Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и структура судебной системы в РФ




Под судебной системой Российской Федерации понимается упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их ком­петенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и дей­ствующих на единых демократических принципах.

Российская судебная система устанавливается Конституци­ей РФ (ст. 118, 125—127), Законом о судебной системе и стро­ится в соответствии с государственным и административно-территориальным делением страны.

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустрой­ства, в том числе установление системы судов, находятся в ве­дении Российской Федерации. Субъекты РФ не могут по свое­му усмотрению произвольно учреждать суды, не предусмотрен­ные федеральным законодательством, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности расположенных на их тер­ритории федеральных судов. В соответствии с п. «г» ст. 71 Кон­ституции РФ установление системы федеральных органов су­дебной власти, порядка их организации и деятельности относит­ся к ведению Российской Федерации. В то же время, согласно п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, кадровые вопросы судебных и правоохранительных органов относятся к совместному веде­нию Российской Федерации и субъектов РФ.

В судебную систему РФ входят федеральные суды, консти­туционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Федеральный суд — это орган государственной власти, кото­рый создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие феде­ральные суды).

Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

К федеральным судам согласно ч. 3 ст. 4 Закона о судебной системе относятся:

- Конституционный Суд РФ;

- федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной обла­сти и автономных округов, районные суды;

- военные и специализированные суды;

- федеральные арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ;

- Дисциплинарное судебное присутствие.

Конституционный Суд РФ — единственное судебное учреж­дение, правомочное решать вопросы, перечисленные в ст. 125 Конституции РФ. Он является судебным органом конституци­онного контроля, самостоятельно и независимо осуществляю­щим судебную власть посредством конституционного судопро­изводства (ч. 1 ст. 18 Закона о судебной системе). В силу это­го Конституционный Суд РФ обладает значительными специфическими полномочиями. Иных судов другого уровня с аналогичными функциями в России не существует.

Федеральные суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, осуществляющих судопроизводство по уголов­ным, гражданским, административным делам по их подсудно­сти и возглавляемых Верховным Судом РФ. К судам общей юрисдикции относятся также военные суды, которые осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других во­йсках, воинских формированиях федеральных органов испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмо­трена военная служба.

Арбитражные суды представляют собой систему судов, рас­сматривающих экономические споры, а также иные дела, от­несенные к их компетенции и возглавляемые Высшим Арби­тражным Судом РФ.

Дисциплинарное судебное присутствие является судебным ор­ганом, рассматривающим дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъектов РФ о досрочном прекращении пол­номочий судей за совершение ими дисциплинарных проступ­ков и обращениям на решения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и квалификационных коллегий судей субъ­ектов РФ об отказе в досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков. Дан­ный судебный орган сформирован на основании Закона о Дис­циплинарном присутствии.

К судам субъектов РФ относятся: конституционные (устав­ные) суды субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи образуют судебную систему субъектов РФ и одновремен­но включены в единую судебную систему Российской Федера­ции. Предусмотрена возможность субъектов РФ влиять на осо­бенности вхождения в единую судебную систему конституци­онных (уставных) судов и мировых судей с учетом региональных особенностей и интересов. Создание конституционных (устав­ных) судов является правом, а не обязанностью субъекта РФ. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливаются законами субъектов РФ. Их финансирование осуществляется из средств региональных бюджетов. Финанси­рование же мировых судей предусмотрено из федерального бюджета. Создание судебных участков с мировыми судьями на территориях субъектов РФ носит обязательный (императив­ный) характер. Однако конкретный порядок замещения миро­вых судей устанавливает субъект РФ самостоятельно.

 

Указанный перечень судов в Российской Федерации явля­ется исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанными законами, не допускается. В то же время не исключена возможность создания специали­зированных судов (судов специальной юрисдикции), для кото­рых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (ювенальные суды, суды административной юстиции).

Система судов в Российской Федерации организована и дей­ствует, гарантируя:

- соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов РФ по реализации функций государственной власти;

- самостоятельность органов судебной власти и независи­мую от органов законодательной и исполнительной властей деятельность судов;

- быструю и действенную защиту органами судебной вла­сти прав и свобод человека и гражданина;

- доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

- рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсуд­ности которых эти дела относятся законом;

- право граждан на участие в осуществлении правосудия;

- право сторон на пересмотр всех состоявшихся решений нижестоящих судов вышестоящим судом.

Единство судебной власти, единство судебной системы обе­спечиваются путем:

- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;

- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судо­производства;

- применения всеми судами Конституции РФ, федераль­ных конституционных законов, федеральных законов, обще­признанных принципов и норм международного права и меж­дународных договоров Российской Федерации, а также консти­туций (уставов) и других законов субъектов РФ;

- закрепления институциональных (подчиненных) и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арби­тражных судов;

- признания обязательности исполнения на всей террито­рии Российской Федерации судебных постановлений, вступив­ших в законную силу;

- законодательного закрепления единства статуса судей;

- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Недопустимо принятие нормативных правовых актов, от­меняющих или умаляющих самостоятельность органов судеб­ной власти, независимость судов и судей, ограничивающих судебную защиту человека и гражданина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 7068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.