КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос. Профессиональное консультирование школьников
Возрастные особенности профконсультирования школьников У школьников старшего возраста ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная, осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение. Особую актуальность приобретает вопрос: кем быть? Начинается активный поиск своей будущей профессиональной роли и экспериментирование в разных ролях. На разных возрастных этапах профессиональное самоопределение выражено в различной степени. В связи с этим в управлении профориентацией школьников опора делается на ведущий вид деятельности в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Для эффективного управления профессиональным самоопределением учащихся выделяют показатели, на которые следует обратить внимание, чтобы субъект развивался как профессионал: 1. Информированность учащегося, знание видов профессионального образования, состояния рынка труда, содержания и условий труда по избранной профессии, учебных заведений, где можно получить избранную профессию (специальность). 2. Сформированность общественно значимых мотивов выбора профессии (сближение профессиональных намерений с потребностями рынка труда). 3. Выраженность профессиональных интересов: наличие устойчивых профессиональных интересов в определенной области деятельности и конкретной профессии. 4. Наличие специальных способностей к определенному виду профессиональной деятельности. 5. Практический опыт в области избранной трудовой деятельности (занятия в кружках, секциях, музыкальной школе, на факультативах и т.д.). 6. Сформированность и устойчивость профессиональных намерений, их обоснованность (достаточные знания о содержании профессии, условиях труда, путях получения образования по специальности, а также о своих интересах, склонностях и способностях). 7. Реальный уровень профессиональных притязаний (интересы, способности, самооценка, профессиональные намерения учащихся согласуются между собой, и степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности). 8. Состояние здоровья, позволяющее избрать данный вид деятельности (профессию), что подтверждается при необходимости заключением врача. Временный перечень медицинских противопоказаний к различного рода работам введен приказом Минздрава России в 1996г., вот, например, для геологоразведочных работ в труднодоступных районах ограничением являются стойкое понижение слуха, нарушение вестибулярного аппарата, нарушение остроты зрения более 0,5 диоптрий. Для нас более интересным является дополнение к этому списку 1998 года, в которым введены ограничения для зрительно-напряженных работ, связанных с непрерывным слежением за экраном дисплеев. Поскольку сейчас компьютеры стоят везде, при желании можно уволить любого сотрудника с высокой степенью близорукости и дальнозоркости (8 диоптрий), астигматизмом, дальтонизмом и прочими глазными болезнями. Основным критерием эффективности работы по профориентации в школьный период является сформированность профессионального плана оптанта. Основная задача профконсультирования клиента в ситуации выбора профессии — помочь человеку ответить на 3 главных вопроса: что он хочет, выбирая профессию («хочу»), что может («могу») и что пользуется спросом на рынке труда («надо»). «Хочу» часто является ошибочным, так как большинство подростков имеют недостаточные знания о мире профессий, ошибочное представление о содержании профессий. Часть молодежи желает получить престижные профессии (маркетолог, менеджер, дизайнер, психолог-консультант и т.д.), не задумываясь о том, какие требования предъявляют эти профессии к человеку. Понятие «могу» включает в себя: · образовательный уровень и качество знаний; · состояние здоровья и медицинскую пригодность к профессии; · темперамент, характер человека и их соответствие выбранной профессии; · специальные способности (технические, математические, педагогические, музыкальные и др.); · психофизиологические особенности (координация движений, особенности внимания, мышления, памяти). Понятие «надо» — это знание потребностей рынка труда (причем в той местности, в которой человек собирается в дальнейшем работать), включающее следующую информацию: Ø о наличии и устойчивости спроса на данную профессию на предприятиях различных форм собственности; Ø уровне конкуренции специалистов данного профиля на рынке труда; Ø возможностях обучения и повышения квалификации в различных учебных заведениях (в вузах, техникумах, профтехучилищах, учебно-курсовых комбинатах, на курсах и т.д.); Ø особенностях выбранной профессии: условиях труда и оплаты, положительных и отрицательных сторонах данной профессиональной деятельности. Профконсультант, используя специальные методики, либо подтвердит выбор, либо посоветует молодому человеку реализовать себя в другой области с учетом его интересов, возможностей и потребностей рынка труда. Одна из методик, которую может использовать консультант, — методика оценки готовности к профессии. (Приложение 6. Применение психодиагностических методик при проведении профессиональной консультации).
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1968; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |