Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия рекреационной географии

К основополагающим понятиям рекреационной географии относятся, такие, как свободное вре­мя, отдых, рекреация и туризм. Свободное время — необходимое условие развития рекреационного процесса. Свободное время - динамичная категория, носящая черты определенной эпохи, класса и социальной группы; оно изме­няется как по объему, так и по содержанию. Свободное вре­мя нельзя отождествлять с внерабочим временем. Свободное время является частью внерабочего (свободного от производственной деятельности) времени. Внерабочее время со­стоит из четырех функциональных различных групп: 1) вре­мя для поездки на место работы;.2) время для удовлетворе­ния естественных потребностей (сон, питание, личная гигие­на); 3) время для домашнего труда и бытовых потребностей; 4) время для физического, интеллектуального развития и от­дыха, которое и является свободным временем по существу. Структура использования внерабочего времени меняет­ся. Существует устойчивая тенденция уменьшения времени снятия производственного утомления за счет самого процесса производства, а также за счет уменьшения затрат време­ни на домашний труд с развитием сферы обслуживания. В результате все больше времени остается на всестороннее саморазвитие личности и на одну из его важнейших форм - отдых.

В обществе развиваются два па­раллельных, но противоположно направленных процесса. Оп­ределенные функции внерабочего времени, в частности домашнее хозяйство, отходят в материальное и нематериальное производство, т. е. в рабочее время, а другие функции выходят из рамок рабочего времени и уходят в свободное. Развитие общественного питания, например, освобождает человека от приготовления пищи в домашних условиях. В результате освобождается значительная доля времени, которое по своему характеру становится свободным временем и может использоваться для творческой деятельности или отдыха.

Обратный процесс можно наблюдать в связи с повышением квалификации работников. Из-за высокого ритма работы и получения обширной информации само повышение ква­лификации как процесс выходит за рамки рабочего времени и превращается в составную часть свободного времени. Свободное время, таким образом, состоит из двух частей: 1) досуг или время для отдыха и 2) время для более возвы­шенной деятельности.

Отдых восстанавливает работоспособность человека, сни­жает нервное и психическое, а у людей физического труда — и физическое напряжение. Отдых в широком смысле слова — это любая человеческая деятель­ность, которая не направлена на удовлетво­рение насущных нужд. Отдых выступает в качестве избирательной формы жизнедеятельности человека в аспек­те физиологии, психологии и гигиены. Вместе с тем отдых является частью общественной жизни, что по­зволяет определить его как социальную категорию. Дея­тельность человека во время отдыха может быть классифи­цирована следующим образом:

1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия спортом, прогулки);

2) любительские занятия — охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, коллекционирование и пр.

3) приобщение к миру искусства (посещение театров, концертных залов, художественных галерей и др., а также творчество в сфере искусства — художественная самодея­тельность, занятия живописью, чеканкой и пр.);

4) интеллектуальная деятельность (самообразование, чтение литературы, газет, журналов);

5) общение по интересу и свободному выбору;

6) развлечения, носящие либо активный (игры, танцы), либо пассивный характер (посещение зрелищ);

7) путешествие ради удовольствия.

Многие из перечисленных видов отдыха проявляются комплексно, в сложной взаимосвязи между собой, особенно во время путешествия.

Для рекреационной географии важно раскрыть характер и содержание деятельности человека во время отдыха. Имен­но понятие «рекреация» лучше и полнее отражает содержа­ние этого рода избирательной жизнедеятельности людей в свободное время. «Рекреация» представляет собой совокуп­ность этимологических значений: recreatio (лат.) — восстановление; recreation (франц.) — развлечение, отдых, пере­мена действия, исключающие трудовую деятельность и ха­рактеризующие пространство, связанное с этими действиями, следовательно, термин «рекреация» характеризует не только определенные виды избирательной жизнедеятельно­сти людей в свободное время, но и то пространство, в кото­ром они функционируют.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Предметом изучения рекреационной географии является изучение территориальных рекреационных систем (ТРС) | Связи рекреационной географии с другими науками
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1136; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.