Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №4 Организация связи при чрезвычайных ситуациях




 

Связь является основным средством управления силами РСЧС. Она организуется в соответствии с решением начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) указаниями начальника органа управления ГОЧС и распоряжением по связи вышестоящего органа управления.

Ответственность за организацию и состояние связи возлагается на начальника органа управления ГОЧС. Непосредственно за ее организацию, подготовку и устойчивую работу отвечает начальник соответствующего органа управления функциональной подсистемы связи и оповещения РСЧС.

Основными задачами системы связи являются:

- передача экстренных сообщений о возникновении ЧС и сигналов оповещения (распоряжений) на приведение в готовность органов управления и сил РСЧС к ликвидации ЧС;

- обеспечение информационного обмена органов управления и сил РСЧС в ходе проведения мероприятий по ликвидации ЧС.

Система связи должна обеспечить передачу следующих видов информации:

- речевые сообщения (телефонные переговоры должностных лиц);

- документированные сообщения, в том числе: телеграфные для передачи буквенно-цифровой информации, факсимильные для передачи графической информации (таблицы, графики, схемы) и копий документов;

- цифровую информацию обмена между комплексами технических средств АИУС РСЧС (передача данных);

- видеоинформацию об обстановке на объектах (участках) работ и в районах бедствия.

Речевые сообщения используются во всех звеньях управления и на всех этапах ликвидации ЧС, при этом в низовом звене они могут являться единственным способом обмена информацией.

 

Документированные сообщения используются, как правило, в звене: федеральные и региональные органы управления МЧС России ОГ МЧС России (ОГ РЦ) в районе ЧС для передачи приказов и директив правительственных органов и руководства МЧС России, а также сводок, и донесений о ходе аварийно-восстановительных работ.

Видеоинформация может передаваться в звеньях: участок работ – оперативная группа (ОГ) в районе ЧС – МЧС России.

Система связи РСЧС в каждом звене управления создается заблаговременно и включает стационарную и мобильную сети связи.

Стационарная сеть действует постоянно и включает: узлы связи стационарных пунктов управления органов ГОЧС; линии, каналы и средства связи, выделенные в распоряжение органов РСЧС Министерством связи РФ, другими ведомствами и их органами на местах; силы и средства связи войск ГО в местах постоянной дислокации. При возникновении ЧС стационарная сеть связи развертывается с учетом сложившейся обстановки и объема задач, решаемых органами управления и силами РСЧС, а непосредственно в районе ЧС создается мобильная сеть связи, включающая: мобильные узлы связи органов управления ГОЧС; линии, каналы и средства связи, сохранившейся и вновь развернутой силами Минсвязи РФ и других министерств и ведомств сетей связи; силы и средства связи Войск ГО РФ, МО РФ, МВД РФ и аварийно-спасательных формирований, выделяемых для совместного решения задач по ликвидации ЧС.

В системе связи РСЧС используются средства космической, радио, радиорелейной и проводной связи. Космическая связь используется в звене федеральные органы управления район ЧС для передачи всех видов информации, включая передачу видеоинформации, обеспечивает быстроту установления связи и высокое ее качество.

Радиосвязь является основным, а в ряде случаев и единственным, средством связи органов управления и сил РСЧС в районе ЧС для передачи речевых сообщений и сигналов оповещения, а также для вызова должностных лиц. В звене МЧС России региональный центр субъекта РФ района ЧС радиосвязь используется как резервное средство для передачи речевых и телеграфных сообщений.

Радиорелейная связь используется в районе ЧС для организации привязки мобильных узлов связи органов управления ГОЧС к узлам связи Минсвязи РФ и других министерств, а также для обеспечения телефонной связи с удаленными объектами работ и местами размещения сил РСЧС.

Проводная связь, развертываемая полевыми средствами, находит ограниченное применение в районе работ для обеспечения внутренней телефонной связи на пунктах управления. Широкое использование ее для обеспечения связи с силами РСЧС на объектах работ нецелесообразно из-за частых повреждений, вызываемых интенсивным использованием инженерной техники и транспортных средств на гусеничном ходу при проведении спасательных работ.

Засекречиванию подлежат каналы связи, обеспечивающие конфиденциальные телефонные переговоры руководства и оперативных групп МЧС России, а также передача документов, содержащих секретные данные.

Для обеспечения эффективного использования связи организуется управление связью, которое должно обеспечить:

- своевременное развертывание связи, устойчивую и непрерывную ее работу;

- своевременный и быстрый маневр линиями, каналами и средствами в соответствии с обстановкой;

- своевременное прохождение оперативной информации и другие.

Основными документами, определяющими организацию оповещения, являются планы действий органов управления ГОЧС по предупреждению и ликвидации ЧС, а также их планы связи.

Основным документом, определяющим организацию связи при возникновении ЧС является план связи, который разрабатывается на основании указаний начальника органа управления ГОЧС и распоряжения по связи вышестоящего органа управления. План связи оформляется на карте (плане города, района) с пояснительной запиской и схемой организации связи.

В нем определяются:

- основные задачи связи при возникновении ЧС;

- характеристика системы связи и порядок приведения ее в готовность;

- порядок использования ведомственных каналов и средств связи;

- мероприятия по повышению живучести, защиты систем связи и другие вопросы.

В приложении к плану разрабатываются:

- схема радиосвязи и радиоданные;

- схемы проводной и засекреченной связи;

- таблицы распределения каналов связи, позывных узлов связи и должностных лиц;

- планы контроля безопасности связи, ее восстановления и другие вопросы.

В соответствии с планом связи и указаниями начальников разрабатывается распоряжение по связи, в котором указываются основные требования по ее организации в подчиненных органах управления.

Система связи МЧС России должна обеспечивать, в первую очередь, оперативное управление подразделениями МЧС на обслуживаемой территории, а также информационный обмен с возможностью доступа к банкам данных. Поэтому центральным звеном системы связи являются сети оперативной связи территориального звена управления. Они должны охватывать все подразделения и строиться на базе стационарных и подвижных узлов связи с учетом комплексного использования сетей проводной и радиосвязи. Сети оперативной связи являются наиболее массовыми и несут основную информационную нагрузку, поэтому они должны развиваться в первую очередь.


Устойчивость управления в чрезвычайных ситуациях в решающей степени определяется наличием постоянно действующей связи.
В целях обеспечения управления в системах управления РСЧС и гражданской обороны в каждом субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) создаются системы связи, которые являются составной частью системы управления.
Системы связи представляют собой организационно-техническое объединение сил и средств связи, а также каналов связи взаимоувязанной сети связи страны, развернутой на территории данного субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а, кроме того, развертываемых или организуемых для решения задач управления силами и средствами РСЧС и гражданской обороны при различных режимах их функционирования и готовности.
Взаимоувязанная сеть связи Российской Федерации представляет собой комплекс технологически сопряженных сетей связи общего пользования и ведомственных сетей электросвязи на территории Российской Федерации, обеспеченный общим централизованным управлением, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
На территории субъекта Российской Федерации (муниципального образования) основой системы связи РСЧС является сеть связи общего пользования, находящаяся в ведении ОАО "Электросвязь", которая является составной частью взаимоувязанной сети связи Российской Федерации и предназначена для предоставления услуг связи всем физическим и юридическим лицам на территории Российской Федерации. Она включает в себя все сети электросвязи, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации, кроме выделенных и ведомственных сетей связи, независимо от их принадлежности и форм собственности. ОАО "Электросвязь" в городах и районах субъекта Российской Федерации имеет свои филиалы (предприятия связи - районные и городские узлы связи). Аппаратура связи, установленная на предприятиях связи, и линии связи (подземные кабельные, воздушные проводные, радиорелейные, а в ряде случаев линии радио - и спутниковой связи), образуют основу сети связи общего пользования.
ОАО "Электросвязь" является основным оператором услуг электросвязи на территории данного субъекта Российской Федерации. К этим услугам относится предоставление: местной и внутризоновой телефонной связи;
междугородной и международной связи по договору с ОАО "Ростелеком";
телеграфной связи; передачи данных и информационных услуг;
трансляции звуковых программ по сети проводного и эфирного вещания.
Ведомственные сети связи (железная дорога, энергетика, речной и морской транспорт, газо- и нефтепромыслы, различного рода продуктопроводы и др.) создаются и функционируют для обеспечения производственных и специальных нужд федеральных органов исполнительной власти, находятся в их ведении и эксплуатируются ими. Ведомственные сети связи могут использоваться также для предоставления услуг связи населению и другим пользователям связи. Сопряжение ведомственных сетей связи с сетью связи общего пользования производится на договорной основе при условии обеспечения соответствия технических средств и сооружений связи ведомственных сетей связи требованиям и техническим нормам, установленным для сети связи общего пользования.
В состав систем связи входят: узлы связи пунктов управления и линии прямой связи между ними; линии привязки узлов связи пунктов управления к опорным и вспомогательным узлам связи; системы технического обеспечения связи; резерв сил и средств связи; системы управления связью.
Управление с повседневных ПУ РСЧС и системы гражданской обороны производится, в основном, по сети связи общего пользования, через местные автоматические телефонные станции (АТС) и междугородные телефонные станции (МТС). Через них осуществляется основная передача больших потоков телефонной информации и данных в пределах городов и населенных пунктов (АТС), а также обмен информацией между ними (МТС). Кроме каналов телефонной связи, в целях обеспечения управления с повседневных ПУ, используются средства радиосвязи. К этим средствам можно отнести радиотелефоны сотовых сетей связи общего назначения и специализированные транкинговые сети связи.
Связь с запасных пунктов управления (ЗПУ) осуществляется, в основном, также по сети связи общего пользования, но уже через узлы связи ПУ, которые имеют линии привязки к узлам связи (городским и районным) ОАО "Электросвязь" и ведомственным узлам связи. В этом случае используются и средства радиосвязи, входящие в состав узлов связи пунктов управления.

Системы связи РСЧС и гражданской обороны включают в себя стационарную и мобильную компоненты. В целях обеспечения устойчивого непрерывного управления используются различные виды связи.
Проводная связь является основным видом связи в повседневной деятельности. Проводные средства связи обеспечивают высокое удобство и скрытность ведения переговоров, способны обеспечить передачу больших объемов информации за малые промежутки времени. Эти средства обеспечивают организацию каналов телефонной связи, передачи данных и в ряде случаев каналов вещания. В то же время, при возникновении чрезвычайных ситуаций, проводная связь очень уязвима. Часто при наводнениях, ураганах, землетрясениях выходят из строя здания узлов и линии связи (особенно воздушные). Для восстановления проводной связи требуется привлечение больших сил и средств.
В мирное время эта связь осуществляется по каналам и линиям сети связи общего пользования на основе использования стационарных сооружений, с привлечением в отдельных случаях ведомственных сетей связи. Проводная связь может также обеспечиваться по полевым линиям связи, развертываемым в районах чрезвычайных ситуаций.
Радиосвязь является основным видом связи в движении, а главное - при организации управления в районах чрезвычайных ситуаций, где она может быть вообще единственным видом связи. Она обеспечивается на основе использования радиостанций военного и гражданского назначения. Вместе с тем, этот вид связи имеет и свои недостатки - малая пропускная способность радиоканалов, зависимость работы от атмосферных и промышленных помех. В повседневной деятельности широкое использование в системах управления РСЧС в последнее время стали находить транкинговые (транковые) сети радиосвязи, а также широко распространенные сети сотовой радиотелефонной связи, которые часто покрывают всю или большую территорию субъекта Российской Федерации.
Для решения задач управления РСЧС и гражданской обороны с использованием мобильной компоненты связи наиболее подходят сети транкинговой связи, обеспечивающие их оперативное задействование, а также, что очень важно, выходы на телефонную сеть общего пользования. Такие сети уже получили развитие в ряде субъектов Российской Федерации. В эти сети, как правило, включаются стационарные, автомобильные и переносные радиостанции начальников гражданской обороны субъектов Российской Федерации, административного центра, его городских районов, начальников органов управления ГОЧС субъекта Российской Федерации, административного центра и его районов, членов КЧС, начальников служб гражданской обороны, начальника поисково-спасательного отряда, дежурных служб административного центра.
В районах чрезвычайной ситуации организуются отдельные сети радиосвязи на основе радиостанций, входящих в состав мобильного узла подвижного ПУ, в диапазонах ультракоротких (УКВ) и коротких (КВ) волн. УКВ радиостанции обеспечивают качественную связь в пределах прямой видимости (5-15 км). Увеличение дальности связи в диапазоне УКВ достигается, в основном, за счет подъема антенны. КВ радиостанции могут обеспечивать связь на расстояниях в десятки и сотни километров, однако следует отметить, что качество связи в этом диапазоне волн гораздо ниже.
Радиорелейная связь сочетает в себе одновременно многие положительные свойства радио- и проводных средств связи. Радиорелейная связь осуществляется на основе специальных средств радиосвязи в диапазоне УКВ. Эти средства устанавливаются на высоких мачтах (башнях), имеют антенные устройства, обеспечивающие остронаправленный характер излучения и обладают большой пропускной способностью. Их работа мало зависит от времени года, суток, атмосферных и промышленных помех. На основе радиорелейных станций создаются направления связи большой пропускной способности, по которым организуются каналы телефонной связи, передачи данных, радио- и телевещания.

В районах чрезвычайных ситуаций находят применение небольшие радиорелейные станции малой пропускной способности (несколько каналов связи), которые могут входить в состав оборудования мобильных узлов связи для организации привязки к опорным узлам связи на расстоянии 15-20 км.
В ряде регионов страны получили широкое использование спутниковые средства связи, которые можно отнести к разновидности радиорелейной связи. Стационарные спутниковые средства связи также обладают большой пропускной способностью и обеспечивают высококачественную, многоканальную связь. В районах чрезвычайной ситуации находят применение переносные или мобильные спутниковые средства связи. Они обеспечивают качественную телефонную связь и передачу данных практически из любой точки страны в любое время, что имеет особое значение при организации связи из районов чрезвычайных ситуаций, где отсутствует или слабо развита сеть связи общего пользования.
Особняком стоит связь подвижными средствами (автомашины, мотоциклы, катера, летательные аппараты и другие), которые наиболее активно используются в системах управления РСЧС и гражданской обороны для доставки служебных документов большого объема.
Следует отметить, что в последнее время в управлении РСЧС стали достаточно широко использоваться современные телекоммуникационные технологии - совокупность сетей связи и компьютерных средств, состоящих на оснащении органов управления.
Для решения задач по оперативному управлению сетью связи субъекта Российской Федерации для обеспечения управления при ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнения мероприятий гражданской обороны на базе ОАО "Электросвязь" создается служба оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации. В ее состав, помимо работников ОАО "Электросвязь", как правило, включаются представители управления почтовой связи, радиотелевизионного передающего центра, управления спецсвязи, территориальных центров междугородной связи, отдельных ведомственных сетей связи.
Задачами службы оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации (муниципального образования) являются:
обеспечение органов управления территориальной подсистемы (звена) РСЧС средствами и каналами связи при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время; организация технического обеспечения систем централизованного оповещения населения; поддержание в постоянной готовности сил и средств службы к обеспечению действий группировки сил при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ;
проведение эксплуатационно-технического обслуживания технических средств оповещения. Сети связи общего пользования и ведомственные сети связи следует отнести к стационарной составляющей системы связи РСЧС. Они опираются на стационарные сооружения связи (предприятия и линии связи). Отдельные элементы стационарной составляющей системы связи при возникновении чрезвычайных ситуаций (землетрясения, ураганы, наводнения, оползни и сели и т.п.) часто выходят из строя (разрушение зданий предприятий и линий связи). Поэтому для повышения устойчивости связи и управления помимо стационарной составляющей в составе системы связи РСЧС используется и мобильная составляющая, которая может играть решающую роль в обеспечении управления, особенно при проведении работ в районах чрезвычайных ситуаций со слаборазвитой сетью связи общего пользования. Основой мобильной компоненты являются средства радиосвязи (мобильные, носимые). В частности, в состав каждого подвижного пункта управления, выдвигаемого в район чрезвычайной ситуации, входит подвижный (мобильный) узел связи. В сущности, без наличия мобильного узла связи, выдвижение подвижного пункта управления в район чрезвычайной ситуации теряет всякий смысл. Такие мобильные узлы связи создаются практически при каждом органе управления ГОЧС, начиная с районного звена.
Органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации имеют свои силы и средства связи, обеспечивающие им выходы на сеть связи общего пользования, на соответствующий региональный центр, на ведомственные сети связи (железной дороги, энергетики, военного гарнизона или округа, водного или морского транспорта и др.), на крупные потенциально опасные объекты. Ряд направлений проводной связи дублируется средствами радиосвязи в КВ или УКВ диапазонах.
Орган управления ГОЧС совместно со службой оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации заблаговременно определяет наиболее рациональное построение системы связи в районах чрезвычайных ситуаций, исходя из наличия на подведомственной территории потенциально опасных объектов и районов возможных стихийных бедствий. С этой целью заблаговременно прорабатываются трассы прохождения линий связи, уточняется наличие распределительных шкафов сети связи общего пользования, куда будут проложены линии привязки от подвижного пункта управления, а также будут поданы каналы дальней связи, подключены телефонные номера сети общего пользования.
Помимо использования сети связи общего пользования в районе чрезвычайной ситуации используются также средства связи Минобороны России и правительственной связи. Порядок их использования определяется в соответствии с "Временным положением о порядке взаимодействия Минобороны России, ФАПСИ и МЧС России по вопросам организации связи в районе чрезвычайной ситуации" и по плану взаимодействия.
Управление сетями связи при чрезвычайных ситуациях осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в области связи во взаимодействии с центрами управления связью правительственных органов, Вооруженных Сил Российской Федерации, МЧС России, а также иных федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся ведомственные сети связи.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что во время стихийных бедствий, карантинов и других чрезвычайных ситуаций, органы управления, занимающиеся их ликвидацией, имеют право на приоритетное использование любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, в соответствии с законодательством Российской Федерации о чрезвычайном положении могут быть образованы специальные временные органы связи, которым передаются полностью или частично соответствующие полномочия федеральных органов исполнительной власти в области связи и органов связи субъектов Российской Федерации на территории, где введено чрезвычайное положение.
На случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера разрабатывается положение о взаимном обеспечении переговоров по ведомственным каналам связи. Это положение определяет порядок безвозмездного, независимо от форм собственности, взаимного обеспечения телефонных переговоров дежурными службами (оперативный дежурный орган управления ГОЧС, диспетчеры предприятий, начальники оперативных групп), руководителями органов управления ГОЧС и предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и проведения работ по их ликвидации. Для этих целей устанавливается парольная система. Абоненты, имеющие право ведения переговоров по паролю, при выходе на коммутатор обязаны назвать пароль, свою должность и фамилию.
Связь для обеспечения управления силами и средствами РСЧС в районе чрезвычайной ситуации организуется на основе принятого решения на проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ и обеспечивается, как правило, с ПУ, развертываемого в районе чрезвычайной ситуации, а также с пунктов постоянной дислокации органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации и органов управления ГОЧС категорированных городов с использованием средств связи подвижного ПУ, сетей связи общего пользования и ведомственных сетей связи.
Связь в районе чрезвычайной ситуации организуется с развернутого подвижного ПУ. В состав подвижного ПУ субъекта Российской Федерации и категорированных городов, помимо штабных машин, входят радиостанции и аппаратные связи, мобильные звуковещательные станции.
В районе чрезвычайной ситуации организуется радиосвязь с региональным центром и органом управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органом управления ГОЧС категорированного города), а также с подчиненными и взаимодействующими органами управления, силами и средствами, включенными в состав группировки сил по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Взаимодействие с другими ведомствами организуется в радиосети на закрепленных частотах. С этой целью радиостанции оперативной группы органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органа управления ГОЧС категорированного города) имеют заранее

настроенные частоты этих ведомств.
Взаимное использование транкинговых сетей связи основано на внесении в базу данных сети обшей нумерации радиостанций оперативных групп, выделенных для использования в качестве взаимодействующих.
Для взаимодействия со сводными мобильными отрядами войск гражданской обороны МЧС России и войсковыми частями Минобороны России организуются радиосети взаимодействия в КВ и УКВ диапазонах.
Учитывая, что связь - это основной технический элемент обеспечения устойчивого управления, вопросам организации и обеспечения непрерывной связи на всех этапах проведения мероприятий по предупреждению и ликви-дации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны необходимо уделять особое внимание.
При определении состояния вопросов управления следует, прежде всего обратить внимание на общее положение дел в организации и обеспечении связи на территории субъекта Российской Федерации. Это один из важнейших элементов общей инфраструктуры, развитость которого определяет все стороны жизни общества. Наиболее слабым звеном в этом вопросе является связь с сельскими районами и сельскими населенными пунктами.

Наряду с этим необходимо учитывать состояние и возможности ведомственных сетей связи, развернутых на территории субъекта Российской Федерации, наличие и возможности использования в целях управления сотовых и транкинговых сетей связи.
Всеми этими вопросами в полной мере должна владеть служба оповещения и связи гражданской обороны субъекта Российской Федерации.
Особого постоянного внимания требует вопрос организации связи с запасных пунктов управления, особенно загородного запасного пункта управления и, прежде всего, работы по обеспечению устойчивости связи по линии загородных запасных пунктов на военное время.
Среди вопросов организации связи в районах возможных чрезвычайных ситуаций заслуживают внимания:
оснащение и возможности мобильного узла связи подвижного пункта управления; схема организации связи в районе чрезвычайной ситуации;
использование ведомственных сетей связи при организации управления с подвижного пункта управления.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 18855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.