Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неясности проблемы

ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРА ИЗДАНИЙ - ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ЖУРНАЛИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Овладевший основами технологии производства текстов для массовой информации, приступает к изучению теории и практики организации систем массовой коммуникации. Круг предметов можно определить через понятия "маркетинга" и "менеджмента". По-русски это означает: организация производства под прогнозируемый спрос и управление работой производственных коллективов. Вот тут, очевидно, мы и обнаруживаем действительный предмет высшего журналистского образования. Овладение им есть цель второй ступени: подготовка организаторов изданий (высшее специальное образование).

Это система дисциплин дающих системный взгляд на вещи: политология, основы права, экономика, практическая социология, технология информационного производства, основы управления производственным коллективом... Студент целенаправленно должен готовиться к практике в качестве аналитика деятельности конкретных систем массовой информации (издательств, газет, журналов, теле и радиостудий) уметь провести всестороннее исследование выбранного им издания, всех его подсистем, - как творческих, так и технических служб; составить модель издания, всесторонне оценить его деятельность с целью выявления резервов эффективности, дать рекомендации по реорганизации системы.

В дальнейшем обучение следует нацеливать на выполнение студентом самостоятельной (индивидуальной или коллективной) выпускной работы по прогнозированию, моделированию и конструированию нового конкретного издания (газеты, журнала или студии).

В дополнение к уже имеющейся хорошей риторической школе эта подготовка дает специалиста, ориентированного наилучшим образом на самостоятельную работу в условиях диверсификации информационного производства.

 

Важнейшая составная часть полноценного журналистского образования - идеологическая. Выпускник факультета журналистики государственного учебного заведения не должен воспитываться как идеолог какой-то одной партии. Многопартийность предполагает множество идеологий в России. Но державные интересы требуют, чтобы в государственной высшей школе исповедовались некоторые единые не противоречащие интересам общества цели и ценности.

Систему воспитания будущих журналистов, видимо, придется строить исходя из взгляда на журналистику и систему МК в целом как на охранительный общественный институт. И поэтому мы должны в высшей степени критически воспринимать опыт западной, прежде всего англо-американской журналистики, замешанный на изначальном противопоставлении государства и общества в целом. Наш идеал, русский духовный настрой иной - соборность, предполагающая примирение родов, семей, сословий и классов.


[1] При изучении свойств элементарных частиц размывается граница между материей и энергией: например, электрон, имеет как свойства корпускулы, так и свойство волны. Электричество мы называем энергией, но то, что образует электрический ток – поток электронов. А электрон имеет массу покоя, - признак, присущий материи. «Плотная» материя на микроуровне как бы исчезает и предстаёт как сгусток энергии. В случае аннигиляции – взаимоуничтожения частиц и античастиц, например, соударения электрона и позитрона – происходит превращение их в электромагнитное излучение. Наблюдается и обратный процесс – превращения поля в частицы и античастицы. Все подобные открытия относительно недавнего времени позволяют говорить, что энергия есть форма существования материи. (См. об этом: Архиепископ Лука. Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 1997. Гл. 1.)

[2] «Информации не существует независимо от сигнала, она имманентно воплощена только в сигнале. Однако информация независима от энергетической характеристики сигнала (которой он всегда обладает), она независима от физико-химических свойств своего носителя. Одна и та же информация может быть воплощена и передана разными сигналами. Это означает, что одна и та же модель может в принципе строиться на разных субстратах, лишь бы они удовлетворяли требованиям специфической организации сигнала». – Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М.: Наука, 1971, С. 386.

[3] См. Н. Винер "Кибернетика и общество". Тайдекс Ко, 2002 г.

 

[4] Общественные науки в западной традиции обычно включают в себя культурную антропологию, экономику, политологию, социологию, криминологию и социальную психологию.

[5] См. Семенков О.И. Информация // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. - Мн.: Книжный Дом. 2003.

 

[6] См. БСЭ

[7] См., напр., Философская энциклопедия

[8]Вера определяет культ, а культ — миропонимание, из которого далее следует культура. - Флоренский П.А. Автореферат // Сочинения в 4 т.т.,М.:изд-во "Мысль", 1994.- Т.1, С.39.

[9] Аристотель заметил как-то, что «государство есть общение» - то есть система равна процессу, который ради которого она создана; а раз так, то не будет большой натяжкой сказать, что и культура есть общение. См. Аристотель. Политика. Книга первая (А). I, 1.

 

[10] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология //Собр. Соч. Т.3, с.39 - в примечании.

[11] Родом называется исходный, древнейший тип коллектива (люди, связанные между собою кровным родством и носящие обще родовое имя); он обычно состоит из немногих кровных родственников. Но и целый народ (на-род) может рассматриваться как родовой коллектив (объективно это так и есть, хотя народ коллективом себя осознает не все время, а только в дни либо больших торжеств с участием огромного числа людей, либо в дни грозящей всем в одинаковой степени смертельной опасности, например, в дни бедствий, войны, вторжения иноплеменников). См. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.

 

[12] В общих чертах на эту закономерность указал Ф. Энгельс в своей замечательной работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В предисловии к ней он указывает на обратно пропорциональные отношения между функциями продолжения рода и производства вещей: «Общественные порядки…обусловливаются обоими видами производства: ступенью развития, с одной стороны – труда, с другой – семьи (подчеркнуто мною – М.П.). Чем меньше развит труд, чем более ограничено количество его продуктов, а, следовательно, и богатство общества, тем сильнее проявляется зависимость общественного строя от родовых связей».- Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. 2-е изд. Т.21, С.26.

[13] Судьба СССР – иллюстрация этого положения. В частности, на протяжении всех 70 лет искусственно создавалась диспропорция между двумя главными функциями общества: производством вещей и производством людей. Другими словами, чрезмерно развивались промышленность и городское хозяйство при одновременной деградации села и третировании семьи как общественного института. – См. об этом Пряхин М.Н. Приоритеты общества и официальная пропаганда//Философские проблемы массовых информационных процессов. М., изд. УДН, 1989. Потому Россия и переживает демографическую катастрофу, что при коммунистах и их преемниках – демократах отрасль «производство человека» планомерно уничтожалось и уничтожается. Громадную роль в этом играет пропаганда через телевидение, глянцевые журналы и т.п., насаждающая у молодых людей ложное представление о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Образ Матери с младенцем – самый непопулярный в этих изданиях, а родовые и семейные традиции осмеиваются.

Жертвой извращённой пропаганды в СССР прежде всего были славянские народы. Кавказ и азиатские республики, где промышленное развитие отставало и растлевающее влияние русскоязычных СМИ было меньшим, сохранили родоплеменную культуру. Они дают теперь громадный прирост населения, избыток которого устремляется на освоение России, вытесняя и замещая русских, которые утратили свою родовую и семейную организацию и не способны противостоять вторжению сплочённых гостей.

Это крушение великороссов – было запланировано ещё в 1923 году на 12 съезде правящей РКП(б), где устами Н.Бухарина было объявлено: «Мы в качестве бывшей великодержавной нации... должны поставить себя в неравное положение... Только при такой политике, когда мы себя искусственно поставим в положение, более низкое по сравнению с другими, только этой ценой мы сможем купить доверие прежде угнетенных наций». Резолюция съезда подвела итог: «Решительная борьба с пережитками великорусского шовинизма является первоочередной (подчёркнуто мною – М.П.) задачей нашей партии» (Двенадцатый съезд РКП/б/. Стеногр. отчет. М., 1968; С.481, 484, 494—495, 613, 694 и др.). Партия никогда официально не отрекалась от этой линии вплоть до своего крушения в 1991 году и последовательно проводила политику развития национальных окраин за счёт русских.

Нынешняя власть тоже делает ставку на растущие национальные меньшинства и стимулирует приток иммигрантов. Эта политика поставила Россию на грань гражданской войны, которая приобретает явно межэтнический характер.

[14] Пока этот термин не имеет строгого определения. Наряду с ним используются другие термины: «информационная экономика» (information economy), «производство знаний» (knowledge industry), «информационная отрасль» (information industry). – См.: Дрешер Ю. Организация информационного производства. С.21.

[15] Например, в США уже с 1974 года более половины населения занято в сфере информационных услуг. Это позволяет некоторым исследователям говорить о том, что в США существует «информационное общество». – См. Там же. С.34.

[16] См. Шпенглер О. Закат Европы.

[17] Эта замечательная очень практичная универсальная модель ситуации впервые предложена Ю.П.Буданцевым. См. его работы, напр. В контексте жизни. М.: Мысль, 1979; Системность в изучении массовых информационных процессов. М.: УДН, 1986.

[18] 0 понятии коллектива см.: БСЭ, 3-е изд.; т.12, с.425.

[19] Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982, с.193.

 

[20] Рубакин Н. А. Пропагандология. Теория и практика распространения знаний, идей, настроений и действий с наименьшей затратой сил, времени и средств. 1935 – 1936. (Отдел рукописей РГБ, ф. 358, кар. 76). Рубакин поставил вопрос о предмете этой науки, но определил лишь три его элемента: коллектив – личность – текст.

 

[21] Так однажды в интервью радио «Свобода» главный редактор еврейской эмигрантской газеты в Нью-Йорке «Новое русское слово» очень точно сказал: «мы издаём газету для иммигрантов из бывшего СССР и наша задача – сделать из них американцев». Иными словами, они помогают сориентироваться и привыкнуть к новой среде.

[22] См. Ленин В.И. Что делать? Полн. собр. соч. – Т.6.

[23] По данной проблеме уже накоплена большая литература. Это, в первую очередь, труды специалистов по психофизике и научной парапсихологии, (Дубров А.П., Ли А.Г., Пушкин В.Н., Васильев Л.Л. и др.); работы, посвященные энергоинформационным теориям, теориям сознания (Коган И.М., Акимов А.Е., Шипов Г.И. и др.); работы по исследованию энергоинформационных взаимодействиях (Коёкина О.И., Родионов Б.Н., Васильев Л.Л., Казначеев В.П., Родштат И.В., Охатрин А.Ф. и др.).

 

[24] Ерманский О. А. Научная организация труда и система Тейлора. 4-е изд., М.-Л.: Гос. изд-во, 1924. с. 128-129.

[25] См. Казначеев В.П. Учение о биосфере. М.: Знание, 1985. С.26.

[26] См., например: Kilner, Walter J. Human Atmosphere or the Aura Made Visible by the Aid of Chemical Screens. Kessinger Publishing, 1996. - 344 p.

[27] См., например: Кирлиан, С. Д. Высокочастотные разряды в электрическом поле конденсатора: фотографирование токами высокой частоты, высокочастотная электронно-ионная оптика / С. Д. Кирлиан, В. Х. Кирлиан. Краснодар: Просвещение-Юг, 2003; Коротков К. Г. Эффект Кирлиан. СПб.: Ольга, 1995 и др.

 

 

[28] Цит. по Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, Душа и Тело. М.: Православный Свято-Тихоновский институт, 1997. – С. 26.

Важно отметить, что клетки сердечной мышцы – самые деликатные среди прочих клеток человеческого организма – чутко реагируют на изменение магнитного поля.

[29] Там же.

[30] См. там же. С.29-30.

П.А.Флоренский в творчестве самого влиятельного антихристианского поэта Серебряного века А.А.Блока находит все признаки одержимости. Основной эмоциональный мотив его творчества – тоска, безысходность, ощущение близкой гибели. «Как свидетельствует К.И.Чуковский, Блок всегда говорил о своих стихах так, словно в них сказалась чья-то посторонняя воля, которой не мог не подчиниться, словно это были не просто стихи, а откровение свыше. Часто он находил в них пророчества». – См. Флоренский П.А. О Блоке // Литературная учёба. 1990. №6. С. 96.

Злободневно звучат слова известного в начале 20-го века Св. Иоанна Кронштадтского, наблюдавшего духовное состояние столичной (петербургской) публики, у которой Блок находил живой отклик и понимание: «Когда диавол в нашем сердце, тогда необыкновенная, убивающая тяжесть и огонь в груди и сердце (подчёркнуто мною – М.П.); душа человеческая стесняется, все ее раздражает, ко всякому доброму делу чувствует отвращение... Большая часть людей носит добровольно в сердце тяжесть сатанинскую, т.к. привыкли к ней, то часто и не чувствуют ее и даже увеличивают ее незаметно. Иногда, впрочем, злобный враг удесятеряет в них свою тяжесть, и тогда они страшно унывают, малодушествуют, ропщут, хулят имя Божие. Обыкновенное средство прогнать тоску у людей века сего - вечера, карты, танцы, театры. Но эти средства после еще больше увеличивают скуку и томление сердца. Если же, по счастию, обратятся они к Богу, тогда спадает вся их тяжесть. И они видят ясно, что прежде на их сердце лежала величайшая тяжесть, хотя они часто и не чувствовали ее... Если ты иногда замечаешь в уме и в сердце крайний мрак, скорбь, тоску, тесноту, неверие... тогда знай, что в тебе сила враждебная Христу - диавольская. Эта сила темная и убивающая, прокравшись в наше сердце через какой-нибудь грех сердца, часто не дает призывать Христа и святых, скрывая их за мглой неверия... " (О. Иоанн Кронштадтский " Моя жизнь во Христе " т.1, с. 33-34, 85).

[31] " Но дал вам Господь сердца, чтобы разуметь" (Втор. 29, 4). "Помышления сердца их были зло" (Быт. 6, 5). "Рассеял надменных помышлениями сердца их" (Лк. 1, 51). "Видя помышления сердца их" (Лк. 9, 47). "Чтобы ты узнал помышления сердца твоего" (Дан. 2, 30). "Изрекут... размышления сердца моего знание" (Пс. 48, 4). "Человеку принадлежат предположения сердца…" (Пр. 16, 1). "Слово Божие... судит помышления и намерения сердечные" (Евр. 4, 12). "Размыслите в сердцах ваших" (Пс. 4, 5). "Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?" (Мф. 9, 4). "Что вы помышляете в сердцах ваших?" (Лк. 5, 22). "Помышляли в сердцах своих" (Мк. 2,6; Лк. 3, 15) и т.п.

 

[32] Там же. С.39

[33] Там же.

[34] Далее Архиепископ Лука приводит примеры из своей хирургической практики: «У молодого раненого я вскрыл огромный абсцесс (около 50 кубич. см, гноя), который несомненно разрушил всю левую лобную долю, и решительно никаких дефектов психики после этой операции я не наблюдал. То же самое я могу сказать о другом больном, оперированном по поводу огромной кисты мозговых оболочек. При широком вскрытии черепа я с удивлением увидел, что почти вся правая половина его пуста, а все правое полушарие мозга сдавлено почти до невозможности его различить. – Там же, С.48-49. Подобных медицинских свидетельств о второстепенности функций мозга - множество.

[35] Одной из первых появилась звукоподражательная или ономатопоэтическая гипотеза (ономатопея: греч. όνομα имя, ποείν творить). Одними из первых ее высказали Демокрит и Платон.

Вторая теория, близкая к звукоподражательной – междометная. Сторонниками этой гипотезы были древнегреческий философ Эпикур и биолог Чарльз Дарвин, языковеды Вильгельм фон Гумбольдт и А.А.Потебня. Первотолчком к созданию слов в данном случае считался не внешний мир, а внутренние эмоциональные состояния человека.

Еще одна теория – теория инстинктивных трудовых выкриков (выкрики во время совместной работы становились символами трудовых процессов, протоязык был набором глагольных корней).

Теория социального договора рассматривала язык как сознательное изобретение и творение людей, утверждаемое договором между ними. Эта теория получила популярность в XVIII веке (Кондильяк, Адам Смит, Руссо).

Развитие языка в процессе общественной производственной деятельности подчеркивались и одним из основателей марксизма, Фридрихом Энгельсом: труд и затем членораздельная речь превратили постепенно мозг обезьяны в мозг человека. Труд, язык и сознание (мышление) развивались одновременно, во взаимодействии. Осознание пользы совместной деятельности для каждого отдельного члена общества способствовало более тесному сплочению первобытного трудового коллектива, появлению потребности что-то сказать друг другу.

[36] Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М.: Мысль, 1972.

[37] Поршнев специально не оговаривает, какими именно средствами пользовался предок человека для суггестивного воздействия, но, по-видимому, изначально речевое поведение включало в себя все «выразительные средства» оратора – взгляд, жест, голос… Общее эмоциональное излучение играло, видимо, решающую роль.

1. [38] См. Фройде М. Животные строят. М.: Мир, 1986.

 

[39] Атеист Поршнев подтвердил этим Библейскую истину о первоначальном предназначении человека: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26)

 

[40] См. Поршнев Б.Ф. Контрсуггестия и история // История и психология. М.: Мысль, 1972.

[41] Там же.

[42] Там же. С. 35

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общериторическая подготовка - первая ступень журналистского образования | См., например: Успенский В.Б., Чернявская А.П.. Введение в психолого-педагогическую деятельность. М.: Владос. 2008. – С.81-82
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.