Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При разработке текста лекции были использованы. «Основы кризисного развития экономики при капитализме»

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИИ № 1 - ВВОДНОЙ

Ляшенко Г.И.

 

 

«Основы кризисного развития экономики при капитализме»

 

 

Конспект рассмотрен на заседании кафедры АКУ МБИ

 

Протокол № ____ от «___» ________________ 201___ г.

 

Санкт-Петербург

201__

Цель: ознакомить студентов с целями, задачами, содержанием и порядком изучения специального курса СД.04 «Антикризисное управление, роль, его месте в общей структуре подготовки студентов по специальности 080105 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент», «Международный менеджмент», помочь студентам понять причины возникновения кризисов в странах с рыночной экономикой, пути и способы их преодоления, углубить и обобщить их знания по вопросам экономических основ возникновения кризисов в России на современном этапе ее развития, роли государства в возникновении и разрешении кризисов, в антикризисном управлении.

 

Время: 2 часа;

Дата: ___________ 201__ г.

Основные вопросы:

1. Введение. Специальная дисциплина СД.04. «Антикризисное управление»: роль, место в общей структуре подготовке специалистов «Менеджмент организации», содержание, порядок изучения.

2. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии. Кризис и антикризис – элементы механизма рыночной экономики.

3. Типология кризисов. Признаки кризиса. Причины, сущность и закономерности экономических кризисов.

материалы из следующих источников:

1. Антикризисное управление: Общие основы и особенности России. Учебное пособие./ под ред. И.К.Ларионова. –М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2001. - 248 с.

2. Антикризисное управление. под ред. Э.М.Короткова. –М.: ИНФРА, 2002. - 432 с.

3. Шепеленко Г.И. Антикризисное управление производством и персоналом: Учебное пособие. –Ростовн/Д: издательский центр «МарТ», 2002. –176 с.

4. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура: Учебно-практическое пособие/ Отв. ред. Г.А.Александров. –М.: Издательство БЕК, 2002. –544 с.

5. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебное пособие для ВУЗов. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –223 с.

 

ВОПРОС 1. Специальная дисциплина «Антикризисное управление»: роль, место в общей структуре подготовки специалистов АКУ, содержание, порядок изучения.

Термин «антикризисное управление» в современной российской экономической теории и практике возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название «антикризисного». Но название названием, а суть его вызывает большие дискуссии. Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет. История экономического развития многих стран это подтверждает. И надобность в антикризисном управлении отпадет? Значит ли это, что такой тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение? Зачем же тогда изучать его, создавать научную концепцию и готовить специалистов в системе высшего образования?

К. Маркс доказал, что источником кризисов в общественном развитии является экономика, основанная на частной собственности и влияющая таким образом на структуру и столкновение интересов. Отсюда следует, что общественно-экономическая формация, устранившая частную собственность, исключает и саму возможность кризиса. И в еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления предприятиями не только не были актуальными, но даже не упоминались. В стране господствовала официальная установка относительно пропорционального и планомерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятии и в советский период была убыточной, в промышленности, примерно, 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Наличие таких убыточных предприятий вызывалось тем, что государство сознательно устанавливало более низкие цены на продукцию части предприятий (как правило, социально-значимых), в связи с чем возникал такой феномен (в понятиях рыночной экономики), как планово-убыточные предприятия. Что касается других убыточных предприятий, помимо плановой убыточности из-за сознательного занижения цен, то в таком случае убыточность была, как правило, следствием бесхозяйственности и к предприятию применялись административные меры воздействия: от смены руководства до реорганизации, в том числе в виде присоединения к другому предприятию или объединению. Задолженность колхозов Госбанку реструктуризировалась или периодически списывалась. Многие убыточные колхозы преобразовывались в совхозы, а убытки при этом покрывались за счет дотаций из бюджета. Все это также можно отнести к антикризисному управлению, осуществляемому в условиях планово-распределительного хозяйства, хотя сам термин " антикризисное управление " тогда не применялся.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в России с 1992 по 1999 гг. проблемы антикризисного управления приобрели особую актуальность в силу следующих обстоятельств.

Во-первых, в условиях рыночно-капиталистического хозяйства (именно такая система стала утверждаться в России в процессе реформ) антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики.

Во-вторых, по мере продвижения страны по пути т.н. " реформ " в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удельный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и вплоть до 2000 г. продолжал расти. Удельный вес неплатежеспособных предприятий (по сути - банкротов) значительно больше, так как многие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для покрытия своих денежных обязательств. Обострение кризиса в России вызвало потребность в эффективном антикризисном управлении. Это заказ практики.

Объективно, кризис характеризуется множеством взаимосвязанных ситуаций, повышающих сложность и риск управления. При этом возможны отдаление кризиса и его профилактика, стабилизация кризиса, перерастание одного в другой, выход из кризиса, который не исключает его как из настоящего, так и из будущего. Не только экономика, но и природа функционирует циклично, и не только процесс развития экономики рождает кризисные ситуации.

На разных этапах развития общественного сознания отношение к кризисам было различным. Например, одна позиция заключалась в том, что кризис - всегда следствие природных явлений, а другая, - что кризис - порождение самого человека, его ошибок, предрассудков, незнания, неверия.

Наступление кризиса определяется реальными тенденциями развития производства и экономики в целом, потребностями их периодической реконструкции. А глубина и характер кризиса зависят от управления, т. е. возможностей при решении проблем предвидеть и смягчать кризисы, использовать их во благо развития. Известно, что основной потребностью современного управления и главным фактором его эффективности является профессионализм, который в свою очередь определяется подготовкой специалистов, способных предвидеть, своевременно распознавать и успешно решать все проблемы развития. Вот почему в процессе подготовки менеджеров возникла потребность изучать специальный курс, посвященный а нтикризисному управлению.

В существующих учебниках и учебных пособиях по антикризисному управлению реализуются различные подходы к концепции антикризисного управления. Или оно рассматривается как проблема исключительна макроэкономического масштаба и совершенно упускается из виду, что кризисы возникают в отдельной организации и не всегда зависят от общей экономической обстановки; или рассматриваются только экономические аспекты кризиса и оставляются в стороне социальные, политические, психологические, организационные, управленческие, природные и др.

В последние годы ХХ века в нашей стране появились и издания по антикризисному управлению, которые в основном излагали западные теорию и опыт антикризисного управления. Позже появились работы отечественных авторов с комментариями закона о несостоятельности (банкротстве) (1992 и 1998 гг.) и другие нормативные акты в области антикризисного управления, которые в своей основе также все еще копировали (да и копируют еще и сейчас) западные системы антикризисного управления. Изучение зарубежного опыта антикризисного управления, безусловно, необходимо и полезно. Многие элементы этого опыта могут быть использованы и в условиях российской экономики, однако далеко не все.

В России же есть своя специфика, которую, безусловно, необходимо учитывать. Если начать в настоящее время проводить процедуру банкротства по западным стандартам, то придется объявить банкротами более двух третей российских предприятий. Это приведет не только к очередному тотальному переделу собственности, причем в пользу иностранцев, так как у подавляющего числа россиян по-прежнему нет (и не ожидается в ближайшем будущем) достаточного количества денег для скупки обанкроченных предприятий даже по бросовым ценам. К тому же разовое банкротство подавляющего большинства предприятий вызвало бы в стране экономический хаос, чреватый разложением государства. Кроме всего прочего, «пропускная способность» арбитражных судов во много раз меньше того количества дел о банкротстве, которое возникло бы, если начать следовать требованиям рыночных реформаторов о возбуждении дел о банкротстве в отношении всех неплатежеспособных предприятий.

Именно учет специфики современной России в антикризисном управлении и составляет отличительную черту курса специальной дисциплины СД..04 «Антикризисное управление», читаемого в Международном банковском институте для студентов студентов по специальности 080105 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент», «Международный менеджмент». В данном курсе, рассчитанном на 32 часа учебного времени, будет рассмотрено антикризисное управление во всем комплексе его проблем, связанных с государством, экономикой, производством, организацией, человеком. При этом принимаются во внимание не только возможные масштабы кризиса, но и его различные формы, содержание, причины и последствия.

Цель изучения данной специальной дисциплины - дать студентам знания основ теории и практики антикризисного управления предприятиями, учреждениями, организациями различных форм собственности, помочь студентам овладеть основным инструментарием антикризисного управления и его применением в современных условиях России, сформировать системное представление о путях, методах и процедурах, законодательной и нормативной базе антикризисного управления, месте и роли антикризисного управления в восстановлении экономики России.

Данная дисциплина является важной частью подготовки студентов по специальности 080105 «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент», «Международный менеджмент», по вопросам антикризисного управления. Она дает знания по основам теории антикризисного управления и базируется на знаниях, полученных студентами ранее при изучении дисциплин «Экономическая теория», «Менеджмент», «Экономико-математические методы», «Экономика организаций (предприятий)» и др.

Основные виды учебных занятий - лекции и семинары.

При чтении лекций (20 часов) будут раскрыты наиболее сложные проблемы курса, помогут систематизации получаемых знаний в соответствии с учебной программой. Курс лекций при изучении дисциплины построен по логической схеме углубления знаний, а также их дополнения, конкретизации и детализации по отдельным характеристикам, имеющим решающее значение в понимании всех процессов возникновения и разрешения кризисов.

На семинарах (10 часов) будут анализироваться проблемы, вызывающие затруднения у студентов при самостоятельной работе, происходит углубление и обобщение их знаний.

Изучение рекомендованной литературы студенты будут осуществлять в ходе самостоятельной работы и при подготовке к семинарам (фиксированные выступления).

В результате изучения учебной дисциплины студенты должны:

Знать:

· Причины возникновения кризисов, разновидности кризисов, потребность и необходимость антикризисного управления на предприятиях (учреждениях, организациях) различных форм собственности в условиях современной России;

· Цели, задачи, пути, методы и процедуры антикризисного управления предприятиями, возможности их применения для финансового оздоровления учреждений, организаций различных форм собственности;

· Законодательную и нормативную основу антикризисного управления;

· Место банкротства в общей структуре антикризисного управления, структуру, цели и задачи, решаемые антикризисным управляющим при реализации различных процедур банкротства;

· Основы кадровой работы при реализации антикризисного управления.

Уметь:

· применять на практике результаты оценки, анализа и прогнозов, мониторинга экономического и финансового состояния предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности;

· рационально управлять финансово-экономической деятельностью, организационным и социальным развитием предприятия, повышать их конкурентоспособность;

· разрабатывать мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия;

· применять все специальные процедуры антикризисного управления в соответствии с существующим законодательством;

· практически решать вопросы организационно-кадрового обеспечения антикризисного управления;

Быть ознакомлены:

· с современной практикой реализации антикризисного управления на предприятиях, в организациях и учреждениях различных форм собственности в России;

· с практикой рассмотрения вопросов финансово-хозяйственной деятельности (экономических споров) и дел о несостоятельности (банкротстве) должников в арбитражных судах России.

· с международным опытом реализации антикризисного управления при финансовом оздоровлении предприятий;

· с состоянием и перспективами развития законодательной и нормативной базы антикризисного управления в России.

Контроль знаний студентов осуществляется в форме зачета (2 часа) по завершении учебной дисциплины.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Язык гипертекстовой разметки HTML | Кризисное состояние, его уровни и типы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.