Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные пути возникновения государства

Нормативное регулирование в первобытном обществе

 

Систему социального регулирования можно представить как две группы средств:

1. Ненормативные (побуждение) - убеждение в выгодности такого поведения.

2. Нормативные (принуждение) - насилие в форме санкций.

Любое общество в том числе и первобытное требует регуляции и таким регулятором в первобытном обществе выступили мононормы - единые нерасчленённые специфические нормы содержащие в себе нормы морали, религии права. Они были обусловлены специфичностью первобытного общества (недифференцированность личного и общественногою права и обязанностей) мононормы носили универсальный характер т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийною без участия каких-либо специально созданных органов. С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм:

1. Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой.

2. Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение не содержали строгих санкций. К примеру племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей главной из которых была жестокость поэтому ожидалось что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении и это являлось нормой соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов норм морали и религии.

Ненормативные регуляторы в первобытном обществе - авторитет лидера, кровнородственные связи.

Все перечисленные регуляторы действовали внутри общины или племени. Отношения между племенами и общинами урегулировались с помощью третейского суда и принципа талиона.

 

 

Государства формировались в различных условиях. Но можно их можно выделить в отдельные группы по образу разрушения родоплеменной организации, возникновения социального расслоения и организации публичной политической власти. Воспроизводство общественной жизни может осуществляться различными путями:

1. Объединения физического труда большого числа людей при неразвитой орудийной деятельности.

2. Ориентирование на труд самостоятельного работника при постоянном совершенствовании орудий труда.

3. Комбинация первого и второго способов наряду с завоеванием новых территорий.

Восточный путь возникновения государства. Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы, низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со временем они обособились в особую группу управленцев. Государство выступает как организатор масштабных работ. Социальная дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти. Экономика основана на государственной и общественной форме собственности, частная собственность не играет значимой роли. Государство вынуждено постоянно принуждать работника работать. Сохраняются сельские общины.

Западный путь возникновения государства. Государство возникает в результате имущественного неравенства, появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля, главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба имущих и неимущих, государства и создаётся как раз для смягчения этой борьбы. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути возникновения государства. Спарта - это государство отличается от афинского тем, что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена. Таким образом, главной особенностью этого государства явилось то, что захватчиков было в несколько раз меньше захваченных, и они постоянно должны были контролировать ситуацию не только со стороны конфликтов с местным населением, но и с урегулированием конфликтов между собой, так как междоусобицы мгновенно привели бы к утрате привилегированного положения спартанцев. Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс образования и развития государства активно вмешивается третья сила - плебс.

Синтезный путь возникновения государства. Примером являются такие государства как Русь и Германия. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к раннефеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Организация социального управления (публичной власти) в первобытном обществе | Краткая характеристика различных подходов к понятию права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.