Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологического знания в период расцвета античной Греции




“Золотой век” Древней Греции дал миру имена и достижения мыслителей, в V-IV в. до н.э. центра экономической и культурной жизни в города Греции и южной Италии обусловили их ведущую роль в научных изысканиях.

Теоретические взгляды одного из последних представителей “великогреческой” науки ЭМПЕДОКЛА (490-430 до н.э.) во многом синтетичны. Его перу принадлежат сочинения “О природе” и “Очищение”, содержащие до 5000 стихов, 450 из которых сохранились. В мировоззренческих установках Эмпедокл продолжает линию милетских материалистов. Оригинальными представляются следующие идеи античного мыслителя:

- материалистическое решения вопроса о происхождении органической целесообразности. Ученый поставил вопрос о причинах сходства детей с родителями, высказав идею наследственности;

- при анализе познавательных процессов, особенно ощущений, Эмпедокл приходит к выводу, что “подобное познается подобным” (субъект и объект должны быть качественно однородны):”вода - водою, божий эфир - эфиром, а вражда - враждою печальной”;

 

- намечается вульгарно материалистический подход к механизму восприятия человеком окружающего мира. Ощущения, в его понимании, есть процесс проникновения частиц вещества в поры органов чувств, некоторые из которых проходят не задерживаясь – насквозь;

 

- впервые сформулирована теория зрения, в соответствии с которой глаз состоит из элементов-частей (огня и воды). Огонь и вода через поры оболочки выходят наружу, соприкасаясь со встречными частицами объекта. Сделан важный вывод: причина зрительного восприятия - активность глаза.

 

В центре внимания АНАКСАГОРА (ок. 500-428 до н.э.), от единственного сочинения которого сохранилось около двадцати фрагментов, проблема качественного превращения тел. На этой основе мыслителем формулируются его научно-мировоззренческие взгляды: качества существуют от века; вещи делимы до бесконечности; материя есть не стихия, а дифференциация, нуждающаяся во внешней силе, причине, толчке.

На этой мировоззренческой почве основываются психологические взгляды выдающегося мыслителя:

- душа, в его понимании, производна от ума, но только ум он полагал высшим началом, обладающим способностью познания и движения. Познание же души выводилось из ее сродства с первоэлементами (следуя принципу “подобное познается подобным”). На вопрос, телесна ли душа и какова сущность ее?, отвечал, что воздушна;

 

- другим отличительным признаком человека Анаксагор считал речь как компонент мышления: “Все животные обладают деятельным разумом, но не обладают... речевым (разумом)” - так называемым “переводчиком ума”;

 

- основой познавательного процесса Анаксагор считал ощущение, различающее, “что разряженное и тонкое - горячее, а плотное и густое - холодное”.

 

Одним из основателей и выразителем материалистического учения о душе в античности явился ДЕМОКРИТ (ок. 460 г. до н.э.- годы смерти неизвестны) - древнегреческий философ, ученый-энциклопедист. Ему принадлежит около 70 сочинений, охватывающих все области знаний того времени.

Демокрит положил подходы античного атомистического материализма, воплотившего в себе принцип причинности:

- душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Она является причиной движения тел, ибо атом имеет “разумную силу движения”. Душа, присущая всему окружающему, непрерывно материально обновляется с каждым дыханием;

 

- составляют душу только круглые, очень подвижные атомы (как у огня), которые “приводят в движение все тело”, развивают теплоту. Душа и теплота одно и то же, они - первичные формы специфических телец. Отсюда болезнь есть изменение пропорций распределения атомов. В молодости число подвижных атомов больше, в старости - меньше;

- в органах чувств мелкие атомы ближе к внешнему миру и более приспособлены к восприятию. Разумная часть души находится в грудной клетке.

 

Демокриту принадлежит заслуга в разработке важнейших проблем, повлиявших на развитие психологического знания античности:

о материальной основе происхождения жизни;

о человеке как совершеннейшем роде животного, “от природы способного ко всякому учению и имеющего помощником во всем руки, рассудок и умственную гибкость”;

об ощущении и мышлении как двух видах познания (различаемых пока еще на количественной основе);

о социально-исторической природе речи и имен - по установлению; о сновидениях и их образной причинности;

о сущности религии, о воспитании и образовании.

 

Во второй половине V в. до н.э. в Греции появляются учителя “мыслить, говорить и делать” - СОФИСТЫ.

Софистов принято делить на “старших” (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт) и “младших” (Алкидам, Ликофронт, Пол, Фразимах Халкедонский, Критий, Калликл).

Область их научных интересов - в антропологии. Человек и его слово становятся центральным предметом исследования, что уже самой постановкой вопроса было существенным шагом вперед в психологическом знании античности.

 

Эпохальным событием для античной культуры явилась жизнь ее ярчайшего представителя – СОКРАТА (ок.470 -399 до н.э.). Он интересен для психологической науки не только учением, но и своей жизнью. Ее итог: обвинение, осуждение и казнь. За четыреста лет до оформления христианства Сократ, для многих канонизированная личность, отдал жизнь, как он посчитал, за нравственное очищение человека в будущем. “Ты умираешь безвинно”, - говорила ему жена, на что услышала возражение: ”А ты бы хотела, чтобы заслуженно?” В обвинительном акте было записано: “Не признает богов, признаваемых государством,... вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь”.

 

Сократ никогда ничего не писал, сведения о нем - из вторичных источников, не всегда достоверны. Анализ его взглядов зачастую интерпретируется как отсутствие научной системы. Тем не менее результаты “заботы о себе” Сократа, под которой понималось нравственное и интеллектуальное самосовершенствование, пережили века.

Призыв на стенах храма Аполлона “Познай самого себя!” стал для мыслителя следующим после утверждения: ”Я знаю, что ничего не знаю”.

Главное в содержании его учения - этические вопросы, направленность исследования “внутрь себя”. Истинная нравственность, по его оценке, есть знание того, что прекрасно, что способствует жизненному счастью. В этой связи выделяются три основные добродетели: а) умеренность - знание, как обуздывать страсти; б) храбрость - знание, как преодолевать опасности; в) справедливость - знание, как соблюдать законы божественные и человеческие.

Учение Сократа определило направления исследования души. Это - изучение ее “устройства”, анализ структуры. В этой связи главным предметом своей мыслительной деятельности он определил человеческую речь, без которой невозможна никакая социальность.

 

Душа, в понимании мыслителя, есть чистое, нравственное. Это прежде всего психические качества индивида, свойственные ему как разумному существу, умеющему действовать согласно нравственным идеалам. Под влиянием деятельности Сократа термин “душа” в древнегреческом мышлении становится обозначением признаков, которые выступают в тех случаях, когда поведение человека рассматривается с точки зрения его волевой и интеллектуальной регуляции.

 

Связь КИНИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (просуществовала с VI в. до IV в. до н.э.) с Сократом часто преувеличивается. Ее представители Антисфен и Диоген Синопский в целом продолжали античные материалистические традиции. Наиболее характерными явились следующие теоретические взгляды ее представителей:

- души (психеи) материальны и имеют форму, аналогичную заключающим их телам;

- существует только индивидуальное, но не родовое, только чувственное, конкретное, но не общее (“лошадь я вижу, лошадности же не вижу”);

- чувственно познать можно только единичное. Теоретическое мышление может относиться только к совокупности отдельных предметов: ”Элементы неопределимы и непознаваемы, но чувственно постигаемы.

 

Аскетизму киников противостоял гедонизм (от “гэдонэ” - наслаждение) представителей КИРЕНСКОЙ ШКОЛЫ, просуществовавшей с IV в. до н.э. около шести столетий. Ее представители Аристипп, Феодор, Гегесий и другие в психологических воззрениях придерживались сенсуалистических позиций - ощущения рассматривались единственным источником знания.

 

В соответствии с мировоззренческими установками углублялся аппарат описания психических явлений: ощущение (“наличное удовольствие” в результате мягкого движения чувств) трактовалось как принцип теории познании; ощущения бывают либо приятными, цель которых удовольствие (они есть благо), либо неприятными, цель которых страдание (есть зло); ощущения являются критерием в области познания, а цель их - критерием в области поступков; счастье - это ощущение удовольствия или наслаждения (отсюда название школы “гедонистическая”); ощущение выражается в движении как источнике удовольствия и неудовольствия; однако не считается возможным всецело подчинить человека в погоне за чувственными наслаждениями мира, наоборот, руководствуясь разумом, мудрец не подчиняется удовольствиям, но господствует над ними.

В центре внимания мыслителей МЕГАРСКОЙ ШКОЛЫ - проблема соотношения единичного и всеобщего. В учении о душе ее представители (Евклид, Евбулид, Стилпон) утверждали, что существует только общее: разум, добро, бог, рассматриваемые как принцип, высшее самостоятельное благо - абсолют. Из высказываний ее представителей наиболее известно утверждение Диодора Крона: “Разумно, что действительно, недействительное - невозможно”. Идеалом научного знания школы являлась простота мышления как сущность сознания и познания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.