КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О взаимодействии систем СМК
Любое развитое современное общество располагает двухвидовым квартетом СМК. · В первый тип входят: массовые действия карнавального типа, народные демонстрации, народный театр, обрядовые действия (условно - «Карнавал»). · Второй тип: современный театр, митинги, собрания формальных и неформальных групп, церковная служба как действие и т.д.(условно «Собрание»). · Третий тип: библиотеки, выставки, музеи, наглядная агитация (условно — «Книга»). · Четвертый тип: кинематограф, телевидение, радио, печать (условно — «Фильм»). Каждый из четырех типов ССМК располагает соответствующим ему типом текста и суммой выразительных средств, соответствующих типу текста. · ССМК-1 соответствуют «карнавальные», «народно-театральные» типы текста; · ССМК-2 — спектакль современного театра, церковная служба, собрания формальных и неформальных групп как тексты; · ССМК-3 - «книжный» текст; · ССМК-4 - кинофильм или телефильм, радиопередача, периодические издания (газета, журнал) как тексты. Наблюдается проникновение одних текстовых форм в другие (например, современное театральное представление может включать в себя фильм, выставка или музей могут стать место проведения экскурсий и презентаций и т.п.) Автор данной теории обращает внимание на проблему распределения техники и эстетики суггестии (внушения) и контрсуггестии по типам систем средств массовой коммуникации. Наблюдается интересное соответствие и распределение суггестии контрсуггестии по типам ССМК. Развитие современных типов ССМК Буданцев более связывает с убеждением научными. Преобладающим типом коммуникации технически развитого общества, как было уже отмечено, является ССМК-4. Но это не значит, что полная техническая ССМК действует наиболее эффективно и всегда на всех уровнях: она обеспечивает коммуникационное единство больших социальных общностей. Задачи же, например, в области управления внутри коллективов, в области образования, индивидуального самообразования эффективно решаются при помощи других типов ССМК. Кроме того, сама аудитории может использовать другие типы ССМК, противопоставляя их полной технической. В частности, это наблюдается тогда, когда официальная и неофициальная пропаганда, официальное и неофициальное общественное мнение обнаруживают большое расхождение, несовпадение по своим установкам. В технически же неразвитых обществах полный технический тип ССМК вообще не является преобладающим. Абсолютного средства воздействия среди типов ССМК нет – подчёркивает Ю.П.Буданцев. Наиболее эффективно комплексное использование всех типов ССМК – подчёркивает автор[95]. Не каждое государство, однако, в состоянии реализовать такое использование систем. Автор предупреждает против принижения значение какой-либо из систем СМК и в теории, и на практике. ССМК-5 («Сеть»)
Но современные исследования показывают, что типология ССМК не ограничивается четырьмя типами систем[96]. В условиях технического развития происходит одновременный упадок культуры (культура сменяется цивилизацией, по Шпенглеру) и усиливаются центробежные, разрушительные силы в обществе. Иерархическому устройству начинает противостоять всё усиливающееся сетевое. Прежние ССМК по преимуществу обеспечивали иерархическое устройство, служили сплочению общин на разных уровнях. Складывающаяся в противовес им очередная ССМК-5 имеет функцию скорее разобщения и десоциализации индивидов. Сетевые общественные структуры – а суть их в том, что они объединяются как относительно самостоятельные организации, действующие без единого координирующего центра – носят, по мнению многих современных исследователей, исключительно разрушительный характер (например, тайные общества, террористические организации, организованные преступные группировки, мафии, тоталитарные секты и т.п.). Для обеспечения деятельности подобных структур возникает тип коммуникации, который можно обозначить условно как «Сеть». Это такая система связей коллективов и отдельных личностей, при которой каждый субъект общения является самостоятельным, независимым, полифункциональным и безответственным. Пространственных и общественных границ для сетевого общения в принципе нет. Связи могут быть как прямые, так и обратные. Телефонная сеть, радиосеть, сотовая связь, Интернет – явление, прекрасно иллюстрирующее такое положение. Сеть – явление достаточно древнее и обеспечивает деятельность, как правило, международных антигосударственных сил (сеть масонских лож, революционные организации типа интернационала и т.п.). Появление ССМК-5 не зависит от уровня технического развития, а является только порождением общественных условий распадающихся обществ. ССМК-5, сетевые структуры присутствуют неявно в любом обществе, в любом государстве. Например, слухи - жанр, присущий сетевой коммуникации (Интернет полнится именно слухами или откровенными выдумками). По своим основным характеристикам ССМК-5 соответствует характеристикам ССМК-1, «Карнавалу»: полифункционализм участников, всеохватность действия-зрелища, обратные связи. Но существенное различие – это, во-первых, смешанный тип связи (как технические, так и живые), и, во-вторых, что самое главное – анонимность участников зрелища. Анонимность противопоставляет отдельного участника всем прочим. Теряя человеческое имя (заменяемое на псевдоним, IP-address, login, nickname, и прочие ложные имена) он утрачивает и свой главный человеческий признак, десоциализируется, становится полностью изолированной индивидуальностью. Эта анонимная и свободная личность получает возможность практически бесконтрольного самовыражения, самореализации - вплоть до самых непристойных и страшных проявлений души, что мы постоянно обнаруживаем в Интернете. Хотя и в других сетевых пространствах, где гарантируется анонимность, такое тоже бытует, например, анонимки в почтовой сети, анонимные звонки по телефону, слухи, сплетни распускаемые неизвестно кем. То есть сетевых пространств помимо Интернета может быть множество, и они находятся на разной степени технической оснащённости. В ССМК-1 – «Карнавале» - человек предельно обнажён и неанонимен, он полностью предстоит перед всеми и сливается с окружающими, отождествляется со своим окружением, он среди своих и все кругом считают его своим: полная социализация, хотя и подавляющая индивидуальность. Таким образом, ССМК-1 и ССМК-5 являются противоположностями и находятся на полюсах эволюционной общественной лестницы.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |