Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для подготовки к экзамену по микроэкономике

(лекции)

 

1. Предмет экономической теории. Микро- и макроэкономика. Позитивная и нормативная экономическая теория.

Предмет микроэкономики.

Цель сельского хозяйства – рациональное распределение ресурсов. Цель фирмы – максимизация прибыли.

Микроэкономика решает проблему выбора между ограниченными ресурсами и изучает решение следующих вопросов:

· Что производить?

· Каким образом произвести выбранные виды продукции?

· Кто получает то, что произведено?

· Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой – для будущего?

Неоклассическая школа:

· Школа, изучающая рациональное использование ограниченных ресурсов

· Наука о выборе

· Характеризует поведение экономических субъектов

· Наука о поведении экономических субъектов и их взаимодействии.

Микро- и макроэкономика.

Отрасль изучает микроэкономика, а также государственный сектор в экономике.

Позитивная и нормативная экономическая теория.

Позитивная – нейтральная, отображает действительность (причины и следствия).

Нормативная – включает оценку, вызывает множество мнений («нужно ли»). Нормативная должна опираться на позитивную. Чаще всего встречается нормативная экономическая наука.

 

2. «Невидимая рука» рынка и совершенная конкуренция.

 

Рынок – основной регулятор экономики:

· В условиях феодализма свободного рынка не было.

· С конца 18 века свободная конкуренция вытесняет регламентацию государства (1776 А.Смит «Исследование о причине богатства народов»)

· С конца 19 века усиление роли государства.

Концепция «невидимой руки»: пусть каждый заботится о своих потребностях, только в этом случае общество выигрывает. В том случае, если индивидуум преследует свои интересы, он не замечая приносит пользу всему обществу в целом. «Невидимая рука» даст максимальный эффект только при совершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция – состояние рынка, когда никакая фирма и никакой потребитель не являются достаточно крупными, чтобы влиять на цену.

Доктрина «невидимой руки» относится к тем, у кого все рынки совершенно конкурентны. Только в этом случае будет иметь место эффективное распределение ресурсов.

 

3. Основные функции государства в рыночной экономике.

Функции государства:

· Эффективность – правилом является несовершенная конкуренция, Она приводит к увеличению издержек. Предельная форма – монополия, олигополия. При монополии способность фирмы оказывать влияние на цену становится все более значительной. Цены возрастают больше, чем издержки, что приводит к сокращению продукции, которая может быть куплена.

· Внешние эффекты экономической деятельности – когда фирмы или люди навязывают расходы другим фирмам или людям, или получают услуги без возмещения издержек.

Экстерналии – внешние эффекты экономической деятельности. Экстерналии: положительные (прививание) и отрицательные (загрязнение).

· Общественные блага – не производились бы в вообще или в определенном количестве в полностью нерегулируемой рыночной экономике, коллективно потребляемые (оборона, полиция, здравоохранение, защита природы). Никто не может быть исключен из числа его потребителей.

· Направления финансирования социальных проблем:

ü Прогрессивное налогообложение

ü Трансфертные платежи (пенсии)

ü Прямые субсидии

· Поддержание стабильности экономики – государство может смягчить перепады экономики.

Рычаги государства для поддержки и регулирования:

ü Фискальная политика (субсидии)

ü Монетарная политика – увеличение предложения денег => понижение цены денег, изменение кредитного процента «охлаждает предпринимателей.

 

4. Потребности и спрос. Функция спроса. Функция спроса от цены. Кривая спроса. Изменение объема спроса и изменение спроса. Закон спроса. Эффект замещения и эффект дохода. Факторы, определяющие величину рыночного спроса.

Спрос –потребность покупателя, которая опирается на способность его приобретения. Закон спроса: чем ниже цена товара, тем больше его количество, которое хотят и могут приобрести. Цена спроса – максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за единицу продукта.

Факторы, влияющие на Q:

· Цена товара;

· Располагаемый доход и богатство;

·

Неценовые факторы
Размер рынка (население);

· Цены товаров, обслуживающих сходную потребность (товары-заменители);

· Цены товаров, увеличивающих удовлетворение от потребления данных товаров (комплементарные товары);

· Ожидания изменения цен товаров;

· Вкусы и предпочтения потребителей.

Поэтому закон спроса соблюдается при постоянстве всех других факторов, влияющих на спрос.

Объем спроса – количество товара, которое было бы куплено по некой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Функция спроса – зависимость от определяющих его факторов, если все факторы, кроме цены, являются неизменными, то от функции спроса можно перейти к функции спроса от цены. Функция спроса от цены – зависимость спроса от цены товара.

Кривая спроса отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой (Р) и количеством товара, которое могут и хотят купить (Q). Отрицательный наклон кривой спроса иллюстрирует закон спроса.

Движение вдоль кривой спроса называется изменением объема спроса, т.е. изменение количества покупаемого товара в ответ на изменение его цены (Рис. 1). Изменение спроса – движение всей кривой спроса в ответ на изменение неценовых факторов, т.е. при данной цене потребители будут покупать больше или меньше товара. Товар, спрос на который растет при повышении дохода, называют нормальным, а на который падает – некачественным.

Повышение цены товара имеет двоякое воздействие на спрос:

1. При повышении цены товара Х потребитель не может купить товар Х и замещает его на более дешевый. В результате изменяется структура потребления. Это эффект замещения.

2. Повышение цены товара Х, являющегося обычным объектом потребления, равносильно уменьшению реального дохода, что заставляет потребителей предъявлять спрос на меньшее количество как этого, так и других товаров. Это эффект дохода.

Эти два процесса происходят одновременно, но в экономическом анализе их целесообразно разделить.

 

5. Объем предложения. Цена предложения. Функция предложения. Функция предложения от цены.Изменение предложения и изменение объема предложения. Основные факторы, обусловливающие изменение предложения.

Предложение.

Объем предложения – количество товаров, которое было бы продано по некой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Закон предложения: при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем больше желание продавца сделать этот товар доступным. Цена предложения – максимальная цена, по которой продавец может продать свой товар.

Факторы, влияющие на (Q):

· Цена товара;

· Цены на труд (рабочую силу), материалы, машины;

· Технология;

· Природные условия;

· Ожидаемые в будущем цены товаров;

· Налоги;

· Дотации;

· Количество продавцов на рынке.

Функция предложения – зависимость объема предложения от определяющих его факторов. Функция предложения от цены – зависимость объема предложения от цены (неценовые факторы постоянны).

Кривая предложения – график, показывающий отношение между ценой и объемом предложения за некоторый период. Положительный наклон кривой иллюстрирует закон предложения.

Изменение объема предложения – изменение количества товара, предлагаемого для продажи, в ответ на изменение цены (при прочих равных условиях). Отображается движением вдоль данной кривой предложения. Изменение предложения (характера предложения товара) – смещение всей кривой предложения в ответ на воздействие неценовых факторов.

 

6. Равновесие спроса и предложения. Изменение равновесия в результате изменения дохода или цен на дополняющие товары или товары-субституты.

Рыночное равновесие в модели спроса и предложении существует тогда, когда цена товара такова, что количество товара, которое покупатели хотят приобрести, точно совпадает с количеством товара, которое продавцы хотят предложить: Qd(P)=Qs(P).

При Р1 имеет место дефицит товара, который равен разнице между количеством товара, которое покупатели хотят приобрести, и количеством, которое продавцы хотят продать. => Продавцы увеличивают цены => D уменьшается, S увеличивается => Рынок приходит в равновесие.

При Р2 – избыточное предложение (перепроизводство) – разница между объемом спроса и объемом предложения. => Продавцы урезают цены => D увеличивается, S уменьшается => Рынок приходит в равновесие.

Изменение дохода или цен на дополняющие товары или товары-субституты ведет к изменению спроса. Рассмотрим реакцию рынка на изменение спроса.

1. Изменение дохода.

Предположим, что доход потребителей вырос. Если данный товар нормальный, то это приведет к сдвигу всей кривой спроса с D1 к D2. Происходит увеличение цены, т.к. если бы цены остались на прежнем уровне, то имел бы место дефицит. При уменьшении дохода будет обратная ситуация.

2. Изменение цен на дополняющие товары или товары-субституты.

Предположим, что цены на комплементарные товары снизились. Это приведет к увеличению спроса на данный товар с D1 до D2, что в свою очередь повлечет увеличение цены. Теперь предположим, что цена на товар-субститут (товар-заменитель) резко повысилась цена. Это приведет к росту спроса на данный товар с D1 до D2, что также повлечет увеличение цены.

Таким образом, увеличение спроса ведет к повышению равновесной цены и объема предложения, а уменьшение спроса - к их снижению.

 

 

7. Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Линейная и изогнутая кривые спроса. Виды эластичности спроса по цене. Дуговая и точесная эластичность спроса по цене.

Эластичность – зависимость спроса от цены. Степень изменения одной экономической переменной под воздействием другой экономической переменной, вызывает изменение меры чувствительности спроса к тому или иному изменению цены или дохода.

1. Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по ценам (ЭСЦ) – реакция количества товаров, на которое предъявляется спрос, на изменение цены при прочих равных условиях. ЭСЦ вычисляется по формуле:

ED= (∆QD/QD)/(∆P/P)=(P/QD)*(∆QD/∆P)

Q и Р измеряются в процентах, т.к. если измерять абсолютное изменение, то результат зависел бы от выбора единиц измерения. Вторая часть уравнения показывает связь ЭСЦ и наклоном кривой спроса равным - ∆P/∆QD. Таким образом, отношение (∆QD/∆P) есть перевернутая формула наклона кривой спроса в данной точке. Линейность кривой спроса означает, что потребитель становится более чувствительным к повышению цен, когда они высоки, т.е. с увеличением предложения рыночный спрос становится все более неэластичным. Величина ЭСЦ изменяется в промежутке (-∞; 0]. Чем больше | ED|, тем больше ценовая эластичность спроса. Спрос называют эластичным, если его абсолютное значение (| ED|) >1, и неэластичным, если 0<| ED|<1. Если ЭСЦ=-1 – единичная эластичность, ЭСЦ=0 – совершенно неэластичный спрос, ЭСЦ=∞ - совершенно эластичный спрос.

Факторы, определяющие ЭСЦ:

1) Наличие товаров-субститутов: чем их больше, тем выше ЭСЦ;

2) На предметы широкого потребления спрос неэластичен, а на товары роскоши - эластичен;

3) Время – в длительном периоде спрос более эластичен, чем в коротком, т.к. люди находят больше замен;

4) Доля потребительского бюджета, отведенного на продукт.

 

2. Дуговая и точечная эластичность.

Дуговая – при расчете эластичности используют среднее для интервала значение (эластичность в средней хорде). Вычисляется по формуле: . Погрешность тем больше, чем больше вогнута дуга к началу координат.

Точечная эластичность – характеризует относительные изменения объема спроса при бесконечно малом изменении цены. . Когда изменение цены на 1% вызывает изменение объема спроса более чем на 1%, т.е. когда ed>1, спрос эластичен, а если менее 1% (ed<1) – спрос неисчисляемый.

3. Линейная и изогнутая кривые спроса.

Линейная: в любой точке наклон одинаков, но у верхней точки процентное изменение цены относительно маленькое, потому что при определенной величине ∆Р, Р1 и Р2 – велики, а процентное изменение величины спроса большое, потому что при определенной величине ∆Q, Q1 и Q2 малы, что говорит о высокой эластичности спроса. В нижней точке будут обратные значения. Таким образом у линейной кривой спроса ценовая эластичность велика при высоких ценах и почти равна 0 при низких ценах. Эластичность прямой линии в определенной точке можно определить как отношение длины части этой линии, лежащей ниже этой точки, к длине части над этой точкой.

Изогнутая кривая. Чтобы определить эластичность в любой точке изогнутой кривой, надо провести касательную к кривой в этой точке и рассчитать ed для этой прямой.

4. Перекрестная эластичность.

Перекрестная эластичность (ПЭС) – измеряет процентные изменения в количестве купленного товара Х в ответ на каждое 1%-ное изменение в цене какого-то другого товара Y. Вычисляется по формуле: EC= (∆QX/QX)/(∆PY/PY). Величина ПЭС может быть положительной, отрицательной или нулевой. Если два товара взаимозаменяемы их ПЭС будет положительной. ПЭС комплементарных продуктов отрицательна. Если ПЭС равна нулю, то это значит, что потребление одного товара не зависит от цены на другой.

 

8. Детерминанты ценовой эластичности спроса по цене. Перекрестная эластичность спроса.(ВЫШЕ)

 

 

9. Эластичность спроса по доходу. Положительная и отрицательная эластичность спроса по доходу. Эластичность спроса по доходу для нормальных товаров и предметов роскоши. Эластичность предложения. Факторы, определяющие эластичность предложения.

1. Эластичность спроса по доходу.

Эластичность спроса по доходу (ЭСД) – измеряет процентные изменения в объеме покупок в ответ на каждое 1%-ное изменение в доходе. ЭСД вычисляется по формуле: EI=(∆Q/Q)/(∆I/I), где I – доход потребителя, Q – количество купленного товара. Значение EI может быть положительным, отрицательным или равным нулю. ЭСД=0 для товаров, потребление которых нечувствительно к изменению доходов (обычно это товары первой необходимости или длительного пользования). Положительная ЭСД подразумевает, что с увеличением дохода объем потребления товара будет увеличиваться (нормальные товары), отрицательная ЭСД – уменьшение объема покупок (некачественные товары). Товары, ЭСД которых больше 1 и увеличивается с ростом дохода, называют предметами роскоши.

2. Эластичность предложения

Измеряет реакцию предлагаемого товара на изменения в цене: ∆QS/∆P. В условиях длительного периода предложение почти совершенно эластично. Увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при постоянных ценах или при незначительных изменениях в цене.

Факторы, определяющие эластичность предложения:

· Степень возможности увеличения производства (мобильность);

· Период времени, в рамках которого рассматриваются соответствующие изменения. В рамках короткого периода эластичность меньше, чем в длительном.

Виды эластичности предложения.

 

 

10. Проблема выбора и теория полезности. Количественная и порядковая теории полезности. Первый и второй законы Госсена.

 

 

11. Кривые безразличия и их свойства. Закон замещения. Предельная норма замещения.

12. Понятие бюджетной линии. Наклон бюджетной линии. Как влияют изменения в доходе и ценах на положение бюджетной линии? Оптимум потребителя.

 

13. Кривые «цена-потребление».

 

Это кривая, связывающая все точки оптимума потребителя, соответствующие разным величинам цены.

 

Для различных видов взаимосвязи товаров кривая имеет различный наклон:

 

1) для дополняющих друг друга товаров кривая имеет положительный наклон, так как при росте цен на один товар снижается потребление дополняющего блага.

2) Для заменяющих друг друга товаров кривая имеет отрицательный наклон, так как при росте цен на один потребление другого увеличивается

3) Для независящих в потреблении товаров кривая является горизонтальной (или вертикальной) линией: при изменении цены на один товар потребление другого не изменяется.

 

Кривая цена-потребление может быть использована для построения кривой индивидуального спроса, которая может быть получена графическим соответствием определенных оптимальных количеств данного блага и связанных с этим цен этого же блага.

 

14. Кривые «доход-потребление».

-это кривая, проходящая через все точки равновесия, соответствующая разным доходам, используемых для приобретения данных благ. Имеет различный наклон.

R – линии бюджета, C – различные точки равновесия.

 

Потребление полноценных (нормальных, качественных) благ при увеличении дохода потребителя растет, поэтому кривая имеет положительный наклон.

Потребление нейтральных благ, при изменении дохода, не изменяется, поэтому кривая расположено горизонтально, если нейтрально благо у, и вертикально, если х.

Потребление неполноценных (некачественных) благ сокращается, поэтому кривая имеет отрицательный наклон с определенного момента. См.ХАЙМАН

 

15. Кривые Энгеля.

 

-графики спроса на определенный товар, представленные как функция дохода, при неизменности цен. Формы кривых могут быть различны, если спрос возрастает так же, как и доход, то функция будет линейной. Если по мере рста дохода спрс возрастает быстрее, то кривая выпуклая. Если по мере роста дохода, начиная с определенного момента, спрос относительно насыщен, рост спроса отстает от роста дохода, кривая вогнута.

Энгель установил закономерность распределения доходов между пищей и одеждой (первая группа товаров), обычными товарами (вторая группа), товары повышенного качества (третья), установил, что при низком доходе пчти все средства тратятся на первую группу, но, достигнув насыщения, потребление их перестает расти, несмотря на рост дохода. Рост потребления обычных товаров с увеличением доходов начинается не сразу и происходит волнообразно. Для третьей группы начало приходится позже всего, и чем выше доход, тем большая доля приходится на них. Опять же, в билет по Хайману.

 

16. Производство и производственная функция. Свойства производственных функций.

Факторами производства для процесса производства являются земля (ресурсы), труд и капитал.

Произ-во – это процесс использования рабочей силы и оборудования в сочетании с природными ресурсами и материалами для изготовления необходимых товаров и выполнения услуг.

Производство-это процесс, в ходе которого производственные ресурсы (вводимые факторы произ-ва)преображаются в продукцию.

Предпринимательство – это процесс организации руководства и взятия ответственности в деловой предприятия, то есть человек, который рискует.

Продукт – физический товра или услуга.

Множество всех ресурсов, которые обхватывают технологически достижимые способы производства – производственное

Производственные отношения – это, прежде всего, технические отношения.

Технология – это практические знания о произ-ве товаров и услуг. Новая технология заключатся, как в разработке новых машин, методов, так и работников с более высоким уровнем квалификации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бертран Рассел. Почему я не христианин | Изокванты
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1026; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.