КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Русская философская мысль Средневековья (X-XVII вв.) и Просвещения (XVIIIв.)
Один из первых философов средневековья митрополит Илларион стремился обосновать государственную самостоятельность и международное значение Руси, асценивая принятие христианства как высшую благодать. («Слово о законе и благодати», XI в.). Илларион стремился представит картину мировой истории в развитии, выделяя три исторические стадии: языческую, иудейскую, христианскую. Философские идеи звучат и в других произведениях средневековых русских авторов: Владимира Мономаха, Кирилла Туровского, Даниила Заточника, Максима Грека. Широкую известность в Средние века получает доктрина монаха Филофея «Москва- третий Рим», а также переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, отражающая столкновение двух концепций развития русской государственности: абсолютной монархии и монархии ограниченной и просвещенной. Русскую философскую мысль этого периода уже отличает тяга к изучению духовного мира человека. Под влиянием византийской культуры в религиозно-философских трактатах значительное место, также, занимает моральнол-назидательная тематика. («Домострой» Сильвестра, сочинения Саровского и Волоцкого). Философские идеи обозначаются и в произведениях художественно-изобразительного творчества («Троица» А.Рублева). Заметное влияние на характер русского философствования и русской духовности, в целом, оказал исихазм, сущность которого заключалась в том, что это есть особый тип христианского мистического мировоззрения, дающий религиозно-философское обоснование духовно-практической деятельности в аскезе, уединении, безмолвной молитве, которые сближают человека с трансцендентным. Преобразования Петра I придали развитию российского общества особый динамизм. Церковь оказалась под эгидой государства, исчезла ее монополия на идеология. Зародилась светская культура. В этот период философия приобретает свой предмет исследования и освобождается от богословия, опираясь на деистические представления (Бог творит мир, но он не вмешивается в ход его развития), теорию «двух истин», данные естественных наук. Научно-философские идеи разрабатывались в кружке Феофана Прокоповича (называемом «ученой дружиной» Петра I), в котрый входили В.Н.Татищев, А.Д.Кантемир, И.Ю.Трубецкой и др. Большой вклад в решение собственно философских проблем внесли М.Ломоносов и А.Радищев. Ломоносов не умозрительно, а экспериментально доказал, что материя имеет молекулярно-атомное строение, что корпускулы (молекулы) находятся в беспрерывном вращательном, колебательном и поступательном движении. Радищев, развивая свои материалистические идеи, сравнивал природу в лестницей веществ, вершиной которой является мыслящий человек, мозг и не5рвная система которого составляет основу сознания. Общим для социально-философских взглядов обоих мыслителей было то, что они носили ярко выраженный просветительский характер. Однако взгляды Радищева отличались большим радикализмом. Он считал, что решающее влияние на исторический процесс оказывают природный, политико-юридический и человеческий факторы, резко критиковал крепостное право и абсолютизм. Патриархально-консервативное направление представлял М.М.Щербатов, религиозно-просветительское – Тихон Задонский, митрополит Платон и др., этико-философское направление - Г.Сковорода. 3.Русская философия XIX –начала XX в.в.
Основные философские направления этого периода: -Западники и славянофилы. Являлись первыми представителями «органической русской философии». К западникам относятся П.Л.Чаадаев, А.Л.Герцен, Т.М.Грановский, Н.Г.Чернышевский, В.П.Боткин и др. Основная идея западников заключается в признании европейской культуры последним словом мировой цивилизации, необходимости полного культурного воссоединения с западом, использования опыта его развития для процветания России. Особое место в русской философии занимает П.Чаадаев, мыслитель, сделавший первый шаг в самостоятельном философском творчестве в России XIX века, положивший начало идеям западников, как и спору их со славянофилами. В основе его философии – идея высшего смысла в истории (провиденциализм) и осмысление судьбы России.. Чаадаев, признавая и критикуя отсталость России, видел в самой ее отсталости высший смысл: предназначением России, по его мнению, является выполнение великой миссии»всечеловеческого дела»: дать решение задач, стоящих перед всем миром. Вопрос о сближении с Западом Росси Чаадаев рассматривал в плане обновления и Запада, и России, причем начало этому должно положить обновление и синтез религий- православия и католичества.
В развитии славянофильства особую роль сыграли И.В.Киреевский, А.С.Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы, Ю.Ф.Самарин. Многообразие их взглядов объединяет общая позиция: признание основополагающего значения православия, рассмотрение веры как источника истинных знаний. В основе философского мировоззрения славянофилов лежит церковное сознание, выяснение сущности церкви. Наиболее полно эта основа раскрыта А.Хомяковым. Церковь он воспринимает как живой, духовный организм, воплощающий в себе истину и любовь, как духовное единство людей. Все это вкладывается Хомяковым в понятие «соборность», ставшее одной из основных категорий русской философии. Соборность толкуется им как «единство во множестве», в котором моно выделить составляющие элементы. Соборность, не уничтожает, а сохраняет автономность Я, это есть – «органическое всеединство». Хомяков рассматривает судьбу России в ином ракурсе, чем Чаадаев: она не отстает от Запада, Россия просто иная, чем Запад, более того, это ее качественное различие- не зло, а благо для России. Задача России – идти своим путем, опираясь на свои ценности, главными из которых являются самодержавие и православия. В рамках философии истории Хомяков противопоставляет два типа цивилизации, называемых им «кушитской» и «иранской», основное различие между ними - в отношении к категориям свободы и необходимости. Хомяков рассматривает, также, отношения разума и чувства, считая, что наиболее адекватное познание и бытие возможно при «разумеющей воле» и «волящем разуме» - благотворном синтезе рациональной и иррациональной сторон человеческой психики. Славянофильство в своем развитии пережило ряд этапов, оставаясь верным важнейшим своим принципов, но при этом дополняя их новым содержанием. Первые славянофилы – либералы, поздние славянофилы – «почвенники» (Ф.Данилевский, К.Леонтьев, Н.Страхов) придерживались консервативной позиции. На позициях почвенничества находился и Ф.Достоевский. Славянофильские (или близкие к ним) позиции можно обнаружить во взглядах многих русских философов начала ХХ века, под их непосредственным влиянием формируется евразийское направление в русской философии Серебряного века. Историкософская тема, тема судьбы России со времен Чаадаева становится одной из самых популярных и значимых в русской философии
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |