Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка ребенка к передаче в замещающую семью. Особенности организации первой встречи ребенка с приёмными родителями

Подбор и подготовка кандидатов в замещающие родители.

Замещающая семья – форма временного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки в семьи, если в биологических семьях нарушены семейные связи и потеряна родительская опека над детьми. К такой категории семей относятся приемные семьи, опекунские (попечительские) семьи, патронатные семьи.

Приемная семья – семья, в которой семейная пара или отдельные граждане (приемные родители) выполняют обязанности по воспитанию детей-сирот и (или) детей, оставшихся без родительской опеки, в соответствии с «Положением о приемной семье» на основе договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и трудового договора, на основании которого они приобретают статус родителей-воспитателей.

Приемный родитель – это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.

Согласно пункту 21 «Положения о приемной семье» не допускается заключение трудового договора с лицами, обязанности которых по воспитанию ребенка (детей) вытекают из факта близкого родства с ребенком (детьми) (с братьями, сестрами, дедом, бабкой). Следовательно, указанные лица не могут выступать в качестве приемных родителей, хотя в то же время закон не запрещает им быть опекунами, попечителями.

Правовые критерии подбора приемной семьи вытекают из содержания статьи 173 «Приемные родители» Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Статья устанавливает, что приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

ü лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

ü лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;

ü отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

ü бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;

ü лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).

Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей. В первую очередь дети передаются в полные семьи, имеющие постоянный источник доходов.

Кроме оговоренных законодательством, критериями подбора приемной семьи в практике часто выступают: а) наличие у нее постоянного места жительства и жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, б) отсутствие у кандидатов в приемные родители на момент создания приемной семьи судимости за умышленное преступление.

В настоящее время процесс национального усыновления и устройства детей в замещающие семьи регулируется следующими нормативными правовыми актами:

ü Кодекс Республики Беларусь о браке семье (КоБС);

ü Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь;

ü Положение о приемной семье: постановление Совета Министров РБ от 28 октября 1999 г. № 1678 (послед. изменения и доп. от 17 декабря 2007 г. № 1747);

ü Положение о порядке передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Республики Беларусь, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 февраля 2006 г. № 290 и рядом других документов.

Отдел образования как орган опеки и попечительства формирует банк данных с информацией о лицах, желающих взять в свою семью приемных детей на воспитание. При невозможности возвращения воспитанника детского приюта в биологическую семью и при отсутствии родственников, желающих взять над ним опеку, органами опеки и попечительства рассматривается вопрос его жизнеустройства в замещающую семью.

Из имеющегося банка данных отбираются подходящие кандидаты в приемные родители, которым сообщается о возможности взять ребенка. Если после знакомства с ребенком, они это желание подтверждают, то ими подается заявление в орган опеки и попечительства о передаче им ребенка на воспитание в качестве приемных родителей.

В течение месяца с момента подачи заявления орган опеки и попечительства проводит обследование условий жизни лица (лиц), желающего взять де­тей на воспитание в приемную семью, изучают их личностные особенности, уклад жизни и традиции семьи, межличностные взаимоотношения в семье, оценивают готовность всех членов семьи удовлет­ворить основные жизненные потребности приемных детей и реализовать планы защиты их прав и законных интересов, что отражается в акте обследования ус­ловий жизни кандидатов в приемные родители.

Для подготовки заключения о возможности за­явителей стать приемными родителями органами опеки и попечительства истребуются из соответ­ствующих органов и организаций следующие до­кументы и (или) сведения:

ü копия лицевого счета с места жительства лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в при­емную семью, являющегося нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда;

ü справка с места работы с указанием занимае­мой должности или выполняемой работы и разме­ра заработной платы за предшествующий образова­нию приемной семьи год;

ü сведения об отсутствии (наличии) судимости у лица (лиц), желающего взять детей на воспитание в приемную семью;

ü сведения о том, лишалось ли лицо (лица), же­лающее взять детей на воспитание в приемную се­мью, родительских прав, было ли ограничено в родительских правах, было ли ранее в отношении его отменено усыновление, признавалось ли недееспособным или ограниченно дееспособным;

ü сведения о том, отстранялось ли лицо (лица), желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

Кандидаты в приемные родители должны также пройти медицинское освидетельствование.

Учитываются также жилищные условия кандидатов в приемные родители. На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 кв.м. жилой площади. Каждому ребенку обязательно нужна своя собственная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.

При определении пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка наряду с нормативно-правовыми критериями учитываются и воспитательные возможности семьи. Именно воспитательные возможности и выступают психологическими критериями подбора приемной семьи.

В Беларуси сегодня, также как и во многих других странах, разработана система отбора кандидатов в замещающие семьи.

Определение пригодности семьи к воспитанию приемного ребенка происходит в процессе первых встреч с ней психологов и специалистов сектора охраны детства. Специалисты, занимающиеся вопросами усыновления, как правило, имеют свою схему проведения первых встреч, основанную на личном опыте и понимании проблем приемных семей. Однако, вне зависимости от порядка обсуждения вопросов, в ходе первых встреч с кандидатами в приемные семьи, специалисту необходимо решить следующие задачи.

1. Установить с семьей доверительные отношения.

2. Выяснить, нет ли у кандидатов в приемные родители правовых противопоказаний, препятствующих созданию приемной семьи.

3. Выявить у кандидатов в приемные родители мотивы, побуждающие их к созданию приемной семьи.

4. Определить психологическую готовность кандидатов в приемные родители к воспитанию детей.

5. Ознакомить кандидатов в приемные родители с психофизиологическими особенностями детей, которые могут быть переданы на воспитание в семью.

6. Проинформировать о правовых вопросах создания приемной семьи.

Психологическая пригодность семейной пары к воспитанию приемного ребенка определяется по результатам тестирования, бесед и наблюдения. В качестве диагностических методик целесообразно использовать тест PARI – Родительско-детские отношения и 16-РF опросник Кеттела.

16-РF опросник Кеттела создан на основе шиpоко известного и популяpного личностного опpосника амеpиканского психолога Р. Кеттела (Kеттел Р., Эбеp Г.У., Тацуока М. Руководство по pаботе с вопpосником по 16 личностным фактоpам (16-PF) в клинической, педагогической, пpомышленной и исследовательской психологии с использованием всех фоpм теста. M., 1970). Тест может быть использован для многостоpоннего и углубленного изучения личности человека, его хаpактеpа, темпеpамента, интеллекта, эмоциональных, волевых, моpальных, коммуникативных и дpугих особенностей, что пpедполагает его пpименение в областях пpофоpиентации и pасстановки кадpов, медицинской психодиагностики, семейного консультиpования, педагогики, научных исследований и т.д.
Тест включает 184 вопроса и 3 варианта ответов на каждый них.

Критерии подбора семейной пары для усыновления.

Как правило, к психологическим критериям подбора семейной пары для воспитания приемного ребенка относятся:

– супружеские отношения кандидатов в усыновители (в случае, когда кандидаты в усыновители имеют ребенка – внутрисемейные отношения), которые должны характеризоваться доверием, доброжелательностью, демократичностью, эмоциональной включенностью;

– личностные качества родителей, такие, как открытость, альтруистичность, эмоциональность, эмпатичность, общительность, уверенность в себе, уравновешенность, терпеливость;

– наличие родительских установок, предполагающих безусловное принятие ребенка, уважение его индивидуальности, эмоциональную близость, адекватность требований, партнерские отношения и т.п.

Психологу важно установить мотивы создания приемной семьи. Как показывает практика, мотивы семей, имеющих собственных детей, и мотивы семей, не имеющих таковых, различаются. Если семья не имеет своих детей, то чаще всего мотивами создания такой приемной семьи выступают:

– желание реализовать себя как родителя;

– желание оставить кому-то нажитые материальные ценности;

– обретение смысла жизни;

– страх одинокой старости;

– желание сделать жизнь веселее;

– желание заполнить пустоту, образовавшуюся после смерти своего ребенка.

Некоторые мотивы приемными родителями не называются, хотя имеют место. Отчасти это происходит потому, что приемный родитель сознает – с таким мотивом ребенка ему никто не даст, отчасти потому, что приемный родитель и сам его не осознает. В числе таких мотивов желание сохранить семью, удержать мужа (жену), самоутвердиться в глазах окружающих, получить внимание и социальное одобрение за хороший поступок, «вылечить» супруга от алкоголизма и т. д. Воспитание по этим мотивам, без любви к ребенку, принятия его, понимания его трудностей, желания помочь ему, скорее принесет ему вред, чем поможет. Холодные, жесткие отношения в семье, отвержение ребенка калечат его не меньше, чем воспитание в интернатном учреждении.

Если органом опеки и попечительства принято заключение о пригодности кандидатов к исполнению обязанностей приемных родителей, то прежде чем будет организована их приемная семья, кандидаты в приемные родители должны пройти специальную подготовку, которая проводится специалистами на базе социально-педагогического центра и включает в себя комплекс занятий.

Направления подготовительных занятий:

1) социально-правовое, включающее изучение кандидатами в приемные родители-воспитатели нормативно-правовой базы органи­зации жизни ребенка в приемной семье и обеспечения соблю­дения его законных прав и интересов;

2) педагогическое, предполагающее овладение кандидатами в приемные родители-воспитатели знаниями об основных закономер­ностях формирования личности ребенка, оставшегося без по­печения родителей;

3) психологическое, предусматривающее сообщение канди­датам в приемные родители-воспитатели адаптированных знаний о психологических закономерностях развития ребенка и создании благоприятного психоэмоционального климата в семье.

Тематика занятий:

1. Нормативно-правовая база создания приемной семьи.

2. Организация процесса создания приемной семьи.

3. Психолого-педагогические условия развития и формиро­вания личности ребенка в семье.

4. Особенности развития и формирования личности ребенка, оставшегося без попечения родителей.

5. Адаптация ребенка в приемной семье с учетом его воз­растных особенностей.

6. Способы организации межличностного взаимодействия с ребенком в сложных педагогических ситуациях.

Учет специфики семейного положения кандидатов в приемные воспитатели и специфики социальной ситуации разви­тия ребенка предусматривает возможность включения в про­грамму дополнительных разделов:

1. Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родите­лей, в неполной приемной семье.

2. Особенности воспитания и социализации ребенка-инва­лида (ребенка, страдающего хроническим заболеванием) в приемной семье.

Содержание подготовки патронатных воспитателей реализу­ется в следующих формах:

♦учебная лекция с использованием интерактивных методов обучения;

♦синергическая беседа;

♦деловые и ролевые игры;

♦социально-педагогические и психологические тренинги и практикумы.

Примерный тематический план обучения приемных родителей-воспитателей включает 40 часов учебных занятий, из них – 20 тео­ретических занятий и 20 практических занятий и тренингов. Занятия проводятся специалистами в соответствующих облас­тях (психологами, социальными педагогами, врачами, юриста­ми) из числа сотрудников учреждения, на попечении которого находится ребенок (СПЦ и детский приют), или приглашенных специалистов заинте­ресованных учреждений и ведомств.

 

При определении семьи, желающей взять ребенка на воспитание, также начинается подготовка ребенка к успешной адаптации в приемной семье. Данная цель достигается посредством социально-психолого-педагогической работы с ребенком специалистов СПЦ по его подготовке к помеще­нию в приемную семью. В ходе данной работы решаются сле­дующие задачи:

• содействовать психоэмоциональной реабилитации ребенка;

• осуществить формирование у ребенка адекватного образа семьи;

• стимулировать развитие у ребенка мотивации проживания в приемной семье.

Под эмоциональной реабилитацией понимается комплекс мер, направленных на компенсацию последствий жизненной травмы ребенка, формирование у него чувства безопасности, доверия, развитие личностного потенциала. Травмирующим для ребенка является не только негативный опыт проживания в биологической семье, но и факт разрыва с ней, вследствие чего разрушаются как сами привязанности, так и способность их устанавливать. Прошлый опыт создает ожидания в отношении будущего и тем самым формирует поведение в настоящем. При подготовке ребенка к помещению в приемную семью необ­ходимо осуществить психокоррекционную работу, направлен­ную на восстановление доверия к людям, помощь в формиро­вании новых привязанностей.

Первоначально социально-педагогическая и психологичес­кая работа направлена на выявление социально-психологических особенностей личности ребенка. Данная работа включает:

– собеседование с воспитателями приюта для сбора данных о детях, т. е. информационная карта ребенка;

– наблюдение за детьми в ходе групповых занятий;

– проведение индивидуальных психологических консуль­таций;

–составление базы данных ребенка;

–заполнение карт психологического развития ребенка.

Данная работа направлена на подготовку детей-сирот к встрече с приемными родителями-воспитателями и проживанию в семье и реализуется посредством:

• индивидуальных консультаций и занятий с каждым ребенком;

• групповых занятий с детьми.

Для реализации данной цели содержание подготовки долж­но включать упражнения и задания, способствующие успешно­му процессу адаптации ребенка к новым условиям жизни. Ре­зультатом должны стать сформированные умения:

• ставить себя на место другого человека;

• устанавливать границы общения;

• раскрываться в общении;

• адекватно проявлять свои чувства, в том числе страхи, свя­занные с изменениями ситуации жизни;

• управлять своим поведением;

• выполнять различные роли, связанные с семейным взаимо­действием.

Подобранные формы работы и упражнения могут быть раз­делены на две группы. Упражнения первой группы направлены на коррекцию чувств ребенка. Упражнения второй — на форми­рование умений ребенка управлять своим поведением.

Используемые формы работы могут быть разделены на три уровня. К первому уровню относятся рассказ, проективные методики и сюжетно-ролевая игра, что доступно детям в возра­сте от 5 лет. Второй уровень направлен на формирование и раз­витие коммуникативных навыков и коммуникативной компе­тенции детей 9–10-летнего возраста. Третий уровень предпо­лагает беседы и просвещение по вопросам здорового образа жиз­ни, предназначен для подростков.

 

Примерное содержание работы по подготовке ребенка к помещению в патронатную семью

 

Тема занятия Направленность упражнений
«Давай познакомимся» Создание атмосферы доверия и при­нятия, взаимопонимания и сплочен­ности, а также пространства для обсуждения чувств детей и их отно­шения к помещению в семью
«Наши страхи» Содействие осознанию ребенком страхов, снятие у него эмоциональ­ного напряжения, уменьшение тре­вожности и развитие уверенности в себе, снятие страхов и опасений
«Я сержусь» Формирование умений справляться с гневом, раздражением, адекватно проявлять эмоциональные вспышки, преодолевать негативные пережи­вания, связанные с утратами
«Правила дружбы» Развитие умений понимать и чув­ствовать состояние других, обучение эмоциональной отзывчивости и про­извольному проявлению чувств
«Учимся договариваться» Развитие внимания к другим людям, социального доверия, формирование умения уступать и отстаивать свое мнение. Оказание помощи ребенку в обнаружении своих положительных сторон, ощущении понимания и при­знания со стороны других людей
«Мое поведение» Развитие рефлексии собственного поведения, формирование умения находить альтернативы в поведении, способствовать стимулированию обсуждения собственных вариантов поведения в конфликтных ситуаци­ях. Информирование о нормах пове­дения в окружающей среде, безопас­ном поведении в экстремальных ситуациях. Формирование адекват­ных форм поведения
«Искусство быть здоровым» Расширение информированности о здоровом образе жизни, последст­виях вредных привычек и зависи­мостей (наркотики, курение, алко­голь и т. д.)
«SOS — помогите мне» Формирование доверия к людям, умения осуществлять поиск и приня­тие поддержки, обращаться за по­мощью

Особенности организации первой встречи ребенка с приемными родителями.

Дети, если они не совсем маленькие, не могут не чувствовать, что в их жизни грядут перемены – встреча с приемными родителями, реплики воспитателей «С тобой хотят познакомиться тетя и/или дядя», прежний опыт, который свидетельствует, что некоторых детей забирают чужие тети и дяди, все это говорит ему о возможных изменениях в жизни. Отсутствие ясности и определенности, малое количество информации о людях, с которыми он познакомился, вызывают у него тревогу, заставляют домысливать и фантазировать. Чаще такие фантазии небезобидны и если в этот момент передать ребенка в семью, он будет испытывать сильный стресс. Поэтому ребенка необходимо подготовить к переходу в семью и особое внимание здесь нужно уделить организации первой встречи ребенка с потенциальными приемными родителями. Такая организация подразумевает выделение ряда этапов.

1. Знакомство приемных родителей с ребенком на его территории (в хорошо знакомом ему месте – приют, интернатное учреждение) и в присутствии людей, которых ребенок знает и которым доверяет. Приемным родителям нужно дать совет, чтобы они при первой встрече держались естественно и дружелюбно. Для установления контакта можно угостить ребенка, например, сладостями. Необходимо дать ему время присмотреться к новым людям, для чего им можно просто посидеть в помещении, где находится ребенок, поощряя его действия улыбкой. Чуть позже, когда ребенок освоится, социальному педагогу (воспитателю) можно организовать совместно с приемными родителями игру и привлечь его к участию в ней, что даст приемным родителям возможность использовать тактильные прикосновения не вызывая сопротивление ребенка.

Если приемные родители определились с выбором ребенка уже на первой встрече, прощаясь с ним, они могут сообщить ему, что скоро они навестят его снова. Желательно, чтобы перерыв между первой и второй встречей не превышал трех дней.

2. Вторую встречу лучше начать в присутствии знакомого ребенку работника детского учреждения. Если ребенок не тревожен и не напряжен, работник может тихонько удалиться, оставив его с приемными родителями наедине. Наиболее оптимальным общением является игра и беседа (для более старшего возраста).

Во время встречи родителям стоит немного поухаживать за ребенком, поправляя ему одежду и легонько прижимая его к себе. Если ребенок не сопротивляется телесным контактам, можно взять и какое-то время подержать его на руках. На второй встрече можно показать ребенку фотографии своего дома и членов семьи, которые в нем проживают, сопроводив фотографии коротким комментарием. Можно поинтересоваться, понравились ли ребенку фотографии, и хотел ли бы он жить в этом доме с ними. Фотографии следует оставить ребенку, с тем, чтобы он, обдумывая грядущие изменения, имел больше возможностей привыкнуть к семье.

3. На третьей встрече, если приемные родители чувствуют, что ребенок вполне с ними освоился и в целом им доверяет, им следует рассказать ему историю его переезда из детского учреждения в их семью. Это позволит ему контролировать ситуацию и меньше тревожиться. Ребенку 5-6-ти лет можно оставить календарь, по которому он будет отмечать дни, оставшиеся до переезда. Историю переезда можно иллюстрировать рисунками или игрушками.

Во время встречи приемным родителям следует рассказывать о себе и своей семье как можно больше: чем занимаются, что любят, что представляет собой местность, в которой они живут и т.д. Чем больше информации будет иметь ребенок о приемных родителях, тем он будет спокойнее относится к изменениям.

4. День переезда. Приемные родители могут попросить админи-страцию детского учреждения разрешить ребенку взять некоторые вещи из приюта с собой (м.б. обувь, платьице, игрушку и др.), заменив их новыми вещами. В день переезда целесообразно привлечь ребенка к упаковке этих вещей. Необходимо, чтобы взрослые (воспитатели, социальный педагог, психолог и т.д.), которых ребенок знает, попрощались с ним и выразили свое одобрение переезду. Ребенок должен чувствовать, что переезд санк-ционирован людьми, которым он доверяет. При прощании уместны слезы и напутствия. Это показывает ребенку, что он был в приюте (интернате) ценным и любимым. Даже если ребенок маленький (1-2 года), не стоит его передавать приемным родителям в то время, когда он спит. Ребенок должен осознавать весь процесс перемещения из одного места в другое.

Приемным родителям можно сделать прощальные фотографии группы детей и специалистов приюта (работников детского дома и т.д.) или же заснять сцену прощания на видеокамеру. В первое время, если ребенок будет скучать в приемной семье, можно будет вместе рассматривать фотографии (видеофильм) и вспоминать случаи из прежней жизни. В последующем фотографии (видеофильм) позволят приемным родителям реконструировать историю жизни ребенка, рассказать ему историю его появления в новой семье.

Следует помнить, что предлагаемые рекомендации являются примерными, поскольку каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп формирования доверия к взрослым людям. У одних детей оно может возникнуть через 2-3 встречи, у других – через 5-6 встреч. Забирать же ребенка в семью целесообразно, когда ребенок хорошо знает приемных родителей и не испытывает страха, оставшись с ними наедине.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 2620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.138 сек.