Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила постановки вопросов




Содержание ответа на конкретный вопрос находится в прямой зависимости от правильности его выражения и применения. «Задай глупый вопрос, и ты получишь глупый ответ». Такое определяющее влияние вопроса на характер ответа известно с давних пор. Во время одного из своих походов Александр Македонский взял в плен десять индийских философов. Они были известны своим умением остроумно и лаконично отвечать на поставленные вопросы. Александр решил испытать пленников, задав им трудные вопросы. Пятого по счету он спросил: «Что раньше – ночь или день?» Философ ответил: «День раньше по крайней мере на день», – но, увидев, что Александр не очень удовлетворен таким ответом, добавил, что не следует удивляться тому, что мудреные вопросы имеют столь же мудреные ответы. Вот почему при постановке вопросов следует соблюдать следующие правила.

1. Грамматическая форма вопроса должна четко выражать все элементы его логической структуры, обеспечивая возможность отличить вопрос от невопроса.

2. Вопросы необходимо ставить корректно. Они должны быть правильно сформулированы по содержанию и форме. Провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.

3. Следует предусмотреть альтернативность ответа на уточняющие вопросы («да» или «нет»). Например, на вопрос «Удовлетворяют ли потребности общества предметы потребления?» можно дать два альтернативных ответа: «Да, удовлетворяют» или «Нет, не удовлетворяют».

4. Вопрос надо формулировать кратко и ясно. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание и ответ на них.

5. Вопрос должен быть простым. Отвечая на сложный вопрос, предпочтительно разбить его на простые вопросы, так как ответы на них могут быть разные. Например: «Имеют ли справедливое распределение дохода и экономическая свобода точное количественное измерение?» Формулируя ответ на этот вопрос, следует иметь в виду, что для экономической свободы в масштабе страны не существует количественных оценок, а для справедливого распределения доходов – существует.

6. В сложных разделительных вопросах необходимо перечисление всех альтернатив. Например: «К какому виду налогов относится дорожный налог: федеральному или местному?» Здесь не указана третья альтернатива – региональный налог.

7. При формулировке вопросов следует отличать их обычную постановку от риторической. Риторические вопросы, как известно, представляют собой суждения, так как в них содержится утверждение или отрицание; обычные же вопросы суждениями не являются.

8. Вопрос необходимо формулировать в позитивной форме («Вы на следующей остановке выходите?»), а не в негативной («Вы на следующей остановке не выходите?»), которая может «подсказать» неправильный ответ и др.

Важно помнить, что только правильно поставленный вопрос способен выполнить свои функции и в аргументации, и в дискуссии, и в обучении. Например, один из наиболее распространенных методов исследования различных проблем общественной жизни – опрос. Цель опроса состоит в получении информации об объективных (процессы, события, происшествия) и субъективных (мнения, настроения, интересы и т.п.) фактах со слов опрашиваемых. Главное в этом методе – формулирование вопросов.

В основе общих требований, предъявляемых к формулировке вопросов, лежат рассмотренные формально-логические правила их постановки.

1. Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции.

2. Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе.

3. В вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значениями.

4. Контрольные вопросы не должны следовать сразу за основными.

5. Вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы).

6. При необходимости конкретизации ответа в вопросе можно ввести краткое предисловие.

7. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос.

8. Нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы.

Среди приемов убеждающего воздействия на оппонента известен метод Сократа, названный по имени древнегреческого философа. Сократ видел свою задачу в том, чтобы, беседуя и ставя все новые и новые вопросы, побуждать других людей самим находить истину. Обычно подобные беседы протекали в поисках ответа на вопрос: «Что такое х?» Под «х», как правило, понималось добро, справедливость или какое-либо другое нравственное явление. В ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся собеседниками ложными.

Профессиональная деятельность налагает свою специфику на правила постановки вопросов. Применительно к PR-деятельности, например, даются такие рекомендации: «Стройте вопросы так, чтобы самые важные из них (для вас) задавались бы после установления непосредственного контакта между опрашиваемым и лицом, проводящим опрос. В этом случае ответы, скорее всего, будут более точными. Первые вопросы должны быть полезными для целей опроса, но они не обязательно являются самыми важными...

Если имеется ряд смежных вопросов, объединяйте их в определенной последовательности в одну группу. Это поможет опрашиваемому сосредоточиться. Разброс в вопросах сбивает респондента с толку.

Если вы хотите задать особо деликатный вопрос, постарайтесь сделать это в конце. Таким образом, если опрашиваемый уклонится от ответа и откажется отвечать на последующие вопросы, у вас, по крайней мере, будет «спасена» первая часть опроса...»[1]. Как видно, в постановке вопроса, его формулировке, времени «введения в беседу» состоит большое искусство мыслить и управлять аргументацией.

Соблюдение правил постановки вопросов и приемов их практического использования с логической необходимостью приводит к соответствующим ответам.

1.3. Ответ: сущность, виды и правила выражения

Ответ – это суждение или совокупность суждений, вызванных вопросом. Основные функции ответа – уменьшение неопределенности, заключенной в вопросе, или указание на неправильную постановку вопроса.

1.3.1. Классификация ответов. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, не равнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Поэтому различают следующие виды ответов.

1. По области поиска ответы делятся на прямые и косвенные.

Прямым называется ответ, который берется непосредственно из области поиска ответов, без дополнительных сведений или рассуждений.

Косвенный ответ берется из более широкой области, нежели область поиска ответов, он связан с прямым ответом некоторым логическим отношением по истинности.

Например, на вопрос «Кому принадлежит мысль: «действительная цена всякого предмета, то есть то, что каждый предмет действительно стоит тому, кто хочет приобрести его, есть труд и усилия. нужные для приобретения этого предмета»?» можно ответить: «Эта мысль принадлежит известному шотландскому экономисту XVIII века, одному из крупнейших представителей классической политэкономи и». Этот ответ – косвенный. Он, как и схема его построения, то есть его основа, не содержится под вопросительным знаком, однако из него логически следует прямой ответ: «Эта мысль принадлежит А. Смиту». По сравнению с прямым косвенный ответ нередко содержит дополнительные сведения и потому используется для всестороннего рассмотрения вопроса.

2. По объему информации различают полные и частичные ответы.

Полный ответ без остатка устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и делает неизвестное известным. Им является всякий прямой ответ, а также всякое непротиворечивое суждение, из которого следует прямой ответ. Полный истинный ответ называется исчерпывающим. Таким образом, всякий исчерпывающий ответ является полным, но не наоборот.

Частичный ответ только в некоторой степени устраняет сообщаемую вопросом неопределенность и приближает превращение неизвестного в известное. Им является всякое суждение, вытекающее в качестве следствия из прямого ответа на основе принятых положений, но не наоборот. Например, на вопрос «Готово ли правительство России твердо взять власть в свои руки и поднять жизненный уровень граждан?» депутат ответил: «Правительство России не может поднять жизненный уровень граждан, так как не разработана его концепция». Ответ частичный: нет ответа на первую часть вопроса.

3. Кроме этого, по отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением, логически с вопросом не связанным.

4. По степени точности ответы могут быть определенными и неопределенными.

5. По грамматической структуре – краткими и развернутыми.

6. По семантической характеристике – истинными или ложными.

1.3.2. Правила выражения ответа. Знание правил постановки вопроса и его связей с ответом позволяют сформулировать следующее.

1. Ответ должен быть ясным, однозначным и кратким. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловить трудно.

2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. «Толкут воду в ступе», – говорят в таких случаях.

3. При некорректной постановке вопроса ответ должен содержать и указание на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В-третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых – ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы – отвергать эти ложные предпосылки.

4. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос. Например: «Послушай, надоело! Стоит мне спросить тебя о чем-нибудь, ты отвечаешь вопросом... – Да что ты говоришь? Неужели?»

Вопросно-ответный комплекс играет важную роль в искусстве аргументации. Поэтому современному специалисту нужно знать логическую сущность вопросов и ответов, их виды и правила, чтобы корректно их задавать и отвечать на них, различая уловки, которые могут применить собеседники по незнанию или преднамеренно.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 4379; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.