Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: сложное предложение

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ 6

Обособленные члены предложения

Вводные и вставные компоненты

Обращение

1. Указать обращение.

2. Адресат, которому направлено обращение.

3. Способ выражения.

4. Место в предложении.

5. Разновидность по смыслу, структуре.

1. Тип: вводное/ вставное (слово, словосочетание, предложение).

2. Значение.

3. Способ выражения.

4. Способ введения в основное предложение.

5. Место в предложении.

1. Разновидность: определение/приложение/ дополнение / обстоятельство.

2. Способ выражения: одно слово, словосочетание, оборот (какой?).

3. Смысловые отношения с опорным словом.

4. Место в предложении.

 

 

 

План:

1. Понятие о сложном предложении (СП) как единице языка. Признаки сложного предложения.

2. Сложносочинённое предложение (CСП), его типы. Пунктуация в ССП.

3. Сложноподчинённое предложение (СПП), его типы.

4. Алгоритм разбора СП, ССП, СПП.

Рекомендуемая литература:

1. Белошапкова В.А. и др. Современный русский язык. Учеб. пособ. для филолог. спец. ун-в.–М.: Просвещение, 1989. –800с.

2. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1987. –480 с.

3. Виноградов В.В. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1986. –640 с.

4. Галкина-Федорук Е.М. Современный русский язык. –Ч.1. – М.:МГУ,1962. – 344с.; Ч.2.–638с.

5. Граудина Л.К. и др. Грамматическая правильность русской речи. –М.: Русский язык, 1976. –232 с.

6. Дудников А.В. Современный русский язык. – М.: Высш. школа, 1990. –424с.

7. Касаткин Л.Л. и др. Русский язык. Учеб. для студ. пед. ин-тов. –Ч.2. –М.: Просвещение, 1989. –287с.

8. Лекант П.А. Современный русский язык. –М.: Высш. школа, 1982. –400с.

9. Современный русский язык. Учеб. для вузов/Под ред.Д.Э.Розенталя.–М.: Высш. школа, 1984. –736 с.

10. Шапиро А.Б. Современный русский язык. –М.: Просвещение, 1966. –156с.

 

 

1. Учение о сложном предложении в славянской грамматической традиции сложилось в 19 веке. Сложным называется предложение, представляющее единое интонационное и смысловое целое, состоящее из двух или более предикативных частей, сходных по строению с простыми предложениями.

Признаки сложного предложения:

1) семантический признак. СП представляет собой смысловой единство, причем это не механическая совокупность простых предложений, а целое, в котором части – перестают функционировать как самостоятельные. СП является целостной коммуникативной единицей, имея более обогащенный смысл. Сравните 2 простых предложения: Прозвенел звонок. Все поднялись.

В составе сложного меняется интонация, меняется семантика (появляются новые смыслы): а) Прозвенел звонок – все поднялись. б) Когда прозвенел звонок, все поднялись. в) Потому что прозвенел звонок, все поднялись. г) Прозвенел звонок, чтобы все поднялись.

Таким образом, СП отличается от ПП тем, что оно богаче и может содержать то или иное добавочное сообщение. При этом в СП следует различать семантику речевую и грамматическую, языковую: Сравните: Было холодно – мы закрывали окна. Было жарко – мы открывали окна. Лексическая семантика представлена антонимичными словами. В грамматическом плане – одинаковое грамматическое значение, причинно-следственные отношения. В синтаксисе изучается грамматическая семантика.

2) СП является единым целым в интонационном отношении. Каждая предикативная часть (ПЧ) СП произносится в отличие от простого предложения, не с интонацией конца, а с интонацией «ожидания», которая характеризуется повышением тона на последнем слове в конце ПЧ и лишь все СП в целом имеет интонацию законченности (понижение тона на конце СП): Казахстанские учёные доказали, что, охотясь на сайгаков, волки убивают обычно стареющих и неполноценных в физическом отношении животных, не оказывая заметного влияния на численность сайги, так как не причиняют ущерба основному стаду производителей.

3) СП имеет свое собственное строение, отличное от строения простого предложения. Части СП могут включать связочные элементы (союзы, союзные слова): Все, кого она любила, были так добры к ней, так ухаживали за нею…

4) СП состоит из предикативных частей (ПЧ), каждая из которых построена по той или иной модели простого предложения и выражает предикативные отношения. В СП столько ПЧ, сколько в нем предикативных центров, сложное предложение – структура полипредикативная, в то время как простое предложение – монопредикативная единица;

5) Части СП, взятые отдельно, имеют не только интонационную, структурную, но и смысловую незавершенность. Структурно-смысловая незаконченность выражается в том, что в одной ПЧ могут присутствовать слова, требующие конкретизации, уточнения в последующей ПЧ: Лжецу мы не верим даже тогда, когда он говорит правду. Красивым кажется все,на что смотрят с любовью. Я понимаю, что вам трудно;

6) Части СП могут воспроизводить структурную схему ПП всех типов (односоставное, двусоставное, полное – неполное):

Когда у вас нет серьёзных доводов для возражения (1), лучше ничего не говорите (2). 1 ПЧ – односоставное, безличное, отрицательное; 2 ПЧ– односоставное, личное, обобщающее, отрицательное.

7) Части СП могут быть однотипными или разнотипными по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное):

а) Ты сам шел на компромиссы, чего же ты других упрекаешь за компромиссы? 1 – повествовательное, 2 – вопросительное.

б) Известно, что дятел – птица лесная. 1-2 – повествовательное.

Выводы: СП характеризуется совокупностью признаков, среди которых наиболее существенными являются следующие: полипредикативность, особая структурная схема, смысловая и интонационная цельность.

Сложные предложения делят на типы. Первое разделение – по характеру формальной связи между частями. Если части связаны только интонацией, то предложение называется бессоюзным (БСП). Если для связи используются союзы и союзные слова, то предложение относится к союзным. Союзные в свою очередь делятся на два разряда по характеру используемого в них союзного средства. Если для связей частей используется сочинительный союз, то предложение относится к сложносочинённым (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчинённое (СПП).

При этом смысл, выражаемый разными типами сложного предложения, может быть одинаковый.

Сравните: 1. Наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. 2. Наступила ночь, и Буратино направился на Поле чудес. 3. Когда наступила ночь, Буратино направился на Поле чудес. Первое предложение бессоюзное, второе относится к сложносочинённым с соединительными отношениями между частями, третье – сложноподчинённое с придаточным времени.

Практически любое сложное предложение может быть преобразовано в предложение иного типа: Если положить в ямку деньги, то вырастет дерево с кучей червонцев (СПП) – Положишь в ямку деньги – вырастет дерево червонцев (БСП).

 

2. Сложносочинённое предложение, его типы.

Сложносочинённым предложением (ССП) называют такой тип СП, в котором части соединены при помощи сочинительных союзов.

При соединении частей с помощью сочинительных союзов части остаются относительно независимы друг от друга, между ними устанавливаются равноправные отношения. Более конкретные смысловые отношения выявляются из значения союзов, стоящих между частями.

Внимание! Структурно сочинительные союзы не входят ни в одну из частей, стоят между ними, что отражается в схемах: Не то чтобы Буратино не хотел идти в школу, но театр привлекал его больше.

Схема линейная: Не то чтобы […], но […]. При построении вертикальной схемы союзы также расположены между частями. Не то чтобы , но .

ССП делят на шесть типов:

1. ССП с соединительными отношениями (с использованием соединительных союзов). К союзам этой группы относят и (одиночный и повторяющийся), да (в значении и), ни…ни (повторяющийся), как…так и.

Общим значением этих предложений будет указание на связь явлений, которые либо происходят одновременно, либо следуют одно за другим.

Например: Папе Карло надоело жить одному, и он решил сделать себе из полена куклу. И птицы помогали Буратино в битве с Карабасом, и насекомые стремились оказать посильную помощь, и даже медведь вышел из берлоги и зарычал на хозяина театра. Как лиса Алиса не умела и не любила работать, так и её спутник Базилио был типичным лодырем и бездельником.

Внимание! Всегда на одновременность указывает союз как…так и, чаще всего одновременность событий выражается повторяющимися союзами: Ни Карабас не знал тайны золотого ключика, ни Дуремар не мог её раскрыть. При этом использование и…и связано с утвердительным смыслом предложения, тогда как ни…ни используется при отрицании.

Союз и является широким по своему значению и указывает как на одновременность, так и на последовательность событий: Буратино сидел за нарядно накрытым столом, и его длинный нос был погружен в кофейник. Но: Буратино увидел чернильницу впервые в жизни, и от любопытства он сразу же сунул в нее свой длинный нос.

После союза и могут располагаться слова, помогающие сузить широкое значение предложения. К примеру, использование наречия "тогда" дополнительно придает значение временной последовательности, а указание на одновременность может быть конкретизировано при использовании "в то же время": Кот Базилио ненавидел лису Алису, и в то же время он жить без нее не мог. Присоединительный оттенок приобретает предложение с наречием "вдобавок": Папу Карло не привлекал роскошный образ жизни, и вдобавок у него не было средств. Наречие "поэтому" придает оттенок следствия: Буратино выглядел очень наивным, и поэтому кот и лиса решили его обмануть.

2. ССП с разделительными отношениями (с использованием разделительных союзов). К союзам этой группы относят или, либо (одиночные и повторяющиеся), то…то, не то…не то, то лито ли (повторяющиеся).

Основное значение таких предложений – взаимоисключение и чередование.

Оба этих значения могут быть выражены при помощи союзов или и либо. К примеру, значение чередования выражено в предложении: Дуремар или ловил пиявок в болоте, или его тянуло собирать червяков на тропинках. А значение взаимоисключения выражено в предложении " Либо я сошел с ума, либо эта кукла ожила", - подумал папа Карло. Заметим, что одиночное употребление рассматриваемых союзов также выражает эти значения.

Только значение чередования выражает союз то…то: То Буратино верил словам лисы и кота, то он считал их мошенниками.

Два союза не то…не то и то ли…толи выражают значение взаимоисключения: То ли Карабас вообще не любил детей, то ли он не умел с ними обращаться.

Для СПП первых двух типов важен еще такой структурный момент: предложения с соединительными и с противительными союзами относятся к предложениям открытого типа, в их состав может входить практически неограниченное количество частей, присоединяемых с помощью одного и того же сочинительного союза. Для остальных типов ССП это невозможно, предложения могут состоять только из двух предикативных единиц. Например ….

 

3. ССП с противительными отношениями (с использованием противительных союзов). К союзам этой группы относятся но, да (=но), зато, однако, же, а, в то время как, тогда как, между тем как, если…то.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Однородные члены предложения | Предложения, относящиеся к этому типу, могут указывать на противопоставление или на сопоставление двух явлений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 451; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.