других федеральных органов исполнительной власти в вопросах управления и распоряжения объектами федеральной собственности, находящейся за рубежом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» утверждено Положение об учете федерального имущества, понятие реестра федерального имущества и определены объекты учета. На Минимущество России возложена организация учета федерального имущества, находящегося за рубежом, и ведение реестра.

Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2000 года «О мерах по улучшению использования расположенного за пределами Российской Федерации федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти и их представительствами, другими государственными органами Российской Федерации и государственными организациями» была осуществлена передача Управлению делами Президента Российской Федерации служебных зданий, сооружений, жилых домов, другого недвижимого имущества, находящегося на балансе федеральных органов исполнительной власти и их представительств в иностранных государствах, других государственных органов Российской Федерации (за исключением объектов, необходимых МИДу России для осуществления его функций), расположенных за пределами Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации 3 июля 1998 года постановлением № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» утвердило положение об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества. Под реестром понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, подлежащая учету в Государственном регистре баз и банков данных. Объектами учета реестра, расположенными как на территории Российской Федерации, так и за рубежом, являются:

- земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

- участки леса, недр, водные объекты и другие природные объекты (ресурсы), находящиеся в федеральной собственности;

- федеральное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятием или на праве оперативного управления за федеральным казенным предприятием, либо находящееся в федеральной собственности предприятие в целом как имущественный комплекс;

- находящиеся в федеральной собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них федеральное имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;

- иное, находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям.

В 1998 году в целях упорядочения использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, и защиты имущественных интересов Российской Федерации, Правительство Российской Федерации все вопросы, связанные с использованием федеральной собственности, находящейся за рубежом, возложило на Межведомственную комиссию по обеспечению эффективного использования собственности Российской Федерации, находящейся за рубежом, и защите имущественных интересов Российской Федерации.

Порядок распоряжения данной собственностью зависит от соот­ветствующей сделки, т.е. от того, идет ли речь об отчуждении имущества, его обретении либо о передаче во временное пользование. Согласно п.1 данного Постановления решения о продаже, мене, дарении, изъятии (за исключением случаев принудительного взыскания по решению компетентных органов) недвижимого имущества Российской Федерации, находящегося за рубежом, а также ценных бумаг, долей, паев и акций, принадлежащих Российской Федерации в находящихся за рубежом юридических лицах, прини­маются Правительством РФ на основании совместного представле­ния государственного комитета Российской Федерации по управ­лению государственным имуществом и федерального органа испо­лнительной власти, на который в соответствии с действующим за­конодательством возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В таком же порядке принимаются решения о перераспределении имущества между государственными предприятиями.

Из содержания данного нормативного документа явствует, что несмотря на его полноту, в нем регламентируется порядок управле­ния и распоряжения лишь части объектов, относящихся к собст­венности Российской Федерации за рубежом. Нужно иметь в виду, что к федеральной собственности за рубежом относятся также: все виды инфраструктур, принадлежащих Российской Федерации за рубежом, и прибыль от их эксплуатации, доходы от реализации всех видов собственности, принадлежащей Российской Федерации за рубежом; прибыль от деятельности юридических лиц, находя­щихся под юрисдикцией и контролем Российской Федерации; при­быль, полученная от всех видов контрактных и других работ в соо­тветствии с двусторонними и многосторонними соглашениями бы­вшего Союза СССР, включая межправительственные и межве­домственные; космические, воздушные, морские, наземные и другие системы и их инфраструктуры, а также прибыль, полученная от их эксплуатации. Конкретный порядок управления и распоряже­ния этими объектами не определен.

Федеральная собственность Российской Федерации за рубежом, используемая в публичных целях, пользуется иммунитетом, а следовательно без согласия РФ она не может быть подвергнута принудительному отчуждению, аресту и иным мерам принудитель­ного характера.

Российская Федерация может иметь долевую собственность с иностранными государствами, а также иностранными юридичес­кими и физическими лицами. Права на эту собственность могут переходить к РФ на основании международных договоров.

 


 

Раздел 5. Правовое регулирование иностранных инвестиций.

 

 

 

Под иностранными инвестициями понимают вложение иностранного капитала в виде объектов, принадлежащих инвестору, в экономику принимающего государства. Эти объекты очень разнообразны. Если посмотреть перечни объектов инвестирования, содержащиеся в международных договорах, то можно увидеть: движимую и недвижимую собственность и другие вещные права; право на удержание имущества до уплаты долга, право залога; акции и другие виды долей в компаниях; права на денежные исполнения; права на интеллектуальную собственность (авторское право, права на промышленную собственность, ноу-хау, торговые наименования); промышленные концессии и т.п.

Перечень объектов, которые могут составлять иностранную инвестицию, содержится также и в национальном законодательстве. Так, в законе Республики Молдова в этот перечень входят денежные средства в иностранной валюте; машины, оборудование; имущественные и неимущественные права, включая интеллектуальную собственность. Как видно перечень достаточно мал, что не отражает всего экономического многообразия инвестиций.

Чтобы избежать такого перечня, который все равно нельзя оставлять закрытым, в законодательстве разных государств порой дается общее определение инвестиции. Так, в федеральном законе «Об иностранных инвестициях в РФ» инвестицией называется вложение объектов гражданских прав, не изъятых и не ограниченных в обороте в РФ, в предпринимательскую деятельность. При этом термины «иностранная инвестиция» и «иностранный капитал» понимаются как синонимы. В качестве примерных объектов названы деньги, ценные бумаги, имущество, интеллектуальная собственность. Близким к такому является определение, данное в законе Азербайджанской Республики «О защите иностранных инвестиций».

Менее удачным является определение в законе Армении «Об иностранных инвестициях», где ключевым названо имущество (в том числе финансовые средства и интеллектуальные ценности). Однако цель и сфера вложения та же самая – средства вкладываются с целью получения прибыли в объекты предпринимательской деятельности. Почти такое определение можно увидеть в законе Республики Таджикистан «Об иностранных инвестициях в Республике Таджикистан».

Спецификой терминологии отличается закон Монголии «Об иностранных инвестициях», который оперирует понятиями «хозяйственная единица» и «сотрудничество с хозяйственной единицей», что наверняка следует понимать как знакомую нам предпринимательскую деятельность.

Таким образом, говоря об иностранных инвестициях, можно сказать, что ими являются любые объекты гражданских прав, которые могут быть вложены в предпринимательскую деятельность. Она может носить как кратковременный, так и долгосрочный характер.

Принято делить инвестиции на прямые и косвенные. Критерием деления выступает объем и цель, которую преследует инвестор. Инвестиции, которые позволяют контролировать инвестору создаваемый бизнес, участвовать в управлении, называются прямыми; косвенные инвестиции дают возможность получить доход. Специалисты Международного банка реконструкции и развития полагают, что для управления и контроля необходимо владеть не менее 10% уставного капитала юридического лица.

Такой же подход нашел свое отражение и в национальном законодательстве многих стран, в том числе и в России. Однако понятие прямой иностранной инвестиции в РФ все же шире и охватывает также: вложение средств в основные фонды филиала, создаваемого иностранным юридическим лицом в РФ; осуществление иностранным инвестором деятельности как арендодателем оборудования по договору финансовой аренды (лизинга), если стоимость такого оборудования не менее 1 млн. рублей.

Деление на прямые и косвенные инвестиции имеет не только экономическое, но и юридическое значение. Государства склонны предоставлять прямым инвестициям больший объем гарантий, например, российское законодательство только на прямые иностранные инвестиции распространяет действие стабилизационной оговорки.

Итак, как видно, объекты иностранных инвестиций обычно аналогичны объектам внутренних инвестиций, но специфика заключается во вложении иностранцем таких объектов в экономику принимающего государства. Субъектами иностранного инвестирования, иностранными инвесторами, обычно признаются:

- иностранные юридические лица и иные объединения, созданные и правомочные осуществлять инвестиции;

- иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за границей;

- иностранные государства;

- международные организации.

Подобный перечень можно назвать традиционным, включенным в законодательство многих государств. Довольно редко свои граждане, постоянно проживающие за границей, также признаются иностранными инвесторами и могут рассчитывать на особые условия инвестирования (например, в Узбекистане, Китае). Российское законодательство, хотя и не называет иностранным инвесторами отечественных лиц, предоставляет коммерческим организациям с иностранным участием, если доля этого участия в уставном капитале превышает 25%, те же гарантии, что и собственно иностранным инвесторам.

Государства, как правило, провозглашают свободу инвестирования, т.е. иностранный инвестор сам выбирает, куда и в каком объеме он вкладывает средства. Но в то же время государства могут ограничивать иностранных инвесторов, либо вообще запрещая вложение в определенные сферы, либо устанавливая в них жесткий государственный контроль. Например, в России действие федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» не распространяется на банковскую и страховую деятельность, а также действует федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который устанавливает государственный контроль за инвестированием в более чем 30 сферах экономической деятельности (военно-техническая промышленность, космическая деятельность, услуги связи и т.д.). В Испании иностранные инвестиции не могут быть вложены в сфере национальной обороны, радио и телевидения, воздушного транспорта, игорного бизнеса; во Франции – табачную промышленность.

В силу того, что иностранные инвестиции подпадают под особое регулирование, всегда остается актуальным вопрос – каковы должны быть минимальные и максимальные пределы вложения иностранных инвестиций в экономику государства. Действительно, минимальный предел бывает важен, когда государство предоставляет значительные гарантии и льготы иностранным инвесторам. Так, например, в Китае совместное предприятие считается таковым, если инвестору принадлежит не менее 25% капитала. В России подобных ограничений нет. Максимальный предел обычно отражает тенденции протекционизма в экономике государства в целом или ее отдельных отраслях. Так, в Австралии инвестиции свыше 100 млн. австралийских долларов предполагают обязательное согласие государства на такое вложение. В некоторых сферах экономической деятельности государства запрещают или существенно ограничивают, ставят под государственный контроль деятельность иностранного инвестора. Например, федеральный закон «О средствах массовой информации» запрещает выступать иностранному гражданину или лицу без гражданства в качестве учредителя СМИ, если они не проживают постоянно в России, а в отношении теле- и видеопрограмм этот запрет распространяется на иностранные организации, российские лица с иностранным участием, превышающим 50%, а также на российских граждан, имеющих двойное гражданство. Этот же закон ограничивает иностранное участие в организациях телевещания, охватывающих значительную территорию РФ, 50 процентами.

Осуществление иностранных инвестиций возможно в разных формах:

- долевое участие в организациях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами принимающего государства;

- создание организаций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

- открытие филиалов иностранных юридических лиц;

- приобретение имущества;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами;

- участие в концессиях;

- предоставление займов и кредитов;

- предоставление иностранного оборудования на основе лизинга;

- международная кооперация производства, сопровождающаяся передачей технологии.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.