Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы познания

Сознание и язык.

Содержание сознания выражается через язык (речь), т.е. объективируется с помощью языка, служащего материальным оформлением идеального содержания сознания. Мыслительные, а в определенной мере, и чувственные процессы сознания всегда осуществляются на каком-либо языке.

Слово является не только фиксатором, но и оператором всех мыслительных процессов, поскольку и формирование понятий, и оперирование ими невозможны вне словесных знаков, выступающих в данном случае внутренним механизмом мышления. Закодированная с помощью естественного языка информация выражается не только во внешней форме языковых знаков, но и во внутренней форме, структурирующей внутренние процессы. Поэтому слово в разных контекстах мышления и общения несет различную информационную нагрузку.

Язык выполняет важные для осуществления жизнедеятельности человека функции – коммуникативную, когнитивную, регулятивную, транслирующую и др. к тому же язык, обладая относительной самостоятельностью и внутренней логикой функционирования и развития, оказывает воздействие на характер протекания чувственных и мыслительных процессов, на складывание того или иного стиля мышления в той или иной языковой культуре.

Язык функционирует в форме внешней и внутренней речи. Внутренняя речь, выраженная в ключевых словах, концентрирующих в себе смысл всей фразы, иногда целого текста, становится «языком смысловых опорных пунктов», или «семантических комплексов». И в случае интуитивного озарения мышления опирается на эти внутренние речевые комплексы.

 

Лекция 12.

Познание, его возможности и границы

 

Познание – специфическая деятельность человека, ориентированная на открытие законов природы и общества, тайн бытия человека и мира вообще, обнаружение возможных способов действия с предметами или явлениями;

- высшая форма отражения действительности- социально-опосредованная, исторически развивающаяся деятельность отражения.

 

Познание –мост между сознанием и действительностью.

Практическая направленность познания.

Научное познание ограничено предметной структурой деятельности. Оно ищет законы перехода предмета деятельности в продукт, изучает все только в виде объекта, т.е. ищет законы его функционирования и развития.

Признаки научного знания:

- обоснованность,

- систематизированность,

- доказанность,

- отделение объекта от субъекта.

Выработка метода как условия воспроизведения исследуемого объекта. Истина превыше всего, запрет на плагиат, фальсификацию, поклонение авторитетам в науке.

Ненаучное знание (художественное, религиозное, мифологическое, эзотерическое, демологическое, философское) – нет четких рациональных критериев истинности, доказательности, обоснованности.

 

Познание – коллективно осуществляемый процесс.

Науки о познании:

- когнитивная психология,

- логика и методология науки,

- история науки,

- социология науки.

Формы приобретенного знания:

- Практическое знание ( обобщение опыта производственной, политической, педагогической, врачебной и других форм деятельности).

- Духовно-практическое знание (мифологическое, магическое, мистическое, религиозное, моральное, художественное, обыденное).

- Теоретическое знание (наука, философия, теология).

Объект и субъект познания.

Формы (этапы) познания:

Формы чувственного познания:

- ощущение,

- восприятие,

- представление.

Формы рационального познания:

- понятие,

- суждение,

- умозаключение.

Чувственное познание включает не только образные, но и знаковые компоненты, вбирая в себя не только воспроизведение объектов, но и деятельность субъекта.

Интуиция (способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без помощи логических аргументов).

Объяснение и понимание.

Репрезентация (единство воображения и обозначения, представление сущности познаваемых предметов с помощью обозначений- моделей, символов, знаковых систем). Показывает влияние культурной среды на содержание познания и способы его представления. (Умение человека задавать «вопросы» природе.

Конвенция - введение определенных норм, правил, языковых и других систем на основе договоренности людей, общего понимания этих правил и норм.

 

Интерпретация - -придание определенного смысла объектам или вложение заложенного смысла в продуктах человеческой культуры.

 

Экстраполяция – применение знания, полученного в определенных условиях, к характеристике других, сходных в каких-то отношениях объектов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сознание и бессознательное | Проблема истины в философии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.