Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нервная система, и в особенности мозг, не аппарат чистого представления и познания, а лишь инструменты, предназначенные к действию

Но не только из мозга сердце получает эти обработанные мысли, сенсорные восприятия, но и само обладает удивительной, важнейшей способностью получать из мира духовного экзогенные, нисколько не адекватные органам чувств, ощущения самого высшего порядка.

И эти ощущения из сердца передаются уму, в мозг и в огромной степени определяют, направляют и изменяют все психические процессы.

Сердце таким образом - второй орган восприятия, познания и мысли.

Интеллектуалисты считают непреложной истиной, что мы познаем действительность умом, анатомо-физиологическим органом которого они, естественно, считают головной мозг. Но уже в XVII веке, в разгаре картезианского догматизма, когда интеллектуализм был всесилен, гениальный математик и мыслитель Блез Паскаль установил разницу между "геометрическим умом" и «чутьем тонкостей».

«Геометрический ум» - это именно то, что мы называем рационалистическим или логическим способом мышления; «чутье тонкостей» - мышление интуитивное.

"Разум, - говорит Паскаль, - действует медленно, принимая во внимание столько принципов, которые всегда должны быть налицо, что он поминутно устает и разбегается, не имея возможности одновременно удержать их. Чувство действует иначе: оно действует в одну секунду и всегда готово действовать. Вывод: "Надо, следовательно, возложить наше упование на "чувство", иначе упование наше постоянно будет шататься".

Многое говорит за то, что мозг не что иное, как нечто вроде центральной телефонной станции: его роль сводится к выдаче сообщения или к выяснению его (А.Бергсон)

Эти исследования академика Павлова соответствуют наблюдениям хирургов над множеством раненых с абсцессами лобных долей мозга. Они, как правило, не сопровождаются сколько-нибудь заметными изменениями психики или расстройством высших мыслительных функций[34].

Если, таким образом, мозг нельзя считать органом чувств и исключительным органом высшего познания, то это в огромной мере подтверждает учение Священного Писания о сердце как органе чувств вообще и особенно высших чувств.

 

Глава 4. Происхождение речи.

 

 

Главным средством общения людей является речь. Для чего люди общаются, как происходит речевое воздействие – это основные вопросы теории коммуникации вообще. И дать ответы на них невозможно без выяснения происхождения речи.

Важно определить соотношение понятий «речь» и «язык». Вот общепринятые определения.

«Речь - речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека».

«Язык - стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система членораздельных звуковых знаков, предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире».

Иногда эти понятия трудноразличимы. Например, когда говорят о происхождении языка, имеют в виду происхождение речи. Видимо, потому что эти два явления неразрывны: деятельность (речь) и средство этой деятельности (язык).

Но можно предположить, что речь генетически предшествует языку: она рождается из речи, а не наоборот. Язык как система знаков (звуков, жестов, изображений) из индивидуальной речевой деятельности превращается в общественную систему. Развитый язык затем уже становится фактором, определяющим речевое поведение, то есть фактом культуры.

Речевое поведение это, во-первых, функция индивидуального живого организма, а во-вторых, функция общества - когда оно глаголет устами индивида.

Поэтому речь по преимуществу явление биологическое, а язык – общественное.

 

Теория происхождения языка (глоттогенеза)

Проблема происхождения языка является одной из наиболее загадочных проблем как для лингвистики, так и для целого ряда биологических и социальных наук. Проблема глоттогенеза (греч. γλώσσα - язык, γήνεσις - происхождение), как и антропогенеза (греч. άνθροπος человек) в целом, решается, в основном, с помощью гипотез, [35] но ни одна из них не даёт ясной убедительной картины глоттогенеза.

Наиболее интересной и перспективной, на наш взгляд, является теория выдающегося русского учёного Б.Ф.Поршнева о происхождении речи в связи с появлением второй сигнальной системы. Он излагает свою теорию в итоговой работе «О начале человеческой истории»[36].

Суть гипотезы в том, что речь появляется как инструмент выживания предков человека в предельно агрессивной природной среде.

Поршнев опровергает сложившиеся и устоявшиеся мифы о человеке-охотнике, справедливо показывая, что всякое применение оружия и силы неизбежно привело бы наших предков к гибели. Такие тупиковые ветви эволюции известны, например, мегапитеки – крупные человекообразные, обладавшие громадной физической силой, но не сумевшие выдержать конкуренции среди крупных хищных.

Поршнев подмечает необычные обстоятельства размещения стоянок троглодитид в непосредственной близости от мест, где жили самые опасные хищные (пещерные медведи, саблезубые тигры). Он приходит к предположению, что троглодитиды смогли выжить только в том случае, если они были трупоядными существами. Эта экологическая ниша (то есть способ питания и добывания пищи) позволяла не вступать в конкуренцию за ресурсы ни с хищными, ни с травоядными, питаться остатками добычи крупных хищников. И более того, находиться под их защитой.

Предки человека обладали особыми свойствами, благодаря которым они сами не становились жертвами хищников. Поршнев замечает, что способность гасить агрессивнее проявления и стала тем спасительным механизмом для человеческого рода в целом.

Он разрабатывает теорию, согласно которой речь первоначально не имела никакого рационального наполнения. Речь, по Поршневу, была направлена первоначально не от человека к человеку, а от предка человека к животному.

Он подмечает, что древнейшие простейшие слова человеческого языка – это междометия, среди которых выделяются слова, с помощью которых мы общаемся с животными («тпру!», «но!», «кис-кис» и др.) и которые неприменимы при обращении к человеку и расцениваются как оскорбительные. Есть также интонации для обращения с животными, также неприменимые в обращении к человеку[37].

Речь имеет, по Поршневу, две последовательные фазы. Первая реакция на звуки человеческой речи – как у высших животных, так и у человека – это непроизвольное торможение, когда на долю секунды слышащий останавливается, замирает, замолкает. Это так называемая фаза «интердикции» (запрета, торможения). Вторая фаза реакции на речь – уже какое-то ответное действие. Поршнев тут употребляет слово «прескрипция» (предписание, команда). То есть при помощи речи осуществляется торможение и возбуждение нервной системы.

Первичная функция речи названа Поршневым суггестией то есть внушением. Благодаря суггестии человек получил могучее средство воздействия – в начале на животных, а затем и на себе подобных.

Вся дальнейшая эволюция человека - от троглодитид до современного неоантропа - свелась только к развитию второй сигнальной системы, то есть эволюционировал мозг, точнее, его лобные доли, отвечающие за речевое поведение, в то время как все остальные органы уже значительно не менялись.

Собственно человеческая деятельность начинается не с изобретения и применения орудий труда – он достаточно убедительно показывает, что инструменты применяются многими животными в процессе животного труда, то есть не являющегося по-настоящему творческим, а скорее механически выполняемой врождённой программой действий[38]. Скребки, рубила служили для разделывания трупов, добывания себе пищи.

Первое по-настоящему человеческое орудие труда было прирученное животное, а приручение – первым чисто человеческим видом труда. Ни одно другое существо кроме человека не умеет поставить себе на службу особей других видов (если не считать некоторых случаев тесного взаимодействия, которые, скорее можно отнести к симбиозу или паразитированию, как, например, «приручение» тли муравьями). А это древнейшее занятие и сделало человека воистину царём зверей, а в дальнейшем поставило его над природой[39].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сердце как орган высшего познания | Эволюция второй сигнальной системы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.