Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

В юридической литературе действие нормативного правового акта рассматривается как обязательность его исполнения в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретного круга лиц, органов, организаций [180].

Действие нормативных правовых актов во времени.

Вопрос о действии правовой нормы во времени имеет большое теоретическое и практическое значение, поскольку определяет в какой момент предписанное поведение должно осуществляться. Действие нормативных правовых актов во времени определяется двумя важными обстоятельствами: моментом вступления нормативного правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы (прекращением его действия).

Определение времени начала действия нормативного правового акта, прежде всего, связано с его опубликованием, т.е. помещением текста в официальном издании. В этой связи обратим внимание на содержание ч. 3 ст. 15 Конституции РФ. Здесь сказано: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Существуют разные варианты определения времени вступления нормативных правовых актов в силу. Примечательно, что сроки вступления зависят от вида соответствующего акта.

Теория и правореализующая деятельность позволяет констатировать, что в Российской Федерации нормативные правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

1. В результате указания в тексте нормативного правового акта либо в сопутствующем документе календарной даты, с которой юридический документ вводится в действие. В частности, такой порядок вступления в силу предусматривается для кодифицированных актов (ГК РФ, УК РФ и другие кодексы).

2. В результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление в законную силу нормативного документа («с момента опубликования», «с момента подписания» и т.д.). Например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», принятый в июле 1994 г., вступил в силу сразу же со дня его официального опубликования. Примечательно и то, что Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. также вступил в силу с момента опубликования (29 сентября 1997 г.). С момента подписания приобретают юридическую силу акты Президента РФ, содержащие секретную или конфиденциальную информацию.

3. Поэтапное введение в действие нормативного правового акта. При этом этапы (периоды) обозначаются либо определенными сроками, либо связываются с наступлением условий, обозначенных в юридическом документе. Показателен в этой связи Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г., в котором введение в действие ч. 2 ст. 33 (о финансировании судов на основе определенных нормативов) ставится в зависимость от последующего принятия и вступления в силу соответствующего федерального закона.

4. Введение в действие нормативного документа с момента его принятия. Это относится, прежде всего, к постановлениям Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания.

5. С момента получения соответствующим органом нормативного правового акта. Имеется в виду то, что некоторые виды нормативных правовых актов не подлежат официальному опубликованию, а направляются соответствующим органам власти и управления. Вступление в силу подобных нормативных правовых актов определяется моментом их получения конкретным органом власти и управления.

6. В результате применения общих правил. Заметим, в большинстве случаев нормативный правовой акт вступает в силу со времени принятия либо с того времени, которое указано в акте. Нормативные правовые акты, которые не содержат таких указаний, вступают в силу по истечении определенного срока после опубликования. В Российской Федерации такие правила предусмотрены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[181]. Здесь сказано следующее: в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются Российская газета и Собрание законодательства Российской Федерации.

Далее. Законы Российской Федерации и другие нормативные правовые акты высших представительных органов власти вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования на всей территории Российской Федерации, если в актах не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6).

7. Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации вступают в силу на всей территории страны по истечении 7 дней после их официального опубликования.

8. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования[182].

9. Для сложных и важных нормативных правовых актов срок вступления в силу, как правило, более длителен, чем для других нормативных правовых актов. Это объясняется тем, что ознакомление и изучение таких актов, а также принятие предварительных, подготовительных мер, связанных с реализацией содержащихся в актах правовых предписаний, требуется гораздо больше времени и усилий, чем это необходимо в отношении менее сложных нормативных правовых актов.

10. Порядок вступления в силу правовых актов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно. Например, законы Свердловской области издаются с такой формулировкой: настоящий закон вступает в силу на следующий день после его официального опубликования. Согласно ст. 28 Устава Иркутской области закон области вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, если иной порядок вступления в силу не установлен самим законом[183].

Прекращение действия нормативного правового акта.

В России это происходит в результате различных обстоятельств:

1. В результате истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта, который заранее указывается в самом акте (календарная дата). Такого рода акты с указанием сроков действия издаются, например, при введении чрезвычайного положения на определенной территории и др. В связи с отменой чрезвычайного положения, прекращением военных действий теряют силу соответствующие нормативные правовые акты.

2. Официальная отмена, т.е. объявление об утрате юридической силы нормативного правового акта. Такая отмена фиксируется либо в новом акте, либо в особом перечне актов, признаваемых утратившими силу в связи с принятием новых нормативных правовых актов. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин совершается отмена законодательных актов.

3. Принятие управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений. В этой связи прежний законодательный акт теряет юридическую силу. Например, в связи с принятием Конституции Российской Федерации, вступившей в силу со дня ее официального опубликования по результатам всенародного голосования 12 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации – России, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями» (Раздел второй Конституции 1993 года).

4. Фактически утрачивают силу те нормативные правовые акты (или отдельные положения таких актов), которые признаны судом неконституционными или незаконными. Так, согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом Российской Федерации неконституционными, утрачивают силу.

5. Нормативный правовой акт теряет свою силу в связи с его устареванием и исчезновением обстоятельств, которые подлежали правовому регулированию. Кстати, напомним, что утратили свою значимость и потому прекратили свое действие нормативные правовые акты, регламентирующие правовой статус Советов народных депутатов в связи с исчезновением этих органов власти на территории бывшего СССР.

6. Нормативный правовой акт также фактически утрачивает силу, если он противоречит международному договору (согласно установленному Конституцией РФ (ч. 4 ст. 15) принципу приоритета международного договора над внутригосударственным законодательством).

Итак, прежний нормативный правовой акт и содержащиеся в нем нормы права в основном могут утратить силу, если:

а) был установлен срок его действия и этот срок истек;

б) он отменен новым актом с определенной даты;

в) акт фактически утратил силу в связи с вступлением в силу нового акта равной юридической силы;

г) он признан судом недействительным;

д) акт утратил силу в связи с исчезновением обстоятельств, которые подлежали правовому регулированию и др.

Таким образом, начало и окончание действия нормативных правовых актов – это, по сути, временные пределы их «участия» в правовом регулировании общественных отношений.

В юридической литературе, наряду с названными, выделяют еще два своеобразных типа действия нормативного акта во времени: обратное действие (обратная сила) нового закона и «переживание» старого закона.

Обратная сила закона. По общему правилу, законы и другие нормативные правовые акты не имеют обратной силы [184]. Они действуют только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. На общественные отношения и связанные с ними факты, которые возникли и сложились до вступления закона либо иного нормативного акта в силу, содержащиеся в них нормы не распространяются. Скажем, если трудовой спор возник в то время, когда действовал старый закон, дело должно решаться на основании его норм, хотя на момент рассмотрения дела этот закон отменен и действует новый.

Правила запрета обратного действия закона сформулировано еще древнеримскими юристами. По-видимому, признание данного положения – необходимая предпосылка правовой стабильности в обществе, условие, согласно которому граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое состояние не будет ухудшено вновь принятым законом.

Данное общее правило (законы и другие нормативные правовые акты обратной силы не имеют) соответствует мировой практике, общепризнанным принципам международного права. Как видно, оно действует не только в России, но и в других демократических странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что «закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы».

Вместе с тем, существуют два исключения из этого общего правила. Во-первых, обратную силу приобретает закон, если это прямо предусмотрено самим законом. Заметим, в ч. 1 ст. 4 ГК РФ установлено: «действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. С этим положением согласуется ст. 11 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Здесь утверждается: «Действие ст. 234 Кодекса (приобретательная давность) распространяется и на случаи, когда владение имуществом началось до 1 января 1995 г. и продолжается в момент введения в действие части первой Кодекса».

Во-вторых, обратную силу приобретает закон, если он устраняет или смягчает ответственность за совершенное правонарушение (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК РФ, ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Напомним, что в ст. 10 УК РФ сказано: уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших соответствующие деяния до вступления такого закона в силу, в том числе на лиц, отбывающих наказание или отбывших наказание, но имеющих судимость[185].

Таким образом, обратная сила закона предполагает распространение его действия на общественные отношения и юридические факты, возникшие до вступления закона в юридическую силу.

Следует иметь в виду, что в теории права выделяют простую и ревизионную обратную силу закона. В первом случае действие нового закона распространяется на отношения, возникшие до вступления его в силу, но не породившие окончательных юридических последствий в части дальнейшей их реализации.

Во втором случае новый акт распространяется на факты, по которым юридические последствия наступили окончательно.

Переживание закона. Назовем еще одно примечательное обстоятельство, имеющее отношение к действию нормативных правовых актов во времени. Переживание закона означает тот случай, когда отмененный нормативный правовой акт, утративший силу, может применяться и, следовательно, фактически продолжает действовать. Эта своеобразная ситуация и называется «переживанием» закона. Речь идет о «переживании» закона как своеобразном правовом явлении. Здесь, т.е. в условиях «переживания», отмененный акт продолжает какое-то время регулировать определенные отношения, возникшие до утраты им юридической силы. Такое положение встречается не часто и обычно касается длящихся правоотношений, что в основном характерно для сферы гражданско-правовых отношений. Применение к таким отношениям - использование нормативного акта, утратившего силу, как правило, вызвано необходимостью учета интересов лиц, вступивших в правоотношение до введения в действие нового нормативного правового акта.

Подобная ситуация может иметь место в сфере действия уголовно-правовых норм. Так, к преступлениям обычно применяется закон времени совершения преступления, если новый закон не приобрел обратной силы, т.е. не устранил преступность деяния или же не смягчил наказание.

Итак, главная характерная особенность этих и подобных им обстоятельств такова: прежний акт, утративший силу, как бы «переживает» отведенный ему временный срок. «Переживание» закона, как уже отмечалось, имеет место тогда, когда общественные отношения и связанные с ними факты были урегулированы утратившим силу нормативным правовым актом и сохранились после введения в действие нового нормативного правового акта.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Особенности основных подзаконных нормативных правовых актов современной России | Действие нормативного правового акта в пространстве
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 578; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.