КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
Официальной формой и итогом выражения правоприменительной деятельности выступают акты применения права. Посредством таких актов закрепляются решения компетентных органов по конкретному юридическому делу. Акт применения права – это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений. Или: акт применения нормы права – это правовой акт компетентного органа (должностного лица), устанавливающий права, обязанности участников определенных правоотношений либо меры принудительного воздействия в отношении конкретных лиц за совершенное ими правонарушение. К основным признакам актов применения права можно отнести следующие: 1. Правоприменительный акт фиксирует принятое решение по конкретному делу официального компетентного органа, уполномоченного на реализацию права, придает ему официальное значение. 2. Акт применения – официальный документ, имеющий определенную, установленную законом форму и соответствующие реквизиты: название вида акта (постановление, приказ, решение, приговор и т.д.), название органа, издавшего акт, место и время его принятия и др. 3. Акт применения права отличается государственно-властным, характером, содержит веление, обязательное для соблюдения и исполнения всеми, кому оно адресовано. 4. Акт применения права содержит индивидуальное предписание, т.е. относится к конкретным субъектам, которые названы в нем. Их права и обязанности в таком акте индивидуализируются (персонифицируются), исходя из конкретной жизненной ситуации. 5. Акт применения, как правило, оформляется в письменном виде. В некоторых случаях правоприменительное решение может быть устным, обычно фиксируемым в протоколе (удаление свидетелей из зала судебного заседания, вызов понятых), либо в виде официальных знаков (жесты регулировщика). 6. Правоприменительные акты, в отличие от нормативных правовых актов, рассчитаны не на многократное, а на однократное (одноразовое) применение (приказ о принятии на работу). Такие индивидуальные акты выступают в качестве юридических фактов, служат основанием возникновения, изменения или прекращения конкретного правоотношения. К числу основных требований, предъявляемых к актам применения, необходимо отнести следующие: 1) строгое соответствие нормативным правовым актам, на основе которых они принимаются; 2) принятие в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; 3) включение глубокой обоснованной и всесторонней мотивировки; 4) наличие необходимых реквизитов, раскрывающих официальную природу актов применения права (название акта, время и место его принятия, наименование правоприменительного органа и т. п.). Акты применения права многообразны и классифицируются по различным основаниям. 1. По предмету правового регулирования, т.е. по отраслевой принадлежности применяемых норм различают: а) акты конституционно-правовые; б) акты административно-правовые; в) акты уголовно-правовые; г) акты уголовно-процессуальные и т.д. 2. По субъектам принятия такие акты делятся на акты органов государственной власти, органов государственного управления, контрольно-надзорных органов (прокуратура и др.), судебных органов, органов местного самоуправления, акты администрации предприятий, учреждений. 3. По способу принятия правоприменительные акты подразделяются на акты, принятые коллегиально (приговор суда) и единолично (приказ руководителя). 4. По содержанию выделяются акты применения регулятивные и охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию регулятивных норм, воздействуют на правомерное поведение (акт регистрации брака, приказы о назначении на должность, повышении в должности, присвоении звания и т.д.). Охранительные акты принимаются в связи с предупреждением правонарушений или же в связи с их совершением (акты следственных, прокурорских, судебных и иных органов). 5. По юридическому значению акты применения права могут быть основными и вспомогательными. Основные – это акты, предусматривающие завершающее решение по юридическому делу (постановление о назначении пенсии, решение суда, приговор). Вспомогательными считаются акты, подготавливающие принятие основных актов (постановление об избрании меры пресечения обвиняемому, определение суда о назначении экспертизы и др.). 6. По последствиям акты применения права делятся на правообразующие (например, приказ руководителя учреждения о назначении на должность), правоизменяющие (приказ ректора о переводе студента с одной формы обучения на другую в том же вузе), правопрекращающие (приказ об увольнении члена трудового коллектива). 7. По форме внешнего выражения акты применения права подразделяются на акты–документы и акты–действия. Акты–документы могут быть отдельными, с определенными реквизитами (решение, приговор суда) или быть в виде резолюции на других материала дела (утверждение прокурором обвинительного заключения, резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы). Правоприменительные акты–действия реализуются в наиболее простых жизненных ситуациях, могут принимать устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте) или вид указания жеста милиционера, регулирующего, движение пешеходов, транспорта. Показательны здесь жесты, предлагающие остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону и др. 8. По названию акты применения права могут быть в форме указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Как видно, такие акты иногда совпадают с названием нормативных правовых актов. Необходимо видеть то, что назначение актов применения права предопределяется их названием. Они не содержат общего правила поведения, имеют индивидуально-определенный характер. 9. По своей структуре акты применения могут быть простыми (приказ о назначении на должность) или сложными (определение, решение, приговор суда). В этой связи отметим, что сложным правоприменительным актам присуща четырехэлементная структура: а) вводная часть (наименование документа и органа, его принявшего, предмет дела, срок принятия и т.д.); б) описательная (констатирующая) часть (изложение сути решаемого дела); в) мотивировочная часть (анализ доказательств, их оценка, юридическая квалификация, ее обоснование); г) резолютивная часть (выводы правоприменительного органа по решаемому делу). Подчеркнем снова, что такая структура наиболее характерна для решения, приговора суда. Следственные и административные протоколы включают вводную, описательную и резолютивную части. Правоприменительный документ может содержать только резолютивную часть. Имеются в виду резолюции («утвердить», «оплатить», «исполнить» и т.п.), наложенные должностным лицом на соответствующих документах. В юридической литературе иногда используется понятие «субсидиарное применение права». Какой смысл вкладывается в эти слова? Под субсидиарным применением понимается применение норм одного института или отрасли для преодоления пробелов другого института или отрасли[250]. Например, согласно ст. 567 ГК Российской Федерации, «к договору мены применяются соответствующие правила о купле–продаже (гл. 30), если это не противоречит существу мены» (ГК РФ. М., 1996. Ч. 2). Или: в ст. 9 Семейного кодекса Российской Федерации отмечается, что «при применении норм, устанавливающих исковую давность, суд руководствуется правилами статей 198–200 и 202–205 Гражданского кодекса Российской Федерации». Можно сказать, что в этой ситуации используется дополняющее законодательство.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |