Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Грамматические нормы




Морфологические нормы проявляются на уровне слова, связаны со словоизменением; синтаксические нормы – на уровне словосочетания и предложения.Выполнение этих норм определяется параметрами правильной речи.

Качества грамотной речи

I. Точность – соответствие сказанного коммуникативному намерению говорящего. Точность нарушается:

· неправильной постановкой ударения (У динозавра крепкая брóня);

· неправильным употреблением паронимов (нелицеприятный мошенник);

· неоправданно частым употреблением местоимения (Моя дочь не пойдёт в эту школу, потому что она недоделанная);

· субъектно-объектной (синтаксической) контаминацией;

· употреблением слов, неизвестных аудитории, без пояснения;

· неправильным порядком слов;

· некоторыми формами эллипсиса – сокращения предложения (Обратите на страницу 18);

· избыточностью речи: тавтологией (Сердце скачет скачками), плеоназмом (моя автобиография), пустым многословием, наличием слов-паразитов (так сказать, вот, ёлки-палки, короче).

Модели синтаксической контаминации:

 

1. наличие двух слов, совпадающих в именительном и винительном падежах, с глаголом между ними.

Пр.: Мать (Им.п.) любит дочь (В.п.);

2. смешение причастий страдательного и действительного залога.

Пр.: сумка, разгружающаяся дома вм. разгружаемая; анонимная записка, оставшаяся после собрания вм. оставленная;

3. употребление существительного в форме родительного падежа вместо дательного.

Пр.: памятник (кому?) Пушкину, Гоголю; но памятник (чей?) Клодта, Церетели.

4. Концентрированное употребление слов в родительном падеже, выражающем разные смысловые отношения.

Пр.: Уже критика декабристов была непосредственной формой общественно-политической борьбы; Работа над сочинениями учеников была замедлена приходом директора; Урок истории Сергеева был прерван звонком.

5. Неверная организация деепричастных оборотов.

Пр.: Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

II. Логичность – связь между введением, развитием мысли и заключением. Логичность нарушается:

1) неверным делением текста;

2) причинно-следственными несоответствиями;

3) несоблюдением мотивационной последовательности;

4) несоблюдением актуального членения предложения и текста (тема – известное, рема – новое);

5) плеонастичностью речи, её засорённостью лишёнными смысла структурами.

Пр.: Я человек, потерявший как бы работу. Преступность – это, как бы так сказать, ужасная вещь;

6) фигурой силлепсиса – соединения несоединимого, различного по своим характеристикам (Москвич ищет девушку от 24 до 178).

III. Действенность (доходчивость).

IV. Грамматическая правильность (отсутствие в речи разного рода ошибок).

V. Ясность (понятность).

VI. Чистота (хорошая дикция, поставленный голос, хорошее речевое дыхание).

VII. Богатство (зависит от начитанности).

VIII. Выразительность (соблюдение просодических элементов речи).

IX. Уместность (целесообразность использования аргументов, примеров с этической точки зрения).

 

Задание 21. Образовать форму родительного падежа множественного числа от слов: ампер, апельсин, грамм, килограмм, гектар, яблоко, помидор, чулок, носок, солдат, сапог, рельс, партизан, абрикос, торт, туфля, грабли, бревно.

 

Задание 22. Реконструировать следующие фразы.

1) Паровоз сбил железнодорожный кран.

2) Мы не знаем её лучше тебя.

3) Женщине нельзя говорить об этом.

4) Приёмная для посетителей с неисправной крышей.

5) Стихи о любви поэта Рыжикова.

 

Задание 23. Определить, от чего зависят род и склонение составных слов.

Новой плащ-палатки (почему не нового?), синему вагону-ресторану (почему не вагон-ресторану), из большого салон-вагона, мощного дизель-электрохода, о пожилом генерал-лейтенанте (почему не генерале-лейтенанте?), новое кафе-ресторан, новая кафе-столовая, на уютной (почему не уютном?) диван-кровати, из красивых яслей-сада, о коротком концерте-шутке, назначенного премьер-министром.

 

Задание 24. Просклонять сложносоставные слитные и составные слова, указав их род и число: блиц-турнир, диван-кровать, меч-рыба, вагон-ресторан, концерт-загадка, вице-премьер, дизель-электроход, часы-будильник.

 

Задание 25. Найти и устранить речевые ошибки, указав на возможную причину их возникновения.

Главный лейтмотив, новое летоисчисление, белый тюль, мемориальный памятник, самый лучший друг, новая шампунь, открыть велосипед, туристический поезд, благодаря неурожаю, медного брелока, старый бивуак, играть значение, поднять тост.

 

Задание 26. Записать числительные,обозначенные цифрами, словами.

Обладая лучшими землями в 25 уездах, Троицкая лавра имела 106600 крестьян и доход её равнялся 100000 рублей в год: на наши деньги около 2400000 рублей. В своих исследованиях Иконников устанавливает величину дохода всех великорусских монастырских общин в 824593 рубля. Доход этот получается с 3858396 десятин земли, обрабатывающейся 660185 крестьянами.

 

Задание 27. Числительные записать прописью.

 

Москва гордится своим 850-летием. Это город, в котором свыше 3500 улиц и переулков, чья площадь только в пределах МКАД равняется 878,5 квадратных километров. Кремль – самая большая крепость в мире – начал строиться в 1471 году; на пряслах его стен – гирлянда из 1047 зубцов, а высота этих стен достигает 19,5 метров.

 

Задание 28. Записать слова, изображённые при помощи чисел, поставив их в нужном падеже. Сделать выводы относительно склонения числительных.

 

1) Число участников колеблется между 457 и 502.

2) Димитрий располагал уже 380000 людей.

3) На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.

4) Наполеоновская армия насчитывала около 134 тысяч солдат и офицеров при 587 орудиях.

5) На 1 июня 1917 года действующая армия располагала 581 самолетом, в том числе: Северный фронт – 93, Западный – 125.

6) В 1917 году русская армия нуждалась в пополнении 3375 аппаратами, в том числе 1850 истребителями.

7) Это был город, в котором жило около 120 человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды.

8) Самая большая пирамида из 362194 бутылочных пробок была построена 17-19 ноября 1990 г. в Китае.

9) К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем, из них наиболее развитая трамвайная сеть была в Ленинграде, с 2402 вагонами и 64 маршрутами…

10) Из 4803 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.

11) Расстояния между его 466 станциями меньше, чем расстояние между станциями лондонского метро.

12) «Крогер» управляет 1235 супермаркетами, 958 магазинами.

13) Более чем в 350 залах хранится почти 3 млн. произведений искусства.

14) Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.

 

Задание 29. Определить, в чём заключается речевая ошибка в приводимых предложениях. Сформулировать правила функционирования деепричастных оборотов.

1) Войдя в вагон, он тронулся.

2) Читая книгу, она мне понравилась.

3) Подъехав к светофору, на нем зажегся жёлтый свет.

4) Проводя день рождения, веселье бурлило через край.

 

Задание 30. Раскрыть скобки и самостоятельно сформулировать правила согласования и изменения географических названий.

В город (Старица), из города (Москва), по (Москва)-реке, в деревне (Рябиновка), о селе (Кирово), на станции (Череповец), в городе (Ульяновск), к городу (Старая Русса), из поселка (Холм Жарковский), в порту (Калининград).

 

Задание 31. Объяснить сопоставляемые формы, установить сходство и различие вариантов склонения географических названий.

 

1) Жить в Одинцове, Тушине, Шереметьеве – жить в подмосковном Пушкино, Тучково, Дорохово.

2) Бывать в городе Серове – в деревне Серово, в Кирове – в Кирово.

3) Из города Москвы – из порта Москва – от станции Москва; из города Озеры, Серебряные Пруды, Осло – от города Тамбова, Волгограда; до города Владивостока – до станции Владивосток, до порта Владивосток; на реке Днепре – на озере Байкал, на реке Дон; у реки Ангары, Рейна, Енисея – на острове Сахалин, Валаам; бывать в Хельсинки, в Гумри – отдыхать в Гаграх, на Дарданеллах; в городе Дубне – на реке Дубне – в деревне Дубне – в селе Дубна; в городе Одинцове – в селе Одинцове – в деревне Одинцово – в поселке Одинцово.

Задание 32. Определить, в чём заключаются речевые ошибки в предложениях.

 

1) Жизнь-то у нас интересная – и в стране, и на транспорте.

2) Все были парами, одна я, как дура.

3) Спокойно, но быстро распределяют вожатые ребят по палаткам и палатам, кроватям, столикам, тумбочкам и шкафчикам.

4) В нетрезвом состоянии муж бил меня и мебель.

5) Я не знаю, что я буду рисовать пять минут тому назад.

6) Пусть цветы радуют всех людей, а мы будем их беречь.

7) Корни преступности коренятся в экономике.

8) Где-то в районе 11 часов боевики открыли огонь.

9) Стрелять ракетами теперь будут по науке.

 

Задание 33. Выбрать нормативные варианты: по исполнению – по исполнении, брелком – брелоком, новый аэрозоль – новая аэрозоль, времяпровождение – времяпрепровождение, прецедент – прецендент, рельс – рельсов, извиняюсь – извините; скажите, как пройти – подскажите, как пройти; граблей – грабель, благодаря тебя – благодаря тебе, согласно приказа – согласно приказу, заведующий магазина – заведующий магазином.

 

Варианты нормы

Нельзя смешивать варианты нормы с речевой ошибкой. Варианты нормы – это её видоизменение, которое фиксируется в словаре.

Пр.: фено ́ мен – допустимое феноме ́н (о человеке); дождь: [дошт’] – московский вариант произношения; [дош’] – петербургский (ленинградский) вариант произношения; туннель – тоннель; орангутан – орангутанг; валерьяновый – валериановый; галоша – калоша; грабель и граблей (Р.п. мн.ч.); но чулок (чулков – неправильно, только во фразеологизме: синих чулков).

 

Таким образом, нормы стабильны (закреплены в словарях и отражены в языке художественной литературы, поэтому им нужно следовать) и динамичны (объект изучения – современный русский литературный язык последних десятилетий, когда норма довольно стремительно развивается).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 1440; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.