КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философия марксизма. Одним из выдающихся учеников Гегеля был К.Маркс
Одним из выдающихся учеников Гегеля был К.Маркс. (1818-1883). Маркс был покорен, прежде всего, методом Гегеля, его исследованиями в области развития и познания, и входил в кружок младогегельянцев. В основе философии К.Маркса – проблема отчуждения, заявленная в философии Гегеля, но рассмотренная в другом ракурсе. Общество, по Марксу, представляет собой совокупность различных форм совместной деятельности людей, и прежде всего, трудовой деятельности. Но если труд есть только средство жизни, то его результаты отделены от индивида, отчуждаются от него, становятся посторонними для человека. А так как у работника нет выбора – работать или не работать (если он не обладает собственностью, способной освободить его от этой повинности), то труд превращается в обязанность, в средство удовлетворения потребностей, реализуемых вне труда. От человека отчуждается не только продукт труда, но и сам труд. Человек, занятый такой деятельностью, не может быть ни свободным, ни ответственным; он ощущает себя элементом бездушной машины. Отчуждение труда усугубляется в ходе развития частной собственности. Все это приводит к укреплению у работника ощущения бессилия, невозможности получить достойное вознаграждение за производительный труд, разрушению системы ценностей. Одним словом, происходит самоотчуждение. Частная собственность при капитализме достигает, по мнению Маркса, своего и разрушительного апогея благодаря экономическому развитию и особенностям способа производства этого исторического периода, и процесс отчуждения распространяется на все сферы человеческой деятельности: политику, искусство, культуру, науку, быт. Человек утрачивает идеалы, индивидуальные характеристики, моральные принципы, становится враждебен другим людям и окружающему миру. Но этот процесс может прерваться самой частной собственностью, которая, стремясь к увеличению, «на первых порах …выступает как всеобщая частная собственность» (стадия коммунизма). Общество, эволюционируя, к этому и идет. В своем развитии оно проходит несколько стадий, которые Маркс называет общественно-экономическими формациям, отличающиеся друг от друга способом производства. Способ производства, в свою очередь, определяется совокупностью производительных сил и производственных отношений. Маркс в разные периоды своего творчества выделял пять таких этапов: азиатский, античный, феодальный, буржуазный и общество будущего (коммунизм). Черты первобытнообщинного строя исследовал его друг и единомышленник Ф.Энгельс. Переход от одной обществено-экономической формации к другой осуществляется путем социальной революции, предпосылками этого перехода выступает диалектическое противоречие между производительными силами и производственными отношениями. В основе философии экономики Маркса лежат понятия «товар», «прибавочная стоимость». В основе социальной философии – индивид, обладающий естественной природой и социальными свойствами. Человек в системе Маркса выступает не как духовное существо, не как специфический природный феномен, а как субъект исторического развития. Он активен и практичен, не обладает врожденными идеями, а его мысли появляются в результат воздействия среды и тех социальных групп, интересы которых он осознанно или бессознательно представляет. Т.о., индивид выступает как общественное существо. «Всякое проявление его жизни… является проявлением и утверждением общественной жизни». Универсальные гегелевские принципы движения и развития, реализующие себя через внутренние противоречия, были применены Мрксом к материальным системам. Значение материалистической диалектики, по мнению философа, заключается в том, что она дает возможность свободно ориентироваться в фактическом материале; специфика любого проявления существующего (Вселенная, природа, сознание, общество, наука, политические отношения, искусство, мораль и др.) постигается в истории его развития. Маркс стремился создать принципиальное новое целостное учение о мироздании, материалистическое в своей основе и диалектическое по особенностям развития, описывающее природу и общество, выявляющее естественные принципы их существования и развития.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 389; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |