КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Аудиозапись на немагнитных носителях
Возможности современных АМФ
При анализе возможностей и характеристик современных АМФ, обращалось внимание на параметры АЧХ ТЗВ, дизайн и конструктивные особенности, включая такой важный для АМФ показатель, как энергопотребление. Рассмотрим основные функциональные возможности АМФ. AVLS – автоматический ограничитель громкости (иногда имеет несколько режимов). Система, по замыслу разработчиков, должна защищать слух от чрезмерного звукового давления. Dolby В – функция шумоподавления. На дорогих АМФ и в стационарных аппаратах имеются «продвинутые» режимы С и S. Режим заметно снижает шум (шипение, гул) записей, выполненных с включенным режимом Dolby В. На обычных копиях эффективность меньше, при этом приглушаются высокие частоты. Blank Skip – при включении этого режима АМФ автоматически проматывает участки ленты, где пауза превышает несколько секунд. Данная функция редко присутствует в недорогих моделях. Anti-rolling – специальный механизм, предотвращающий образование петель на магнитной ленте. Если такого механизма в АМФ нет, рекомендуется при смене режимов воспроизведения пользоваться клавишей «стоп». Dynamic Base Boost, Bassexpander, Mega Bass и т. п. – режим дополнительного усиления баса (подъем низких частот в диапазоне 40-160 Гц). Auto Reverse – автоматическое переключение на другую сторону кассеты без переворачивания последней. Функция может иметь дополнительные режимы. Hold – режим блокировки клавиш от случайного нажатия; применяется в АМФ с электронным управлением и аппаратах с «цифровым» тюнером. Таре Selector – переключатель типа ленты, корректирующий ток подмагничивания. Наиболее распространены ленты с магнитным слоем из оксида железа (Normal или тип I). Более качественны ленты с диоксидом хрома (СгО или тип II). Самые дорогие кассеты с лентами из безоксидного железа (Metal или тип IV).
Аналоговая запись звука быстро сдает свои позиции. Цифровая запись на МЛ не смогла реализовать свои перспективы. Основными носителями магнитной записи стали магнитные диски, как специальное приложение к компьютерным технологиям, МЛ использовались лишь в переходной период. Поэтому в ближайшие годы запись и воспроизведение аудиоинформации будет осуществляться на немагнитные носители. Этому также способствует активное развитие различных методов сжатия аудиоинформации, которые позволяют на малых по объему НЗ записать значительное количество информации, превышающее емкость МЛ. Кроме того, немагнитные носители не предъявляют жестких требований к конструкции записывающего и воспроизводящего устройств, поскольку в основном они статические, в них нет движущихся узлов (в рассмотрение не принимаются компакт-диски, которые будут рассмотрены в отдельном разделе пособия).
4.3.1. IC-плейер. Для устройств статической записи, то есть без подвижных механических элементов, еще наблюдается разнобой в определении общего названия. Однако поскольку физически запись осуществляется на микросхемы полупроводниковой памяти, которые еще называют флэш-памятью, представляется вполне правомерным устройства для этого класса полупроводникового аудио обозначать как IC-плейер. По крайней мере, аналогия с CD- или МD-плейером здесь ярко выражена. Отрасль аудиоаппаратуры, которую многие изготовители определяют как «полупроводниковое аудио», бурно развивается и находится на этапе становления. При этом для появляющихся уже многочисленных изделий используются такие названия, как полупроводниковые аудиоплейеры, портативное полупроводниковое аудио и т.д. Объединяет эти устройства полупроводниковая память, которая использована для записи и хранения в цифровом виде звуковой информации. Изделия этого класса обеспечивают пользователям возможность записывать и воспроизводить музыкальные фрагменты. Эти устройства могут использоваться для загрузки аудио файлов, распространяемых через Интернет или находящихся на компакт- и мини-дисках. В качестве полупроводниковой памяти используется флэш-память, которая для удобства пользования встраивается в миниатюрные пластиковые корпуса, именуемые флэш-картами.
IC-плейер состоит из пяти составных частей. Основной является так называемая флэш-память. В некоторых моделях флэш-память является встроенной (ВФП), другие имеют слот или даже два для вставки внешней карты памяти (СФП). В некоторых видах используется как внешняя, так и внутренняя память. Многие модели оснащаются так называемым USB-кабелем (Universal Serial Bus), т.е. универсальной серийной шиной, предназначенной для подсоединения аудиоустройства к персональному компьютеру (ПК). Второй составной частью является DSP (Digital Sound Processor), т.е. цифровой звуковой процессор, который входит в состав схемы обработки сигнала (СОС). Здесь осуществляется компрессия музыкального сигнала и его кодировка с целью защиты от несанкционированного копирования и декодировка. Раскодированный сигнал трансформируется затем в оригинальный цифровой сигнал. Третьей составной частью является ЦАП, т.е. цифроаналоговый преобразователь. Он осуществляет преобразование цифрового сигнала в аналоговый. В четвертой составной части, которой являются аналоговый процессор и устройство для контроля сигнала (АП), осуществляется преобразование аналоговых сигналов, которые будут усиливаться. В эту часть входят регулятор громкости, регулятор тембра, микрофоны и наушники, в которых электрический сигнал преобразуется в звуковой. В аналоговом входе с микрофона осуществляется аналого-цифровое преобразование (АЦП) и компрессия сигнала перед его записью. Пятая составная часть является контрольно-оперативной. В нее входят жидкокристаллический индикатор, клавиши управления и интерфейс для подключения внешних устройств на микропроцессоре (МП). На практике отдельные составные части бывают разделены на несколько блоков, состоящих из интегральных схем разных размеров. Специальная технология производства полупроводниковой аппаратуры позволяет изготовлять очень легкие и миниатюрные устройства, работающие от источников с низким напряжением и потребляющие малые величины тока. 4.3.2. Системы компрессии. Проблемы, препятствующие дальнейшему развитию полупроводниковой аудиоаппаратуры, связаны с большим количеством систем распространения музыкальной продукции. В эту систему входят Electric Music Mangement System (EMMS) корпорации IBM, Windows Media Technologies корпорации Microsoft, а также Liquid Audio. К тому же на практике используются многочисленные системы кодирования, технологии защиты от несанкционированного копирования и устройства записи. В полупроводниковой аудиоаппаратуре, имеющейся на рынке, представлены самые разнообразные форматы распределения, системы компрессии и записывающие средства, хотя все фирмы по распространению музыкальных услуг пользуются стандартами SDMI. К системам кодирования, применяемым в настоящее время для компрессии аудиофайлов как минимум до одной десятой их первоначальной величины, относятся: Windows Media Audio (WMA), разработанная компанией Microsoft; МРЗ – компания MPEG; ААС (Advanced Audio Coding, т.е. усовершенствованная система аудиокодирования, которая, кстати, уже стандартизована для цифрового видео вместо АС-3), применяемая компанией NTT; Twin VQ; ATRAC3, которая является модернизированной версией системы ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding), применяемой в мини-дисках; Liquid Audio, разработанная компанией Liquid Audio, Inc., а также Real Audio, разработанная компанией Real Networks. Системы компрессии данных МРЗ и ААС снижают объем данных до одной десятой их первоначальной величины. Система ATRAC3 снижает объем данных до 1/4-1/5 их первоначальной величины. Система WMA сжимает исходную информацию до 1/20. Система Twin VQ предлагает различные степени компрессии вплоть до 1/100. В полупроводниковой аппаратуре, продаваемой в Японии фирмами Aiwa Co., Ltd., Casio Computer Co., Ltd. и Samsung Electronics Japan Co., Ltd., используется система МРЗ. В аппаратах фирмы Hagiwara Syscom и Fuji Film Axia Co., Ltd. применяется система Twin VQ. Фирмы Sony Corp. и Sharp Corp. используют в своих моделях систему ATRAC3. Технология ААС применяется в изделиях фирмы Matsushita Electric Industral Co., Ltd., а фирма Toshiba Corp. применяет в одних моделях систему Twin VQ, в других – систему ААС. На рынке появляются продукты согласования многочисленных систем компрессии. Например, в некоторых моделях полупроводниковой аудиопродукции фирм Sanyo Electric Co., Ltd. и других фирм-изготовителей используются системы МРЗ и ААС. Из европейских фирм, занимающихся звуковой аппаратурой, наибольший практический интерес к твердотельным плейерам проявляют Thomson, Philips и Grundig. Все используют формат МРЗ, но у первой приняты еще и специальные меры по защите.
4.3.3. Формат сжатия MP-3. Более подробно рассмотрим формат сжатия MP3, который широко используется как на магнитных, так и немагнитных носителях. Кодирование звука и музыки осуществляется отдельным аудиокодером. По мере развития стандарта MPEG звуковые кодеры также совершенствовались, становясь все эффективнее. В основе повышения «эффективности» — та же идея: сократить объем «второстепенной» для слушателя аудиоинформации. В результате в составе стандарта MPEG1 было создано семейство из трех звуковых кодеров, названных «слоями»: Layer I, Layer II и Layer III. Все они, подобно видеокодерам, построены на несовершенстве «человеческого фактора»: психоакустическая модель здесь эксплуатирует несовершенства слухового аппарата человека. По мнению ученых, в несжатом звуке передается много «избыточной» информации. Избыточной в том смысле, что человеческое ухо ее все равно не воспринимает. Большой эффект для сжатия дает, например, явление маскирования некоторых звуков. В частности, если сначала подать сильный звук на частоте 1000 Гц, то более слабый звук на частоте 1100 Гц уже не будет фиксироваться слухом. В модели используется и явление ослабления чувствительности человеческого уха на период в 5 мс - и до 100 мс - после возникновения сильного звука. Существуют похожие временные эффекты маскирования; известны и более сложные взаимодействия, когда временный эффект может выделить конкретную частоту или, наоборот, подавить. Психоакустическая модель - как свод правил - разбивает весь спектр на блоки, в которых уровень звука считается близким. Затем удаляет звуки, формально не воспринимаемые человеком в соответствии с описанными эффектами. Потом следует процедура «упаковки» методами, напоминающими по принципу компьютерные архиваторы (опять же - с устранением избыточности), и, наконец, формируется цифровой информационный поток. Идеология сжатия всех «слоев» сходна, разница - в методах и в математике. Первый «слой» (Layer I) был рассчитан на поток скоростью 192 кбит/с на канал. Алгоритм его в целом похож на систему сжатия звука ATRAC, которая реализована на мини-дисках Sony. Разновидность Layer I используется и в устройствах записи цифровых компакт-кассет DCC. Вариант Layer II, предназначенный для потоков до 128 кбит/с на канал, был разработан как компромисс между качеством звука, величиной потока и сложностью кодера. В нем были, в первую очередь, усовершенствованы гребенчатые фильтры. Этот «слой» весьма сходен с известным аудиостандартом MUSICAM. Наибольшее применение Layer II нашел в сетях цифрового радиовещания DAB (Digital Audio Broadcasting). И, наконец, Layer III исходно был рассчитан на низкоскоростные сети с потоком до 64 кбит/с на канал. Благодаря усилиям до того малоизвестного немецкого института информационных технологий имени Фраунгофера (US Fraunhofer) в 1998 г. был осуществлен почти революционный прорыв. Усовершенствование математики в части алгоритма преобразования Фурье и механизмов упаковки спектральных коэффициентов позволили сохранить «CD-качество» звука при низкой скорости потока. Естественно, такое достижение потребовало больших вычислительных ресурсов, но производительности современных компьютеров к этому моменту уже хватало и на это. В результате появился формат сжатия аудиоинформации МРЗ (полное его название - MPEG Audio Layer III, не путать с MPEG-3), который начал вполне самостоятельную жизнь. Тот же институт Фраунгофера выпустил первый аппаратный кодер, работающий в реальном времени. За этим шагом последовали другие (МРЗ-Рго). Сегодня миниатюрные МРЗ-плейеры и диктофоны с флэш-картами разных мастей знакомы многим. Любой пользователь Интернета знает о распространении сжатого звука через сеть, знает о серверах, набитых музыкой в формате МРЗ. 4.3.4. Запись сжатой информации и флэш-карты. Цифровая запись музыки требует значительного объема носителя информации по сравнению с обычным текстом. К примеру, для записи музыкального фрагмента продолжительностью всего в одну секунду необходимо несколько сотен килобайт. На обычной компьютерной гибкой дискете умещается информация, содержащая всего лишь 20 секунд музыки. В обычных компакт-дисках (CD), как правило, не применяется компрессия данных, поэтому на CD диаметром 12 см можно записать чуть более 76 минут музыкальной информации. Для записи аналогичного объема информации мини-диски (MD) диаметром 6,4 см нуждаются в компрессии данных. В мини-дисках применяется алгоритм компрессии данных, называемый ATRAC (Adaptive Transform Acoustic Coding). Только при использовании технологии компрессии, исключающей излишнюю информацию и значительно снижающей объем информации, достигается возможность записи данных на миниатюрную флэш-карту памяти в полупроводниковой аудиоаппаратуре. Информация, не столь важная для качества звучания, в процессе компрессии данных устраняется. Системы компрессии данных, применяемые при кодировании музыкальной информации, используют самые различные степени компрессии и преобразования, что объясняет существенную разницу в качестве звучания. Вообще говоря, чем выше степень компрессии и чем более продолжительно время записи, тем больше предпосылок для того, что произойдет какая-то потеря качества звучания. Итак, если важна продолжительность, то выбирают высокую степень компрессии, а если качество записи – низкую. Флэш-память, применяемая для записи музыки, – это энергонезависимая память,на которой запись, воспроизведение и стирание информации осуществляется электрически. Такое записывающее устройство обеспечивает возможность сохранять записанную информацию даже после отключения питания. Кроме того, в процессе записи и воспроизведения музыки флэш-карты не вращаются и вообще остаются неподвижными. Это означает, что в полу-проводниковых аудиопроигрывателях, в отличие от АМФ, CD- и MD-проигрывателей, а также в отличие от жесткого диска персональных компьюте-ров нет необходимости в двигателях и механических приводах. Сегодня конкуренция за лидерство в области цифрового аудио обостряется. Реально за рынок сжатого аудио борются две карточки: Memory Stick и SD. Фирма Sony анонсировала первую версию своей Memory Stick в 1998 году. При этом ее применение не ограничивается только областью звука: уже с самого начала она рассматривалась как IC-носитель AV-информации для целого ряда аппаратов. По оценке экспертов на японском рынке доля этой флэш-карты составляет около 20% и она имеет устойчивую тенденцию роста. Memory Stick используется в цифровых фотокамерах, персональных компьютерах, цифровых камкордерах, портативной и стационарной звуковоспроизводящей аппаратуре, электронных органайзерах, мобильных телефонах, автомобильных навигационных системах и т.д. Sony планирует разработать в 2002-2003 годах карты емкостью 258 МБ, 512 МБ и 1 ГБ. Габариты Memory Stick в момент ее разработки казались очень маленькими, но сегодня она проигрывает по этому показателю уже нескольким другим картам. Поэтому, ориентируясь на еще более миниатюрные аппараты, Sony планирует выпустить во втором полугодии Memory Stick Duo. Эта карточка в два раза короче, чем оригинал, а для совместимости с уже существующей аппаратурой используется механический переходник, равный по размерам Memory Stick. Второй формат Secure Digital (SD) Memory – плод совместной разработки фирм Toshiba, Matsushita и San-Disk – меньше и обладает улучшенной системой защиты от несанкционированного копирования музыкального и видеоконтента. Карта соответствует требованиям спецификации SMDI для компактных носителей. Первые изделия с использованием SD-карт появились в 2000 году. Kарты емкостью 256 и 512 МБ были выпущены к концу 2000 года, в 2001 году выпущены SD-карты с емкостью памяти 1 ГБ. Затем каждый год ожидается удвоение их емкости, так в 2004 году возможно появление карт емкостью уже 4 ГБ. Отметим также, что изготовители и SD-карт, и Memory Stick уже сообщили о разработке соответствующих версий, совместимых с технологией Bluetooth – беспроводным цифровым интерфейсом ограниченной дальности, очень удобным для бытовых и офисных приложений.
Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |