Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нотариальные действия в отношениях с иностранным элементом




Исполнение поручений судебных и иных учреждений иностранных государств.

 

Наличие иностранного элемента в спорных правоотношениях является основной причиной обращения с судебными поручениями к иностранным судам. Суд, рассматривающий дело, объективно ограничен в распространении своих полномочий на территории иностранных государств.. Основанная на концепции территориального суверенитета компетенция национальных судов, по общему правилу, ограничена территорией своего государства (экстерриториальный характер имеют полномочия некоторых международных юрисдикционных органов – например, Европейского суда по правам человека – являющиеся обязательными для всех органов государств – членов соответствующих организаций).

Под иностранными судебными поручениями традиционно понимается процедура передачи судом одного государства своих полномочий по совершению определенного процессуального действия суду другого государства.

В отличие от внутреннего правопорядка, где судебное поручение используется с точки зрения целесообразности, в области международного права механизм иностранного судебного поручения представляет собой основную форму оказания правовой помощи между государствами. Судебные поручения могут быть инициированы российскими судами или могут быть переданы им на исполнение.

Это возможно только в том случае, если существуют соответствующие нормы международных договоров и национального законодательства. Российское законодательство не содержит детальной регламентации процедуры иностранного судебного поручения, используемой при международном сотрудничестве, отсылая к международным источникам (ст.407 ГПК РФ, ст.256 АПК РФ).

Российская Федерация связана двусторонними соглашениями о правовой помощи по гражданским в широком смысле делам с иностранными государствами, содержащими детальную регламентацию порядка исполнения судебных поручений компетентными органами двух государств. Кроме того, Россия участвует в ряде многосторонних международных конвенций, предусматривающих использование механизма судебных поручений в рамках сотрудничества между компетентными органами государств-участников (Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам – Минск, 22 января 1993 г.; Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности – Киев, 20 марта 1992 г. и др.). Вопросы, связанные с судебными поручениями, решаются в Конвенция от 1 марта 1954 г. по вопросам гражданского процесса, Конвенции от 15 ноября 1965 г. о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам и Конвенции от 18 марта 1970 г. о получении за границей доказательств по гражданским или торговым делам, которые входят в собрание международных правовых актов Гаагской конференции. Правительство РФ заявило о вступлении в Гаагскую конференцию в своем постановлении от 13 ноября 2001 г. № 784. Указанными актами регулируется: порядок сношения органов, право применимое при исполнении, порядок оформления запроса и отчета об исполнении.

Предметом иностранного судебного поручения может быть совершение различных процессуальных действий:

1) вручение повесток и других документов;

2) получение доказательств (получение письменных доказательств и объяснений сторон, показаний свидетелей, проведение экспертиз, осмотр на месте и т.д.);

3) пересылку и выдачу вещественных доказательств;

4) наложение ареста на имущество и др.

Перечень поручений не носит исчерпывающего характера и может быть дополнен. Нередко сами международные соглашения определяют перечень процессуальных действий, которые могут стать предметом судебного поручения (ст.1 Гаагской конвенции 1965 г., ст.5 Киевского соглашения, ст. 6 Минской конвенции).

В отсутствие международных соглашений возможно направление в иностранное государство судебного поручения, как и исполнение российским судом на территории РФ поручения иностранного суда. Внедоговорное оказание правовой помощи основано на правилах международной вежливости, признаваемом большинством государств, когда одно государство, на территории которого осуществляются процессуальные действия, предоставляет в распоряжение другого, по его просьбе, свой государственный аппарат. Процессуальные действия в таких случаях совершаются с использованием национальных инструментов, под контролем этого государства. Добровольная основа такой помощи целиком зависит от усмотрения компетентных органов запрашиваемого государства и по характеру – неустойчива.

Поручение о совершении отдельных процессуальных действий проходит в два этапа:

1) передачу компетентному органу иностранного государства;

2) исполнение.

В качестве факультативного этапа выступает адаптация полученных

результатов исполнения поручения компетентным органом иностранного государства к национальной процедуре.

Порядок передачи и исполнения поручений должен определяться на основании норм применимого международного соглашения.

Существуют различные порядки сношений компетентных органов государств при исполнении судебных поручений:

1. Дипломатический (консульский) – он заключается в том, что суд через министерство юстиции обращается к своему МИДу, которое через свое посольство или консульство обращается в иностранное государство с нотой, а МИД иностранного государства направляет в свой соответствующий суд просьбу об исполнении поручения. Такой порядок предусмотрен Гаагской конвенцией по вопросам гражданского процесса, а также двусторонними соглашениями с рядом стран. Такой же порядок применяется, если поручение исполняется на условиях взаимности.

2. Вручение судебных поручений осуществляется через так называемый центральный орган (в РФ – Министерство юстиции). В мировой договорной практике является самым распространенным способом передачи судебных поручений. Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который в свою очередь пересылает его центральному органу другой страны. Данный порядок упрощен за счет исключения из звеньев цепи дипломатических ведомств. Такой порядок предусмотрен Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г., Конвенцией о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г., Конвенцией СНГ о правовой помощи и рядом двусторонних договоров.

3. Непосредственно компетентному органу. Поручение направляется напрямую суду или иному органу, компетентному совершить запрашиваемые процессуальные действия. Такой порядок предусмотрен в Соглашении СНГ о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г.

4. Исполнение судебных поручений в иностранном государстве производится специальным уполномоченным, назначенным судом запрашивающего государства. Распространен в странах англо-американской правовой системы.

Названные способы не являются исчерпывающими.

Участники Конвенции могут устанавливать в локальных соглашениях и

более упрощенные правила вручения судебных документов.

Судебное поручение должно содержать некоторое количество обязательных элементов, касающихся сведений о сторонах, самом деле и запрашиваемых действиях. Иногда форма и содержание поручения прямо определяются в международном договоре, включающем в качестве приложения формуляры соответствующих документов.

В поручении об оказании правовой помощи должны быть указаны:

а) наименование запрашиваемого учреждения;

б) наименование запрашивающего учреждения;

в) наименование дела, по которому запрашивается правовая помощь;

г) имена и фамилии сторон, свидетелей, их местожительство и местопребывание, гражданство, занятие, для юридических лиц — их наименование и местонахождение;

д) при наличии представителей лиц, указанных в подпункте "г", их имена, фамилии и адреса;

е) содержание поручения, а также другие сведения, необходи­мые для его исполнения.

В поручении о вручении документа должны быть также указа­ны точный адрес получателя и наименование вручаемого докумен­та. Поручение должно быть подписано и скреплено гербовой пе­чатью запрашивающего учреждения. Поручение, а также прилагаемые к нему документы должны быть изготовлены на официальном языке запрашиваемого государства либо сопровождаться переводом на этот язык. При отсутствии этого требования в качестве обязательного оно может быть составлено с использованием «дипломатического» языка, в качестве которого выступают французский и английский. По Конвенции СНГ о правовой помощи допускается составление запросов на русском языке. В двусторонних договорах с рядом стран предусматривается составление поручений на своем языке – языке запрашивающей стороны. Все проблемы, связанные с формой или содержанием судебного поручения, разрешаются путем переговоров. Запрашивающий суд не может вмешиваться в случае возникновения каких-либо разногласий в отношении предмета, формы или условий передачи судебного поручения.

По общему правилу исполнение поручения осуществляется в соответствии с процессуальными формами запрашиваемого судебного учреждения. При исполнении поручений суд запрашиваемого государства применяет свое процессуальное право, однако по просьбе запрашивающего государства может быть применено иностранное право. Однако подобная возможность исключается, если применение иностранного процессуального законодательства при исполнении поручения противоречит законодательству запрашиваемого государства.

Международные договоры и национальное законодательство предусматривают основания для отказа в исполнении поручения.

Наиболее распространенным основанием является угроза суверенитету и безопасности государства. Это основание предусматривает Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г., Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г., Гаагская конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г., Минская конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г., некоторые двусторонние договоры о правовой помощи (с Югославией, Грецией, Ираком и др.), ГПК РФ и АПК РФ. Такое основание в судебной практике встречается крайне редко и может быть обусловлено ошибочным привлечением иностранным судом в качестве ответчика по делу лица, организации или государства, обладающих судебным иммунитетом.

Отказ в исполнении поручения может быть обоснован противоречием публичному порядку запрашиваемого государства (договоры о правовой помощи, АПК РФ). Такое основание как «нарушение основополагающих принципов российского права», включенное российским законодателем в понятие публичного порядка (ст. 256 АПК РФ), должно толковаться ограничительно и вести к отказу в исполнении поручения в случае, когда данное нарушение касается суверенитета или безопасности российского государства. Минская конвенция к определению мотива противоречия публичному порядку подходит иначе – помимо ущерба суверенитету и безопасности говорит о противоречии законодательству запрашиваемого государства (ст. 19). Данное положение необходимо толковать ограничительно, понимая под ним только нарушение основополагающих принципов права государства, а не любое нарушение его частных норм.

Следующим основанием к отказу в исполнении поручения иностранного суда является отсутствие необходимой компетенции суда (Гаагская конвенция 1954 г., Гаагская конвенция 1970 г., АПК РФ, ГПК РФ). В таких случаях речь идет о подведомственности российским судам. Национальным законом определена разная подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам (ст. 22 ГПК РФ, ст. 27-33 АПК РФ).

Отказано в исполнении поручения может быть при неустановлении подлинности документа ( Гаагская конвенция 1954 г., АПК РФ). В основе большинства международных соглашений лежит презумпция достоверности поручения, и только в случае ее опровержения заинтересованными лицами, суд должен отказать в исполнении фальшивых поручений, как противоречащих публичному порядку.

 

 

Основы законодательства РФ о нотариате каких-либо ограничений обращения к нотариусам для иностранных лиц не устанавливают. Нотариусы совершают нотариальные действия в интересах всех обращающихся к ним лиц.

В функции нотариальных контор входят:

- удостоверение документов, предназначенных для их действия за границей;

- принятие документов, составленных за границей;

- осуществление действий, связанных с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина РФ;

- обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств и другие.

Нотариусы могут применять нормы иностранного права. Они также могут принимать документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, совершать удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ.

Консульские учреждения РФ за границей совершают целых ряд нотариальных действий: принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства права на наследство, свидетельствуют верность копий документов и выписок и них, удостоверяют сделки, кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Нотариусы могут обращаться к иностранным органам юстиции с поручениями о производстве отдельных нотариальных действий и выполнять соответствующие поручения.

По общему правилу документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются нотариусами и государственными органами при условии их легализации органом МИДа РФ.

Гаагская конвенция 1961 г. предусматривает иной порядок подтверждения достоверности официальных документов, выданных на территории соответствующих государств – ее участниц, путем проставления апостиля.

РФ является участницей этой Конвенции как правопреемница бывшего СССР. Что же касается документов, выданных учреждениями иных государств (бывших союзных республик в составе СССР), то они не могут быть приняты на территории России к проставлению апостиля на подлинниках, поскольку это явилось бы нарушением суверенитета государств, учреждения которых выдали данные документы.

Конвенция распространяется на следующие официальные документы, выданные на территории одного из Государств и предъявляемые в другом Государстве:

- документы, исходящие от органа правосудия, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда и судеб» исполнителя:

- административные документы;

- нотариальные документы;

- официальные удостоверения частных документов, подтверждающие их регистрацию, а также фактов, в них содержащихся; официальное и нотариальное заверение подписей.

Для проставления апостиля могут быть представлены не только

документы подведомственных органам юстиции учреждений и судов, но и иные официальные документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, административные документы, официальные пометки: отметки о регистрации, визы, заверения подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Конвенция не применяется лишь к документам, выданным дипломатическими или консульскими представителями, а также к административным документам, имеющим прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям.

Смысл Конвенции заключается в отмене требования легализации перечисленных официальных документов. Под легализацией понимается порядок, при котором дипломатическое консульские представительство государства, на территории которого должен быть предъявлен документ, удостоверяет, подлинна ли подпись его составителя, в каком качестве действовало лицо подписавшее документ, и идентичность печати и штампа.

Установленная Конвенцией отмена легализации значительно упроща­ет и удешевляет дело.

Единственной формальностью для подтверждения подлиннос­ти иностранного официального документа признается специаль­ная удостоверительная отметка — апостиль, проставляемая компе­тентным органом государства, в котором документ был выдан. Форма апостиля унифицирована для всех государств-участников (образец формы служит приложением к Конвенции). Апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скреп­ляемом с документом и носящем название аллонжа (ст. 3-4).

Апостиль как специальный штамп проставляется по ходатайству подписавшего лица или любого предъявителя документа. Сами подпись, печать или штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого заверения. Заголовок апостиля обязательно должен содержать текст на французском языке – «Apostile (Convention de la Haye du 5 oktobre 1961)». Апостиль в каждом государстве проставляется компетентным органом, который уполномочен на это в соответствующем государстве.

Проставление апостиля отнесено уже не к компетенции дипломатического или консульского представительства государства места предъявления документа, а к компетенции внутренних орга­нов страны места составления документа. Каждое договаривающе­еся государство уведомляет МИД Нидерландов (государства — де­позитария Конвенции) о назначении органов, выполняющих функцию проставления апостиля (ст. 6). В России к числу таких органов относятся органы юстиции и органы записи актов граж­данского состояния.

Следует отметить, что в Конвенции не решен вопрос о доказательственной силе апостиля. Это связано с тем, что в государ­ствах-участниках доказательственная сила официальных докумен­тов регулируется по-разному: в одних — по праву страны места составления документа (например, во Франции), в других — по праву страны, где документ был предъявлен (например, в Авст­рии). Стороны согласились лишь о том, что апостиль удостоверяет подлинность подписи; качество, в котором выступало лицо, под­писавшее документ; подлинность печати или штампа, которыми скреплен этот документ (ст. 5).


Раздел 16. Разрешение споров с участием иностранных лиц




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.