КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Экономическая информация на предприятиях и способы ее описания
Введение. Основные понятия и роль информационных систем и технологий в управлении предприятиями. Лекция №1 1. Задача накопления, обработки и распространения (обмена) информации стояла перед человечеством на всех этапах его развития. В течение долгого времени основными инструментами для ее решения были мозг, язык и слух человека. Первое кардинальное изменение произошло с приходом письменности, а затем изобретением книгопечатания. Поскольку в эпоху книгопечатания основным носителем информации стала бумага, то технологию накопления и распространения информации естественно стали называть “бумажной информатикой”. Положение в корне изменилось с появлением электронных вычислительных машин (ЭВМ). Первые ЭВМ использовались как большие автоматические арифмометры. Принципиально новый шаг был совершен, когда от применения ЭВМ для решения отдельных задач перешли к их использованию для комплексной автоматизации тех или иных законченных участков деятельности человека по переработке информации. Так появилось определение «система». В переводе с греческого «systema» – целое, которое состоит из частей. Термин «система» существует уже более двух тысячелетий. На сегодняшний день существует свыше 500 определений термина, однако, используя любой из них, в первую очередь необходимо иметь ввиду то задание, которое ставит перед собой исследователь. Системой может быть и один компьютер, и автоматизированная линия или технический процесс, в которых компьютер является лишь одним из компонентов, и несколько разных предприятий, которые функционируют, как единая система в одном направлении промышленности. Изучая систему более детально, понимаешь, что она может состоять из подсистем или быть одним из элементов большой системы. В данном случае целью предмета является – показать, где и как возникают информационные системы. Существование производственных и экономических объектов определяется их назначением удовлетворять те или иные потребности общества. Каждая такая организация вступает в определенные отношения с окружением, которое состоит из массы элементов, взаимодействие которых и обеспечивает его существование и выполнение им своего назначения. Результатом взаимодействия организации с окружением являются изменения разного характера. Эти изменения могут иметь две противоположные формы – деградация (разрушение) и развитие (накопление информации).Эти изменения в организации вызывают необходимость в управлении, т.е. целенаправленных действий, которые обеспечивают достижение целей, стоящих перед организацией. В связи с чем в организации можно выделить объект управления и орган управления. Их совокупность является системой управления. Взаимодействие органа с объектом управления осуществляется как передача информации. Так образуется замкнутый информационный контур, который вместе со способами информации, ее передачи, обработки и сохранении, а так же с персоналом, который осуществляет данные действия образует информационную систему данной организации. Информационные системы – это совокупность взаимосвязанных средств, которые осуществляют хранение и обработку информации. В информационную систему данные поступают от источника информации. Эти данные отправляются на хранение либо претерпевают в системе некоторую обработку и затем передаются потребителю. Потребителем может быть человек, устройство или другая информационная система. Между потребителем и собственно информационной системой может быть установлена обратная связь. В этом случае информационная система называется замкнутой. Канал обратной связи необходим, когда нужно учесть реакцию потребителя на полученную информацию. Одним из первых примеров подобного системного применения ЭВМ в мировой практике были так называемые административные системы обработки данных: автоматизация банковских операций, бухгалтерского учета, резервирования и оформления билетов и т.п. Решающее значение для эффективности систем подобного рода имеет то обстоятельство, что они опираются на автоматизированные информационные базы. Это означает, что в памяти ЭВМ постоянно сохраняется информация, нужная для решения тех задач, на которые рассчитана система. Она и составляет содержимое информационной базы соответствующей системы. Информация – это объекты, явления, события, которые уменьшают меру неопределенности, недостатка знаний, которые можно осуществлять путем передачи устным, письменным или другим способом. Таким образом: - информация – несет в себе что-то новое, что уменьшает неопределенность; - информация – это отображение действительности в мышлении человека; - информация – стала уведомлением, поскольку она выражена определенным языком в виде знаков; - информация – передается по каналам общественных коммуникаций.
Когда ведут речь об информации, то имеют ввиду следующее: - информация достоверна, если она не искажает истинного положения дел; - информация полная, если ее достаточно для принятия и исполнения решений; - информация четкая и понятная, если она выражена языком, понятным для тех, кому она предназначена; - ценность и качество информации – это мера развития и расширения совокупностей знаний, находящихся в распоряжении пользователя, мера продвижения к цели; - адекватность информации – это определенный уровень ответственности, который создается с помощью полученной информации, образа реального объекта, процесса, явления и т.д. При решении очередной задачи система нуждается во вводе только небольшой порции дополнительной информации, остальное берется из информационной базы. Каждая порция вновь вводимой информации изменяет информационную базу системы. Эта база (информационная, или база данных) находится, таким образом, в состоянии непрерывного обновления, отражая все изменения, происходящие в реальном объекте, с которым имеет дело система. Хранение информации в памяти ЭВМ придает этой информации принципиально новое качество динамичности, т.е. способности к быстрой перестройке и непосредственному ее использованию в решаемых на ЭВМ задачах. Устройства автоматической печати, которыми снабжены современные ЭВМ, позволяют в случае необходимости быстро представить любую выборку из этой информации в форме представления на бумаге. По мере своего дальнейшего развития административные системы обработки данных перерастают в автоматизированные системы управления соответствующими объектами, в которых, как правило, не ограничиваются одной ЭВМ, а в составе двух и более ЭВМ объединяют в вычислительный комплекс. В этом ряду особое место занимают базы данных и другое программное обеспечение, связанное с их использованием в качестве инструмента для управления предприятиями и рационализации труда. Их использование позволяет сократить время, требуемое на подготовку конкретных проектов, уменьшить непроизводительные затраты при их реализации, исключить возможность появления ошибок в подготовке документации, что дает для предприятия прямой экономический эффект. Поэтому в настоящее время велика потребность предприятий в компьютерных программах, поддерживающих и согласующих работу управленческого и финансового звеньев компании, а также в информации о способах оптимального использования имеющегося у компании компьютерного оборудования. 2. Поскольку в дальнейшем речь, прежде всего будет идти об экономических предприятиях, то прежде всего нас будет интересовать экономическая информация. Экономическая информация – это совокупность знаний о социально-экономических процессах, которые служат для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. К характеристикам экономической информации следует отнести: - большие объемы; - многоразовое повторение циклов ее получения и переработки в определенные временные периоды (месяц, квартал, год и т.д.); - разнообразие источников и потребителей. Классификация экономической информации: - по функциям управления - плановая - нормативная - отчетная - аналитическая - по отношению к объекту управления - входящая (внутренняя, внешняя) - исходящая (внутренняя, внешняя) - по моменту возникновения - первичная - вторичная - по содержанию - условно-постоянная - условно-переменная - по характерному содержанию - информация о предметах - информация о процессах - по элементам структуры - реквизит - показатель - массив - информационный поток - информационная база Рассмотрим более конкретно последний признак классификации. Под символом подразумевают элементарный нетрадиционный сигнал информации, которая не имеет самостоятельного значения (буква, цифра, знак). Реквизит – это наиболее простая структурная единица информации, которая отображает количественную и качественную характеристику объектов предметной области. Различают форму и значение реквизитов. Форма реквизита определяется в его названии, например – профессия, а значение реквизита «профессия» – это название конкретной профессии, например – технолог, экономист, операционист и т.д. Процесс преобразования экономической информации в соответствующие данные можно изобразить следующим образом.
Существует два метода классификации: 1. Иерархический 2. Фасетный Иерархический метод – это последовательное разделение объектов на подчиненные классификационные группировки. Фасетный метод – параллельное разделение объектов на независимые классификационные группировки. Кодирование – это процесс создания кодов и присвоение их объектам, полученным в ходе классификации. Два вида кодирования: 1. Регистрационный 2. Классификационный Регистрационный делится на – порядковый и серийно-порядковый, классификационный на – последовательный и параллельный. Порядковый метод – создание кода из чисел натурального ряда и его присвоение. Наиболее простой метод. Серийно-порядковый – создание кода из чисел натурального ряда с закреплением отдельных диапазонов этих чисел за объектами классификации с одинаковыми признаками и его присвоение. Последовательный метод – создание кода классификационной группы и объекта классификации с использованием кодов последовательно размещенных подгрупп, полученных иерархическим методом классификации и его присвоение. Параллельный метод – создание кода классификационной группы и объекта классификации с использованием кодов независимых групп, полученных фасетным методом и его присвоение. Результаты классификации и кодирования фиксируются в документах, получивших название классификаторов.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |