КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Одическая энергия
Сила слова Восприятие слова На взгляд большинства интеллигентов, слово представляет собой «некоторый … смысл, … понятие, передаваемое другому посредством внешнего и внешне с понятием не связанного сигнала, звукового знака, совершенно условно присоединенного к означенному смыслу». Протестуя против такого подхода, Флоренский указывает на его нелепость: «Остается решительно непонятным, как же может быть связываемо, даже условно, то, что внутренне не имеет никакой связи, и, следовательно, в силу того, что самое условие должно налагаться либо с той, либо с другой стороны, – или материально-механически, или рационально-логически, – не может образовать прочного соединения»[76]. Обладая подобной точкой зрения можно заключить, что слово по сути своей - пустое дуновение голоса, не несущее в себе субъективности говорящего, а просто взятый отвлеченно смысл. Что касается отношения к телесности слова, то Флоренский упрекает все тех же интеллигентов в неспособности увидеть и понять физическую сторону существования слова. Потому что, с позиции физики, слово есть устойчивое образование, воздушный организм, сотканный звуковыми волнами. Исследования советских психологов показали ещё один интересный и до сих пор недооценённый аспект речевого воздействия, а именно – восприятие слова, слушание как активный процесс. До этого существовало и существует ложное представление, будто активной стороной является только говорящий: речь однонаправлено течёт к пассивному слушателю. На самом же деле «рецепция звукового сигнала, т.е. физических звуков чужой речи, у человека занимает около 100 миллисекунд; со скоростью около 150 миллисекунд наступает беззвучная, т.е. крайне редуцированная имитация услышанных звуков; со скоростью 300-400 миллисекунд - распознание звуков уже по фонемам как речевых символов, т.е. их фонематическое "понимание"[77]. Если так, то на второй стадии восприятия – стадии имитации услышанной речи – происходит как бы неслышимое, но вполне действительное «говорение дуэтом». То есть слушать – значить повторять услышанное, соучаствовать в какой-то момент в произнесении речи. Приходит на ум сравнение с эффектом резонанса, когда звук одной струны вызывает ответное звучание второй, настроенной на тот же тон[78]. Через невольную имитацию слушатель проникается состоянием говорящего и только так может понять его – войдя в него. Од – скрытая, повсеместно разлитая сила или энергия, проявления, «сгустки» которой заметны лишь особо чувствительным людям, – был описан бароном Карлом фон Рейхенбахом (3788 – 1869). Такое название энергии было дано в честь в честь норвежского бога Одина, управляющего миром. Изучая вопрос магичности слова, отец Павел Флоренский вспоминает и об опытах Поля Жуара с прибором стенометром, состоящим из легко вращающейся стрелки под стеклянным колпаком. В ходе исследования ученый доказал возможность передачи нервной энергии и хранения ее различным веществам. Флоренский уточняет, что «размеры силы, исследованной Жуаром, очень ничтожны, но дело не в величине, а в принципиальном признании самой силы. Если в опытах описываемых она была ничтожна, то нет сомнения, что выделение силы может быть теми или иными способами поднято, и запасы ее теми или иными приемами сделаны неограниченными»[79]. Выделение ода происходит в тех частях тела, где сосредоточены важнейшие нервы, - указывает Флоренский. Именно таким участком высокоразвитой нервной энергии является область голосовых органов. «Воздушная масса, первично образующая слово, исходит из самых средоточий нашего тела и, следовательно, напитывается, пропитывается и пронизывается одом, сколько возможно это вообще для данного организма в данном его состоянии наибольшего подъема внутренней жизни»[80]. Это еще раз доказывает, что слово – энергия особого свойства и характера. Она зарождается, зреет и выходит наружу. Именно в этом и состоит основная функция слова - быть высказанным. «Слова любви, не сказанные мною, В моей душе горят и жгут меня…» (К.Бальмонт) – вот хороший тому пример из поэзии. Невысказанное слово мечется внутри нашего организма, рвётся наружу и, если не находит выхода, может привести к серьёзным нервным расстройствам. Муки совести – это и есть муки невысказанного слова. Потребность в собеседнике тоже проистекает от этой физиологической надобности «облегчить душу»[81] Анализируя накопленный опыт в области изучения слова, Флоренский говорит о высокой степени зараженности его оккультными энергиями нашего существа. «Слово делается чрезвычайно уплотненным и тонко дифференцированным одическим сгустком, соблюдающим свою оккультную индивидуальность в течение веков чрезвычайно устойчиво и, вообще говоря, растущим в раз принятом направлении...»[82]. Если подвести итог сказанному о магичности слова, то нужно подчеркнуть, что речевое воздействие посредством живого слова оказывает громадное влияние на природу и людей. Особенно при массовых речевых актах, вовлекающих десятки, сотни, а в иных случаях и миллионы людей. Подобные массовые действа (например, соборная молитва) как целенаправленное излучение совокупных энергий отдельных людей, соединённых в организм толпы представляют реальную силу, способную изменять ход не только общественных событий[83], но и природных явлений. Это древнее представление подтверждается сегодня религиозной и оккультной практикой у многих народов. Поэтому толпотворение (термин С.Г.Кара-Мурзы) – создание коллективного энергоинформационного организма под руководством лидера - есть важнейшая практика современной магии. Глава 7. Система зрелища Обретение наследия П.А.Флоренского русской гуманитарной наукой даёт замечательные результаты, и помогает в решении чисто практических задач. В этой части речь пойдёт о применении учения о. Павла о строении слова при разработке теории элементов зрелища. Флоренский впервые отнёсся к слову объективно, воспринимая его как живой организм, как явление смысла, как разумную психофизическую реальность. Логичным представляется на этом пути сделать следующий шаг – рассмотреть живое слово как зрелище (действо). Речь одного человека как процесс говорения, речевое поведение – воспринимается целостно как «зрелище», воздействующее на все его чувства. Искусственное зрелище - действо - воспринимается как процесс (спектакль, лекция…), или как результат (книга, фильм, картина…). В конце концов – это реализация личности, её объективация. Поэтому перед нами как исходный объект изучения предстаёт живой человек в его речевом поведении. Это поведение вовлекает много элементов, которые по отдельности существуют только как результат теоретического анализа. И тут, памятуя о троичности слова (морфеме, фонеме, семеме), мы в зрелище достаточно определённо видим три соответствующие группы элементов: «инструментально-технические», «актёрские» и «содержательные»[84]. «Технические» (инструментальные) – то, что соотносится с морфемой: во внешне-зрелищной форме это вещи, предметы, орудия человека. Вторая группа элементов – «актёрские» (исполнительские) - психофизиологические проявления говорящего, его телесные средства взаимодействия с природой – его память, речевого аппарат, органы чувств, выражение лица, телодвижения. Третья группа – «содержательные» - то, что относится к смысловому наполнению зрелища, его идейному содержанию. Вот таблица соотношений в строении слова и зрелища:
Не всякая сущность сразу получает возможность полного развития. Это касается и слова, которое стоит за каждым искусственным зрелищем, стремясь себя в нём реализовать. Так, слово, заключённое в книгу не имеет, казалось бы, никаких выразительных средств, кроме собственно буквы (в лучшем случае – иллюстраций). Но она будит воображение – и тогда до слуха читателя доносятся и голоса персонажей, он видит их внешность, движения, короче создаётся полная иллюзия зрелища, подобного фильму (как это у Льва Толстого, о котором замечено, что он пишет «кинематографично»). Неполноценный вроде бы по своим выразительным средствам радиотекст, где нет ничего, кроме голосов, музыки и шумов, - и тот достигает у талантливых звукорежиссёров в союзе с дикторами и музыкальными оформителями высочайших вершин изобразительности. Получается, что слово как бы богаче всякого зрелища, в котором оно угадывается как потенция. Тут напрашивается естественное сравнение семени, развившегося из него конкретного организма. Можно предположить, что, как и у семени, у слова должны быть фазы прорастания, развития в полноту актуального зрелища. И тут мы обратимся к важной для нас идее великого русского мыслителя – антрополога Б.Ф.Поршнева о фазах развития некоторых процессов. Он высказал очень продуктивную теорию о пяти фазах развития, которые наблюдаются во многих областях, где происходит развитие живых систем. Он определяет его как некоторый закон развития объекта в свою противоположность через посредство промежуточного этапа, который, в свою очередь, состоит из трёх диалектических уровней развития [85]. Имеется в виду то, что называется «пятичленки» - фазы общественно-экономических формаций, классический риторический канон, классическая пятичастная драма, и.п. – универсальная модель развития, роста. Интересующий нас процесс прорастания семени тоже пятифазовый: семя, всход, росток, цветок, плод. Применима ли такая модель для объяснения развития отдельных ипостасей слова? С некоторой осторожностью ответим: да. В отличие от семени, фазы развития которого мы можем явственно наблюдать, прорастание слова, его воплощение – процесс умопостигаемый. Попробуем взглянуть на то, какая может быть последовательность прорастания фонемы[86], которая реализуется в том, что можно обозначить как «актёрские» элементы зрелища. Исходная фаза в речевом поведении – интенция, то есть намерение высказаться, а по-иному - «текст», который говорящий собирается как-либо выразить. Текст – «непосредственная действительность мысли и переживания» (Бахтин М.М.), программа, которая прорывается в речи, то есть, прежде всего, в звуках и в том, что эти звуки вызывает – открывание уст, дыхание, работа связок, колебания воздуха и т.д. Реализация текста в живую речь – это ещё не всё. Ведь она направлена на другого – на слушателя, должна пробить какую-то преграду, установить «контакт», связь, создать информационно-энергетический поток. «Контакт» (соприкосновение) - зрительный, слуховой и другие виды связи одного живого организма с другим - рождает новое состояние в собеседниках – они оказываются в едином энергетическом поле, в поле общих чувств и мыслей. Так ощущается, например, «атмосфера зала», которую создаёт, оратор, сумевший овладеть вниманием слушателей, заразить их собственными переживаниями и создать из разрозненных и случайных людей единый организм. Тот, кто говорит, в какой-то степени – медиум (то есть посредник), через которого мы обретаем выход в иные миры, общаемся с невидимыми тонкими сущностями, идеями, а если оратор талантлив и охвачен неподдельным вдохновением, то открываемый им иллюзорный мир предстаёт чуть ли не зримой реальностью. И это настроение можно видеть как выражение лиц собеседников, в их «мимике». Общность настроя не означает одинаковости выражения лиц, но соответствие их («спрашивающий-отвечающий», «гневающийся – устрашённый» «ученик-учитель»); для обозначения такого явления есть термин «парные маски»[87]. И, наконец, вся эта энергия прорывается наружу зримо в «телодвижении» - непроизвольном или осмысленном действии: в движениях рук, всего тела, в танце или вообще какой-то более сложной последовательности действий. Так происходит превращение потенциальной энергии «текста»: посредством «речи» устанавливается энергетический «контакт», преобразующий говорящего и слушающего (или слушающих) в единую коллективную личность, с общим сознанием и эмоциями, с общим наблюдаемым выражением лица, т.е. «мимикой», - к кинетическому действию «телодвижения» Подобная логика и в реализации морфемы – того, что соответствует группе «технических элементов» зрелища. Тут для начала нужно определить, что является первоэлементом этого ряда. Очевидно, что простейший технический способ реализации слова в зрелище – просто записать его на бумаге, изобразить иероглифом, значком, буквами (хотя это может быть и условный жест, знак рукой – тоже своего рода изображения слова). Сама буква неполноценна, безгласна, требует быть озвученной (она создана именно для того, чтобы извлекать из человека какой-то определённый звук, т.е. своего рода инструмент воздействия на личность). Второй технический элемент – «звук» (или фонограмма – динамическое воплощение статической буквы). Тут имеется в виду именно акустическое явление буквы, её звучание. Вот теперь мы подходим к третьему элементу, возникающему, так сказать, вместе со звуком: к человеку, который этот самый звук производит точнее, к извне воспринимаемому его облику. Назовём условно этот элемент «внешностью» (внешность человека связана с обстановкой, в которой он в данный момент пребывает, с пространственным контекстом, составляя с ним единое целое). Это не образ личности, но личина, оболочка, воспринимаемая как элемент зрелища, просто видимое физическое тело. Внешность можно рассматривать как искусственное, техническое произведение (имеющее естественную, биологическую основу). Всё в ней – от причёски, усов или бритого подбородка до одежды, грима и украшений – всё являет собою произведение парикмахерского, портняжного, гримёрского и других искусств. От этого нам легко перейти к пониманию следующего в этом ряду элемента – прямо вырастающего из предыдущего – к «изображению» (изоматериалу). Это уже чисто эстетическая реальность: иллюстрации, картины, видеоролики, рисунки – всё, что создаёт иллюзию особого мира. Изображение – всегда мнимость, подмена реальности: живого – мёртвым (скульптура), объёмного - плоским (живопись), реального – мнимым (кино), конкретного – абстрактным (таблицы и диаграммы, схемы) и т.п. В своей последней, пятой фазе мнимость становится реальностью, «вещью», воплотившимся замыслом. «Вещь» мы здесь понимаем как предмет, как инструмент оратора (реквизит фокусника, указка в руках учителя, маршальский жезл, архиерейский посох и т.п. Та потенция, которая заключена в «букве» овеществляется, становится вещью. Пора перейти к третьей группе элементов зрелища – «содержательным», к той, что произрастает из семемы. Её первоэлемент можно назвать «тезисом». По Аристотелю тезис – это предположение сведущего в философии мудреца, которое отличается от общепринятого, то есть нечто, привносящее новизну в этот устоявшийся миропорядок[88]. В отличие от косной морфемы, достаточно узнаваемой фонемы, семема всегда нова, каждый раз имеет иной смысл, отличный от конвенционального значения. Ради сообщения новой идеи только и произносится слово. И чем она необычнее, тем более требует обоснования. Как же прорастает этот новый смысл, стремясь к цели - слушателю? Очевидный или кажущийся таковым тезис сопротивления не встретит. Но в другом случае от говорящего требуется обосновать тезис, то есть в пределе показать, что его высказывание не противоречит здравому смыслу. Новизна в той или иной степени должна быть в каком-либо согласии с обычаем, если хочет вообще быть. Таким образом, после тезиса выступает второй элемент – назовём его «общие истины» (составляющий с тезисом диалектическую пару противоположностей). Логически он выступает по отношению к тезису как аргумент. В повседневных разговорах достаточно бывает сослаться на обычай, (я считаю то-то и то-то, потому что так считали все наши предки, так было всегда и т.п.)[89], чтобы тебя сразу поняли. Человек, во всём согласующийся с обычаем, лишён того, что принято называть яркой индивидуальностью: его высказывания тривиальны, банальны. На иной уровень убедительности выходит тот, кто привносит небывалое начало в своей речи, ссылаясь на свой личный опыт для обоснования новой идеи. Ссылку на индивидуальный опыт - противоположное «общим истинам» - можно считать третьим элементом группы содержательных элементов. Назову его «личное мнение». Этот тип аргумента силён постольку, поскольку он связан с авторитетностью говорящего или того, на чей личный опыт ссылается этот говорящий. Следующий элемент содержательной группы можно обозначить как «документ». «Документ» в некотором смысле – всякий материальный носитель текста. Главное его свойство – неизменность, раз и навсегда определённость. В зрелище этот элемент может появиться как, например, вещественное доказательство (в суде), как ссылка на какой-то реальный документ (закон, статью, книгу и т.п.) Сила документа связана с авторитетностью его автора. Итак, доказывая свой тезис, оратор обосновывает его, указывая на непротиворечивость его с аргументами: общепринятыми коллективными суждениями, личными мнениями авторитетных людей, записанными официальными документами. И последний, пятый элемент – то, чем предстаёт тезис, прошедший через горнило доказательства на плечах верных аргументов и ставший чем-то очевидным и нашедшим своё место в привычной картине мира слушающего. Его истинность измеряется степенью логичности, предстающей в процессе демонстрации связи его с аргументами. Так бывает в хорошей судебной речи или теореме («что и требовалось доказать»). Сомнительное в начале становится в конце несомненным, вплетается в систему связей знакомого мира. Процесс связывания тезиса и аргументов называется демонстрацией: это и этап доказательства, и, по сути, самое доказательство. Поэтому для обозначения последнего в ряду элементов применим слово «логика» в смысле целостности содержания, непротиворечивости, последовательности, когерентности, связности текста. Для наглядности сведём получившиеся элементы в виде одной таблицы. Таблица элементов зрелища
Глава 8. Типология систем массовой коммуникации Общение осуществляется между природой, человеком обществом. Вся вселенная пронизана потоками энергий, осуществляющими её единство как целостного грандиозного организма. В нашем курсе мы больше занимаемся взаимоотношениями в обществе и теми системами, которые обеспечивают единение и разъединение людей[90]. Термин «массовая коммуникация» часто используется для обозначения частного случая коммуникации, а именно, - при помощи технических каналов связи[91]. В последнее время понятие «средства массовой коммуникации» стали отделять от понятия «средства массовой информации». К средствам массовой информации относятся: пресса, радио, телевидение; кинематограф, звукозаписи и видеозаписи; видеотекст, телетекст, рекламные щиты и панели; домашние видеоцентры, сочетающие телевизионные, телефонные, компьютерные и другие линии связи. Иные способы распространения информации, которые ранее не включали в понятие массовой коммуникации, в частности, живое общение людей в быту, массовые праздники, театр, школу и т.п. – теперь тоже признаны явлениями массовой коммуникации.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |