Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законы: понятие, виды




Основные виды форм (источников) права

Понятие форм (источников) права

Лекция 6. ФОРМЫ (ИСТОЧНИКИ) ПРАВА

Темы докладов, рефератов, сообщений

1. Соотношение понятий «правотворчество» и «законотворчество».

2. Правотворчество субъектов Российской Федерации.

3. Законодательный процесс Российской Федерации: особенности, проблема совершенствования.

4. Юридические термины и юридические конструкции как средства юридической техники.

5. Юридический стиль. Юридический язык.

Литература

Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999 (Разделы: Правотворчество. Юридическая техника).

Бойков Д. Опасность негативного правотворчества // Правоведение. 2004. № 6.

Бочарова Е.П. Правотворчество субъектов Российской Федерации // Право и политика. 2003. № 1.

Бошно С.В. Влияние судебной практики на законотворчество // Государство и право. 2004. № 8.

Курманов М.М. Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в федеральном законодательном процессе // Государство и право. 2004. № 10.

Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996.

Мурашин А.Г. Прямое правотворчество. Особенности принятия актов прямого народовластия // Государство и право. 2001. № 2.

Муромцев Г.Н. Правотворчество // Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 2001.

Скурко Е.В. Метод социально-правового моделирования в решении задач правотворчества // Государство и право. 2003. № 1.

Соколова А.А. Социальные аспекты понятия «правообразование» // Государство и право. 2004. № 7.

Юридическая техника (обзор материалов научно-методического семинара) // Государство и право. 2000. № 3.

 

 


Позитивное право предопределено развитием общественных отношений и на практике существует в определенном виде, обозначаемом термином «форма права». Имеется в виду своеобразная «оболочка» бытия юридических норм, то реальное практическое их обличье, позволяющее изучать и использовать правовые предписания. И нужно заметить: посредством познания такой «формы» («оболочки») мы ответим на вопрос, где находятся, фиксируются правила поведения, называемые юридическими нормами?

Заметим, в теории права имела место давняя дискуссия о правильности толкования и использования терминов, обозначающих понятия «источник права» или «форма права».

В этой связи представляются своевременными и значимыми следующие слова известного ученого–юриста И.Б. Новицкого: «Выражение «источник права» имеет двухтысячелетний возраст, однако и до настоящего времени оно не вполне ясно»[152]. Отметим и то, что еще в начале XX в. И.В. Михайловский отмечал, что термин «источник права» до сих пор еще понимается различно и по его поводу ведутся споры. И далее: «в сущности почти все ученые одинаково понимают «источники права» как «факторы, творящие право», а разногласия начинаются только при решении вопроса, что должно считаться правотворящими факторами» [153].

И в настоящее время ученые–юристы признают названную проблему актуальной для теоретических аспектов правоведения.

В юридической литературе в части соотношений терминов «форма права» и «источник права» сложились в основном следующие позиции: 1) отождествление формы и источника права; 2) разделение этих понятий без какого-либо пересечения, т.е. признание самостоятельности терминов «форма» и «источник» права.

Вторая позиция подкрепляется следующим суждением: если воля государства является источником права, то государственные нормативные акты представляют собой форму, придающую этой воле юридическую обязательную силу»[154]. Или констатируется то, форма права раскрывает как организовано право, как оно выражено во вне; источник же права – это система факторов, предопределяющих содержание права и формы его выражения[155].

Сказанное выше, позволяет отметить следующее:

1) форма права – это способ выражения вовне юридических правил поведения; 2) источник права – материальные и иные условия жизни, определяющие появление и действие права.

В рассматриваемом плане об источниках права целесообразно говорить как о социальных факторах, определяющих появление и действие права. Таковыми являются материальные, социальные, духовно-культурные и другие условия жизни общества. В этой связи вернемся к образным суждениям относительно слов «источник права» отождествляющим смысл этого юридического понятия со смыслом бытового слова «ручей», который в жаркий летний период способен удовлетворить потребность в утолении жажды, в пополнении запаса воды. Термин «источник права» в этом контексте должен «обозначать какую-то силу или какой-то фактор, от которого проистекает право»[156].

С точки зрения правотворящих факторов, т.е. движущих сил, определяющих развитие права, принято выделять:

а) источник права в материальном смысле;

б) источник права в идеальном (ранее называли – в «идеологическом») смысле;

в) источник права в виде юридической доктрины, т.е. разработанных учеными–юристами положений, имеющих обязательную юридическую силу;

г) религиозный памятник как источник права в виде священных книг различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в некоторых системах религиозного права;

д) источник права в юридическом (формальном) смысле, как способ возведения в закон воли определенных социальных сил.

Приведенные положения позволяют обратить внимание на особенности названных источников права.

1. Источник права в материальном смысле – это развивающиеся общественные отношения (экономические, социальные условия жизни общества и др.), которые выступают соответствующей правообразующей силой. Заметим, данный подход основательно разработан марксистским учением о способах производства и формах собственности. Согласно этой теории, право (и по форме, и по содержанию) взаимосвязано и предопределено существующим в том или ином историческом обществе способом производства. Соответственно, признается, что материальные условия жизни общества обусловливают волю определенных классов, социальных групп через соответствующую правотворческую деятельность.

Итак, к источникам права в материальном смысле, относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности, оказывающие решающее влияние на причину возникновения и действия права и др.

2. Источник права в идеальном (идеологическом) смысле – правовые идеи, правовое сознание, формирующие определенное правопонимание. Речь идет о различных правовых учениях и доктринах, оказывающих решающее влияние на принятие политико-правовых решений. Причем сторонники разных концепций наполняют источник права в идеальном смысле, точнее правопонимание, различным содержанием. Так, представители исторической школы права считали народный дух (или, выражаясь современным языком, менталитет народа) важным источником права. Примечательно и то, что отечественный правовед Л. Петражицкий рассматривал психические переживания человека как источник интуитивного права.

В рассматриваемом аспекте обратим внимание и на следующий факт: известно, что Советская власть после Октябрьской революции своими декретами отменила все законы царского периода. На протяжении пяти лет советские суды и административные органы руководствовались преимущественно «революционным правосознанием». Результаты такой юридической практики хорошо известны.

3. Юридическая доктрина (наука) на определенных этапах развития права также служит его источником. Имеются в виду разработанные и обоснованные учеными–юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве. По-видимому, труды ученых–юристов как источник права имеют преимущественно историческое значение. В настоящее время юридическая наука, по мнению отдельных ученых, практически утратила значение источника права[157]. Приведенное положение нуждается в уточнении, поскольку определенную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве, что подтверждается законодательством арабских стран. Например, семейное законодательство Египта, Сирии, Судана, Ливана предусматривает, что в случае молчания закона судья решает использовать наиболее предпочтительные выводы национальных древних мыслителей.

Отметим и то, что в английских судах при вынесении некоторых судебных решений можно и в настоящее время встретить ссылку на научные труды отдельных юристов, хотя источниками права они уже не признаются. По-видимому, эти ссылки приводятся как дополнительная аргументация, элемент формирования воли судьи, часть мотивации приговора или решения суда. В этой связи можно сказать, что судьи как бы черпают основания для своих актов из определенной доктрины, доктринальных идей.

Доктрину как форму права не следует смешивать с комментариями нормативных правовых актов, подготовленных учеными–юристами. Роль научного комментария весьма важна для уяснения смысла и содержания правовых норм. Однако правовой обязательности эти комментарии не имеют. Такая доктринальная деятельность ученых–юристов, хотя и имеет важное практическое значение, не становится формой выражения права.

4. Религиозные источники (священные писания, книги, трактаты) в отдельных странах играют важную роль в регулировании правовых отношений, наряду с законами и другими правовыми актами государственных органов. Имеются в виду такие системы религиозного права, как индусское право, иудаистское право, мусульманское право. Сказанное подтверждает и то, что Коран и Сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права.

Право, основанное на религиозных источниках, используется наряду с государственными актами во многих государствах Африки и Латинской Америки.

5. Источник права в формальном юридическом смысле – внешняя форма выражения юридических норм, которые государство создает, либо санкционирует. Иными словами, когда говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют в виду различные формы (способы) выражения, объективации правовых норм. Можно сказать, что именно здесь происходит совпадение формы и источника права. Форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено вовне юридическое нормативное содержание, а источник – на то, каковы те юридические и иные истоки, факторы, предопределяющие данную форму права и ее содержание.

Иными словами, под источником права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективации сформировавшейся государственной воли. Словом, источник права в юридическом смысле это результат правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и придающего такому правилу качество юридической нормы.

В зависимости от способа закрепления и существования норм права выделяют следующие виды форм (источников) права:

– правовой обычай;

– правовой прецедент;

– договор нормативного содержания;

– общие принципы права;

– нормативный правовой акт;

– международные договоры Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права.

Кратко рассмотрим названные формы права.

1. Правовой обычай. Обычай – это правило поведения, не предусмотренное законодательством, но сложившееся исторически, в силу данных фактических отношений и в результате многократного повторения вошедшее в привычку. Полезные, социально необходимые обычаи могут признаваться государством, наделяться правовой санкцией. В этом случае они принимают форму правового обычая[158]. Правовой обычай – правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного. Следовательно, обычай становится правовым после того, как получает официальное одобрение государством.

Исторически первые источники права состоят из обычаев. Так, «Русская правда» – важнейший источник права Древней Руси, включающий законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике. Подобное содержание свойственно Законам Ману, Законам Хаммурапи и др.

В настоящее время обычаи в качестве форм права имеют место в международном, гражданском и других отраслях права. Обратим внимание на то, что в Гражданском кодексе РФ (ст. 5) в качестве источника гражданского права предусмотрены обычаи делового оборота, деловые обыкновения. Заметим, обыкновения (деловые обыкновения) – это сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, и вместе с тем, соблюдаемые в практике делового общения.

Подобные обыкновения признаются правилами поведения участников международных отношений, соблюдаются в деятельности дипломатических, консульских учреждений и др.

Заметим, ст. 6 ГК РФ содержит положение о возможности применения имеющихся обычаев делового оборота в случае, если суд или другой правоприменительный орган обнаружит нормативно-правовую пробельность в регулировании того или иного круга предпринимательских отношений. Подобную отсылку к обычаям мы видим и в ст. 211, 309 ГК РФ.

Примеры признания государством правовых обычаев можно найти в ст. 130, 131, 132, 134 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (утвержден Президентом РФ 30 апреля 1999 г.). В частности, в ст. 134 этого Кодекса устанавливается, что срок, в течение которого груз должен быть погружен на судно, определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, обычно применяемыми в порту погрузки.

Нередко обычаи отражают обывательские предрассудки, расовую и религиозную нетерпимость, исторически сложившееся неравноправие полов.

По-видимому, есть необходимость проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых обычаев, целесообразность их утверждения в жизни общества, возможность придания им правовой формы.

2. Правовой прецедент. Прецедент (от лат. praecedens, praecedentis – предшествующий) – действие или решение, служащее в определенной ситуации примером для аналогичных случаев. Правовой (юридический) прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении подобных дел.

Различают административный и судебный прецедент. Административный прецедент – решение органа управления или должностного лица по административному делу, которому придана нормативная сила. В современный период административные прецеденты применяются в странах, где используются специальные административные (квазисудебные) процедуры рассмотрения жалоб на нарушения прав и свобод органами исполнительной власти[159].

Судебный прецедент – решение суда по конкретному делу, которое рассматривается как образец при решении аналогичных дел. Судебный прецедент, как свидетельствует зарубежный опыт, способствует преодолению противоречий в судебной практике, восполнению пробелов в законодательстве.

Заметим, в США прецедент действует лишь в пределах судебной системы конкретного штата в силу их независимости. Как дополнительный источник права, судебный прецедент используется и в странах романо-германской системы. К примеру, нормативный характер имеют решения Конституционного Суда Франции.

В российской системе права судебный прецедент официально источником права не признан. Вместе с тем, в юридической литературе отмечается, что тенденция к такому признанию наметилась. В этой связи одни авторы обосновывают позицию о том, что суды в Российской Федерации – это в действительности органы правосудия. Именно они должны решать конкретные дела на основе действующих законов. Право на издание судами правовых норм нигде не закреплено. Поэтому преждевременно говорить о формировании судебного прецедента как полноправного источника права в Российской Федерации[160].

Другие полагают, что судебный прецедент, т.е. решение суда, вынесенное по конкретному делу, может становится правилом, обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичного дела. По сути, это существующая реальность в сфере судебной деятельности[161]. Соответственно говорится, что разъяснения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам судебной практики иногда выражают прецеденты толкования закона, данного этими судами при разрешении конкретных дел и фактически обязательны для других судов. Этот вывод распространяется и на аналогичную деятельность Конституционного Суда РФ.

Данная авторская позиция заслуживает внимания, поскольку в соответствии со ст. 126 и 127 Конституции РФ названные суды дают разъяснения по вопросам судебной практики. Эти разъяснения являются обязательными для нижестоящих судов и других правоохранительных учреждений.

По этому поводу высказано и такое, заслуживающее внимания суждение: следует подумать о том, чтобы официально придать руководящим разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ форму прецедентного права. Для этого надо тщательно «выписать» пределы их действия, условия, обеспечить надлежащую апробацию «перелива» в нормы права[162].

Как видим, правовое регулирование общественных отношений в нашем обществе осуществляется не только посредством законов и традиционных форм права. Высшие судебные инстанции не стоят в стороне от нормотворческого процесса и активно используют свои возможности в данном вопросе, в пределах своей компетенции. Суд, действуя в условиях пробельности права и отсутствия результативных механизмов защиты прав граждан и юридических лиц, он вынужден выполнять определенные нормотворческие функции.

3. Договор нормативного содержания. Как известно, договор – это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договоры в сфере правового регулирования – явление распространенное. Однако не всегда подобный договор представляет собой форму (источник) права. В таком качестве выступает только договор, содержащий правовое правило общего характера.

Договор нормативного содержания (нормативный договор) – это двустороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся общие нормы, устанавливающие их взаимные права и обязанности.

Особенность этого акта в следующем: нормы (правила поведения), закрепленные в нормативном договоре обязательны только для субъектов, его заключивших.

Необходимые условия заключения нормативного договора – равенство, взаимная ответственность сторон, согласие участников по всем существенным аспектам соглашения. Главное здесь заключается в добровольном волеизъявлени сторон. Однако, после того как стороны заключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам. Одностороннее невыполнение влечет определенные отрицательные последствия.

Следовательно, в отличие от обычая, складывающегося исторически, нормативный договор представляет собой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.

Сторонами нормативного договора могут быть индивидуальные и коллективные субъекты. По-видимому, трудовой договор (контракт) можно рассматривать в качестве нормативного договора с участием индивидуального субъекта. Примером нормативного договора с участием коллективного субъекта является заключение международных соглашений, содержащих нормы права (в данном случае – международного права).

В настоящее время возрастает значение данной формы права в России в связи с формированием рыночных отношений, развитием предпринимательства, увеличением самостоятельности хозяйствующих субъектов. К тому же, договоры нормативного содержания заключаются в управленческой сфере между министерствами, ведомствами, департаментами и др., а также между иными органами государственной власти. Назовем в этой связи договоры о сотрудничестве, соглашения о программах совместной деятельности, договоры о делегировании определенных полномочий и т.д.

Примечательно и то, что юридическую силу нормативному договору придает все-таки закон. И нужно заметить: законом устанавливаются виды договоров, их юридическая значимость, круг субъектов, имеющих право на заключение таких соглашений, соответствующие процедуры заключения, исполнения и взаимной ответственности сторон за невыполнение договоров.

4. Общие принципы права. В некоторых странах своеобразным источником права признаются общие принципы, т.е. отправные, исходные начала правовой системы, основополагающие идеи, лежащие в основе права.

В Российской Федерации особая значимость в этом плане принадлежит конституционным принципам. Их роль заключается в том, что они аккумулируют наиболее важные процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве нормативов. Они оказывают направляющее воздействие на всю правовую систему. Соответственно, такими принципами обязаны руководствоваться прежде всего правотворческие органы.

Согласно действующему российскому законодательству, принципы права могут использоваться и в правоприменительной практике, в частности, при наличии пробела в праве и его восполнения путем принятия решения по аналогии права. Напомним, аналогия права – это способ преодоления пробела в законодательстве посредством принятия решения на основе общих начал, принципов права и смысла законодательства.

На практике это означает использование принципов – общих, межотраслевых, отраслевых и принципов правовых институтов, которые закреплены в нормативных правовых актах и, так или иначе, отражают закономерности предмета и механизма правового регулирования.

5. Нормативный правовой акт. В российской правовой системе такой акт признается одним из самых распространенных и ведущих форм (источников) права.

В юридической литературе предлагаются близкие по смыслу определения рассматриваемого понятия. Обращается внимание на то, что нормативный правовой акт – это письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых или отмены устаревших норм[163]. Под нормативным правовым актом также понимается акт правотворческих органов государства, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в определенном соотношении с другими актами[164].

Обобщая сказанное, отметим: нормативный правовой акт – это выраженный в письменной форме, официальный документ компетентного правотворческого органа, принятый в определенном процедурно-процессуальном порядке и содержащий нормы права. При более широком подходе нормативный правовой акт – это документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений[165].

Нормативные правовые акты среди иных источников права (правовых обычаев, юридических прецедентов и др.) занимают наиболее важное место. Почему? Их больший удельный вес по сравнению с другими формами права, прежде всего, связан с определяющей ролью государства в регулировании общественных отношений. Именно государство наделяет органы – структурные образования механизма государства, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативные правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией.

Признаки нормативного правового акта.

1. Нормативный правовой акт отличается волевым содержанием. По-видимому, независимо от органа или организации, принявших акт, во всех случаях он выражает волю государства. Отсюда его властность, своеобразная авторитарность. Можно сказать, что через нормативные правовые акты «преломляется» государственная воля.

2. Таким актам свойствен официальный характер, предопределяемый связью с государством. Это проявляется в повышенных требованиях к процедуре принятия нормативных правовых актов, их наименованию, структуре, порядку опубликования и др.

3. Нормативный правовой акт содержит нормы права – общеобязательные правила поведения, направленные на регулирование общественных отношений. Именно наличие в таких актах норм права позволяет относить их к группе нормативных правовых актов.

4. Такие акты имеют письменную форму, что позволяет четко и доступно выражать (фиксировать) правовые предписания, приводить правовой материал в определенную систему.

5. Нормативные правовые акты отличаются оперативностью, т.е. способностью быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития.

6. Рассматриваемые правовые акты рассчитаны на многократное применение в отличие от правоприменительных актов, содержащих индивидуальные предписания, однозначного действия (приказ о назначении на должность, о зачислении в вуз и др.).

7. Таким актам свойственна определенная официально-документальная форма и особая структура. Имеется в виду то, что в нормативном правовом акте должны содержаться необходимые характеристики. В частности, указание на наименование органа, лица (лиц) его принявшего, вид (форма) акта, название (тематика), место и дата его принятия, соответствующая структура акта (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты и т.д.), подпись уполномоченного лица.

8. Нормативный правовой акт отличается особым порядком его подготовки, принятия, опубликования и вступления в силу. В этой связи говорят о «технологии создания нормативного правового акта». Имеется в виду следующее:

а) нормативный правовой акт создается в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов, органов местного самоуправления, в особых случаях – в результате прямого народного волеизъявления (референдума);

б) полномочия правотворческих органов на издание нормативных правовых актов устанавливаются в Конституции РФ, федеральных и иных законах. Тот или иной правотворческий орган имеет право на издание нормативных правовых актов только определенного вида (закон, указ, постановление, приказ и т.д.) по тем вопросам, регулирование которых входит в его компетенцию;

в) каждый вид нормативных правовых актов занимает строго определенный уровень в иерархии нормативных правовых актов. В качестве основного критерия определения места акта в такой иерархии служит положение органа, издающего такие акты в системе государственно-властных органов.

9. Реализация принятых нормативных правовых актов, точнее, содержащихся в них нормативных предписаний, обеспечивается возможностью использования мер правового принудительного воздействия в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения установленных правил.

В юридической литературе нередко используется упрощенное название данного источника – нормативный акт. Указанное обстоятельство позволяет отметить то, что в действующей Конституции Российской Федерации используется именно термин «нормативный правовой акт». Добавление прилагательного «правовой акт» здесь не случайно. Оно указывает на особую группу нормативных актов, которые связаны с правом, содержат юридические нормы. Соответственно, надо иметь в виду и то, что есть многочисленные нормативные акты, например, уставы и программы партий, общественных движений, которые не связаны с правовой сферой и не нуждаются в уточнении наименования.

Обратим внимание и на содержание термина «правовой акт». Как видно, к правовым актам, наряду с нормативными правовыми актами, относятся и акты толкования права (интерпретационные) и акты правоприменительные (индивидуальные), отличающиеся своей спецификой. С этой точки зрения отметим особенности актов толкования.

Акты толкования (интерпретационные). Известно, что цель толкования норм права – правильное, точное и единообразное их понимание и применение. Соответственно отметим, что акты толкования, в отличие от нормативных правовых актов, не содержат норм права, т.е. общеобязательных правил поведения. Они направлены на установление смысла и содержания тех или иных норм права. Разъясняя смысл и содержание правовой нормы, интерпретационные акты способствуют правильному пониманию и применению правовых норм. Иными словами, интерпретационные акты не отличаются свойством нормативности.

Нормативные правовые акты необходимо отличать от правоприменительных (индивидуальных) актов. В таких индивидуальных актах содержатся не юридические нормы, а решения по конкретным вопросам (приказ о зачислении в вуз, о назначении на должность, приговор суда и т.д.).

И в этой связи – еще один существенный момент. Нормативные правовые акты выполняют две функции: с одной стороны, будучи носителями правовых норм, они выступают как источник права; с другой стороны, выражают государственную волю, т.е. обладают юридической силой. Понятие «юридическая сила» указывает на место нормативного правового акта в системе законодательства, а также на значение органа, его издавшего. Иными словами, юридическая сила нормативного правового акта – это свойства акта действовать с целью регулирования общественных отношений, порождать юридические последствия.

Итак, нормативный правовой акт – это один из наиболее совершенных источников права. От иных источников права такие акты отличаются возможностью охвата широких сфер общественной жизни, в необходимых ситуациях оперативностью их принятия, изменения или отмены, возможностью их качественной систематизации и кодификации.

По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты, отличающиеся специфическими особенностями.

Заметим, в юридической литературе с давнего времени слово «закон» трактуется, как официальный властный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти, составляющий основу правовой системы государства, ее центральную часть.

Типичными, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, можно считать следующие его определения.

Закон – нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом законодательной власти либо непосредственно волеизъявлением населения (например, в порядке референдума) и регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения [166].

Или: Закон – это нормативный правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам [167].

Более кратко можно сказать так: закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в особом процедурном порядке законодательным органом власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Отличительные особенности (признаки) закона:

1. Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый федеральным высшим представительным органом – парламентом (Федеральным Собранием – в России, Конгрессом – в США) или органами субъектов федерации в процессе законотворческой деятельности, либо в результате непосредственного правотворчества народа (референдума).

2. Закон регулирует только наиболее значимые общественные отношения, характеризуемые устойчивостью, типичностью, необходимостью их законодательного закрепления (определение форм правления, национально-государственного или административно-территориального устройства, закрепление прав человека и гражданина, регламентация принципов местного самоуправления и др.).

3. Закон – источник права, исходящий от высшего представительного органа, есть выражение воли народа и общих социальных интересов, а не отдельных социальных групп.

4. Существенный признак закона в жесткой процедуре его принятия. По этому поводу Г.Ф. Шершеневич отмечал: «признак закона состоит в том, что воля органов государственной власти, творящей норму права, должна выразиться в установленном заранее порядке»[168]. В этом контексте отметим, что законы принимаются в особом порядке, в ходе длительных многоступенчатых процедур. Законодательный процесс включает целый ряд стадий и, как правило, регламентирован в соответствующих конституциях и регламентах палат законодательных органов.

5. Закон – нормативный правовой акт, содержащий нормы права первичного исходного характера, служащие базой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов.

6. В системе нормативных правовых актов законы обладают высшей юридической силой. В случае противоречия между законом и подзаконным актом приоритет принадлежит закону, а противоречащий ему акт должен быть отменен или изменен.

7. Закон принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права. Вместе с тем, в законе не все нормативно. В нем могут содержаться, наряду с нормами права, и другие компоненты (преамбулы, декларации, определения, указания на мотивы и цели закона).

8. Закон отличается наибольшей стабильностью в сравнении с иными нормативными правовыми актами. Это объясняется предопределенностью закона, наиболее значимыми отношениями, им регулируемыми, и усложненной процедурой его принятия или изменения.

9. Законы могут быть изменены или отменены только органом их принявшим, причем в строго определенном порядке. Так, акт референдума может быть изменен или отменен только в результате референдума, изменения вносятся также в порядке, предусмотренном референдумом. Ни Президент РФ, ни Правительство РФ, иные органы исполнительной власти не могут приостанавливать, либо подменять законы своими нормативными правовыми актами[169].

10. Законы не требуют утверждения со стороны какого-либо органа, кроме необходимого технико-юридического оформления актов референдума.

11. Закон, по сути, в демократическом государстве, должен быть правовым, ориентированным на принцип справедливости, его реализацию. Правовой закон не может запрещать гражданам то, что относится к правам человека, и не может дозволять государственным органам принимать решения, ограничивающие основное содержание прав человека.

Виды законов.

В Российской Федерации законы занимают ведущее место в иерархии всех нормативных правовых актов. Они подразделяются на виды по различным основаниям:

по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);

по субъектам законотворчества (принятые представительным законодательным органом или в результате референдума);

по юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);

по сферам действия (общефедеральные и региональные);

по значимости содержащихся в них норм (конституционные и обыкновенные);

по степени систематизации (обычные и кодификационные – ГК РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, УК РФ и т.д.);

по объему регулирования (общие и специальные).

по содержанию (экономические, бюджетные, социальные, политические и т.п.).

Конституция РФ, конституционные федеральные законы и федеральные (обыкновенные) законы.

Законы (в порядке убывания юридической силы) классифицируются следующим образом:

- основной закон (конституция);

- федеральные конституционные законы;

- федеральные законы;

- законы субъектов федерации (конституции (уставы), текущее законодательство).

В названной последовательности уделим внимание их особенностям.

1. Конституция РФ – Основной Закон государства. Она представляет собой главный нормативный правовой акт РФ, имеет высшую юридическую силу на всей территории РФ, является основой для всех других законов.

Действующая Конституция РФ принята путем всенародного голосования (референдума), 12 декабря 1993 г. Она состоит из преамбулы, основного Первого раздела, включающего 9 глав и 137 статей, и Второго раздела, включающего 9 параграфов переходных и заключительных положений.

В Конституции отражены изменения, которые произошли в российском обществе на рубеже 80–90-х гг. и в начале 90-х гг. Она закрепляет основы социального, экономического и политического устройства страны, исключает классовый подход к различным слоям населения, закрепляет власть народа, устанавливает институты частной собственности. Вместе с тем Конституция РФ характеризуется особым юридическим содержанием. Ее нормы устанавливают основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности граждан, федеративное устройство, систему государственных органов, их полномочия и порядок формирования, основы правосудия, избирательную систему, принципы местного самоуправления и др.

Конституция – не только юридический, но и политический документ, закрепляет демократию как основу образа жизни в РФ и ее политического режима, идеологическое и политическое многообразие, содержит поименный перечень всех субъектов Федерации.

2. Конституционные федеральные законы. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3).

Федеральные конституционные законы, по сути, являются продолжением действия конституционных норм и принципов.

Федеральные конституционные законызаконы конституционного содержания, занимают следующее место в иерархии конституционных законов. Они имеют наиболее тесную связь с Конституцией РФ, являются своеобразным ее «продолжением», поскольку на них делается ссылка в тексте Основного закона, их нормы конкретизируют отдельные конституционные положения.

Существенно то, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. К их числу относятся: чрезвычайное положение (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта (ст. 65); изменение статуса субъекта Российской Федерации (ст. 66); описание и порядок официального использования Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации (ст. 70); референдум (ст. 84); режим военного положения (ст. 88); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы Российской Федерации (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135).

Следовательно, к федеральным конституционным законам относятся те законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Это закреплено в ст. 108 Конституции РФ.

Далее, к конституционным федеральным относятся также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию РФ. Заметим, с момента принятия действующей Конституции РФ не было принято ни одного такого закона. Думается, в перспективе потребность в принятии таких законов может стать актуальной.

Для конституционных законов установлена более сложная процедура, для их принятия и утверждения соответственно Государственной Думой и Советом Федерации необходимо квалифицированное большинство голосов. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108 Конституции РФ). К тому же, на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента РФ.

Итак, конституционные законы – это законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно Конституцией, а также законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию.

3. Федеральные (обыкновенные) законы. Главное здесь в том, что это – законы государства, регулирующие на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов общественные отношения несколько иного «удельного веса», например, Закон «О защите прав потребителей». Такие акты принимаются по различным вопросам жизнедеятельности общества и государства и составляют основную массу законов.

Федеральные (обыкновенные) законы делятся на кодифицированные (кодификационные) и текущие.

Существенно то, что кодифицированный закон представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимосвязанных предписаний.

Кодификационные законы представлены в различных формах. Одна из них – Основы законодательства. По сути, – это федеральный акт, содержащий наиболее общие нормы по предмету совместного ведения РФ и ее субъектов. В Основах ставятся цели, принципы регулирования, единые для всех субъектов Федерации, даются определения важнейших понятий, используемых в соответствующей сфере. Нормы Основ должны развиваться и конкретизироваться в нормативных правовых актах, принимаемых субъектами РФ[170].

В Российской Федерации приняты и действуют Основы лесного законодательства, Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

В РФ наиболее используемый вид кодификационного закона – кодекс. Кодекс (от лат codex – собрание законов) – закон, в котором объединены и систематизированы нормы права, относящиеся к одной отрасли законодательства. Принятие Кодекса, регулирующего определенную сферу общественных отношений, означает, что никакие другие нормативные правовые акты не должны противоречить нормам, содержащимся в нем. Кодекс либо полностью включает все нормы соответствующей отрасли (УК), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (ГК РФ, ТК РФ).

В настоящее время в большинстве отраслей федерального законодательства РФ кодексам принадлежит определяющая роль. Это ГК, УК, УПК, ТК и др. Примечательно то, что в современных условиях кодексы принимаются также и субъектами РФ. Например, в Башкортостане действует более десяти кодексов (жилищный, трудовой, экологический, кодексы о браке и семье, о недрах, о СМИ и др.).

Итак, федеральные обыкновенные законы издаются в процессе текущей законодательной деятельности. Порядок их принятия более простой. В Российской Федерации они считаются принятыми, если за их утверждение подано более ½ голосов от общего состава депутатов Государственной Думы.

Законы субъектов федерации. В Конституции РФ (ч. 4 ст. 76) утверждается, что субъекты Российской Федерации – республики, края, области и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Соответственно, представительные органы субъектов РФ принимают свои законы. При этом существенно то, что республика имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, автономная область, автономный округ имеют свой устав.

Конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, принимаются ими самостоятельно и закрепляют основы конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина; государственно-правовой статус республики, территорию, гражданство, государственные языки и др.

Конституции республик принимаются в рамках Конституции РФ и не должны ей противоречить. Они не нуждаются в последующем утверждении органами государственной власти Российской Федерации.

Основные законы республик отличаются своей структурой, построением, содержанием закрепленных в них институтов. Им свойственны многие специфические моменты, отражающие своеобразие исторического и экономического развития соответствующих субъектов Российской Федерации.

Устав субъекта Федерации определяет правовое положение субъекта, устанавливает систему его органов, их взаимоотношения, порядок деятельности, определяет систему органов местного самоуправления (например, Устав Нижегородской области, Краснодарского края, Самарской области). Устав по своему регулятивному значению равнозначен региональной конституции. Он имеет высшую юридическую силу в региональном законодательстве.

Уставы принимаются законодательными органами субъектов Федерации – краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Уставы должны полностью соответствовать Конституции РФ.

После краткой характеристики учредительных документов республиканского уровня (для республик – конституции, для краев, областей и др. – уставы) целесообразно определить особенности законов субъектов Российской Федерации.

Закон субъекта Российской Федерации – принципиально новое понятие, особенности которого предопределяются содержанием ч. 4, 5, 6 ст. 76 Конституции РФ. Основной закон страны установил право субъектов РФ осуществлять в пределах совместной компетенции Российской Федерации либо в сфере собственного ведения правовое регулирование определенных общественных отношений. Такое регулирование основывается на законах и иных нормативных правовых актах.

С учетом сказанного можно дать следующее определение закона субъекта Российской Федерации: это принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта РФ в соответствии с установленной процедурой юридический акт, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права, действующие в пределах совместной компетенции Российской Федерации и субъекта Федерации либо в сфере собственного регулирования вопросов государственной и общественной жизни определенного региона.

Для закона этого вида характерно следующее: а) он принимается в особом порядке законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ или путем референдума; б) занимает в иерархии нормативных правовых актов региона главенствующее место; в) регулирует общественные отношения с учетом комплекса местных территориальных, национальных и социальных условий.

Очевидно, законы, принимаемые в республиках РФ, должны соответствовать и федеральному законодательству, и «своей» республиканской конституции. Областные, краевые законы призваны соответствовать не только федеральному законодательству, но и Уставу – важнейшему учредительному документу области, края, автономной области, автономного округа.

Для субъектов Федерации характерно принятие законов, касающихся собственности, налогов, использования природных ресурсов и др.

Примечательно следующее: законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Федерации нередко издают постановления (решения) – своеобразный вид нормативных правовых актов, процедура подготовки и принятия которых более проста.

Отдельный вид – постановления, имеющие ненормативный характер (образование постоянных комитетов областной Думы, формирование согласительных комиссий, перспективные планы подготовки нормативных правовых актов и др).

Обобщая сказанное, отметим:

а) федеральные законы – это законы, принимаемые федеральным законодательным органом (Федеральным Собранием) и распространяемых на всю территорию Российской Федерации;

б) законы субъектов федерации (республиканские законы, законы областей, краев) – те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами федерации и распространяются только на их территорию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2102; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.114 сек.