КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Применение права как особая форма его реализации
В системе форм реализации права особое место занимает применение норм права. В ряде случаев соблюдения, исполнения и использования норм права непосредственно заинтересованным субъектам оказывается недостаточно для обеспечения полной реализации юридических норм. В этих случаях требуется вмешательство в процесс реализации права компетентных органов (должностных лиц) для принятия необходимых решений (начисление пенсии, зачисление на работу, приговор суда, восстановление незаконно уволенного работника и др.). Как видим, здесь в процесс реализации права «вклиниваются», обеспечивают его, доводят до конца властные органы государства, должностные лица. Это имеет место в таких жизненных ситуациях, когда субъекты нуждаются в обладании определенными правами (право на пенсию и др.), но сами не могут принять соответствующее властное решение, разрешить спорный, конфликтный вопрос или совершают правонарушение, не выполняют свои обязанности, нарушают законные интересы других лиц. В названных и других подобных ситуациях применение права направлено на установление конкретных правовых последствий (предоставление тех или иных прав, разрешение спора, привлечение правонарушителя к ответственности и т.д.). Чем обусловлено применение права? Эта деятельность предопределена тем, что нормы права содержат общие предписания, рассчитанные на неоднократное их действие относительно весьма разнообразных фактов общественной жизни. К тому же, жизненные обстоятельства, с которыми связывается применение права, как правило, предусмотрены в нормах в обобщающей форме, санкции правовых норм также, в большинстве случаев, определены относительно. В силу такого рода специфики юридических норм особое значение приобретает правовое воздействие в отдельном определенном случае, т. е. применение правовой нормы к конкретным отношениям, фактам. В этой связи в самом общем плане можно сказать: правоприменение – это властная деятельность компетентных органов, связанная с решением конкретного дела. В юридической литературе применение норм права характеризуется неодинаково. По мнению одних авторов, применение норм права – это властная деятельность органов государства (или иных лиц по уполномочию государства), которые, используя свои специальные возможности, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы многогранной жизни общества1. Другие ученые полагают, что применение права – это властная деятельность уполномоченных на то государственных или иных органов, состоящая в рассмотрении конкретного юридического вопроса, дела и вынесении по нему индивидуального решения, обязательного для его адресатов3. В целом отметим: применение норм права – это активно-властная, организующая деятельность компетентных органов по решению в рамках юридических норм конкретных дел и вынесению в этой связи индивидуального решения, выраженного в специальном акте. Назначение на должность, зачисление в вуз, призыв в армию, награждение государственной наградой – все это результат правоприменительной деятельности. В подобных случаях компетентный орган, наделенный государственно-властными полномочиями (органы исполнительной власти, суд, арбитраж и др.), при известных обстоятельствах принимают необходимые меры для претворения правовых предписаний в жизнь. Правоприменение – это решение, принимаемое по одностороннему волеизъявлению соответствующего органа. Имеется в виду «приложение» закона, общих правовых норм к определенным лицам, определенной жизненной ситуации. Иными словами, правоприменительная деятельность государства представляет собой подведение жизненных случаев под общее правило поведения – юридическую норму. Классическим видом правоприменения является деятельность органов правосудия, в компетенцию которых входит рассмотрение наиболее важных юридических дел. Путем соотнесения конкретной жизненной ситуации с нормами права (правонарушение, спор о правах и т. д.) суды принимают определенное решение. В нем может официально утверждаться наличие у истцов, ответчиков, подсудимых и иных лиц определенных субъективных прав, обязанностей и т. д., определяться возможность их реализации. Правоприменение отличается от других форм реализации такими признаками: 1. Применение норм права – это властно-распорядительная деятельность, которую осуществляют от имени государства компетентные государственные органы (суды, ОВД, таможенные органы); должностные лица (глава администрации, прокурор, следователь, руководитель предприятия, учреждения и т.д.); некоторые негосударственные структуры (органы местного самоуправления, третейские суды, профсоюзные органы, комиссии по разрешению трудовых споров, избираемые трудовыми коллективами и др.). Как видно, названным негосударственным организациям передаются некоторые государственно-властные полномочия по применению права. 2. Правоприменительная деятельность осуществляется всегда в рамках специфических правоотношений – властеотношений. Субъект, осуществляющий правоприменение, действует от имени государства и в силу этого обладает властными полномочиями по отношению к лицу, организации, непосредственные интересы которых затрагиваются в процессе правоприменения. Следовательно, такая деятельность всегда обращена к другим лицам, порождает для них права и обязанности, характеризуется обязательностью требований (обязательность явки в суд свидетеля, ответчика, эксперта по вызову суда и т.п.). Властный, организационный характер применения права проявляется и в том, что неисполнение индивидуальных правоприменительных актов может повлечь за собой правовое воздействие, реализуемое вопреки воле определенных субъектов. В такой ситуации показателен принудительный привод обвиняемого, подсудимого, свидетеля и некоторых других лиц в суд, в органы дознания, к прокурору или следователю, в случае их неявки без уважительной причины по вызову. 3. Применение норм права осуществляется в особых, установленных законом формах, в порядке четко определенных процедур в течение определенных сроков. Такой порядок предусмотрен нормами Уголовно-процессуального кодекса, Гражданско-процессуального кодекса, Кодекса РФ об административных правонарушениях. Детализация порядка правоприменительной деятельности различных органов и должностных лиц неодинакова. Она высока у судебных органов, рассматривающих гражданские и уголовные дела, или у следственных органов, что способствует обеспечению защиты интересов личности, требований законности. 4. Применение норм права – это рассмотрение конкретного юридического дела, по которому выносится решение индивидуального характера (приговор, судебное решение по гражданскому делу, нотариальное удостоверение купли-продажи домостроения, регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты и т.д.). Документальное оформление юридических дел разнообразно. Это может быть и многотомное уголовное дело, и дело административного производства, возникшее в связи с нарушением общественного порядка и состоящее из одного документа, свидетельствующего об уплате виновным штрафа. 5. Особенность правоприменения заключается в творческой, организующей деятельности компетентных органов власти, их должностных лиц или иных органов по уполномочию государства. Прежде всего имеется в виду ситуация, когда сам закон позволяет, не выходя за рамки его предписаний, выбирать оптимальное, основанное на аналитическом подходе, решение из нескольких (использование или неиспользование Президентом РФ согласительной процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти). 6. Конечным результатом применения права в любом случае является вынесение решения в виде индивидуального правового акта. Такое решение является обязательным для субъектов, которым оно адресовано, и для тех органов, которые должны его исполнять. Как видно, применение права – важная форма реализации юридических норм, отличающаяся от иных по своей цели, характеру деятельности, ее результату. Когда и при каких условиях становится необходимым применение норм права? В юридической литературе признается, что такая деятельность, т.е. «подключение» правоприменителя к ходу реализации права, необходима в следующих случаях. Во-первых, когда без властного решения не могут возникнуть права и обязанности положительного (т.е. отвечающего требованиям права) содержания. Например, право на пенсию у конкретного гражданина реально не возникает, пока не вынесено соответствующее решение компетентного органа (комиссии по назначению пенсий). Аналогичный характер свойствен актам назначения на должность, зачисления в вуз и др. Во-вторых, когда есть спор о наличии или отсутствии субъективных прав и юридических обязанностей, их полном или частичном объеме. К тому же, стороны сами не могут прийти к соглашению по поводу существующей ситуации (например, наследники не могут решить вопрос о том, кому же должны принадлежать личные вещи наследодателя). В этой связи заинтересованный субъект обращается в суд, арбитраж или иной компетентный орган. Такой орган рассматривает дело и выносит по нему решение, с помощью которого конфликт разрешается, права восстанавливаются. (незаконно уволенный восстанавливается на работе, должник обязывается уплатить долг, продавец – передать проданную вещь, незаконно занявший жилплощадь выселяется и т.д.). В-третьих, когда возникает необходимость в применении мер государственного принуждения (назначение наказания за совершенное правонарушение, применение принудительных медицинских мер и др.). Скажем, при рассмотрении дела по факту правонарушения административная комиссия или суд устанавливает степень вины правонарушителя, ущерб им причиненный, и выносит соответствующее решение. В-четвертых, когда требуется в официальном порядку установить, подтвердить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридическое значение. Например, признание в судебном порядке наличия фактических брачных отношений, нахождения лица на иждивении, признание гражданина безвестно отсутствующим и т.д. В таких случаях устанавливаются факты, которые могут быть положены в основу последующих решений компетентных органов. Скажем, на основе решения суда об объявлении длительно отсутствующего умершим, открывается наследство. В-пятых, когда в силу особой значимости отношений необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Назовем в этой связи регистрацию избирательной комиссией кандидата в депутаты, регистрацию автотранспорта в органах ГИБДД и т.д. В-шестых, в ситуациях, предполагающих реализацию компетентными государственными органами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации[247]. Применение права – наиболее сложная форма реализации правовых норм. В юридической литературе выделяют две разновидности применения права: оперативно – исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная форма применения права – это властная повседневная (оперативная) деятельность государственных и иных уполномоченных органов по реализации предписаний норм права, точнее, диспозиции юридической нормы, с целью возникновения, изменения или прекращения регулятивных правоотношений. Это позитивное индивидуальное регулирование с помощью правоприменительных актов. В качестве примеров назовем приказ о приеме на работу, о переводе на другую должность, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве какого-либо объекта, о расформировании воинской части и т. д. Можно сказать, что это основная форма реализации права, отличающаяся положительным, а не запрещающим содержанием. Правоохранительная правоприменительная деятельность нацелена на охрану норм права от нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказаний (взыскания), а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем. Такая деятельность характерна, в первую очередь, для таких органов, как суд, прокуратура, различные инспекции. В то же время и органы управления, руководители предприятий и учреждений, а также отдельных общественных структур осуществляют такую деятельность (вынесение выговора нарушителю трудовой дисциплины и др.).В правоохранительной деятельности особенно важен процессуальный порядок рассмотрения дел, гарантирующий полное и всестороннее изучение обстоятельств правонарушения, охрану прав граждан, привлекаемых к тому или иному виду юридической ответственности. Примечательно и то, что применение права всегда носит подзаконный,а точнее поднормативный характер. Имеется в виду то, что оно осуществляется на основе норм права и в пределах полномочий компетентного органа. Вместе с тем, следует отметить, что в форме применения права реализуются не все виды правовых норм. Определенное исключение в рассматриваемом аспекте составляют нормы–принципы, нормы–дефиниции и ряд других норм, определяющих общие и социально-политические предпосылки, цели и основы правового регулирования. В процессе применения права имеют значение все элементы юридической нормы. Гипотеза указывает правоприменяющему субъекту на фактические обстоятельства, образующие основание для применения норм права. Диспозиция позволяет установить, какие субъективные права и обязанности возникают у участников правоотношения. Санкция определяет характер юридических мер, которые должны быть применены в случае нарушения диспозиции. Относительно места правоприменительной деятельности в правовом регулировании отметим следующее: если органы правотворчества закладывают в правовую систему общие программы поведения граждан, организаций, то правоприменительные структуры продолжают, «подхватывают» начатое правотворчеством. С этой точки зрения применение права после правотворчества второй по значению фактор, существенно влияющий на правовое регулирование общественных отношений.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 759; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |